Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Большинство нарушений голоса являются приобретенными в процессе развития детского организма и его речевой функции.
Содержание книги
- Позевывание при открытом рте.
- Чрезмерное участие корня языка и гортани в произнесении звуков.
- Упражнения на постановку и закрепление звуков следует проводить в большом количестве и в самых разных сочетаниях.
- Для детей с алалией характерно недостаточное развитие таких высших психических функций, как внимание и память.
- Детей, страдающих сенсорной алалией, нередко смешивают со слабослышащими детьми (см. Гл. «нарушения речи у детей с недостатками слуха»), с сенсорными афазиками (см. Гл. «афазия»).
- Афазия, как отмечалось выше, чаще всего возникает во взрослом возрасте. Но иногда она наблюдается и у детей. Как правило, детская афазия бывает двух видов: моторная и сенсорная.
- Просодическая (ритмико-мелодическая) сторона речи при сенсорной афазии, как правило, не страдает; речь детей достаточно интонирована.
- На начальных этапах применяют неречевые формы работы, помогающие организации деятельности детей. Широко используются различные неречевые игры, срисовывание, лепка по образцу.
- Низким речевым возможностям детей сопутствуют и бедный жизненный опыт, и недостаточно дифференцированные представления об окружающей жизни (особенно в области природных явлений).
- Союзы и частицы в речи употребляются редко.
- В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.
- В лесу живет (кто?) медведь.
- В основе формирования устной речи у детей лежит обучение составлению предложений разных типов.
- I этап — построение однословных предложений и предложений из аморфных слов-корней.
- В процессе диалога закрепляются элементарные формы речи, доступные детям словосочетания. Логопед вопросами, выразительной интонацией направляет диалог в нужное русло.
- Затем заучиваются слова, включающие данные сочетания, и далее — предложения с этими словами.
- Причины функционального заикания могут быть различными.
- Все описанные виды симптоматики заикания очень непостоянны, изменчивы. Меняется вид заикания: то оно проявляется в повторении звуков или слогов, то во внезапных остановках, паузах.
- Знакомство с обстановкой в семье (нет ли конфликтов, ссор, как реагирует на них ребенок).
- Отношение к детям должно быть ровным, ласковым, без порицаний. Малейшие успехи должны тут же поощряться.
- Связь логопедических занятий с «программой воспитания и обучения в детском саду» и общережимными процессами
- И наконец, поскольку дети на логопедических занятиях всегда говорят без запинок, А в процессе «режима молчания» речевой акт не совершается, у них вырабатывается стойкий рефлекс на нормальную речь.
- Какова распространенность заикания?
- Тахилалия может возникнуть уже в детстве и, если не проводить специальной коррекционной работы, усилиться в переходном возрасте и остаться на всю жизнь.
- М. Е. Хватцев отмечал, что патологически замедленный темп речи нередко встречается у умственно отсталых детей.
- Какой темп речи принято считать нормальным?
- Подобная методика, направленная на механическую тренировку зрительного восприятия, оказалась неэффективной, и нарушения письма и чтения долгое время оставались непреодолимым дефектом.
- Написание слов по картинкам.
- Это замены букв по графическому сходству (вместо и пишется ш и наоборот, вместо л — ми наоборот и Т. Д. ) и по графическому признаку (вместо б — д и наоборот, вместо т — ш и Т. П. ).
- Основные направления коррекционной работы по устранению нарушении письма и чтения
- Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние.
- Постепенно от умения слышать отдельный звук в составе слова детей подводят к овладению навыками полного звукового анализа простейших односложных слов.
- Что вы знаете о причинах, вызывающих дисграфию и дислексию у детей?
- Составьте конспект урока по развитию навыков звукового анализа и синтеза на начальных этапах обучения грамоте.
- Затруднения в дифференциации звуков на слух порождают многочисленные нарушения звукопроизношения.
- Какова роль слуха в формировании личности ребенка?
- Большинство нарушений голоса являются приобретенными в процессе развития детского организма и его речевой функции.
- Если подобные нарушения голоса возникают у ребенка в раннем возрасте, это приводит к значительным трудностям в речевом общении, к сужению социальных контактов.
- К числу профилактических мер при дисфонии относится запрещение петь, громко декламировать и всячески перенапрягать голос. При остром начале заболевания важно дать полный покой голосу на 10 — 14 дней.
- Формирование правильного звукопроизношения.
