Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
К числу профилактических мер при дисфонии относится запрещение петь, громко декламировать и всячески перенапрягать голос. При остром начале заболевания важно дать полный покой голосу на 10 — 14 дней.
Содержание книги
- Позевывание при открытом рте.
- Чрезмерное участие корня языка и гортани в произнесении звуков.
- Упражнения на постановку и закрепление звуков следует проводить в большом количестве и в самых разных сочетаниях.
- Для детей с алалией характерно недостаточное развитие таких высших психических функций, как внимание и память.
- Детей, страдающих сенсорной алалией, нередко смешивают со слабослышащими детьми (см. Гл. «нарушения речи у детей с недостатками слуха»), с сенсорными афазиками (см. Гл. «афазия»).
- Афазия, как отмечалось выше, чаще всего возникает во взрослом возрасте. Но иногда она наблюдается и у детей. Как правило, детская афазия бывает двух видов: моторная и сенсорная.
- Просодическая (ритмико-мелодическая) сторона речи при сенсорной афазии, как правило, не страдает; речь детей достаточно интонирована.
- На начальных этапах применяют неречевые формы работы, помогающие организации деятельности детей. Широко используются различные неречевые игры, срисовывание, лепка по образцу.
- Низким речевым возможностям детей сопутствуют и бедный жизненный опыт, и недостаточно дифференцированные представления об окружающей жизни (особенно в области природных явлений).
- Союзы и частицы в речи употребляются редко.
- В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.
- В лесу живет (кто?) медведь.
- В основе формирования устной речи у детей лежит обучение составлению предложений разных типов.
- I этап — построение однословных предложений и предложений из аморфных слов-корней.
- В процессе диалога закрепляются элементарные формы речи, доступные детям словосочетания. Логопед вопросами, выразительной интонацией направляет диалог в нужное русло.
- Затем заучиваются слова, включающие данные сочетания, и далее — предложения с этими словами.
- Причины функционального заикания могут быть различными.
- Все описанные виды симптоматики заикания очень непостоянны, изменчивы. Меняется вид заикания: то оно проявляется в повторении звуков или слогов, то во внезапных остановках, паузах.
- Знакомство с обстановкой в семье (нет ли конфликтов, ссор, как реагирует на них ребенок).
- Отношение к детям должно быть ровным, ласковым, без порицаний. Малейшие успехи должны тут же поощряться.
- Связь логопедических занятий с «программой воспитания и обучения в детском саду» и общережимными процессами
- И наконец, поскольку дети на логопедических занятиях всегда говорят без запинок, А в процессе «режима молчания» речевой акт не совершается, у них вырабатывается стойкий рефлекс на нормальную речь.
- Какова распространенность заикания?
- Тахилалия может возникнуть уже в детстве и, если не проводить специальной коррекционной работы, усилиться в переходном возрасте и остаться на всю жизнь.
- М. Е. Хватцев отмечал, что патологически замедленный темп речи нередко встречается у умственно отсталых детей.
- Какой темп речи принято считать нормальным?
- Подобная методика, направленная на механическую тренировку зрительного восприятия, оказалась неэффективной, и нарушения письма и чтения долгое время оставались непреодолимым дефектом.
- Написание слов по картинкам.
- Это замены букв по графическому сходству (вместо и пишется ш и наоборот, вместо л — ми наоборот и Т. Д. ) и по графическому признаку (вместо б — д и наоборот, вместо т — ш и Т. П. ).
- Основные направления коррекционной работы по устранению нарушении письма и чтения
- Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние.
- Постепенно от умения слышать отдельный звук в составе слова детей подводят к овладению навыками полного звукового анализа простейших односложных слов.
- Что вы знаете о причинах, вызывающих дисграфию и дислексию у детей?
- Составьте конспект урока по развитию навыков звукового анализа и синтеза на начальных этапах обучения грамоте.
- Затруднения в дифференциации звуков на слух порождают многочисленные нарушения звукопроизношения.
- Какова роль слуха в формировании личности ребенка?
- Большинство нарушений голоса являются приобретенными в процессе развития детского организма и его речевой функции.
- Если подобные нарушения голоса возникают у ребенка в раннем возрасте, это приводит к значительным трудностям в речевом общении, к сужению социальных контактов.
- К числу профилактических мер при дисфонии относится запрещение петь, громко декламировать и всячески перенапрягать голос. При остром начале заболевания важно дать полный покой голосу на 10 — 14 дней.
