Дополнения к II тому книги тарих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнения к II тому книги тарих



Иршат Зианбердин

Т А Р И Х

Т О М VI I

Кучумово ханство и Башкиро-Калмыцкая конфедерация.

Уфа-2018

 

 

УДК 94

ББК 63.3(2Рос.Баш)

З 59

 

Зианбердин И.Б.

 

З 59 Тарих. Том VII. О документах Кучумова ханства и Башкиро Калмыцкой конфедерации – Уфа: - 88с.

 

В настоящем VII томе книги «Тарих» рассказывается история башкир во времена правления в землях Муйтенева государства династии кучумовичей (…гг.) и история Башкиро-Калмыцкой конфедерации (1615-1703гг.).

 

УДК 94

 

ББК63.3(2Рос.Баш)

 

© Зианбердин И.Б., 2019

Предисловие к VII тому книги ТАРИХ.

По принятому у нас порядку в предисловии к каждому новому тому мы печатаем дополнения к предыдущим томам новых документов, которые стали известны нам во время работы над томами книги.

Дополнения к II тому книги ТАРИХ

Башкирский кумбаз из села Азнай Ишимбайского района.

Изображенной на фото Х.Зиннатуллина башкирском кумбазе, по нашему мнению, имеется текст арамейским письмом. Читается против часовой стелки (справа налево).

Фото и прорисовка текстов кумбаза прилагаются.

1. Транскрипция текста на внешнем круге:

«Дгуи: бст: зн: итг: лмh: к(л): агиг».

2. Транскрипция текста на внутреннем круге:

«Н(э): зат: аит: тт: сггн».

Звучания текстов на башкирском (религиозном) языке:

1 – «Дэгави: басут: зан: итаг: лэмег: кэл: агяh» и 2 – «Нэ: зат:аят: тат: сагыйин».

Переводы текстов на русский язык:

1 – «Молящегося печать – (это) мысль послушанная, блестящая (подобно мыслю) Всезнающего» и 2- «Нет знака, Осуществляющего правосудие (кроме) старания».

Примечание: По нашему мнению, данный постулат принадлежит Павлу Самосатскому, основоположнику несторианской религии, который по возведении на Антиохийскую кафедру своей проповедью монархианства вызвал споры. На Антиохийском Соборе 269 года был «обличён» пресвитером Мальхионом в ереси и был низложен. Павел отрицал божественную сущность Христа и различение Лиц Отца, Сына и Святого Духа, считая, что есть только одно божественное Лицо (Ипостась).

 Павел І Самосатский (греч. Παῦλος ὁ Σαμοσατεύς; 200, Самосата — 275) — епископ Антиохийский в 260—268; был осуждён как еретик на Антиохийском соборе. Ученик Павла Самосатского, священномученик Лукиан Антиохийский, был впоследствии учителем Ария.

Таким образом постулат, зафиксированный на башкирском кумбазе, можно датировать не позже 168 года нашей эры, то есть эпохой гуннского каганата.

История Башкиро-Калмыцкой конфедерации

Предисловие кистории Башкиро-Калмыцкой конфедерации.

Рассматриваемые в данном томе исторические события вообще не находят отображения в учебниках по истории Башкортостана. Описание означенной истории, это первый опыт в данном направлении.

В предисловии к книге даем разъяснения по законам буддизма, так как считаем, что, не зная обычая народа, с которым мы были в одном государстве, мы не сможем и правдиво описать и собственно свою историю тоже. Большинство читателей книги не знакомы с буддийскими обрядами, а калмыки исповедуют буддизм, не имеют сведений об официальном отношение буддийской церкви к бракам между правящими династиями (женитьба Ишим-султана на дочери тайши Хоорлука относится именно к таким бракам), историю калмыцкого тарханства и место тарханства в феодальной иерархии калмыков, значения титула «ценпо\\цэвенг\\субэк» и многих других до сих пор остававшихся неизвестными законам калмыцкого народа.

Свадебный обряд и меж династические браки в буддизме

Брак в буддизме считается общественным институтом, а не долгом, налагаемым религией на человека. Брак является общественным соглашением или институтом, созданным людьми для собственного благополучия и счастья. Этот институт служит для поддержания порядка и гармонии в процессе продолжения рода и, тем самым, отличает человеческое общество от мира животных. Хотя в буддийских текстах ничего не говорится на предмет моногамии и полигамии, мирским последователям рекомендовано ограничиваться одним супругом или супругой.

