Арбитражная судебная система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арбитражная судебная система



Арбитражные суды: на основании АПК (арбитражно-процессуального кодекса) от 2002г. являются специализированными судебными органами для рассмотрения и разрешения экономических споров между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица.

Арбитражные суды рассматривают 3 категории дел:

1.Экономические споры.

2.Споры в сфере управления: если одной стороной выступает гос. фискальный орган.

3.Дела специальной подведомственности (дела о банкротстве предприятий, споры между акционерами и АО).

I инстанция на уровне субъектов РФ (Ханты-Мансийский).

Экономические споры рассматриваются судьей единолично, кроме споров в сфере управления и специальной подведомственности. По экономическим вопросам принимаются решения, которые подлежат обжалованию в течение 1 мес.

II инстанция – 10 окружных арбитражных судов.

III инстанция – Высший арбитражный суд.

Судьи I и II инстанции назначаются президентом, а судьи Высшего суда – Советом Федерации.

Суды субъектов Федерации:

1.Уставные (аналогичны полномочиям конституционного суда).

2.Мировые судьи (либо избираются населением, либо назначаются).

Полномочия мировых судей: - рассматривают до 90% всех административных дел; -рассматривают уголовные дела небольшой тяжести до 2 лет лишения свободы; -рассматривают бракоразводные дела при отсутствии споров о деталях; - рассматривают трудовые споры, за исключением дел восстановления на работе; - имущественные риски до 500 МРОТ.

Состав арбитражного суда: 1.председатель; 2.его заместители; 3.преседатели коллегии; 4.судьи-члены арбитражного суда.

Судей назначает Совет Федерации на 5 лет.

В РФ действуют: 1.Высший арбитражный суд РФ. 2.Высшие арбитражные суды республик в составе РФ. 3.Краевые арбитражные суды. 4.Областные арбитражные суды. 5.Городские арбитражные суды. 6.Арбитражные суды М и СПб. 7.Арбитражные суды автономных округов. 8.Арбитражный суд автономной области.

 

12. Акт применения права это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела. Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями:

1)исходит от компетентных органов;

2)носит государственно-властный характер;

3)носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями;

4) имеет определенную установленную законом форму.

Вместе с тем следует различать акт применения как действие (деятельность) и как акт-документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям:

по форме — на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.;

по субъектам, их издающим, — на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов;

по функциям права — на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела);

по юридической природе — на основные (выражают конечное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных актов, в частности постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого);

по предмету правового регулирования — на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.;

по характеру — на материальные и процессуальные

13 Конституция РФ – основной закон государства.

1.Принятие Конституции. Признаки и черты. Виды Конституции.

Первая Конституция при царе Соломоне.

В древнем Риме – отдельные акты власти.

Древнейшая Конституция – 1787г. в США до 200 лет 27 поправок.

Слова Макиавелли: "Конституция должна предполагать устойчивый порядок гос. жизни, необходимость в котором является препятствием для того, чтобы дать больше власти народу".

Слово "Конституция" латинского происхождения означает "устройство, установление общественной жизни".

Конституция определяется в материальном и формальном смыслах.

В материальном смысле Конституция – писанный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства государства, а также основы организации центральных и местных органов власти.

В формальном смысле Конституция – представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем другим законам, в которых официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного права.

По форме Конституции подразделяются (виды):

1.Кодифицированные, т.е. они представляют собой единый писанный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера (США, России и т.д.).

2.Некодифицированные, т.е. основные вопросы общественной жизни регулируются несколькими писанными актами (В Швеции роль конституции выполняют 3 акта: акт о престолонаследии 1810г.; форма правления 1974г.; акт о свободе печати 1949г.).

3.Смешанного типа, которые включают в себя не только парламентские законы и судебные прецеденты, но и обычаи и доктринальные толкования (В Великобритании, Новой Зеландии существуют наряду с писанными актами конституционного соглашения: правила политической практики, которые выполняют особую роль).

Все Конституции подразделяются на гибкие и жесткие.

Гибкие – м.б. быть изменены путем принятия обычного закона.

Жесткие – путем специальной усложненной процедуры (Россия).

По срокам все Конституции делятся на постоянные и временные.

Конституция РФ была принята 12.12.1993г. Она декларативно закрепляет основные положения статуса личности и государства. До принятия ее в стране действовала Конституция 1978г. Она закрепляла руководящую роль КПСС, полное огосударствление экономики, т.е. государство провозглашалось наиболее ценным элементом и недопустимость частной собственности. Федерализм как принцип был провозглашен, но реально своего развития так и не получил. Управление делами государства осуществлялось через командно-административную систему. Закон подменялся приказом, инструкцией и "телефонным правом".

Основные положения Конституции 1993г.

1.В РФ все формы собственности охраняются и признаются в равной степени. Этот принцип распространяется на землю и другие природные объекты.

2.Закреплен институт президента.

3.Закреплен принцип разделения властей на 3 ветви: законодательная, исполнительная, судебная.

