История Башкиро-Калмыцкой конфедерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История Башкиро-Калмыцкой конфедерации



Предисловие кистории Башкиро-Калмыцкой конфедерации.

Рассматриваемые в данном томе исторические события вообще не находят отображения в учебниках по истории Башкортостана. Описание означенной истории, это первый опыт в данном направлении.

В предисловии к книге даем разъяснения по законам буддизма, так как считаем, что, не зная обычая народа, с которым мы были в одном государстве, мы не сможем и правдиво описать и собственно свою историю тоже. Большинство читателей книги не знакомы с буддийскими обрядами, а калмыки исповедуют буддизм, не имеют сведений об официальном отношение буддийской церкви к бракам между правящими династиями (женитьба Ишим-султана на дочери тайши Хоорлука относится именно к таким бракам), историю калмыцкого тарханства и место тарханства в феодальной иерархии калмыков, значения титула «ценпо\\цэвенг\\субэк» и многих других до сих пор остававшихся неизвестными законам калмыцкого народа.

Свадебный обряд и меж династические браки в буддизме

Брак в буддизме считается общественным институтом, а не долгом, налагаемым религией на человека. Брак является общественным соглашением или институтом, созданным людьми для собственного благополучия и счастья. Этот институт служит для поддержания порядка и гармонии в процессе продолжения рода и, тем самым, отличает человеческое общество от мира животных. Хотя в буддийских текстах ничего не говорится на предмет моногамии и полигамии, мирским последователям рекомендовано ограничиваться одним супругом или супругой.

Википедия комментирует: «Будда не устанавливал никаких правил для семейной жизни, но он дал рекомендации, как сделать супружескую жизнь счастливой. В его проповедях есть немало указаний на то, что лучше и мудрее – быть верным одной супруге или супругу, не злоупотреблять чувствами и не ухаживать за другими партнёрами. Будда учил, что одна из основных причин падения мужчины – любовные отношения с другими женщинами (Парабхава сутта, Сутта Нипата 1.6). Здесь, несомненно, подразумевается, что и женщине, если она вступает в любовные связи с несколькими мужчинами, придётся страдать. Человек должен осознать трудности, испытания и страдания, через которые приходится проходить, чтобы просто поддерживать семейную жизнь. Они могут усилиться в несколько раз, если вы сталкиваетесь с ними на фоне дополнительных трудностей, созданных вами самими. Понимая человеческую слабость, Будда в одном из правил учил последователей воздерживаться от распутства или недозволенных половых отношений».

Как видим: брак в буддизме считается личным делом каждого, а не долгом, налагаемым религией. Буддизм предоставляет каждому человеку свободу самостоятельно решать все вопросы, связанные с браком. Тогда возникает вопрос, почему буддийские монахи не вступают в брак, раз в отношении его нет никаких правил? Причина здесь в том, что монахи выбрали образ жизни, направленный на служение людям. Безбрачие является частью этого образа жизни. Те, кто отрешился от мирской жизни, добровольно отказываются от семейных уз, чтобы избежать мирских обязанностей и тем самым поддерживать спокойствие ума. 

Исторически же государственный статус буддизма закрепили династические браки ценпо (царей) с китайской принцессой Вэнь-чэнь (637 г.) и непальской княжной Брікхуті (639 г.), каждая из которых прибыла в Лхасу с толпой буддийских советников, вооруженных священными свитками, реликвиями и т. др. Власть получила опытных политиков, дипломатов, психологов. Таким образом, исторически, в буддизме приветствуется меж династические браки направленные на улучшении жизни уммы. Мы думаем все эти опытные люди назывались у башкир (у других тюрков тоже) «Аулуг\\Улуг», что переводится в значении «Великий». Присутствие их на свадьбах было обязательным. Следовательно, правители башкир, женившиеся на дочерях калмыцких правителей, должны были иметь в своем приближении таких людей. По всей видимости в кладбище села Науруз Учалинского района установлен надгробный памятник, с текстом калмыцким письмом, одному из таких «Улуг», ибо текст эпитафии читается именно так.

Этот же подход меж династическим бракам соблюдался и во времена Гушихана. Джунгарское завоевания Тибета сопровождалось массовыми зверствами и резней, сожжением храмов и поселков, десятками тысяч жертв, однако далай-лама "простил" хану все грехи ради торжества ламаизма. Секта галукпа стала господствующей в Тибете, а далай-ламы сделали первый шаг к полной государственной власти.

О тарханстве в калмыцком обществе

Толковый словарь В.И.Даля и Википедия сообщают: «В Российском государстве тарханами называли марийцев, калмыков, башкир, мордву, мещеряков, которые не платили ясака и не получали жалование. У башкир тарханы были потомственные и личные. Освобождённые от налогов и повинностей, правом преимущественного выбора части в башкирских вотчинах, но обязанные нести военную службу. По своему социальному статусу тарханы приравнивались к детям боярским. У башкир звание передавалось по наследству. Звание получалось за особые военные, дипломатические или другие заслуги. Тарханы могли свободно выбирать и владеть общинной землей, а также пользовались другими государственными льготами. У чувашей, до присоединения к Российскому государству тарханами (турханами) назывались мелкие землевладельцы, феодалы. Тархан — обельный вотчинник, свободный от всех податей; встарь, иным тарханам давались и несудимые грамоты; ныне остались только почетно, без прав».

«Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинова уточняет – «ТАРХАНЫ — Низший класс у калмыков».

А в издании «Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период». Издательство «Наука», Москва, 1967 находим следующее описание этого титула - «Промежуточное положение в калмыцком обществе занимало сословие тарханов. Оно состояло из лиц, совершивших военные подвиги, в особенности спасших жизнь феодала в бою или оказавших ему другие важные услуги».

 О царях «Сувэк\\Цавенг\\Пэнцо» и об институте усыновлении в буддизме.

Божественность буддийских монархов (некоторые исследователи ведут речь только о тибетских монархах) их связь с Богом давала особый статус, зафиксированный в самом титуле – «ценпо (btsan po)», который в китайской транскрипции звучит как «zan bu», а в башкирской транскрипции, как я предполагаю, в форме - «сувэк».

По всей видимости, присвоение любых титулов происходило через обряд усыновления.

 О похоронном обряде у буддистов.

Википедия сообщает: «В изголовье могилы ставится шест, к которому крепится молитва, а в ногах покойного размещают обелиск с ритуальными письменами. Головой покойный должен лежать к Западу, ногами к Востоку. Если обряд не будет совершен по всем правилам, родственников умершего могут постигнуть несчастья. На камне (обелиске) должны быть выбиты мантры, содержащие священное слово "Ом"». Это священное слово на различных типах уйгурского письма, разновидностью которой является и калмыцкое письмо, пишется по следующему.

 Кстати, высокие каменные шесты имеются во всех могильниках в Башкортостане, которые носят названия «Калмык кырылган\\Смерть калмыков», «Калмак зыяраты\\Кладбища калмыков» и.т.д.

Я понимаю, что описывать историю башкирского народа, разделенного надвое государственными границами того времени очень трудно. Но, я надеюсь, что пытливый читатель сам разберется во всем.

Правление Ишим султана в Башкортостане с титулом «Цавенг\\Субэк».

  
1620 год. Официальное утверждение Ишим-султана правителем Башкиро-Калмыцкой конфедерации Далай Ламой V с присвоением ему титула «цавенг\\царь» (испорченная башкирская калька этого слова звучит как «сувэк\\царь»). Заключение между Ишим-султаном и сыновьями Хоорлюка - Елдингом и Лоузангом договора «О совместном использовании угодий». Возникновение «Башкиро-Калмыцкой конфедерации – вассала Джунгарской империи. Сохранились портреты того времени – Далай Ламы V и неизвестного правителя, возможно Ишим-султана или Мурат-султана, находящегося у Него в аудиенции.

В этом, 1620, году умер башкир-мусульманин по имени Гбсалям из села Сынташ современного Зилаирского района.

Транскрипция: «1001 мрхум булди Гпслам».

Перевод: «В 1001 году хиджра умер Габсалям».

Примечание: Пишут – «Сынташ (Мало Юлдыбаево). Основана в нач. 20 в. (по др. данным, в нач. 19 в.) на терр. Орского уезда как выселок жителями д.Юлдыбаево того же уезда. Второе назв. происходит от назв. местности Сынташ (һынташ, баш., букв. — каменная фигура)».

Хоорлук организовал Калмыцкое ханство в 1620 году и правил до 1640 года.

Примечание. Данная подписьХоорлука, уйгурским письмом, в дальнейшем использовалось Оорлукидами как родовая тамга.

1620-1625 годы. В Джунгарском ханстве правил Хаара-Хула.

1621 год. Получение жалованной грамоты башкирами елдякцами на свои земли.

1621-1639 годы. В малой ногайской орде правил Касым сын Слам-бека.

1621-1654 годы. Башкиры енейцы уплачивали в московскую казну 113 сусаров ежегодно.

1622-1631 годы. Выплата башкирами уранцами ясака в московскую казну 86 сусаров и 20 батманов меду ежегодно.

1622-1631 годы. Время правления нуратдина Каракилембета сына Уразмухамед-бека.

1622-1634 годы. Время правления Великого князя Ногайского Каная сына Тиннбай-бека.

1623 год. Дети Хоорлука заявили башкирам Катайской волости: «Прежде вы платили ясак ногаям, а ныне дадите ясак нам, и и мы пришлем к вам для ясака послов своих. Таким образом представители Башкиро-Калмыцкой конфедерации не признавали российское подданство башкир.

В этом, 1623, году уфимский воевода получил приказ не пропускать в Москву и Киев, Казань, и другие города торговых людей из Сибири и Средней Азии. Все они должны были торговать только в Уфе.

1624 год. Башкиры байларцы уплатили ясака в казну московского царства 114 сусаров и 21 батман меду. 1624 год. Получение жалованной грамоты башкирами Кир-Иланцами.

1625 год.

1626 год. Умер Ишим-сувэк-султан. Башкиры Кир-Иланцы получили жалованную грамоту на свои земли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.009 с.)