Начало правления в Башкортостане Абылай-хана. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало правления в Башкортостане Абылай-хана.



Сохранилось стихотворное предание о нем. Даю в переводе.

 
 

1627-1659 год. Время правления в Джунгарском ханстве Бадма Эрдени (Омбо Эрдени).

1628 год. В этом году написана грамота Михаила Федоровича воеводе И.Г.Желябовскому по запросу башкира Шагира Култаева со товарищи (Труды Пермской ученой архивной комиссии. Вып.3. Пермь, 1896 год). Хоурлюк, сопровождаемый шестью сыновьями, во главе орды торгутов с 50 тысячью кибиток двинулся на запад. Не доходя низовий Яика, торгуты покорили и подчинили своей власти Джамбуйлуцкую ногайскую орду, кочевавшую на реке Эмбе. Башкиры гирейцы уплатили московской казне 17 сусаров и 5,5 батмана меду. Абылай-султан и Хоорлюк оказали вооруженную помочь башкирам Московского царства, жившим по Исету.

1629 год. Умер башкир-мусульмание села Карагач современного Стерлибашевского района Башкортостана.

Транскрипция.

«Сбги балмути у агза

hда ал трбэт ал шрифт

бндаи крнб ир-жуи

Рэхмталлаh ибн муизн Физаллаh

Мдфун 1039 снэ мн тарих hижриэ

72 иашнда».

Звучание на башкирском языке – «Сэбги (арысландай) ба алмавати (мэйет менэн) вэ эгаззи (вэ кэзерле) hда (ошо) торбэт ал шэрифэт (гэзиз) бэндэги (аллаh колдарынан) куренеб ер-жэуве (ер-hауа) мн рхмталлаh (аллаh гэфу иткэндэрзэнденг) тэбэри (нэселенэн) имами ал мосолман (мосолман имамдарынан) Эхмэзи ибн Фэйзулла мэдфун (ерлэнгэн) 1039 сэнэ мн тарихи (тарихынан) hижрэттенг 72 йэшендэ».

Перевод на русский язык – «Дорогая нам эта могила со львоподобным своим хозяином принадлежит родному нам рабу божьему, считающихся с сотворения мира достойными милости Всевышнего, (который) из потомков мусульманских имамов Ахмади сыну Файзуллы. Похоронен в 1039 году (соответствует 1629 году) по счету от хиджра, в 72 году от роду».

Примечание: Пишут – «Основано мишарями на вотчинных землях башкир Юрматынской вол. Ногайской дороги по дог. 1756 о припуске. Позднее на тех же условиях здесь поселились тептяри. В 1865 в 192 дворах проживало 1246 человек. Занимались земледелием, скот‑вом, пчеловодством. Было 2 мечети, 2 уч‑ща, 6 водяных мельниц, 10 торг. лавок. В 1906 зафиксированы 3 мечети, 2 кузницы, 2 бакалейные лавки, 2 хлебозапасных магазина. В 1930—32 адм. центр Карагушевского района».

В этом же, 1629, году башкиры кир-иланцы получили грамоту на свои земли.

 (7134) год. Башкирские сотники Кулушев и Баинтов уплатили ясака в московскую казну 80 соболей и 120 куниц.

Утверждение Далай Ламой V Давлет-гирей хана правителем Башкиро-Калмыцкой конфедерации.

В Башкортостане найдена монета-полтинник царя Алексея Михайловича, 1629 года чекана.

 В 1630 году ставка Абылай султана находилась около горы Туратау.

Калмыки впервые появились в междуречье Яика и Волги. Хоорлук с главными силами подошёл к берегам Волги. В то же время торгуты безуспешно осаждали казацкие городки на Яике. В этом, 1630, году тайша Далай предъявил ультиматум Московским властям указав конкретные земли Уфимского уезда, которые, по его мнению, должны отойти к Башкиро-Калмыцкой конфедерации.  Это требование калмыцких тайшей соответствовало вотчинному праву, т. е. главному условию грамоты Чингиз-хана Муйтен-беку.

1630 году уфимский воевода был вынужден оправдываться перед Приказом Казанского дворца за несанкционированный торг с калмыцкими послами: «…а не дати им, государь, торгу до твоего государеву указу не смел, потому что их от высокой твоей государевой милости не отженут»

1631-1632 годы. Сведениями не располагаем.

1633—1644 год. Время правления Хоорлука, без ханского титула. В 1633 году Хоурлюк подчинил себе Ногайскую Орду, переселил туда торгутов во главе со своим старшим сыном Шукур Дайчином, а сам перекочевал на Эмбу. 