Википедия комментирует: «Будда не устанавливал никаких правил для семейной жизни, но он дал рекомендации, как сделать супружескую жизнь счастливой. В его проповедях есть немало указаний на то, что лучше и мудрее – быть верным одной супруге или супругу, не злоупотреблять чувствами и не ухаживать за другими партнёрами. Будда учил, что одна из основных причин падения мужчины – любовные отношения с другими женщинами (Парабхава сутта, Сутта Нипата 1.6). Здесь, несомненно, подразумевается, что и женщине, если она вступает в любовные связи с несколькими мужчинами, придётся страдать. Человек должен осознать трудности, испытания и страдания, через которые приходится проходить, чтобы просто поддерживать семейную жизнь. Они могут усилиться в несколько раз, если вы сталкиваетесь с ними на фоне дополнительных трудностей, созданных вами самими. Понимая человеческую слабость, Будда в одном из правил учил последователей воздерживаться от распутства или недозволенных половых отношений».

Как видим: брак в буддизме считается личным делом каждого, а не долгом, налагаемым религией. Буддизм предоставляет каждому человеку свободу самостоятельно решать все вопросы, связанные с браком. Тогда возникает вопрос, почему буддийские монахи не вступают в брак, раз в отношении его нет никаких правил? Причина здесь в том, что монахи выбрали образ жизни, направленный на служение людям. Безбрачие является частью этого образа жизни. Те, кто отрешился от мирской жизни, добровольно отказываются от семейных уз, чтобы избежать мирских обязанностей и тем самым поддерживать спокойствие ума. 

Исторически же государственный статус буддизма закрепили династические браки ценпо (царей) с китайской принцессой Вэнь-чэнь (637 г.) и непальской княжной Брікхуті (639 г.), каждая из которых прибыла в Лхасу с толпой буддийских советников, вооруженных священными свитками, реликвиями и т. др. Власть получила опытных политиков, дипломатов, психологов. Таким образом, исторически, в буддизме приветствуется меж династические браки направленные на улучшении жизни уммы. Мы думаем все эти опытные люди назывались у башкир (у других тюрков тоже) «Аулуг\\Улуг», что переводится в значении «Великий». Присутствие их на свадьбах было обязательным. Следовательно, правители башкир, женившиеся на дочерях калмыцких правителей, должны были иметь в своем приближении таких людей. По всей видимости в кладбище села Науруз Учалинского района установлен надгробный памятник, с текстом калмыцким письмом, одному из таких «Улуг», ибо текст эпитафии читается именно так.

Этот же подход меж династическим бракам соблюдался и во времена Гушихана. Джунгарское завоевания Тибета сопровождалось массовыми зверствами и резней, сожжением храмов и поселков, десятками тысяч жертв, однако далай-лама "простил" хану все грехи ради торжества ламаизма. Секта галукпа стала господствующей в Тибете, а далай-ламы сделали первый шаг к полной государственной власти.

О тарханстве в калмыцком обществе

Толковый словарь В.И.Даля и Википедия сообщают: «В Российском государстве тарханами называли марийцев, калмыков, башкир, мордву, мещеряков, которые не платили ясака и не получали жалование. У башкир тарханы были потомственные и личные. Освобождённые от налогов и повинностей, правом преимущественного выбора части в башкирских вотчинах, но обязанные нести военную службу. По своему социальному статусу тарханы приравнивались к детям боярским. У башкир звание передавалось по наследству. Звание получалось за особые военные, дипломатические или другие заслуги. Тарханы могли свободно выбирать и владеть общинной землей, а также пользовались другими государственными льготами. У чувашей, до присоединения к Российскому государству тарханами (турханами) назывались мелкие землевладельцы, феодалы. Тархан — обельный вотчинник, свободный от всех податей; встарь, иным тарханам давались и несудимые грамоты; ныне остались только почетно, без прав».

«Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинова уточняет – «ТАРХАНЫ — Низший класс у калмыков».

А в издании «Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период». Издательство «Наука», Москва, 1967 находим следующее описание этого титула - «Промежуточное положение в калмыцком обществе занимало сословие тарханов. Оно состояло из лиц, совершивших военные подвиги, в особенности спасших жизнь феодала в бою или оказавших ему другие важные услуги».

 О царях «Сувэк\\Цавенг\\Пэнцо» и об институте усыновлении в буддизме.

Божественность буддийских монархов (некоторые исследователи ведут речь только о тибетских монархах) их связь с Богом давала особый статус, зафиксированный в самом титуле – «ценпо (btsan po)», который в китайской транскрипции звучит как «zan bu», а в башкирской транскрипции, как я предполагаю, в форме - «сувэк».

