Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование рабочих тетрадей на уроках биологии в 9 классе

Поиск

На уроках в общеобразовательных организациях, реализующих АООП, традиционно применяются различные виды учебных заданий. Максимально сократить время на проверку знаний, выяснить, как усвоили материал все учащиеся, обобщить и систематизировать знания школьников позволяет использование на уроке и во внеурочное время рабочей тетради.

Рабочие тетради рассматриваются в современной дидактике как часть учебного комплекса. Совместно с другими средствами обучения (учебниками, дидактическим и раздаточным материалом) они служат выполнению задач обучения и воспитания. Тетради на печатной основе обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения. Позволяют предложить каждому учащемуся посильную работу и выявить возникающие затруднения. Выполнение заданий в тетради способствует формированию самостоятельности как в применении знаний, так и в выполнении заданий.

Использование тетради на печатной основе позволяет:

– обеспечить системность в усвоении знаний;

– предъявить достаточное для усвоения темы количество упражнений;

– продуктивно использовать время на уроке;

– предлагать более разнообразные формы заданий по сравнению с учебником;

– организовать дифференцированное обучение, индивидуальный подход на уроке;

– организовать самоконтроль: применение контрольных цифр, проверка при помощи выборочных ответов и т. д.;

– организовать постоянное повторение материала, правил и выводов;

– организовать самостоятельную работу на уроке и во внеурочное время.

Издательством «Просвещение» к учебникам по курсу «Биология» созданы следующие рабочие тетради:

1) З. А. Клепинина. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс;

2) А. И. Никишов. Биология. Животные. 8 класс;

3) Е. Н. Соломина, Т. В. Шевырева. Биология. Человек. 9 класс.

Далее рассмотрим некоторые возможности применения рабочей тетради на уроках биологии по разделу «Человек».

На уроке биологии использование рабочей тетради может способствовать решению различных как дидактических, так и коррекционных задач. Это разъяснение программного материала, дополнение материала учебника, позволяющее углублять и закреплять знания программного материала, обогащение и расширение представлений учеников, проверка знаний и умений, приобретенных на занятиях; формирование системы представлений и понятий по предмету, развитие приемов работы с различными источниками знаний; первичное закрепление и отработка формируемых умений и навыков; индивидуализация процесса обучения; организация самостоятельной работы школьников. Задания, представленные в тетради, требуют не только репродуктивного воспроизведения знаний (дополнение предложений, заполнение схем, выполнение тестов), но и анализа имеющейся учебной информации (исключение «лишнего» предмета/понятия, заполнение таблиц, сравнение). Содержание заданий способствует развитию памяти (тесты, кроссворды, подстановочные задания, заполнение схем и таблиц), внимания («третий лишний», работа с иллюстрациями), мышления («третий лишний», сравнение животных, заполнение таблиц), обогащению словаря (запоминание и использование новых слов и терминов).

Рабочие тетради по биологии для обучающихся с интеллектуальными нарушениями представляют собой набор заданий, составленных в соответствии с программой курса. Задания в тетради расположены в той же последовательности, в которой материал изучается в курсе биологии (естествознания).

Тетради хорошо иллюстрированы, к рисункам, фотографиям, схемам школьникам предлагается обращаться при выполнении заданий. Задания тетради не дублируют задания и вопросы учебника, они направлены на закрепление всего объема знаний и умений с помощью различных упражнений. Задания сопровождаются инструкциями, которые информирует школьников о том, как следует выполнять работу.

Для поддержания интереса к выполняемой работе, активизации познавательной деятельности применяются различные способы оформления заданий и занимательная подача материала: ребусы, кроссворды, загадки, деформированные слова и т. п.

С целью контроля и проверки знаний в тетради включены задания, требующие самостоятельного выполнения работы, без использования учебника, справочного или иллюстративного материала. К таким заданиям относятся тесты, письменные ответы на вопросы, вписывание пропущенных слов. Этими заданиями, предлагаемыми учащимся после изучения материала по теме, разделу, традиционно завершается каждый структурный блок.