В январе 1634г. Дайчин совершил несколько нападений на ногаев и едисанов, остававшихся под Астраханью, после чего ногайские мурзы отправили к Дайчину своих послов, выражая готовность кочевать вместе с калмыками, если этому не будут препятствовать русские власти. Но калмыцкие тайши, уже заключившие с Ишим-султаном договор о совместном использовании угодий, не могли согласиться на совместное с ногаями использование степей левобережья Волги, так как это были башкирские вотчинные земли. Они теснили ногаев все больше и больше, принуждая их к перекочевке на запад. В результате ногаи не чувствовали себя в безопасности даже на правобережье Волги и некоторые из них откочевали на Дон. Сохранились сведительства об этом событии:

«В 1634 году ногаи попросили у астраханских властей военной помощи, ибо калмыки «побили их жен и детей в полон имали и животину отняли». Астраханские воеводы, которым было из Москвы указано защищать ногайских татар, выслали в степь ратных людей. В результате самое значительное в Поволжье астраханское войско в открытом бою с калмыками потерпело сокрушительное поражение. По донесению воевод служилым людям «стоять им было не в силу». После этого события ногаи, кочевавшие в Поволжье, были вынуждены подчиниться калмыкам.».

1635 год. Калмыкский военный поход против Астрахани. В этом году калмыки, вытеснив ногаев, распространились по левому берегу Волги от Астрахани до Самары.

1636 год. Абылай султан и дуванские калмыки организовали неудачный поход в Уфу. В этом же году в ответ на посольство Т. Петрова, в Тобольск отправляется посольство Хо-Урлюка во главе с Билюктой Могундеевым. В состав посольства, призванного подтвердить лояльность торгоутов российскому правительству в тяжелый для племенного объединения политический период, вошли представители буддийского духовенства улуса Хо-Урлюка: «…от лабы от Бутурая – Кула Габутахаев, да с ним четыре человека, да от лабы от Чорти – Соман с манджиками».

1637-1638 годы. Подлинные документы о событиях этого времени еще не найдены.

1639 год. Калмыки напали на Самару. Хоурлюк с сыновьями и с зятем своим Ишим-султаном участвовал в т. н. Джунгарском съезде, принявшем «Их цааз» («Великое уложение») – кодекс законов, ставший правовой основой жизни для всех ойратов, в т. ч. и калмыков. Хошутский тайша Аблай установил торговые и посольские отношения с русскими городами в Сибири и Москвой. Особенно эти связи оживились после присоединения к улусам Аблая соседних владений его мачехи Гунджи (ум. 1653), матери Очирту-Цецен-хана, поскольку через её владения в сибирские города приходили торговые караваны бухарских купцов. Предводитель хошутских монголов Гуши-хан (1581— 1655) завоевал Тибет и провозгласил себя его «царем». Он активно способствовал распространению учения традиции школы тибетского буддизма «гелуг», к которой относится линия перерождений Далай-лам. Основав династию «царей Тибета», Гуши-хан практически не принимал участия в управлении страной, заезжая туда лишь изредка. Он передал власть в руки Далай-ламы V Нгаван Лосанг Гьяцо (1617—1682), оставив за собой лишь контроль над войском. Однако формально главой государства продолжал считаться монгольский правитель. Переняв бразды правления, духовный лидер сосредоточил в своих руках религиозную и светскую власть в Тибете и, по сути, стал его единоличным правителем. Благодаря своим личным качествам и успешной деятельности как в политической, так и в религиозной сфере на территории Восточной Азии, Нгаван Лосанг Гьяцо вошел в историю как Великий Пятый. Внутренняя стабильность в Тибете во время его правления обеспечивалась прежде всего личностью Далай-ламы V, который являлся авторитетом и для тибетцев, и для хошутов, и для цинского императора Канси (годы правления 1661—1722).

1640-1641 годы. Сведениями не располагаем.

1642 год. Абулгази-хан прибыл на Мангышлак, находившийся (тогда) в подчинении у калмыков. Калмыцкий хан принял Абулгази к себе и относился к нему с уважением и любезностью.

1642 год. Аральские узбеки, доставив калмыцкому хану большое количество подарков, увезли к себе Абулгази-хана. Это событие произошло в 1052 г. х. 

1643-1644 годы. Аблай-тайша вместе с Эрдэни-Батуром участвовал в военном походе против казахов и потерпел поражение.

1644-1661 годы – время правления Шукур-Дайчина. В 1644 году калмыки напали на Астрахань. В этом году Хоурлюк, из торгутского рода кереит, сын Зульзуган-Урлюка и внук Буйго-Урлюка, погиб во время кавказского похода калмыков. Шукур-Дайчин подчинил своей власти ногайцев, а также улусы младших братьев Лоузана и Ильдена. Между 1646 и 1655 годом совершил два паломничества в Тибет к Далай-ламе, который в 1655 году предложил ему принять ханский титул, но Дайчин отказался. В этом же году Московское царство аннексировала часть башкирских земель под строительство Долматовского монастыря. В этом же году Джунгарская империя завоевала Пекин. Сохранилось письмо Дайчина царю Алексею Михайловичу. Из-за незнания мной калмыцкого языка, воздерживаюсь от транскрибирования больших текстов калмыцким письмом. Сохранился и перевод письма тоже.

