Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в тему. Актуализация опорных знаний и представлений

Поиск

– С чего начинается жизнь каждого цветкового растения?

– Откуда появляются новые растения?

– Жизнь цветкового растения начинается с семени.

Изучение нового материала

Рассказ учителя с использованием макета «Строение семени двудольного растения» по плану:

Строение семени растения (общие признаки):

Семенная кожура -защита от высыхания и повреждений, зародыш -зачаток будущего растения, семядоли – это первые листья;

Строение семени двудольного растения. Растения с двумя семядолями в зародыше семени называются двудольными. Семенная кожура, рубчик, семядоли, зародышевая почечка, зародышевый стебелек, зародышевый корешок.

 

Этап закрепления

1.Фронтальная работа на магнитной доске с моделью. Выставление карточек с названиями частей семени растения.

2. Выполнение лабораторной работы «Строение семени фасоли».

3. Зарисовывание в тетради по трафарету изображения семени фасоли, подписывание названий частей.

4. Работа с таблицей.

Части зародыша семени Органы растения, развивающиеся из части зародыша
Корешок  
Стебелек  
Почечка  

5. Обобщающая беседа по материалу урока

Итог урока

Заключительное слово учителя. Оценка активности и знаний учащихся на уроке. Домашнее задание (с. 32–34).

 

Методические рекомендации по изучению курса «Животные» в 8 классе

 

В процессе обучения умственно отсталых школьников изолированный словесный материал усваивается ими либо в узкоконкретном значении, либо совсем отрывается от наглядного опыта. В этом случае возникает возможность появления вербализма и неадекватного использования знаний в практической деятельности. Обучение биологии должно повышать уровень обобщений и организующей роли речи у учащихся, развивать их мыслительные процессы и тем самым стимулировать их умственное развитие. Поэтому главное место на уроках отводится тем средствам обучения, которые позволяют поднимать наглядное содержание учебного материала на уровень, при котором становится возможным переход к отвлечению и обобщению, характерному для словесно-логического мышления.                                        

Согласно теории поэтапного усвоения умственных действий
(П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), обучение представляет собой овладение системой умственных действий. Это происходит в процессе интериоризации соответствующего внешнего практического действия. Для того чтобы овладеть каким-либо действием, учащиеся должны усвоить соответствующую этому действию систему ориентиров и знаков. Эта система может быть дана ученику в готовом виде, а может быть составлена им самим на основе указаний, данных ему учителем. В процессе формирования академических компетенции, в том числе и естествоведческой, знакомство надо начинать с выполнения действия с материальными предметами. При этом школьникам трудно бывает выделить общие черты, увидеть ориентиры и указания, так как предметы имеют различные характеристики, не относящиеся прямо к формируемой компетенции. Чтобы лучше увидеть общие черты усваиваемого действия, ученик должен отвлечься от незначимых в данный момент свойств предмета. Следовательно, необходимо в процессе обучения перейти от действия с материальными предметами к действию с их заменителями, которые свободны от всех свойств, за исключением необходимых в данный момент.

Схематическая и графическая наглядность играет роль специального учебного средства, которое обеспечивает логическое упорядочивание учебного материала, оптимизирует его восприятие, запоминание и воспроизведение его школьниками. Подобное структурирование облегчает связывание отдельных частей учебной информации в единое целое, а также является опорой учебной деятельности умственно отсталых учащихся. Работа со схематической и графической наглядностью позволяет учителю организовать деятельность учащихся, направленную на анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование учебного материала. Эти действия с учебным материалом создают прочную основу для интериоризации знаний учащихся, то есть переводу их из внешнего во внутренний план психики. Мыслительные операции учащихся с учебным материалом способствуют формированию и коррекции у учащихся навыков аналитико-синтетической деятельности.

Как известно, осмысленное запоминание значительно продуктивнее механического, то есть без понимания заученной учебной информации. Как отмечает В. М. Пакулова, осмысленное запоминание отмечается при членении материала на части с выделением главного, существенного в каждой из них и во всем заучиваемом материале. Для этого необходима предварительная подготовка новой информации для воспроизведения и запоминания. Так, при использовании на уроке схематической и графической наглядности, необходимо учитывать память наглядно-образного и словесно-логического типов, ассоциативное запоминание достигается применением специально созданных для этих целей изображений и цветовой символики. В схемах и графической наглядности символика цвета указывает на их принадлежность к определенному структурно-логическому блоку. Используемые на уроках пиктограммы и идеограммы сохраняют некоторое сходство с реальными предметами или являются общепринятыми и заимствованными из повседневной жизни или искусственных языков, например, топографического, физико-математического, астрологического и т. п.

Доказано важное познавательное значение символической наглядности. Согласно данным исследователей, средства символической наглядности помогают развивать у учащихся такие необходимые качества, как логическая последовательность мышления, воображение, наблюдательность, а, следовательно, все это намного повышает интерес к изучаемым предметам.