По всей видимости, присвоение любых титулов происходило через обряд усыновления.

 О похоронном обряде у буддистов.

Википедия сообщает: «В изголовье могилы ставится шест, к которому крепится молитва, а в ногах покойного размещают обелиск с ритуальными письменами. Головой покойный должен лежать к Западу, ногами к Востоку. Если обряд не будет совершен по всем правилам, родственников умершего могут постигнуть несчастья. На камне (обелиске) должны быть выбиты мантры, содержащие священное слово "Ом"». Это священное слово на различных типах уйгурского письма, разновидностью которой является и калмыцкое письмо, пишется по следующему.

 Кстати, высокие каменные шесты имеются во всех могильниках в Башкортостане, которые носят названия «Калмык кырылган\\Смерть калмыков», «Калмак зыяраты\\Кладбища калмыков» и.т.д.

Я понимаю, что описывать историю башкирского народа, разделенного надвое государственными границами того времени очень трудно. Но, я надеюсь, что пытливый читатель сам разберется во всем.

Правление Ишим султана в Башкортостане с титулом «Цавенг\\Субэк».

  
1620 год. Официальное утверждение Ишим-султана правителем Башкиро-Калмыцкой конфедерации Далай Ламой V с присвоением ему титула «цавенг\\царь» (испорченная башкирская калька этого слова звучит как «сувэк\\царь»). Заключение между Ишим-султаном и сыновьями Хоорлюка - Елдингом и Лоузангом договора «О совместном использовании угодий». Возникновение «Башкиро-Калмыцкой конфедерации – вассала Джунгарской империи. Сохранились портреты того времени – Далай Ламы V и неизвестного правителя, возможно Ишим-султана или Мурат-султана, находящегося у Него в аудиенции.

В этом, 1620, году умер башкир-мусульманин по имени Гбсалям из села Сынташ современного Зилаирского района.

Транскрипция: «1001 мрхум булди Гпслам».

Перевод: «В 1001 году хиджра умер Габсалям».

Примечание: Пишут – «Сынташ (Мало Юлдыбаево). Основана в нач. 20 в. (по др. данным, в нач. 19 в.) на терр. Орского уезда как выселок жителями д.Юлдыбаево того же уезда. Второе назв. происходит от назв. местности Сынташ (һынташ, баш., букв. — каменная фигура)».

Хоорлук организовал Калмыцкое ханство в 1620 году и правил до 1640 года.

Примечание. Данная подписьХоорлука, уйгурским письмом, в дальнейшем использовалось Оорлукидами как родовая тамга.

1620-1625 годы. В Джунгарском ханстве правил Хаара-Хула.

1621 год. Получение жалованной грамоты башкирами елдякцами на свои земли.

1621-1639 годы. В малой ногайской орде правил Касым сын Слам-бека.

1621-1654 годы. Башкиры енейцы уплачивали в московскую казну 113 сусаров ежегодно.

1622-1631 годы. Выплата башкирами уранцами ясака в московскую казну 86 сусаров и 20 батманов меду ежегодно.

1622-1631 годы. Время правления нуратдина Каракилембета сына Уразмухамед-бека.

1622-1634 годы. Время правления Великого князя Ногайского Каная сына Тиннбай-бека.

1623 год. Дети Хоорлука заявили башкирам Катайской волости: «Прежде вы платили ясак ногаям, а ныне дадите ясак нам, и и мы пришлем к вам для ясака послов своих. Таким образом представители Башкиро-Калмыцкой конфедерации не признавали российское подданство башкир.

В этом, 1623, году уфимский воевода получил приказ не пропускать в Москву и Киев, Казань, и другие города торговых людей из Сибири и Средней Азии. Все они должны были торговать только в Уфе.

1624 год. Башкиры байларцы уплатили ясака в казну московского царства 114 сусаров и 21 батман меду. 1624 год. Получение жалованной грамоты башкирами Кир-Иланцами.

1625 год.

1626 год. Умер Ишим-сувэк-султан. Башкиры Кир-Иланцы получили жалованную грамоту на свои земли.

Список литературы и источников, использованных при написании VII тома книги ТАРИХ.

1. И.Б.Зианбердин. «Тарих. Том I», Уфа, «Лайм», 2018 год.

2. И.Б.Зианбердин. «Тарих. Том II», Уфа, «Лайм», 2018 год.