В 1644 году Далай-тайша заявил уфимскому послу И. Черникову-Онучнину, что «посылает он ногайцев и калмыков не на Уфимский, а на Казанский уезд, потому что чуваши и черемисы Казанского уезда со мной не в миру, а в миру со мной Уфимского города государевы люди и башкирцы». Уфимскому послу пришлось разъяснять тайше, что и «Казань и Уфа есть царского величества города, и люди в тех городах и уездах одного государя, а не самовластные, живут под государевой высокой рукой».

1645 год. Великое княжество Ногайское и Башкиро-Калмыцкая конфедерация оказали вооруженную помочь башкирам Московского царства. Особенно активные действия велись в районе Мензилинска. Глава башкир байларцев Ильчентай получил жалованную грамоту от царя Алексея Михайловича. Переход байларцев под Московское подданство. В этом же году глава башкир булярцев Айтуган Кудашев получил «Владенную память» от царя Алексея Михайловича. Башкиры булярцы приняли Московское подданство. В этом же году получил жалованную грамоту башкирский тархан Саиткул Сарыбаев.

1645 год - историческая дата в жизни ойратов. В этом году Зая-Пандита специально для ойратов разработал письменность «Тодо бичиг» - «Ясное письмо», которая сыграла исключительно важную роль в распространении буддизма среди ойратов, способствовала объединению различных культур, созданию в обществе идеологии единства, национальной и территориальной независимости, государственного суверенитета.

 

Сохранилась и биография Зая-Пандиты в подлиннике.

 

Выдержка из биографии: «Зая пандита родился в год Свиньи, в стихию

Земли (1599 г.). Отец Цецен хана, Байбагас Батур, и прочие князья Четырех Ойратов условились между собою посвятить в банди (духовное звание) по одному сыну. Все князья исполнили свое слово, исключая Байбагас Батура,

который вместо своего сына поставил мальчика, называемого Зая пандита, и велел ему принять духовное звание. На 17-м году он принял от Манзушири хутукту звание банди.

(Примечание: Существование института усыновления в Джунгарском ханстве дает мне основание полагать, что и хан Аблай, и

Алдар-тайша были усыновлены башкирами и стали известны в истории как «Абылай-хан» и «Алдар батыр»).

В дальнейшем используя калмыцкое письмо были сохранены для истории многие предания и сказки калмыцкого народа.

Пример №1.

 

Пример №2.

 

В этом же 1645 году российский посланец, стрелецкий сотник из Уфы,  А. Кудрявцев, отправленный в калмыцкие улусы, получил наказ из Посольского приказа – «…чтоб они на Куране по своей вере шерть учинили».

Следовательно, и правительство Москвы и Кудрявцев знали, что в Башкиро-Калмыцкой конфедерации основную массу населения составляют мусульмане, в том числе и мусульмане башкиры. Кудрявцеву в наказе предписывалось привести тайшей к шерти, призвать их идти войной вместе с русскими ратными людьми на Крым и прислать в Царицын для похода на Крым 12 тыс. лошадей. Однако Кудрявцев встретил такой холодный прием со стороны тайшей, что о выполнении наказа не пришлось и думать. Сам Дайчин еще не появился в улусах, он еще не вернулся из Тибета, и переговоры Кудрявцев вел с Елденем, Лаузаном, Шункеем, теми сыновьями Хоорлука, которыей еще в 1620 заключили с Ишим-султаном «Договор о совместном использовании угодий». Тайши заявили, что они никогда не просили о подданстве.

В этом же году, или по-другому в 1054 г. х., в начале года овцы, Абулгази воцарился в Аральском вилайете. В этом же году калмыки совершили военный поход на Кабарду.

Примечание: Исследователи, почему-то умалчивают факт существования «Аралской дороги» в Башкортостане, хотя документы об этом и сохранились.

