Причины возникновения государств. Теории возникновения государств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины возникновения государств. Теории возникновения государств.



В опросы по праву

1.Правовые системы мира. Виды, краткая характеристика.

2.Причины возникновения государств. Теории происхождения государств.

3.Понятие и сущность государства. Признаки и социальное назначение государств.

4.Форма государственного устройства. Федеративное устройство РФ.

5.Механизм (аппарат) государства.

6.Федеральное Собрание. Структура, состав, полномочия, правовое регулирование деятельности.

7.Президент РФ. Полномочия, требования, предъявляемые к нему, отрешение от должности

8.Исполнительная власть в РФ. Структура, правовое регулирование.

9.Судебная власть в РФ.

10.Суды общей юрисдикции.

11.Арбитражная судебная система.

12.Акты применения правовых норм.

13.Закон и подзаконные акты. Понятие, признаки, виды. Конституция РФ 1993г. Черты и признаки.

14.Соотношение правовых и моральных норм.

15.Акты судебной власти.

16.Правовая норма. Понятие, признаки

17.Личные, гражданские и политические права граждан РФ.

18.Органы местного самоуправления. Понятие, структура, полномочия.

19.Правовая характеристика муниципального заказа. Порядок заключения и исполнения.

20.Понятие и признаки права.

21.Источники и формы права.

22.Система права. Понятие, черты и функции.

23.Предмет, система и источники финансового права РФ.

24.Правовой статус безработных как институт трудового права.

25.Коммерческое право - подотрасль гражданского права.

26.Уголовное право- отрасль российского права.

27.Правовое регулирование брачного договора. Понятие, признаки, заключение, признание недействительным.

28.Гражданское право. Понятие, объекты, субъекты, система, источники.

29.Законодательный процесс.

30.Налоговое право РФ. Налоги, виды налогов. Отличие налога от сбора. Налоговые преступления и проступки.

31.Правоспособность и дееспособность граждан. Дееспособность несовершеннолетних.

32.Политические и гражданские права граждан.

33.Правоотношения. Понятие, признаки, черты, структура.

34.Бюджетное право - подотрасль финансового права.

35.Правовые основы недропользования и лицензирования в Российской Федерации.

36.Международное право (публичное и частное). Источники, субъекты международного права. Международные преступления и ответственность при нарушении внешнеэкономических договоров.

37.Подзаконные нормативные акты. Понятие и виды.

38.Преступление и наказание по уголовному праву. Стадии совершения преступлений.

39.Принципы и функции права.

40.Виды правовых норм.

41.Понятие и виды нормативно- правовых актов.

42.Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

43.Рабочее время и время отдыха по трудовому праву.

44.Отпуска и виды отпусков.

45.Дисциплинарная и материальная ответственности сторон трудового договора.

46.Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС и судах.

47.Краткая правовая характеристика Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г.

48.Общая характеристика Устава ООН.

49.Экологическое право как отрасль российского права.

50.Понятие и виды сделок по гражданскому праву.

51.Административные правонарушения в сфере экономики и порядок применения административных мер воздействия.

52.Административные взыскания и виды по КоАП РФ 2001г.

53.Административное производство.

54.Обязанности гражданина РФ по Конституции РФ.

55.Алиментные обязательства по семейному праву.

56.Правовое положение ребенка.

57.Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

 

Правовые системы мира.

Правовая система — совокупная связь права (или системы права), правосознания (или правовой культуры как более общего) и правореализации.

Правовые системы:

1. Романо-Германская. Отличительная черта – основана на нормативно-правовых актах. Это право Германии, Франции, Италии, Испании, РФ и др. Право этих стран подразделяется на публичное и частное. Публичное право (административное, уголовное, финансовое, налоговое, таможенное и др.) регулирует общественные отношения с участниками государственных органов, наделенных властными полномочиями. Частное (семейное, трудовое, гражданское, хозяйственное и пр.) регулируют общественные отношения между равноправными субъектами и защищает их права. Кроме законов, которые подразделяются на федеральные и региональные, существует масса подзаконных актов. Это: декреты, указы, приказы, постановления, инструкции и пр.

2. Англо-Саксонская. США, Новая Зеландия, Канада, Австралия, Ирландия, бывшие колонии Великобритании. Основным источником правовой системы является юридический прецедент, т.е. решение по конкретному административному или судебному делу, которому государство придает общее обязательное значение, и которое служит эталоном для рассмотрения аналогичных дел. Законы в этих странах начинают действовать только тогда, когда их начинают применять суды.

3. Мусульманская. К этой системе относятся 45 афро-азиатских государств. Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Турция, Афганистан и пр. В этих странах 80 % населения исповедуют ислам и он закреплен государственной религией в конституции. Общественные отношения 20 % населения регулируются обычными законами и подзаконными актами. Основными источниками выступают религиозные догмы: Каран, Кияс.