3. И.Б.Зианбердин. «Тарих. Том III», Уфа, «Лайм», 2018 год.

4. И.Б.Зианбердин. «Тарих. Том IV», Уфа, «Лайм», 2018 год.

5. И.Б.Зианбердин. «Тарих. Том V», Уфа, «Лайм», 2018 год.

6. И.Б.Зианбердин. «Тарих. Том VI», Уфа, «Лайм», 2019 год.

7. И.Б.Зианбердин. «Иршаднама. Том IX», Исянгулово, «Зианчуринская районная типография», 2011 год.

8. И.Б.Зианбердин. «Иршаднама. Том X», Исянгулово, «Зианчуринская районная типография», 2012 год.

9. И.Б.Зианбердин. «Хэкикэтте экиэт тимэгез!\\Не называйте истину сказкой!», Исянгулово, «Китап», 2007 год.

10. И.Б.Зианбердин. «Зианчуринская метрика. Том I», Исянгулово, «Китап», 2007 год.

11. И.Б.Зианбердин. «Зианчуринская метрика. Том II», Исянгулово, «Китап», 2007 год.

12. И.Б.Зианбердин. «Сулпылар\\Утерянные ценности», Исянгулово, «Гилем», 2008 год.

13. И.Б.Зианбердин. «Введение в башкирское архивоведение. Издание I», Уфа, «Лайм», 2016 год.

14. И.Б.Зианбердин. «Образцы древнебашкирской письменности. Авторский толковый словарь лексики малоисследованных артефактов», Уфа, «Лайм», 2016 год.

15. И.Б.Зианбердин. статья «Башкирские тамги на надмогильных плитах», в сборнике «Башкироведение», Уфа, «Гилем», 2005 год.

16. И.Б.Зианбердин. статья «Повелители северных тюрков», в сборнике «Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Исторический опыт межэтнического и межконфецонального взаимодействия народов России и Башкортостана как фактор и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в республике», Уфа, «Белая Река», 2017 год.

17. Кхароштхиписменный башкирский кумбаз (фото Х.Зиннатуллина) села Азнай Ишимбайского района Башкортостана с текстами – «Мыслящегося печать – это мысль послушания, лучезарная как мысль Всевышнего» и «Нет знака Всевышнего кроме старания».

18. Арабописменная эпитафия Усмана - жителя села Аптик (фото Х.Зиннатуллина) Ишимбайского района Башкортостана с текстами – «В 197 году хиджра Усман умер в 5 день месяца хамл».

19. Philipp Johann von Strahlenberg. Vorbericht eines zum Druck verfertigten Werckes von der grossen Tartarey und dem Koenigreiche Siberien. Stockholm, 1726 (полнотекст издания 1726 г. — на немецком языке).

20. М.Г. Новлянская Филипп Иоганн Страленберг: Его работы по исслелованию Сибири / Отв. ред. М.И. Белов. — М.-Л.: Издательство «Наука», 1966.

21. Артефакт с куфическим текстом из города Серпунов в пойме реки Ирман (Обь) из коллекции Страленберга с текстом – «Обучение изобилию, и послушанию, и обычаям, и последнему дню, и письму, и к горю, и к первичному и конечному, и вечному».

22. Янтарная подвеска с куфическим письмом из Самоделска Астраханской области с текстом – «Женщина наложница».

23. Керамическая форма для литья скульптурки феникса с текстом уйгурским письмом – «Наш царь и учитель (Иисус) подарил нам эти знаки».

24. Перстень из памятников Салтовской культуры (эпоха Дешти Кипчака) с арабским текстом – «Бог един».

25. Перстень с камнем из памятников Салтовской культуры (эпоха Дешти Кипчака) с арабским текстом – «Время разврата».

26. Факсимиле страницы хроники «Хикаят» из фондов архива восточного сектора Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН с рассказом об истории Казани.

27. Уйгурописменная монета Чекре-хана, найденная в селе Муллаш Тюменского района Тюменской области, фото Г.Першинга, с текстом – «Царь-богатырь Чекре-углан, каган страны Сибирь».

28. Уйгурописменная монета, найденная в селе Муллаш Тюменского района Тюменской области, фото Г.Першинга, с текстом – «Кагана надзирающего над Тюменью, сына Чекре эпоха осуществления правосудия».

29. Уйгурописменная монетаиз Сибири с текстом – «Орда рода Тайбуги страны Муйтенидов. Великий каган Чекре. Тамга».