В 1645–1647 годах калмыки, кумыкский владетель Казаналп и князья Малой Кабарды нападали на Кабарду. В одном из таких набегов калмыки взяли в плен жену и детей Шагин-мурзы. С 1645 по 1655 год калмыки производили набеги и на московские земли. Абулгази - хан снова с своими войсками направился в Хиву и, взявши ее, победил и осилил туркмен. Он назначил на (различные) должности 360 человек из узбеков. Из них тридцати двум человекам он дал место около себя, а именно: два шейх - уль - ислама, два казия, один реис из потомков святого Сейид - ата, один мутевелли, один накыб, четыре аталыка, четыре инака, четыре мираба, четыре бия, один парваначи, два ака, два арбаба, четыре чагатайских инака (***), один везир, что теперь называется мехтером, один кушбеги. Последние два, не имея (установленного) места, должны в присутствии хана стоять. Узбеков он разделил на четыре части (гурух), которые называют «тупэ», а именно: одно тупэ составляют уйгуры (и) найманы, другое конграты (и) кыяты, третье — нукузы (и) мангыты и четвертое — канглы и кыпчаки. К ним присоединил он четырнадцать родов (уруг), которые и носили название «онтурт-уруг» (т. е. четырнадцать родов). Джелаиры и али-эли были присоединены к кыятам, кенегесы — к нукузам, а ходжа-эли к мангытам. Дурманы, юзы и минги были присоединены к уйгурам, а потомки пророка — шейхи — к найманам. Все земли по каналам (нахр), какие выходят из Аму-дарьи, были поделены между ними. Население Ургенча было переселено в местность к западу от Ханках, где было вы строено укрепление (кала), и жителям роздано много земли. В настоящее время Ургенч на этом месте. Он чрезвычайно благоустроен и находится: в цветущем состоянии. Он является главным торговым местом в Хорезме. Это произошло в 1056 г. х. (1646 г.), соответствующем году курицы.

Упоминается этот, 1646, год и в Биографии Зая Пандиты – «В то время, год Собаки (1646), как Дурбет и Кундулен Убаши находились в стесненном обстоятельстве, Абалай с 4.000 войска пришел и остановился на месте Хабирга, находившемся между них (двух враждующихся партиях). Абалай требовал от них заключения мира (между собой), угрожая им войною. Цецен хан, будучи этим недоволен, сказал Абалаю: "Ты бы пришел после моей смерти" (т. е. тебе бы не следовало при мне показывать такой поступок). Причем Батур хун тайджи так сказал: "Вы, хошуты, положим, соединились (помирились) с хошутами, а я не намерен упускать и дербетов и требую их к себе". На это Кундулен Убаши сказал, что он ни за что не отдаст ему и умрет, стоя за них…. Потом он отправился на урочище Цаган Тохой Йэке Шанги Айгушинский, где провел эту зиму; потом он по прошествии ее прибыл в Или к Цецен хану, который зимовал в Талгаре в Или, а Абалай — в Шара Тохой. В эту зиму умер Шакаша хойтский, душу которого напутствовал и совершил обряд похорон».

Примечание: «Или» название реки на юге Исторического Башкортостана, левый приток реки Яик.

1647 год. Весной, 1647 года, из Яицкого городка в ставку Дайчина, отправилось астраханское посольство во главе с татарином Болсендеем, которое передало Дайчину послание астраханских воевод. 6 июня 1647 года Дайчин отпустил это посольство с сообщением астраханским воеводам, что он ждёт от них знака примирения в виде нового посольства, которое пригонит ему стадо скота. В этом послании Дайчин сообщал также, что в противном случае он начнёт военные действия против Астрахани. В это же время активизация действий Дайчина против Крымского ханства вызвала реакцию Алексея Михайловича, который приказал астраханским воеводам урегулировать отношения с калмыками. Русский царь видел в калмыках своих союзников в борьбе против Крымского ханства.

1648 год. Икско-Яикского междуречье было присоединено Башкиро-Калмыцкой конфедерации. Переселение части башкир и ногайцев на Кубань. Признание Московским царством суверенитета Башкиро-Калмыцкой конфедерации на Икско-Яикское междуречье. Границы на Урале в 1648 году выглядили так как это показано на карте-схеме.

 

В сентябре этого года Московское правительство предписало уфимскому воеводе созвать в Уфу башкирских старшин и объявить им, что калмыцкие тайши со всеми своими улусами стали кочевать по Яику, Ори, Киилу, Сакмаре и другим рекам, и башкирам давно был дан указ, чтобы они на калмыцкие улусы не нападали, скот и пленных у них не отгонял. Башкирам был брошен упрек в том, что они беспрестанно нападают на калмыков, чинят им «задоры» и так ожесточили последних, что те стали вторгаться не только в Уфимский, но и в Казанский и Самарский уезды. Воевода должен был указать правителям башкир, чтобы они впредь с калмыками не ссорились и не нападали на них. За нарушение этого запрета правительство грозило башкирам смертной казнью и отказывалось производить размен пленных.

В этом году, предположительно, умер Великий князь Ногайский Кара Килембэт. Шэжэрэ башкир карагай-кипчак сообщает.

  Транскрипция: «Аун аики иашнда Кусак би (Бабсак-би аугли) килуб Караклмбткэ тибунди. Бу Караклмбт бунга чара табмади, нукри аилан качуб, Шулган тишгна крди. Анда Караклмбтнг бр кзи брлан бр игт бр тун качб, Базал тагнда чгуб китдилар. Буны Ксак би туиб куди, итуб курди.