По типам заданий, входящих в рабочие тетради по курсу «Биология» можно выделить:

1. Вопросники. Школьникам предлагается ответить на вопросы и выполнить задания письменно, а в ряде случаев устно. Вопросы могут требовать отражения знаний в том виде, в котором они были получены на уроке или применения знаний в другой учебной ситуации.

Из каких костей состоят нижние конечности? __________________

Из каких костей состоит тазовый пояс? _______________________

 

2. Подстановочные задания. Учащиеся должны заполнить пропуски в тексте предложенного им задания.

Эти задания подразделяются:

по степени сложности

– работу со справочным материалом

Организму человека необходимы питательные вещества, содержащиеся в пище – белки _________________________________ (вода, жиры, кислород, углеводы);

– восстановление пропущенных слов, обозначенных отдельной чертой

Организму человека необходимы питательные вещества, содержащиеся в пище белки, _______________, ______________.

– восстановление в предложении пропущенных слов без указания на их количество

Организму человека необходимы питательные вещества, содержащиеся в пище белки ________________________________________;

– восстановление предложения по предложенному началу

Организму человека необходимы питательные вещества __________.

по степени самостоятельности в применении знаний

– выполняемые с опорой на учебник;

– выполняемые без обращения к дополнительным источникам информации.

3. Тесты. Тесты могут быть разного вида:

– к каждому вопросу предлагается только один ответ

орган зрения                                   уши      

орган слуха                                     глаза

 

– одного из нескольких, предлагаемых к каждому вопросу

Например: Выбери правильные ответы.

Для того чтобы дышать чистым воздухом, необходимо:

– обязательно проветривать помещения для поступления свежего воздуха;

– мыть руки перед едой;

– ограничивать время пребывания в местах скопления автомобилей и промышленных зон;

– соблюдать режим сна, спать не меньше 7 часов;

– делать влажную уборку квартиры;

– на предприятиях устанавливать специальные фильтры.

При выполнении заданий учащиеся могли вписывать правильные ответы, обозначать цифрами номера ответов или вопросов либо соединять ответ с вопросом прямой линией.

4. Группировка понятий:

– классификация объектов по ведущему признаку;

– группировка нескольких объектов по ведущему признаку;

– группировка нескольких объектов по определенным признакам;

– выделение лишнего объекта или процесса.

Например:Выбери средства для ухода за кожей лица, рук, тела. Расставь цифры под рисунками.

1 – средства для ухода за кожей лица;

2 – средства для ухода за кожей рук;

3 – средства для ухода за кожей тела.

Например: Выбери и обведи предметы, необходимые для ухода за зубами.

5. Задачи. Эти задания содержат условие и вопрос. Задачи подразделяются по оформлению и объему знаний, необходимых для их решения.

Например: Рассмотри рисунок. Ответь на вопрос устно.

В скелете руки 14 костей пальцев. Большой палец состоит из двух костей. Из скольких костей состоят остальные пальцы, если в них число костей одинаково?

6. Задания, предполагающие работу по программе:

описание по плану (схеме)

Например: Расскажи о большом и малом кругах кровообращения, используя схемы. Подпиши название кругов кровообращения.

Левый желудочек – Артерии – Отдает кислород и питательные вещества + Забирает углекислый газ и ненужные вещества – Вены – Правое предсердие

Правый желудочек – Легочные артерии – Отдает углекислый газ и насыщается кислородом – Легочные вены – Левое предсердие

определение по описанию

Например: Соедини стрелками повреждения и меры первой помощи.

 

Перелом кости Покой или тугое бинтование сустава, холод на место повреждения, доставить в лечебное учреждение
Вывих сустава Приложить холодный компресс и доставить в лечебное учреждение
Растяжение связок Обеспечить неподвижность месту повреждения, наложить шину, доставить в лечебное учреждение

 

опыты, практические и лабораторные работы

Например: Проведи опыты. Запиши результаты.

Опыт № 1

Положи в сумку два учебника. По часам засеки время, в течение которого ты удерживал эту сумку перед собой на вытянутой руке.

Результат:_____________ минут.

Опыт № 2

Добавь в сумку еще два учебника. Повтори опыт, снова засеки время.

Результат:_____________ минут.