- Формирование правильного звукопроизношения.
- Особенности подхода к формированию правильной речи у детей
- Преемственность в работе детского сада и семьи
- Как следует проводить работу по формированию правильной речи у детей младших, средней, старшей групп.
- В 1930 г. при нервно-психиатрической лечебнице им. Соловьева была открыта первая логопедическая группа для заикающихся детей дошкольного возраста.
- Остановимся подробнее на характеристике детских садов для детей с нарушениями речи.
- Стационары и полустационары при детских больницах и психоневрологических диспансерах
- Глава XV. Основные направления коррекционного обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии
- В ряде случаев у детей возникают нежелательные изменения в эмоционально-волевой сфере, формируются негативные характерологические черты.
- Дети с задержкой психического развития
- Все эти дети, безусловно, нуждаются и в систематической медицинской помощи.
Особые условия необходимо соблюдать во время мутации. Период становления голоса требует внимательного, чуткого, тактичного отношения со стороны педагогов, родителей, так как пубертатный период протекает на фоне физических и психических изменений личности подростка. Мутация связана с быстрым ростом гортани. У мальчиков гортань увеличивается почти вдвое, у девочек — на одну треть. Соответственно изменяются и голосовые складки.
При разговоре и особенно пении голос мальчика неожиданно то срывается на высокие ноты, то начинает басить. Период мутации обычно длится 1,5 — 2 г.
В этот период нужно щадить голосообразующий аппарат, не кричать, не петь громко, особенно в сырых или непроветренных, накуренных помещениях. Если наблюдаются частые срывы голоса, неприятные ощущения при фонации, следует обратиться к врачу — фониатру. После периода мутации голос обретает свою индивидуальность и 25 — 30 лет остается неизменным. С возрастом в органах голосообразования начинаются атрофические изменения и он слабеет, изменяется его тембр. Лицам, профессия которых требует длительной голосовой нагрузки, рекомендуется специальная постановка речевого голоса, которая предохраняет от переутомления.
Нарушения голоса у детей дошкольного возраста очень важно предупреждать соблюдением профилактических мероприятий, занятиями дыхательной гимнастикой.
Родители и педагоги должны знать основные правила охраны детского голоса. При возникновении нарушения голоса, особенно если оно принимает хронический характер, следует направить ребенка на консультацию к отоларингологу, а в случае необходимости — на занятия к логопеду.
Контрольные вопросы
Какие нарушения голоса возникают при перегрузке голосового аппарата?
Чем различаются функциональные и органические нарушения голоса?
Как уберечь детский голос от перенапряжения и расстройства?
Литература
Максимов И. Фониатрия, — М., 1987.
Очерки по патологии речи и голоса/Под ред. С. С. Ляпидевского. — М., 1963. Таптапова С. Л. Коррекшюнно-.югопедичсскня работа при нарушениях голоса -М., 1984.
Глава XIII. Содержание и формы логопедической работы в детском саду
Требования «программы воспитания и обучения в детском саду» к культуре речи детей
Программа детского сада предусматривает всестороннее развитие личности ребенка. Однако личность ребенка не может формироваться без постоянного общения его со взрослыми. Воспитатели должны научить детей выражать свои мысли чистым литературным языком, свободно пользоваться разговорной (диалогической) и монологической речью. Полноценная речь — необходимое условие успешного обучения в школе.
Развитие речи детей начиная с раннего возраста является одним из ведущих разделов образовательной работы в детском саду. Общение ребенка с окружающими формируется постепенно: оно включает понимание речи и активное пользование ею с учетом правильного грамматического и фонетического оформления. На разных возрастных этапах требования к речи детей предъявляются разные. Так, в 3 — 4 г. дети должны уметь повторять за воспитателем короткий рассказ (составленный по игрушке, картине, серии картин), употреблять предложения с однородными членами, согласовывать слова в роде, числе, падеже; в 4 — 5 лет — самостоятельно составлять небольшие рассказы, пересказывать несложные тексты, осознанно пользоваться словами с обобщающим значением; в 5 — 6 лет — свободно строить простые и сложные по структуре предложения и грамматически правильно оформлять их, употреблять конструкции с прямой и косвенной речью, рассказывать о предмете, картине, используя готовый план, а также составлять самостоятельно рассказ по заданной теме.
Воспитание звуковой культуры речи является составной частью всей работы по развитию речи, которая проводится в детском саду. В «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» определены задачи этого важного раздела работы:
|