«Караклмбт булмасин» - диб анларди ибарди, - «нслинга зарар итмим» - диуб. Аулуг атаси Тура хан аитуб иурди – «Аллаhдан нсрат булуб, сн алсанг, нслн аузмэнг» - диуб. Аулуг ата сузи аилан ибарди. Жмлэ бржан нсли шудин калди. Караклмбтни табуб алуб, hч бр ни куткарми, ултрди…».

Перевод: «В двенадцать лет от роду Кусяк би (сын Бабсак бия) стал преследовать Кара Килембета. Каракилембет не нашел сил против него,

бежав вместе со своими нукерами, он скрылся в пещере Шульган-Таш. Там

одну ночь прятались дочь Каракилембета и юноша, которые затем убежали на гору Базал. Кусяк би заметил их, догнал и убедился, что это не

Каракилембет. Сказав - «Пусть умрет Каракилембет» - отпустил их. Дед его Тура-хан говорил – «Если с Божьей помощью победишь его, то не

уничтожай совсем его рода».Уважая слово деда он отпустил их. Весь бурзянский род идет от них. Поймав Каракилембета убил его без всякой пощады…».

В июне 1648 года астраханские воеводы отправили к Дайчину посольство в составе четырёх татар и ранее задержанных калмыцких послов Эсембета и Балдана.

Биография Зая Пандиты о событиях этого года сообщает следующие сведения – «В это время (год…или 1648) мастер Уран Арга, живший у Доголон Сэрена, узнав намерение Доголона, предпринимавшего напасть в отсутствие войска (Батур хун тайджи) на кочевье его, послал нарочного за войсками (Батур хун тайджи). Но Доголон, узнав, что войско возвращается, укрепился на Цакцагай Арале (остров Цакцагай), находящемуся на Укур Бурске Кунгисском, его самого осадили и людей, не поместившихся на Арале, взяли в плен. Туда прибыли Зая пандита, Цецен хан и Абалай, которые, разобрав дело, кто прав, кто виноват, примирили их. Лето это (Зая пандита) провел у Батур хун тайджи джунгарского, а зиму — у Абалая тайджи, жившего на реке Зуе».

1649 год. Московское подданство приняли башкиры юрматинцы и провели первое разделение своих земель между родами.

 

  
 

 

Шэжэрэ башкир юрматинцев были транскрибированы-прочтены и введены в научный оборот тремя выдающимися башкирскими исследователями З.Н.Аюхановым, С.Мрясевым и Н.В.Бикбулатовым, труды которых затем издал как отдельную книгу Р.Г.Кузеев под своим авторством и под названием «Башкирские шежере». Так как переводы уже существуют, и я доверяю как знатокам арабской грамоты З.Н.Аюханову, с. Мрясеву и Н.В.Бикбулатову, то в своей книге «Тарих. Том IX» я привожу только факсимиле их переводов.

В этом же, 1649, году Московское царство аннексировало исторические башкирские земли под строительство крепости Красный Бор. В июне 1649г. посланцы Дайчина-тайши жаловались царю Алексею Михайловичу на башкир, совершивших налеты на калмыцкие улусы, и просили произвести обмен пленными. В грамоте от июля 1649г. Московское правительство призывало Дайчина отойти за Яик и Эмбу, а по рекам Яику, Ори, Киилу, Сакмаре и другим, т.е фактически заявил об отказе принадлежности Икско-Яикского междуречья Башкиро-Калмыцкой конфедерации, не кочевать в тех местах, тогда и столкновения с башкирами прекратятся. Царское правительство уведомляло тайшей, что воеводам Астрахани, Уфы и других городов дан указ на калмыков не нападать и произвести обмен пленными. 21 сентября 1649г. из Уфы выехал в калмыцкие улусы для уточнения вопроса о размене пленными уфимский дворянин И.И. Онучин. 8 ноября он встретился с Дайчином, который заявил: «земля де и воды божьи». Земля, на которой калмыки кочуют, по словам Дайчина, принадлежала ногайцам, и башкирских вотчин на ней не было, а кочевать калмыкам больше негде.

В феврале 1649 года в Астрахань прибыло посольство Дайчина, во главе которого стояли тайши Токмак, Онкобай и Батыркей. Калмыцкое посольство просило от имени Дайчина разрешить калмыкам кочевать западнее Астрахани. Со своей стороны, астраханские воеводы выдвигали условия о возвращении ногайцев на их кочевья в Ногайскую степь, требовали выдачу аманатов (знатные заложники) и предлагали выгодные для себя правила торговли, которая могла совершаться калмыками только после разрешения русского царя. На переговорах также обсуждался вопрос об отношениях между калмыками и яицкими казаками, на территории которых кочевал Дайчин. Яицкие казака часто нападали на калмыцкие улусы. Дайчин требовал от русского царя прекратить эти набеги и угрожал в противном случае начать военные действия против казаков. В результате переговоров калмыцкое посольство дало от имени Дайчина шерть на условиях астраханских воевод.