- Особенности подхода к формированию правильной речи у детей
- Преемственность в работе детского сада и семьи
- Как следует проводить работу по формированию правильной речи у детей младших, средней, старшей групп.
- В 1930 г. при нервно-психиатрической лечебнице им. Соловьева была открыта первая логопедическая группа для заикающихся детей дошкольного возраста.
- Остановимся подробнее на характеристике детских садов для детей с нарушениями речи.
- Стационары и полустационары при детских больницах и психоневрологических диспансерах
- Глава XV. Основные направления коррекционного обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии
- В ряде случаев у детей возникают нежелательные изменения в эмоционально-волевой сфере, формируются негативные характерологические черты.
- Дети с задержкой психического развития
- Все эти дети, безусловно, нуждаются и в систематической медицинской помощи.
Исключение составляют нарушения, связанные с врожденным дефектом твердого и мягкого нёба и с нарушением слуха.
Нарушения голоса могут быть самостоятельным дефектом или одним из компонентов речевого дефекта (дизартрия, ринолалия, нарушение речи при тугоухости и глухоте).
Виды нарушений голоса
Нарушения голоса подразделяются на органические и функциональные. Это имеет значение для выбора методов специализированного (фониатрического) лечения и приемов логопедической работы.
Функциональные расстройства связаны с временными изменениями в гортани, поэтому в процессе занятий восстанавливается нормально звучащий голос.
При органических нарушениях наблюдаются стойкие изменения в строении гортани, голосовых складок и надставной трубы. В процессе занятий логопеду удается восстановить коммуникативную функцию голоса, но качества голоса (сила, высота, тембр) существенно отличаются от нормы.
Функциональные нарушения
Функциональные нарушения голоса у детей встречаются реже, чем у взрослых.
У детей наиболее распространенным нарушением является так называемая спастическая дисфония, возникающая из-за перенапряжения голоса. Начало развития дисфонии наблюдается приблизительно в 5-летнем возрасте, а наибольшая частота отмечается у детей в возрасте от 8 до 10 лет. Дисфония чаще возникает у детей с повышенной активностью, любящих громко говорить, кричать. Обычно у ребенка с дисфонией утром голос бывает ясным и чистым, но к вечеру постепенно нарастает осиплость.
Как правило, наряду с перенапряжением голоса при крике у детей наблюдаются хронический тонзиллит, аденоиды, ларингит. Внезапное нарушение голоса может проявиться у ребенка на фоне аллергического заболевания. Возникновению дисфонии могут также способствовать негигиенические условия фонации — пыль, дым, шум в помещении и т. п.
У детей появляются органические изменения в гортани — узелки посредине голосовой складки (так называемые «узелки крикунов»). Чаще они наблюдаются у мальчиков в возрасте от 5 до 10 лет.
Основная причина их появления — перегрузка неокрепшего голосового аппарата в сочетании с характерологическими особенностями детей и неправильным отношением родителей и воспитателей к развитию голоса. Наряду с этим нарушается фонационное дыхание — оно становится поверхностным, напряженным и слабым. Голос характеризуется стойкой хрипотой.
У детей может наблюдаться также и функциональная афония (отсутствие голоса). Характерной ее чертой является нестойкость патологических изменений в гортани и возможность появления звучного голоса при кашле. В этих случаях голос восстанавливается под воздействием лечения и специальных упражнений. К функциональным нарушениям относится также патологическая мутация голоса — физиологическое изменение голоса в переходном возрасте, сопровождающееся рядом патологических изменений в голосе и в голосообразующем аппарате.
Органические нарушения
Органические нарушения голоса подразделяются на центральные и периферические.
К центральным нарушениям относятся афония и дисфония, наблюдаемые у детей, страдающих дизартрией (СНОСКА: См. гл. III настоящего пособия.)
К периферическим нарушениям относятся расстройства голоса из-за патологических изменений в гортани. Причиной служат ларингиты, ожоги, травмы, опухоли, парезы мягкого нёба, расщелины нёба (СНОСКА: См. гл. IV настоящего пособия.), рубцовый стеноз (сужение) гортани после заболевания или микрохирургической операции и ряд других причин.
В связи с анатомическими изменениями в гортани и голосовых складках возникает афония и дисфония органического происхождения. При афонии ребенок говорит только шепотом, звук голоса не появляется даже при кашлевом толчке. При дисфонии голос монотонный, хриплый, глухой, часто с назальным оттенком, быстроиссякающий.
|