30. Арабописьменная монета Мухамада ат Тарсани найденная в Ишимбайском районе Башкортостана, фото Х.Зиннатуллина, с текстом – «Султан Мухамад Тарсани хан. Время 908 год хиджра».

31. Арабописьменная монета Идиге найденная в Ишимбайском районе Башкортостана, фото Х.Зиннатуллина, с текстом – «Чекан Сарая ал Джадида.759 год хиджра. Султан справедливый, приверженец Мухамада, изгнанник Идиге хан».

32. Lucien Kehren «La route de Samarkand au temps de Tamerlan, Relation du voyage de l’ambassade de Castille à la cour de Timour Beg par Ruy Gonzalez De Clavijo (1403—1406)» (traduite et commentee par Lucien Kehren), Publ: Paris, Imprimerie nationale. Les editions: 1990, 2002 et 2006.

33. Факсимиле письма Аксак Тимура к французскому королю.

34. Арабописменная эпитафия жителя села Аптик (фото Х.Зиннатуллина) Ишимбайского района Башкортостана с датой «951 год хиджра».

35. Siegmund Freiherr von Herberstein. Rerum Moscoviticarum — издание 1557 года.

36. Записки о Московитских Делах Сигизмунда Вольного Барона в Герберштейне, Нейперге и Гюттенгаге // Барон Сигизмунд Герберштейн. Записки о московитских делах; Павел Иовий Новокомский. Книга о московитском посольстве / Пер. А. И. Малеина. — 1-е изд. — СПб.: Издание А. С. Суворина, 1908.

37. Факсимиле карты Герберштейна 1557 года.

38. Полн. Собр. Русск. Летоп., т. VI, стр. 43—208, т. VIII, стр. 186, 236; Карамзин, т. VI, пр. 104.

39. В.В.Трепавлов Посольская книга по связям России с Ногайской Ордой (1576 г.) М.: Институт истории РАН. 2003.

40. Собранiе писемъ Царя Алексѣя Михайловича съ приложенiемъ Уложенiя сокольничья пути, съ пояснительною къ нему замѣткою С.Т. Аксакова, съ портретомъ царя и снимками его почерка. Издательство: Тип. В. Готье, Москва, 1856 год.

41 Ф.Г.Миллер. (Федор Иванович). История Сибири. Издательство: Издательство Академии Наук СССР, М.-Л., 1937-42.

43. С.М.Соловьев. «История России с древнейших времен. Том VI» — СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1851—1879.»

44. Шэжэрэ башкир мингцев.

45. Шэжэрэ башкир усерганцев.

46. Шэжэрэ башкир племен бурзян-кипчак-усерган-тамъян.

47. Акты, относящиеся к истории Войска Донского, собранные генерал-майором А. А. Лишиным. — Новочеркасск: Тип. А. А. Карасева, 1891.— Т. 1.

48. Г.Д.Бурдей Русско-турецкая война 1569 г. — Саратов: Изд-во Саратов. Гос. ун-та, 1962.

49. Н.А.Мининков Донское казачество на заре своей истории. — Ростов н/Д., 1992.

50. Н.А.Мининков Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). — Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1998.

51. В.М.Пудавов История Войска Донского и старобытность начал казачества.- Новочеркасск. Тип. К.М.Минаева., 1890. — Вып. 1.

52. Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссией.: [В 5-ти т. с доп. и указ.]. - СПб., 1841-1872. - Редакторы томов указаны в предисловии. Т. 1: 1334-1598 / [Под ред. прот. И. И. Григоровича]. - СПб.: Тип. Экспедиции заготовления Гос. бумаг, 1841 год.

53. Н.А.Казакова Русский перевод XVII в. «Theatrum Orbis Terrarum» А. Ортелия // Вспомогательные исторические дисциплины. — Т. XVIII. — Л.: Изд. «Наука», 1987.

54. Marcel P. R. van den Broecke. Ortelius Atlas Maps. An illustrated Guide. — HES Publishers BV, 1996.

55. Шэжэрэ башкир юрматинцев.

56. Арабописьменная эпитафия села Мрясево (Кубаир) Ток-Соранского междуречья Оренбургской области с текстом – «».

57. Документы по истории Волго-Уральского региона XVI-XIX веков из древлехранилищ Турции: Сборник документов / Сост. И.А. Мустакимов; науч. ред. Д.А. Мустафина; под общ. ред. Д.И. Ибрагимова. Казань: Гасыр, 2008.

58. Шэжэрэ башкир юрматинцев.