Содержание шерти - «… у великого государя у его царского величия быти в вечном послушанье, и его царскому величию служити и прямити и добра хотети во всем вправду, безо всякие хитрости, и никакова дурна не мыслите, и с государевыми непослушники и с изменники ни с кем ни о чём не ссылатися; и государевых русских людей, и вечных холопей, нагайских и едисанских и юртовских татар, в улусех и на проездех и промыслов, нигде не побивати и в полон не имати и не грабити, и к себе в улусы от Астрахани и от иных городов их не призывать и не подговаривать, а будет кто отъедет, и тех не принимати; и к Астрахани и к иным государевым городом и на уезды, на государевых людей и на нагайские и на едисанские и на юртовские улусы, и на рыбные и на соляные промыслы войною самим не приходить и никого не посылати, и на государевых городов, и сел и деревень, и учюгов и рыбных ловель, и всяких промыслов не жечь и не грабить, и никакого зла не делати и не мыслити; а где случится им, калмыцким тайшам, и братьям и детям, и племянником их, и улусным людем, быть на государевой службе с государевыми ратными людми, и им с государевыми изменники и с непослушники биться до смерти, не щадя голов своих, а великому государю его царскому величию не изменити, и государевых людей не подати и хитрости над ними никакие не чинити; и русский полон, который у них в улусех, собра им, весь отдати в государеву отчину, Астрахань, и в иные государевы городы; и кочевати б им, калмыцким людем, с улусы своими в летнее и зимнее время за рекою Яиком, в прежних своих кочевых местех, а на Нагайскую степь, через Яик и к реке Волге, и царского величества к отчине к Астрахани в ближние места без государеву указу кочевать не ходить; и посыльщиков, которых по государеву указу ныне пошлют и вперед из государевы отчины из Астрахани и иных городов бояре и воеводы учнут посылать для его государевых дел в калмыкие улусы к нему, Дайчине тайши, и к братьев его, и к детям его, и к племенником, и к улусным людем, и им не грабити и тесноты и безчестья никакого не чинити и отпущать тех посыльщиков без задержанья»

В 1059 г. х. (1649) Абулгази-хан направился в поход в район Бами (и) Беурма в Хорасане, где собрались остатки бежавших туркмен. Приведя войска, он вступил в сражение. Умбай - инак, проявляя со своими джигитами чудеса храбрости [букв. «уподобляясь Рустему»], убил Кахир - ходжу, являвшегося туркменским предводителем. Вследствие этого туркмены потерпели большое поражение, понеся огромный урон от сабель узбекских храбрецов. Хан с богатой добычей пришел в Хиву.

В 1650-е годы после победы над своими братьями Ильденом и Лоузаном, которые выступали против вхождения в состав России, Дайчин фактически стал правителем всего калмыцкого народа. 14 июня 1650г. Онучин вернулся в Уфу вместе с посланцами от Дайчина. Они привезли с собой 14 человек пленных для размена и выкупа. Посланцы дали шерть за Дайчина, его братьев и племянников, и за всех улусных людей, кроме Лаузана, который «ни в чем ево (Дайчина) не слушает». Тайши обещали с государевой земли сойти, не нападать на башкир и других русских подданных, разменяться пленными, «а хто государевым людям недруг, тот и Дайчину недруг». За уфимских пушкарей, стрельцов и башкир, уфимская администрация заплатила калмыцким послам от 10 до 20 лошадей за человека.

1650 год.Умер башкир-мусульманин села Иткулово-Первое Баймакского района.

Транскрипция: «1060. Ла Алh (ала Алh)».

Перевод: «1060 (год хиджра). Нет Бога (кроме Бога)».

Примечание: Пишут – «В конце XVIII века деревня Иткулово была сравнительно крупным коренным поселением бурзян. По сведениям V ревизии в деревне было 68 дворов, в которых числился 501 житель. По X ревизии 1859 года здесь было 84 дома с 532 жителями. К 1885 году население увеличилось незначительно – 561 человек в 85 дворах. Согласно первой советской переписи в деревне проживали 784 человека в 158 дворах».

В 1650 году в переговорном процессе Дайчина с российским правительством принял участие и верховный лама ханства. В переписке Посольского приказа с астраханским воеводой упомянуто письмо от «калмыцкого хутугты» (вероятно, от верховного ламы – А.К.) к московскому архимандриту. Подписание соответствующего обращения Дайчином и «калмыцким хутугтой» в очередной раз подчеркивает высокий политический статус духовенства в формирующемся ханстве. Своеобразным итогом переговорного процесса, санкционированного Дайчином в 1648 г., становится шерть, подписанная 4 февраля 1655 г. в Бальчинском городке под Астраханью калмыцкими послами Серен-тайшой, Дуралы-тарханом, зайсангом Чокулой.

