Какова распространенность заикания? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какова распространенность заикания?



Как подразделяется заикание по этиологическому признаку? Какой из этих видов заикания является наиболее тяжелым дефектом?

Почему прогноз органического заикания всегда хуже, чем функционального?

Почему для устранения заикания необходимо комплексное воздействие?

Почему заикание необходимо устранять в дошкольном возрасте?

Можно ли предупредить заикание? Обоснуйте вывод.

Почему заикание, как правило, значительно ослабевает или совсем исчезает в момент произнесения заученного текста?

Что такое логофобия? Как это явление сказывается на эффективности устранения заикания?

Каким образом можно использовать режимные процессы в детском саду для устранения заикания у детей?

Когда, с какой целью и кем организуется и проводится «режим молчания» с заикающимися детьми?

Контрольные задания

1. Используя материалы данного пособия и специальную литературу, составьте подробный план логопедического обследования заикающегося дошкольника.

2. Проведите самостоятельно логопедическое обследование заикающегося ребенка. Составьте на него речевую карту.

Проанализировав рекомендуемую литературу, составьте перечень мероприятий, которые должны проводить родители заикающегося ребенка по организации его общего и речевого режима в условиях семьи.

Напишите тезисы доклада для родителей на тему «Как предупредить заикание у детей».

5. Ориентируясь на схему логопедической помощи детям, составьте отдельную схему специальных учреждений по линиям двух ведомств — просвещения и здравоохранения, где устраняют заикание у детей раннего, дошкольного и школьного возраста.

Используя специальную литературу, составьте конспект логопедического занятия по устранению заикания у дошкольников.

7. Составьте план проведения собрания с родителями заикающихся детей.

8. Составьте план музыкального занятия с заикающимися дошкольниками.

9. Посетите на дому заикающегося ребенка. Выясните, как относятся в семье к дефекту малыша, к самому ребенку, какова обстановка в семье, соблюдают ли родители необходимые требования для успешного преодоления заикания. Проведите соответствующую беседу.

Понаблюдайте за речью заикающегося дошкольника, за его поведением, манерой говорить, вести себя во время разговора со взрослыми, со сверстниками. Сделайте подробные записи. Потом проведите аналогичное наблюдение за взрослым заикающимся. Полученные результаты сравните. Сделайте выводы.

Литература

Волкова Г. А. Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста по системе игр // Педагогические пути устранения речевых нарушений v детей. — Л., 1976. — С. 26 — 58.

2. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. — М., 1983.

Обучение и воспитание заикающихся дошкольников: Программа. — М. 1983.

4. Правдина О. В. Логопедия.- М., 1969. — С. 53 — 54, 151 —!72.

Селиверстов В. И. Современный комплексный метод преодоления заикания // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. — М., 1969.

6. Чевелева Н. А. Исправление речи у заикающихся дошкольников. — М., 1965;

Чевелева Н. А. Заикание у детей // Основы теории и практики логопедии. М., 1968. — С. 229 — 271.

Глава IX. Нарушения темпа речи характеристика темпа речи и его нарушений у детей

Одним из выразительных средств устной речи является ее темп. Замедляя темп своего высказывания, человек подчеркивает важность, особую значимость того, что он сообщает. И наоборот, ускоряя проговаривание некоторых фраз, мы часто этим самым выражаем второстепенность сообщаемого. Однако произношение при этом не теряет своей правильности и разборчивости. Таким образом, нормальному темпу речи свойственно то замедление, то ускорение. Указанные колебания в скорости высказываний будут зависеть от быстроты произнесения фонем, слов, фраз и от частоты и длительности пауз между словами и предложениями.

Принято считать нормальным такой темп речи, при котором за одну секунду произносится от 9 до 14 фонем. Необходимым условием для нормального темпа речи является правильное соотношение основных процессов, происходящих в коре головного мозга, — возбуждения и торможения.

Большинство детей не сразу овладевают нормальным темпом речи. Многие дошкольники говорят слишком быстро. Это объясняется тем, что у них еще слабы тормозные процессы и контроль за собственной речью. Часто несовершенство темпа речи возникает в результате подражания окружающим. Ребенок говорит то очень быстро, то слишком медленно даже в пределах одной фразы. Но в большинстве случаев такие явления с возрастом исчезают.

Однако в силу разных причин, о которых будет сказано ниже, у детей может возникать патологическое нарушение темпа речи: либо чрезмерное его ускорение — тахилалия, либо излишнее замедление — брадилалия.

Тахилалия

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Название это произошло от греческого слова tachus, что означает «быстрый», и lalia — речь.

По определению М. Е. Хватцева, при тахилалии произносится в секунду 20 — 30 звуков (при норме 9 — 14 звуков). Такую стремительную речь бывает трудно понять, даже когда не изменяется звукопроизношение. Но часто от быстроты высказывания происходит повторение слогов или, наоборот, их пропуск, искажение звуков, а иногда слов. Но всего этого говорящий, как правило, не замечает. Он часто не дослушивает собеседника и торопится высказаться сам. Бурный поток звуков и слов произносится без передышки, до полного выхода. Иногда неумеренно быстрый темп речи сопровождается быстрыми, подчас беспорядочными движениями рук, ног или всего тела.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.005 с.)