4. Индусская. Индия, Пакистан, Сингапур, Бангладеш, Малайзия и пр. 83 % населения исповедуют Индуизм, который является государственной религией. 17 % регулируются обычными законами. Основным источником выступают религиозные догмы: Законы Шивы. В этих странах население подразделяется на касты. Взаимоотношения между членами каст ограничены.

5. Обычное право Африки. Основными источниками являются колониальные законодательства, национально-территориальные законодательства и обычаи. Взгляды населения Африканского континента сформировались на таких традиционных институтах, как религия, мораль, обычаи.

ВЫВОД: Прав. система каждого гос-ва отражает закономерности развития общ-ва, его исторические и культурно-национальные особенности.

 

Федеральное собрание. Структура. состав, полномочия, правовое регулирование.

Федеральное Собрание - парламент РФ - является представительным и законодательным органом РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

К ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ между субъектами РФ; б) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения; в) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; д) назначение выборов Президента РФ; е) отрешение Президента РФ от должности; ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; з) назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора РФ; и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы (450 депутатов) относятся: а) депутаты принимают ФКЗ и ФЗ; б) решают вопрос о денежной эмиссии; в) принимают фед бюджет; г) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; д) решение вопроса о доверии Правительству РФ; е) назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ; ж) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; з) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; и) объявление амнистии; к) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Депутаты гос думы не могут быть арестованы, задержаны и подвергнуты обыску их жилища и т/средств, кроме случаев, если они задержаны на месте преступления.

Гос дума может быть распущена президентом, если три раза подряд отклоняет представленную президентом кандидатуру на пост председателя правительства, а также если председатель правительства ставит вопрос перед гос думой о доверии правительству, но гос дума отклоняет его, то в этих случаях президент РФ распускает гос думу в течение 10 дней, либо принимает решение об отставке правительства в течение 7 дней.

 

7. Президент РФ. Полномочия, требования, отрешение от должности.

Президент РФ не включается ни в одну из ветвей гос власти, анна основании статьи 80 конституции РФ обеспечивает функционирование и взаимодействие всех органов гос власти.

Президент является гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент определяет направления внутренней и внешней политики. Является должностным лицом категории А с навыками управления.

Требования к президенту РФ: 1) гражданин РФ; 2) не моложе 35 лет, проживающий в РФ не менее 10 лет.

Полномочия закреплены в конституции: 1) является главнокомандующим; 2) подписывает законодательные документы; 3) является гарантом конституции; 4) председатель правительства; 5) подписывает международные соглашения, конвенции; 6) назначает выборы в гос думу; 7) ежегодно выступает перед парламентом о положении в стране; 8) представляет председателя ЦБ (гос думе?); 9) назначает судей основного и среднего звена; 10) выступает с бюджетным посланием.

Администрация президента – Норышкин. В структуру администрации президента входят: аппарат совета безопасности РФ, аппарат полномочных представителей президента в федеральных округах, управление президента по внешней политике, по внутренней политике, по кадровым вопросам, вопросам гос службы и гос-нное правовое управление.

Во всех случаях, когда президент РФ не в состоянии выполнять свои полномочия, их временно исполняет председатель правительства, но не более 3-х месяцев.

Досрочное прекращение полномочий президента, его отставки, предполагается наличие заявления президента при стойкой неспособности выполнять свои обязанности (для этого требуется медицинское заключение).

При отрешении его от должности верхней палатой парламента (при наличии обвинения в совершении президентом государственной измены или иного тяжелого преступления).

 

Исполнительная власть РФ.

Исполнительная власть в РФ представлена правительством и иными федер. органами.

Правительство является коллегиальным органом. Председатель правительства и федер. министры назначаются президентом РФ.

Полномочия правительства РФ (закрепленные Конституцией РФ).

1.Правительство разрабатывает и представляет ГД проект федер. бюджета, а также обеспечивает его исполнение.

2.Осуществляет руководство и управление федер. собственностью.

3.Обеспечивает проведение в России финансовой, кредитной и денежной политики.

4.Осуществляет меры по обеспечению законности, охране собственности, обороны страны, общественного порядка и в борьбе с преступностью и т.д.

Правительство являясь координирующим органом осуществляет контроль над всеми органами исполнительной власти, включая и органы исполнительной власти субъектов РФ. Постоянно действующим органом правительства является президиум. Свои акты правительство оформляет в виде постановлений и распоряжений.

Иные органы исполнительной власти закрепляются указами президента. Н-р, указом президента от 17.05.2000г. к ним относятся:

1.Федер.инистерства (24 Министерств). Министерство имущественных отношений, Министерство экономического развития и торговли.

2.Гос. комитеты (6). Гос. комитет по рыболовству.

3.Федер. комиссии (2). По рынку ц.б. и энергетический.