В этот год царь Алексей Михайлович закрепил полупустующие степные пространства Поволжья, в том числе и южные окраины бывшего Муйтенева государства, в качестве кочевий калмыков.

1650 год был годом коровы, калмыки племени хошоут (под предводительством) Дорджи - тайши, произвели набег на область (мемлекет) Кят'а и ушли. Погнавшись за ними по следам, хан на 15-й день нагнал их в местности Югурук-баш, вступил с ними в сражение и с победой возвратился.

В этом же 1650 год Московское царство аннексировало часть башкирских земель под строительство крепостей Исетский и Колчеданск.

В биографии Зая Пандиты сообщается – «В год Барса (1650) Зая пандита выехал (Из Холочи Булак) и провел это лето в ханском орго с, кочевавшем в Гурбан Хошутан. Оттуда (Зая пандита) отправился к своей свите, расположившейся в Коко Гуя зайринском, отправил ее вперед (вероятно, в Тибет), а сам с немногими (из свиты) отправился к Абалаю для распространения буддизма. На дороге был приглашен Баян Абагаем, который поднес ему 100 белых быков, 1.000 рыже-лысых баранов, 40 штук сафьяну (юфть), 40 кусков сукна и 40 лошадей. После недолгого пребывания здесь выехал и прибыл в ханское орго, находившееся при реке Курге. В это время воротились из Китая (послы) с выручкой от продажи 10.000 лошадей 37, которую хан предложил хутукте. Зая пандита сказал: "У меня много вещей (я богат). Так как вы великий сановник, то советую вам поднести их высшим богдам (Далай ламе и Банчину), притом же ваш Кукэн хубилган находится там (в Тибете). Вы отправьте несколько своих сановников (в Тибет), чтобы они представили ваши подарки".».

1651 год. В этот год мыши, Абулгази-хан с десятитысячным войском выступил против туркмен племени байрач, живших по берегам Атрека и Гюргена и проявлявших вражду. Во время этого похода хан заблудился, причем вследствие голода и жажды люди его (улус) рассыпались. Хан с четырьмя стами человек напал на племя байрач и произвел поголовное избиение, после чего с богатой добычей возвратился в Хиву. В конце концов он своими многочисленными набегами и нападениями привел все туркменские племена в подчинение. В этот год калмыками-торгоутами, под предводительством трех начальников: Мерген - тайши, Окча - тепе (***) и Тугула (***) с многими калмыками, была разграблена местность от Хазараспа до Дарган(ата). Начавши через 15 дней погоню, хан догнал их в местности Сенгир - рабат и вступил с ними в бой. Не выдержав натиска, калмыки сдались и подчинились хану. После этого хан совершил шесть набегов на Бухару, причем два раза брал Каракуль, раз Кермине и раз Бухару, возвращаясь с чрезвычайно богатой добычей и имуществом. Встретившись два раза лицом к лицу с Абдуль - Азиз - ханом (бухарским), он при

последней встрече нанес ему поражение. Честь (победы) в этом сражении принадлежала Ануша - хану, проявившему чудеса храбрости. Возведя в конце концов на ханство сына своего Анушу, Абулгази добровольно устранился от власти.

1651-1656 годы. Аннекция Московским царством башкирских земель под строительство крепостей Белый Яр, Зириклинск, Тиинск, Биляр, Новошешминск, Кичуевск, Заинск, Мензилинск.

1652 год. По сообщению шэжэрэ башкир юрматинцев в этот год были разведчики Московского царства под видом купцов.

Транскрипция: «Алтмш аики илгэ кргач ак би батшаhдин купч килди».

Перевод: «В 62 году прибыл купец от белого бия и царя».

Примечание: Эта запись примечательна тем, что начинает отсчет нового тысячелетия и поэтому столетия не написаны, что не учтено дальнейшими переписчиками шэжэрэ и они внесли в дальнейших записях от себя еще «девятое столетие».

Биография Зая Пандиты дополнительно рассказывает – «В этом году (1652) зимою Зая пандита прибыл к Цецен хану, (Цецен хан) для спасения души своей матери набрал 100 мальчиков, 50 из них подарил хутукте, который посвятил их в звание банди, прочих подарил Ачиту Цорджи и другим ламам, 200 хуваракам 53 также подарил 200 мальчиков, из которых 100 были буруты и 100 монгольского поколения. Цецен хан, так как был почтителен к матери своей, за память к ней собирался в Тибет (чтоб лично у Далай ламы отслужить по ней панихиду). Хутукту, Абалай и другие заметили ему: "Неприлично вам, знаменитому князю, ехать в Тибет с пустыми руками". На это хан сказал: "Чужие имения и богатства не помогут мне в возблагодарении памяти моей матери, в знак благодарности к ней я должен отправиться в Тибет к Далай ламе, которого обойду девять раз, сделаю ему девять земных поклонов, потом отслужу панихиду. Этим я, думаю, воздам благодарность своей матери". Затем и немедленно решился отправиться.».