59. Башкирское общество конца XVI – XVII в. по документам Уфимской приказной избы/ Сборник документов. Составители Б.А. Азнабаев, И.И. Буляков. Уфа, ИИЯЛ УНЦ РАН, 2015 год.

60. История татар. Том IV. Татарские государства XV–XVIII вв. Казань: Институт истории АН РТ, 2014.

61. Арабописьменная эпитафия села Гумерово Ишимбайского района, фото А.Мухаметова и Х.Зиннатуллина, с датой 989 год хиджра.

62. Гравюра по рис. А. Олеария, 1636 г - Самара, вид с Волги.

63. Арабописьменная эпитафия Иликай-мирзы из поселения Шишмэ Чишминского района Башкортостана с текстом – «Эта действительность хозяина благоденствия и (нашего) не существования. В Шишмах в молодости убит Иликай-мирза…».

64. Арабописменная эпитафия села Кашкар Зилаирского района с текстом – «1100 год хиджра. Хисаметдин».

65. Рекламный буклет ООО «Археологические изыскания в строительстве» под названием «Археологические исследования, связанные с сохранением объектов культурного наследия в городе Москва в 2003-2014 годах».

66. Арабописменная эпитафия Хасана из села Кашкар Зилаирского района с текстом – «В 1005 году хиджра пропал без вести Хасан».

67. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XV/1480-1500/Sibir_chan/text.htm

68. Арабописменная эпитафия села Юлдаш Зианчуринского района с текстом – «Тамга. 1007 год хиджра».

69. Фатыхов Амир. Гайнинский край (История Гайнинской волости — Бардымского района Пермской области). Барда, 1995.

70. Арабописменная эпитафия села Темясево Баймакского района с текстом – «1010 год хиджра. Тамга».

71. И. Н. Березин. «Сборник летописей». Казань, 1854 (Библиотека восточных историков, издаваемая И. Н. Березиным, т. 2, ч.1).

 72. Усманов М. А. Татарские исторические источники XVII—XVIII вв. Казань, 1972.

73. Эпитафия (арабописменная) села Аушкуль (Старо-Байрамгулово) Учалинского района с текстом – «1011 год хиджра».

74. Шэжэрэ башкир кара-кипчаков.

57. Башкирские эпитафии города Калуга в фотографиях Алинуа Демидовой.

76.Арабописьменная эпитафия Мухаматдина из села Верхнее Бабаларово,фото…, Куюргазинского района с текстом – «1607 год, 7 мая, Мухаматдин…сын…в 54 года от роду».

77. Арабописьменная эпитафия села Идрисово Альшеевского района, фото…, с текстом – «Нет Бога кроме Бога, Мухамад посланник Бога. В 1018 году хиджра…».

78. Белокуров С. А. Утверженная грамота (об избрании на Московское государство Михаила Фёдоровича Романова). — М., 1906.

79. https://ru.wikipedia.org/wiki Асфандиаров Анвар Закирович.

80. https://ru.wikipedia.org/wiki/Акманов Ирик Гайсиевич.

81. Монета Сигизмунда III Ваза 1615 года, переделанная под башкирское украшение «тэнгкэ».

82. Шэжэрэ башкир мингцев.

83. https://ru.wikipedia.org/wiki/Далай Лама V/

84. Арабописменная эпитафия из Башкортостана (конкретное место нахождения и автор фото неизвестны) с текстом – «1619 год. Покойного хаджи Габдаллаха сына Хамсы, чтоб могли знать место посещения».

85. Арабописменная эпитафия Габсаляма из села Сынташ (Малое Юлдыбаево) Зилаирского района с текстом – «1001 году хиджра умер Габсалям».

86. Арабописменная эпитафия Ахмада сына Файзуллы из села Карагуш Стерлибашевского района 1039 года хиджра.

87. https://ru.wikipedia.org/wiki/Уйгурская письменность.

88. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Lunnij_svet/text5.phtml?id=12301

89. http://kalmyki.narod.ru/projects/kalmykia2005/html/ocherki_1/1_IV_1.htm

90. Раднабхадра. Лунный свет: История рабджам Зая-пандиты. Серия: Памятники культуры Востока. Издательство: Санкт-Петербург, 1999 г. Бадмаев А. В. Зая-Пандита. — Элиста, 1968.

91. Голстунский К. Ф. [Биография Зая-Пандиты] // Монголо-ойратские законы 1640 г. — СПб, 1880.

92. Ринчэн. Ойратские переводы с кит[айского] // Rocznik Orientalistyczny. — Warszawa, 1966. V. 30. Z. I. P. 59—73.