Сравни полученные результаты. Когда утомление наступает быстрее? Почему?

Проведи исследование.

Возьми один из перечисленных продуктов: пакет сока, пачку творога, сметану в пластиковом стакане, рыбные или мясные консервы в металлической банке, пакетик любых орехов, упаковку картофельных чипсов.

Внимательно рассмотри продукт в указанной последовательности. Результат запиши в таблицу.

Последовательность рассмотрения продукта Результат
Вид упаковки (металлическая, стеклянная банка, пластмассовая упаковка, фольга, бумага и т. д.)  
Сохранность упаковки (мятая, рваная, ржавая, неповрежденная и т. д.)  
Этикетка: · название продукта; · наименование предприятия-изготовителя; · адрес предприятия-изготовителя; · состав продукта; · калорийность; · срок годности; · дата изготовления; · наличие добавок и консервантов  
Заключение: – продукт может использоваться для питания; - продукт не рекомендуется к применению потому, что … (нарушена упаковка, не указано название предприятия-изготовителя, закончился срок годности и т. д.)  

 

занимательные задания и дидактические игры

Например: Отгадай загадку. Объясни ответ.

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится тот стук.

Составь слова.

Д И Е З Т Н Е Я Р И ___________________________________

А К С А Р Д А И  ___________________________________

 

заполнение таблиц, схем

Например:

 

Название заболевания Возможная причина
Гастрит Курение, ________________________________
Язва желудка Курение, ________________________________
  Употребление алкоголя

 

7. Работа с иллюстрациями

Например: Рассмотри рисунки. Какой вид закаливания изображен? Подпиши. Какие еще виды закаливания ты знаешь?

Рассмотри рисунки. Сделай из них разрешающие или запрещающие знаки. Придумай название.

При организации работы на уроке с тетрадью как частью УМК необходимо соблюдать следующие правила:

– работа в тетради проводится под контролем учителя;

– все задания выполняются в специально отведенных местах;

– ответы на вопросы должны записываться кратко и четко;

– рисунки выполняются только карандашами.

Работу с тетрадью на печатной основе на уроках биологии можно организовать по-разному:

– предъявление учителем задания и выполнение его на доске с коллективным обсуждением приемов работы;

– фронтальное предъявление и обсуждение приемов работы и ее результатов;

– выполнение работы в тетради индивидуально, с последующей проверкой у доски;

– индивидуальная работа в тетради после выполнения однотипного задания фронтально;

– выполнение заданий в тетради с последующей фронтальной проверкой.

Для формирования навыка выполнения определенного вида упражнений учитель предлагает школьникам развернутую инструкцию и коллективное обсуждение приемов работы.

Из заданий, предложенных в тетради, учитель может выбрать те, которые представляются ему наиболее значимыми. Тетрадь может быть использована на разных этапах урока. Для этого в ней собраны различные упражнения – как для контроля за качеством знаний, актуализации знаний, так и направленные на получение новых знаний.

 

План-конспект урока биологии в 9 классе

Тема урока: Органы кровообращения. Сердце и его работа.

Цель: продолжить формирование знаний о системе кровообращения (сердечно-сосудистой системе), ее строении и функциях.

Задачи:

– формирование новых анатомических и физиологических понятий – «сердце», «кровяное давление», «пульс»; повторение, закрепление новых знаний;

– коррекция мыслительных операции (в процессе анализа информации, выполнения операций сравнения, установления причинно-следственных зависимостей), обогащение словаря и развитие речи, активизация познавательной деятельности;

– формирование умения проводить самонаблюдение и анализ своего самочувствия, стремления вести здоровый образ жизни;

– прививать учащимся навыки самоконтроля.

Средства обучения: демонстрационные таблицы («Кровеносная система»); объемная модель сердца человека; карточки для работы у доски; раздаточный материал – карточки с изображением кровеносной системы; часы или секундомер.

Учебник, рабочая тетрадь.

 

Ход урока

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос по материалу предыдущего урока с использованием заданий рабочей тетради, устный опрос с использованием наглядного материала или работа с индивидуальными карточками-заданиями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.224.194 (0.007 с.)