1653 год. Оплата башкирами юрматинцами московского ясака.

 

Эти строки З.Н.Аюханов и Н.В.Бикбулатов перевели так.

 

В биографии Зая Пандиты сообщается – «Кюре (Зая пандита) зимовал у Абалая, кочевавшего в Томор Цорго. В эту зиму (1653) скончался Батур хун тайджи. На его похороны Цецен тайджи и дети (Батур хун тайджи) пригласили хутукту. Хутукту сделался ламою при изголовье 54 его, напутствовал душу покойника и предал тело огню. В продолжение сорока девяти суток беспрерывно отслуживали панихиду по усопшему и раздавались подаяния. Здесь Юм Агас приняла обет от хутукты. Затем Зая пандита давал здесь наставления тем, которые удручены были горестью, и объяснил, что значит бренность и бессмертие, и тем увеселил он их душу, угнетенную горестью. Сенге, младший брат Цецен хана, которого, когда он был холост, хутукту любил, во-первых, за то, что знатного происхождения; во-вторых, благочестивый человек и, в-третьих, — приходился ему из родни, служил с благоговением учению, принял благословение и дал слово списать все книги, переведенные хутуктою.».

1654 год. Аюка вместе с дедом Дайчином прибыл в Поволжье.

1654-1698 годы. Время правления в Джунгарской империи Галдан Церена. 1655 год. В этом году Шукур-Дайчин дал присягу на верность русскому царю и обязался охранять южные границы России, за что получил право кочёвок на западном ("крымском") берегу Волги. По шертям от 4 февраля 1655 года и 30 марта 1657 года Дайчин брал на себя обязанность по требованию России выставлять калмыцкие войска. С этого времени установилась формальная зависимость Калмыцкого ханства от России. Во время русско-польской войны (1654—1667) по просьбе российского правительства Дайчин послал под Азов 10-тысячное войско, которое разбило татаро-турецкие войска и вынудило их уйти с Украины.

1655-1657 годы. Получение Алексеем Михайловичем шертовых грамот Дайчина.

1656 год. Природные особенности года и события зафиксированы в биограффии Зая Пандиты таким образом – «В эту зиму снег выпал до семи пядень. Начиная отсюда, года Обезьяны (1656), до храма Абалаева (по дороге) приглашали хутукту Убаши хун тайджи, Дорджи тайджи, Эрке Дайчин, Монко и прочие, получили абишик (благословение), списывали сочинения его и тем засеяли семена добрых дел для настоящей и будущей жизни. Потом приглашали хутукту Шараб, Сенге, Лобзан, Убаши, которые поднесли ему 40 банди, 40 кибиток, 500 вороных лошадей, 2 больших музыкальных трубы, много скота и других вещей. Отсюда пригласили его сыновья Буянту Боджи Суги, родственники Абалая торгутского, и выслушали йороль, религиозное учение, за что поднесли ему подарки».

1657 год. Тайша Мончак со своим племянником Манжиком принёс присягу на верность русскому царю и в том же году совершил удачный поход на Азов.

Биография Зая Пандиты сообщает – «Абалай послал Мергена габчо в качестве посла просить Зая пандиту для освящения храма. В это время (Зая пандита) отправил главную свою свиту в Лэбши Харатала, а сам прибыл налегке в храм Абалая. Зая пандита, Даян Цорджи, Серток Цорджи с 1.000 хувараками (духовенство) в первый зимний месяц в год Курицы (1657) освятили храм. Здесь подносили много подарков, мандза и других вещей. Летом в год Курицы (1657) начался разрыв между джунгарцами, разделившимися на две партии, восточную и западную. За восточную вступился Абалай, а за западную — Цецен хан. По этому случаю Галдамба и Абалай прибыли с войском на Эмель, где вражда кончилась мирjм, и обе партии успокоились».

В калмыцкой народной песни о Галдаме упоминается и наш Алдар-тархан тоже. К сожалению подлинника текста, и нотацию мелодии не удалось найти. Даю отрываок из работы Оконова Б. Б. «Калмыцкие народные исторические песни XVII- XVIII в.в. “Галдама”, “Мазан-Батыр”».

Звучание на современном калмыцком языке:

«Бербенгин тоть шовун

Бенз моднд дурта суудгви,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.088 с.)