93. Ш. Норбо. Зая-Пандита. Элиста 1999 г.

94. Арабописменная эпитафия села Иткулово-Первой Баймакского района с текстом – «1060 год хиджра. Нет Бога кроме Бога».

95. А.М.Позднеев. Образцы народной литературы монгольских племен. Вып. I, СПб., 1880.

96. Ю. Лыткин. Хошоутовский нойон Галдама. - Астраханские Губернские ведомости. Астрахань, 1860, №№ 45-46; 1861, №№ 7-8, 13, 15, 16, 18, 20, 22, 26-29; Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе. Составитель А.В.Бадмаев. Элиста, 1969.

97. Арабописменная эпитафия села Назар (Арсенево) Зианчуринского района с датой 1172 год хиджра.

98. Медаль Мончака с калмыцким текстом – «Успешный полководец дайчин Манчук».

99. Родословная туркмен. Пер. А. Г. Туманского. Асхабад, 1897.

100. Родословное древо тюрков. Пер. и предисл. Г. С. Саблукова, в кн. "Известия об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском университете, т. 21, в. 5-6. Казань, 1906.

101. Арабописменная печать Сары Мэргэня с текстом – «Великий Сары Мэргян».

102. Сабля Кузей султана с рабописьменным текстом и тугрой «Бог един (тугра)» и «Кузи великий царь и каган Сибирский».

103. Арабописьменный ярлык Кучук-султана с текстом – «Из дальних мест, но с близким сердцем мое султаново слово то: Если от Тайчина придет мой отец, чтоб он не трогал, если придет Ишимбет чтоб тоже не трогал этому народу. Если будет брать провиант, то пусть оплачивают, пусть не применяют силу. Это дано Татлы бекуглаве пятидесятка войск. Я хафиз (государственный писец) руку приложил».

104. Арабописменная эпитафия Хасана из села Байгускарово Хайбуллинского района с текстом – «В 1104 году хиджра умер мой сын Хасан».

105. Арабописьменная эпитафия села Казаккулово Альметьевского района Курганской области с текстом – «Я вернул ее на ее вечное, предсказанное от ее появления в свет место. 1087 год хиджра…».

106. Медаль Мазан-батыра с калмыцким текстом – «Тайчин Мазан-батыр. Тамга. Рожденный Очиром».

107. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XVIII/1700-1720/Russ_kit_otn_18_v_I/101-120/107.htm

108. Арабописменная эпитафия села Япгаиш Зианчуринского района с текстом – «Тамга. 1108 год хиджра».

109. В.В.Вельяминов-Зернов. "Источники для изучения тарханства, жалованного башкирам русскими государями" ("Записки Академии Наук", т. V, приложение) 1864.

110. В.В.Вельяминов-Зернов. Памятник с арабско-татарской надписью в Башкирии // Труды Восточного отделения Императорского археологического общества: журнал. — СПб.: В Тип. Имп. Академии наук, 1859. — Т. IV.

111. Л.А.Гольденберг. Изограф земли сибирской: Жизнь и труды Семена Ремезова. — Магадан, 1990.

112. А.И.Мартыненко. Пионер русской картографии // Геодезия и картогроафия. — 1971. — № 4.

113. Монета Башкиро-Калмыцкой конфедерации 1702 года чекана.

114. Арабописьменная эпитафия Адики-саида из села Бикбау (Аккужино) Зианчуринского района с текстом – «Тамга. 1111 год хиджра. Адика-саид».

115. Арабописменная эпитафия села Таулыкай (Нижнее Мамбетшино) Зианчуринского района с датой 1111 год хиджра.

116. Эпитафия с калмыцким письмом села Науруз Учалинского района с текстом «Аулуг\\Великий».

117. Батмаев М.М. Калмыки в XVII—XVIII веках. События, люди, быт. В 2-х т. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993.

118. Батмаев М.М. Социально-политический строй и хозяйство калмыков в XVII—XVIII вв. — Элиста: Джангар, 2002.

119. Пальмов Н.Н. Очерк истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. — Астрахань: Калмгосиздат, 1922.

120. Пальмов Н.Н. Этюды по истории приволжских калмыков. Ч. I—IV. — Астрахань: Изд. Калмоблисполкома, 1926—1931.

121. Цюрюмов А.В. Калмыцкое ханство в составе России: проблемы политических взаимоотношений. — Элиста: Джангар, 2007.

122. Эрдниев У.Э. Калмыки: ист.-этногр. очерки. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 1985.

