Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На уроках по курсу «растения»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Специфика методов обучения биологии школьников с нарушением интеллекта заключается в специфике содержания методов биологии как экспериментально-теоретической науки, также в особенностях познавательной деятельности данной категории обучающихся, необходимости объяснять реально ощутимые или видимые свойства и изменения предметов и явлений живой и неживой природы, процессами и состоянием в скрытом, недоступном для непосредственного чувственного восприятия виде. Выбирая метод обучения, учитель должен исходить из того, что в данных конкретных условиях именно он будет оказывать наибольшее образовательное, корригирующее, развивающее и воспитывающее действие. Следовательно, отвергается всякая попытка вести преподавание с помощью какого-либо одного универсального метода обучения. «Особую важность во вспомогательной школе приобретает умение педагога пользоваться разнообразными методами, комбинируя их как на одном уроке, так и в цепи уроков», – подчеркивал А. Н. Граборов. Рассмотрим возможность вариативного использования методов обучения в предложенной Т. В. Шевыревой методике изучения курса «Растения. Бактерии. Грибы». Автор включает следующие наиболее целесообразные варианты сочетания учебных методов в уроки биологии в специальной школе. 1. Вступительная беседа совместно с изобразительной наглядностью – объяснение учителя с опорой на демонстрационный материал – работа по составлению таблицы (схемы) – пояснение учителя в сочетании с работой по гербарию. 2. Воспроизводящая беседа с опорой на гербарий и картинки – рассказ учителя с использованием изобразительных символов – пояснение учителя совместно с зарисовкой на доске – работа с гербарными образцами – вычерчивание в тетради таблиц (схем). 3. Рассказ учителя в сочетании с разъяснительной беседой – объяснение учителя совместно с применением символической наглядности – выполнение учебного задания с опорой на статьи учебника. 4. Воспроизводящая беседа в сочетании с использованием символической наглядности – постановка проблемы — поиск ее решения с помощью демонстрационного материала — пояснение учителя с опорой на схематический рисунок (схему) – работа в тетради. 5. Вступительная беседа в сочетании с изобразительной наглядностью – сопоставление гербариев (картинок) — объяснение учителя с опорой на демонстрационный материал – работа с учебником в различных вариантах. 6. Воспроизводящая беседа – рассказ учителя в сочетании с объяснением и использованием демонстрационного материала – работа по составлению таблиц (схем) – просмотр фильмов (на различных носителях) – упражнение с гербарием. 7. Упражнение по составлению подвижной схемы (таблицы) – пояснение учителя с опорой на схему – работа с учебником. В ботанических понятиях, формируемых в курсе «Биология» в Итак, при изучении морфологического материала, когда целью является ознакомление с формой и внешним видом растительного объекта, наибольший педагогический объект дают практические методы. В ходе практической работы удобно всесторонне изучать все признаки и свойства естествоведческого материала, одновременно овладевая умением производить практические действия и операции, необходимые для выявления этих свойств. При выполнении практических работ на уроках естествознания часто требуются лабораторные инструменты и специальные приборы. Следовательно, учитель формирует у умственно отсталых семиклассников умения пользоваться простейшим лабораторным оборудованием: ручная лупа, воронка, химический стакан, пробирка и т. д. Так, например, при изучении темы «Семя» педагог организует наблюдение зерновки пшеницы с помощью лупы с целью определения ее формы, окраски, внешнего строения. При этом используется алгоритмизированная пооперационная инструкция, представленная в учебнике или тетради на печатной основе. В ходе подобной работы умственно отсталые учащиеся рассказывали о результатах своих наблюдений, высказывали личные суждения, при обсуждении учитель организовывал широкое использование приема сравнения. Итак, практическая работа является источником новых для школьников знаний, в процессе работы с объектом (облиственные побеги, экземпляры простых и сложных листьев, травянистые и деревянистые стебли и т. п.) семиклассники познают его свойства и строение, а в результате делают выводы, усвоение которых является целью урока. Как было отмечено выше, знания по физиологии растений включают чувственный и логический компоненты приблизительно в равном объеме, поэтому усвоение физиологических понятий умственно отсталыми школьниками осуществляется преимущественно в процессе использования наглядно-словесных методов. Так, образование органических (питательных) веществ на свету (фотосинтез) является сложным физиологическим понятием, которое включает процессы поглощения листьями на свету углекислого газа из воздуха и синтез из него органических веществ (сахара, крахмала и т. д.), передвижение, использование и накопление образовавшихся в листе органических веществ в других органах растительного организма. На уроке «Образование органических веществ в растении» демонстрируются факты из практики выращивания растений на пришкольном участке, сравнение результатов учебных опытов (рост свеклы с подвязанными и нормально расположенными листьями, капусты с удалением части зеленых листьев и без их удаления и т. п.). Подобного рода «вещественные» доказательства дают возможность умственно отсталым учащимся убедиться в реальности своеобразного питания растений, существенно отличающегося от питания животных. Следующий демонстрационный опыт показывает, что только при свете в листьях растений образуется крахмал, а без света этого не происходит. Учитель обрабатывает йодом два листа растения, одни из которых – постоянно находился на свету, а другой – в темноте. Учащиеся приходят к выводу, что питательные вещества (крахмал) образуются в листьях только на свету. В процессе работы на доске (экране) учитель создавал схему «Питание растений на свету», которую далее можно использовать в качестве наглядной опоры для учащихся.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.103.204 (0.006 с.) |