Символические средства наглядности – подвижные схемы и таблицы различных типов, простейшие диаграммы и зарисовки, стрелки-указатели и контуры, элементы цвета и формы для обозначения существенных признаков изучения объектов или явлений и др.

К выполнению графических работ надо приучать учащихся постепенно, начиная с простейших схем, таблиц, графиков, а затем усложнять их как по форме, так и по содержанию.

Схематическая наглядность дает возможность сосредоточиться на главном – создать стержневой образ темы, помогающий прочному усвоению и запоминанию сообщаемого материала. Причем можно строить графические схемы как в процессе формирования новых знаний, «наращивая» отдельные ее элементы, параллельно с изложением учебной информации, так и с целью закрепления и обобщения.

Для создания такой схемы очень важно определить основную черту изучаемого материала и объединить вокруг этой главной особенности другие характерные признаки, затем вычленить сходные и различные признаки рассматриваемых предметов или явлений.

Такая наглядность должна быть «понятна» учащимися, то есть соотнесена ими со словом, обозначающим это понятие, а через него и с реальными предметами (Д. Н. Богоявлинский, Н. А. Менчинская). Соответственно, символические средства обучения должны применяться в тесной взаимосвязи со словесными методами, а также с другими видами иллюстративно-образной и натуральной наглядности.

Направления работы со схемами на уроках биологии:

· Составление рассказа учеником с опорой на схему

Например, Дыхательная система млекопитающих

 

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ     включают               носовая полость

                                                                                   носоглотка

                                                                                   гортань

                                                                                   трахея

                                                                                   бронхи

 

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА                                   

 

 

     ЛЕГКИЕ происходит   переход кислорода из вдыхаемого

                                                  воздуха в кровь                 

                                                  переход углекислого газа из крови

                                                  в выдыхаемый воздух                 

 

· Составление обобщающего рассказа по таблице (Расскажи по таблице.)

Группы птиц

 

Группа Особенности строения Чем питаются, тип клюва Представи-тели
Птицы, кормящиеся в воздухе Полет быстрый (стремительный), длинные остроконечные крылья, ноги короткие, хвост имеет выемку посередине Пища – насекомые (мухи, комары) Ласточки, стрижи
Птицы леса Крепкий клюв, цепкие пальцы Пища – насекомые (жуки, личинки) Дятел, синица
Хищных птицы Крепкий занятый клюв, острые загнутые вниз когти, острое зрение, быстро летает (планируют, пикируют) Пища – другие птицы или млекопитающие (суслики, мыши и др.) Сова, орел
Птицы пресных водоемов и болот 1) Ноги короткие с перепонками между пальцами; хорошо плавают и ныряют; 2) Ноги длинные, свободно передвигаются по болотам  1) Пища – водные растения, черви и другие мелкие водные животные. Клюв – широкий с множеством зубчиков по краям; 2) Пища – рыбы, лягушки и другие мелкие животные. Клюв – длинный острый с зазубринами 1) Утки; 2) Цапли
Птицы, обитающие вблизи жилья человека Собираются в стаи, кочуют в поисках корма, живут парами или колониями, строят гнезда в жилищах или около жилья человека Пища – зерно, семена трав, отбросы различных продуктов Голуби, воробьи
Домашние птицы 1) Туловище крупное, короткие закругленные крылья, летают тяжело, на верхней части головы красный зубчатый гребень, а под клювом красные «сережки»; 2) Туловище крупное; ноги короткие между тремя передними пальцами плавательный перегонки; плавают 1) Пища – семена растений, черви и насекомые; 2) Пища – водные и наземные растения. Клюв плоский с зубчиками по краям 1) Куры; 2) Утки, гуси

 

Значение птиц

 

В природе Для человека
Ограничивают рост растений Промысловые и домашние птицы поставляют мясо, яйца, пух
Содействуют опылению растений Насекомоядные и хищные птицы уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства
Способствуют распространению плодов и семян Птичий помет ценное удобрение
Ограничивают численность других животных (насекомых, червей, грызунов) Украшают жизнь человека
Служат кормом для других животных (птиц, пресмыкающихся, млекопитающих)  

 

· Составление рассказа с учителем в процессе фронтальной работы

 

                                              Группы млекопитающих

 

 

 


Грызуны        Парнокопытные  Хищники           Ластоногие

 

 

Зайцеобразные       Непарнокопытные      Китообразные          Приматы

· Соединение отдельных блоков схемы связующими стрелками с объяснением образующихся связей (Дополни схему.)

Например, тема «Рыбы». Учащиеся рассказывают о размножении и развитии рыб, а затем устанавливают последовательность этапов развития рыбы и составляют схему.

 

Схема «Развитие рыбы»

Икринка                             Зародыш                                           

             

Малек                                  Личинка

       

             Взрослая рыба  

· Дополнение текстовой схемы или схематического рисунка с использованием статьи учебника, иллюстраций или собственных наблюдений

    Например, дополни схему, пользуясь текстом учебника. Ученикам предлагается прочитать статью и записать названия представителей разных групп позвоночных животных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.12.88 (0.008 с.)