123. Хойт С.К. Этническая история ойратских групп. Элиста, 2015. 199 с.

124. Хойт С.К. Данные фольклора для изучения путей этногенеза ойратских групп // Международная научная конференция «Сетевое востоковедение: образование, наука, культура», 7-10 декабря 2017 г.: материалы. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2017.

Содержание VII тома книги ТАРИХ.

§93. Предисловие к VII тому книги ТАРИХ…..стр 3-42

§94. Введение к VII тому книги ТАРИХ………стр 42- 48

§95. Правление Кучума в Башкортостане в 1563-1598 годах….стр 48-120

§96. Правление Али-хана. 1599-1606 г.г……………….стр 120-126

§97. Правление Ишим султана. 1606-1626 г.г………….стр 126- 141

§98. История Башкиро-Калмыцкой конфедерации. Предисловие к истории Башкиро-Калмыцкой конфедерации……………………стр 141-146

§99. Начало правления в Башкортостане Абылай-хана………стр 146-179

§100. Правление в Башкортостане Кучук-султана………………стр 180-191

§101. Правление в Башкортостане Урусмухамед-хана………..стр 191-214

§102. Послесловие к VII тому книги ТАРИХ………………….стр 214

§103. Список литературы и источников, использованных при написании VII тома книги ТАРИХ……………………………………………стр 214-223

§104. Содержание VII тома книги ТАРИХ………………..стр 223-224

 

 

Подписано в печать…Формат 60х901\8. Тираж 3 экземпляра. Заказ №…Типография «Лайм». Г.Уфа, ул. Комсомольская, 82а.

Иршат Зианбердин

Т А Р И Х

Т О М VI I

Кучумово ханство и Башкиро-Калмыцкая конфедерация.

Уфа-2018

 

 

УДК 94

ББК 63.3(2Рос.Баш)

З 59

 

Зианбердин И.Б.

 

З 59 Тарих. Том VII. О документах Кучумова ханства и Башкиро Калмыцкой конфедерации – Уфа: - 88с.

 

В настоящем VII томе книги «Тарих» рассказывается история башкир во времена правления в землях Муйтенева государства династии кучумовичей (…гг.) и история Башкиро-Калмыцкой конфедерации (1615-1703гг.).

 

УДК 94

 

ББК63.3(2Рос.Баш)

 

© Зианбердин И.Б., 2019

Предисловие к VII тому книги ТАРИХ.

По принятому у нас порядку в предисловии к каждому новому тому мы печатаем дополнения к предыдущим томам новых документов, которые стали известны нам во время работы над томами книги.

Дополнения к II тому книги ТАРИХ

Башкирский кумбаз из села Азнай Ишимбайского района.

Изображенной на фото Х.Зиннатуллина башкирском кумбазе, по нашему мнению, имеется текст арамейским письмом. Читается против часовой стелки (справа налево).

Фото и прорисовка текстов кумбаза прилагаются.

1. Транскрипция текста на внешнем круге:

«Дгуи: бст: зн: итг: лмh: к(л): агиг».

2. Транскрипция текста на внутреннем круге:

«Н(э): зат: аит: тт: сггн».

Звучания текстов на башкирском (религиозном) языке:

1 – «Дэгави: басут: зан: итаг: лэмег: кэл: агяh» и 2 – «Нэ: зат:аят: тат: сагыйин».

Переводы текстов на русский язык:

1 – «Молящегося печать – (это) мысль послушанная, блестящая (подобно мыслю) Всезнающего» и 2- «Нет знака, Осуществляющего правосудие (кроме) старания».

Примечание: По нашему мнению, данный постулат принадлежит Павлу Самосатскому, основоположнику несторианской религии, который по возведении на Антиохийскую кафедру своей проповедью монархианства вызвал споры. На Антиохийском Соборе 269 года был «обличён» пресвитером Мальхионом в ереси и был низложен. Павел отрицал божественную сущность Христа и различение Лиц Отца, Сына и Святого Духа, считая, что есть только одно божественное Лицо (Ипостась).

 Павел І Самосатский (греч. Παῦλος ὁ Σαμοσατεύς; 200, Самосата — 275) — епископ Антиохийский в 260—268; был осуждён как еретик на Антиохийском соборе. Ученик Павла Самосатского, священномученик Лукиан Антиохийский, был впоследствии учителем Ария.

Таким образом постулат, зафиксированный на башкирском кумбазе, можно датировать не позже 168 года нашей эры, то есть эпохой гуннского каганата.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.237 с.)