4.Восприняты положения российской декларации от 1991г. "Прав и свобод человека и гражданина".

5.Изменен облик российского федерализма, т.е. федеративное устройство основано на гос. целостности России и вместе с тем определены предметы ведения и полномочия между РФ и ее субъектами (основные вопросы закреплены в Конституции и в федеративных договорах, заключаемых между Центром и субъектами).

6.Заложены принципы политического многообразия и многопартийности.

7.Исключается установление какой-либо идеологии в качестве гос. либо обязательной.

8.Местное самоуправление провозглашено в качестве 1 из основ конституционного строя.

Признаки Конституции.

1.Конституция обладает юридическим верховенством, т.е. законы и подзаконные акты гос. органов и ОМСУ должны соответствовать положениям Конституции.

2.Конституция закрепляет основополагающие принципы организации государства и общества, а также правовой статус личности.

3.Конституция не требует дополнительного законодательного разъяснения.

Черты Конституции.

1.Лигитивность, т.е. она признана народом. Конституция была принята на референдуме и вступила в силу по результатам всенародного голосования.

2.Жесткость, т.е. сложный порядок внесения изменений. Н-р, пересмотр положения "основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина" возможен только по решению специально созываемого органа "Конституционного Собрания". Предложения о пересмотре должны быть поддержаны 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Гос. Думы. Поправки к основным главам принимаются если поправка одобрена не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 от общего числа депутатов Гос. Думы.

3.Демократичность, т.е. Конституция закрепляет участие народа в осуществлении гос. власти, т.е. гражданам обеспечивается равный доступ к гос. службе. Граждане России участвуют в отправлении правосудия, т.е. могут быть народными заседателями и присяжными заседателями.

4.Либеральность, т.е. в Конституции оглашено положение о том, что права и свободы человека и гражданина являются наивысшей ценностью.

Если статья Конституции начинается со слов "каждый", то этими правами обладают как граждане России, так и иностранцы и апатриды.

 

14. Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

Общие черты:

а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нор­мативности;

б) являются основными регуляторами поведения;

в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегичес­кой задачей сохранения и развития общества как целого;

г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;

д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

Различия:

1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государствен­ной организации общества. 2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе мо­жет действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). 3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категори­ях этики. 4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. 5. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. 6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная систе­ма, будучи относительно целостным нормативным образованием, не облада­ет такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права.

7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реа­лизации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможнос­тью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гаранти­руются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали

Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное по­ведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего для процесса применения правовых норм. Правоприменитель не сможет вынес­ти справедливое решение без опоры на нравственные требования. Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это связа­но, в частности, с процессами их развития: «впереди» могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.

 

 

15. Акты судебной власти .- приговор, решение, определение и др.

Решения судебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределённости нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве.

Правотворческие функции судов формируются самой судебной практикой, потребностями правового урегулирования тех общих жизненных случаев, которые не предусмотрены законом. Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрении той или иной группы юридических дел.

Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел.

Однако необходимо иметь в виду, что обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной власти. Правотворческая деятельность судов в правовом государстве всецело основывается на своих законных полномочиях, в рамках законности и принципов данной системы права.

 

 

16 Правовые нормы, элементы, виды.

Правовая норма является образцом типового общественного отношения. Определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях.

Правовая норма состоит из следующих элементов:

1.гипотеза.

2.диспозиция.

3.санкция.

Гипотеза предусматривает когда следует воспользоваться данной нормой.

Диспозиция определяет само поведение (действие или бездействие).

Санкция определяет какие меры взыскания следует применить к виновному лицу.

Статья 245 УК "Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений или с применением садистских методов, либо в присутствии малолетних (до 14 лет) наказывается от 100 до 200 МРОТ, либо исправительными работами до 1 года".

Гипотеза – повлекшее гибель или увечье …

Диспозиция – деяние …

Санкция – штраф и все виды наказания.

Виды правовых норм делятся:

1.По отраслям:

-семейно-правовые

-жилищно-правовые

-финансово-правовые …

2.По характеру правил поведения:

-обязывающие (родители обязаны дать ребенку начальное образование)

-управомочивающие нормы (собственнику предоставляется право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом)

-запрещающие (запрещается злоупотреблять властью, нарушать права граждан) под угрозой наказания.

3.По степени определенности:

-абсолютно-определенные (судья до начала судебного заседания обязан удалить свидетелей из зала заседания) – все обязанности.

-относительно-определенные – они предоставляют право выбора поведения. Ими являются все нормы УК, которые устанавливают низший и высший пределы наказания.

-альтернативные – они предусматривают несколько вариантов поведения (если продана бракованная вещь, можно обменять ее, вернуть ее, починить ее).

4.Специализирование нормы:

-закрепительные нормы. Все статьи Конституции РФ имеют закрепительный характер.

-дефективные нормы, т.е. нормы, в которых содержаться определения юридических понятий и категорий.

-нормы – принципы, в которых сформулированы общие и отраслевые принципы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.032 с.)