4.Федер. службы (13). Служба внешней безопасности, Служба по финансовому оздоровлению и банкротству.

5.Российские агентства (8). РА по патентам и товарным знакам.

6.Федер. надзоры (2). Горный и промышленный надзор, Надзор по ядерной и радиационной безопасности.

7.Управление специальных программ и др.

Перечень утверждается указом президента РФ, однако это не исключает возможности последующих преобразований.

 

 

Судебная власть РФ

Судебная власть - систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Совокупность судов именуется юстицией, а деятельность судов по разрешению правовых конфликтов – юрисдикционной (правосудием).

 Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 года, что обеспечивает ее единство. Судебная власть осущ-тся посредством конст-ционного, гражданского, админ-вного и уголовного судопроизводства.

Финанс-вание судов произв-тся только из фед-ного бюджета, что обесп-вает возм-ность полного и независимого осущ-ления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Основные принципы организации и деят-сти судебной власти изложены в главе 7 статьи 118-128 Конституции РФ. Они включают в себя следующие положения: 1) Осущ-ние правосудия только судом (т.е. посредством конст-нного, гражданского, адм-тивного и уголовного судопроизводства); 2) Законность; 3) Независимость судей и подчинение только закону; 4) Несменяемость судей; 5) Коллегиальность или единоличность рассмотрения дел в суде; 6) Открытое разбирательство дел во всех судах; 7) Неприкосновенность судей; 8) Состязательность и равноправие сторон; 9) Гласность судебного разбирательства; 10) Принцип гос-венного языка судопроизводства; 11) Презумпция невиновности; 11) Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление; 12) Право на пользование квалиф-ванной юридической помощью.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Не допускается заочное рассмотрение уголовных дел, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

Структура судебной власти состоит из трёх ветвей: это конституционные суды, суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ и арбитражные суды.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125, 128, и Федеральным Конст-нным законом о Конст-нном Суде РФ от 21 июля 1994г.). Конст-нный суд состоит из 19 судей.

Дела разрешаются Конституционным судом РФ по запросам: -Президента РФ; -Совета Федерации; -Государственной Думы; -Верховного и Арбитражного Судов РФ; -органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Суды общей юрисдикции в РФ с советского времени сущ-ют на трех уровнях: Верховный Суд РФ, федеральные суды регионов, районные (городские) народные суды. Эти суды осуществляют уголовное, административное и иные виды судопроизводства.

Арбитражные суды: на основании АПК (арбитражно-процессуального кодекса) от 2002г. являются специализированными судебными органами для рассмотрения и разрешения экономических споров между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица.

Арбитражные суды рассматривают 3 категории дел: 1.Экономические споры; 2) Споры в сфере управления: если одной стороной выступает гос. фискальный орган; 3) Дела специальной подведомственности (дела о банкротстве предприятий, споры между акционерами и АО).

 

 


Суды общей юрисдикции.

Суды общей юрисдикции в Российской Федерации с советского времени существуют на трех уровнях: Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды регионов, районные (городские) народные суды. Эти суды осуществляют уголовное, административное и иные виды судопроизводства.

Верховный суд РФ – это высший судебный орган по гражданским, уголовным и иным делам, попадающим под общую юрисдикцию и имеет следующие полномочия:

- разрешает в качестве суда первой инстанции особо сложные уголовные и гражданские дела;

-осуществляет проверку обоснованности и законности решений, не вступивших в законную силу (по второй кассационной инстанции);

-осуществляет надзор за деятельностью соответствующих судебных учреждений и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

 Федер. суды: I инстанция – уголовные дела до 5 лет рассматриваются судом единолично; от 5 до 15 лет судьей и 2 народными заседателями; по гражданским делам принимаются решения, которые подлежат обжалованию в течение 10 дней; II инстанция – эти суды пересматривают решения судов I инстанции по жалобам сторон и протестам прокурора. Эти суды рассматривают тяжкие и особо тяжкие уголовные дела. На уровне судов II инстанции образуются суды присяжных в количестве 12 присяжных заседателей; III инстанция – осуществляют надзор за деятельностью судов I и II инстанции, а также рассматривают дела в порядке надзора.

Верховный суд включает 4 коллегии: 1.Военная коллегия. 2.Коллегия по уголовным делам. 3.Коллегия по гражданским делам. 4.Коллегия по административным делам.

Судей I и II инстанции назначает президент РФ, а судей Верховного суда Совет Федерации.

Решения Верховного суда окончательны и не подлежат обжалованию.

Согласно Закону "О статусе судей в Российской Федерации" судьей Верховного Суда может быть гражданин РФ, достигший 35-летнего возраста и имеющий стаж по юридической профессии не менее 10 лет.

По вопросам своего ведения Верховный суд РФ обладает правом законодательной инициативы.

Кроме того, к системе федеральных судов общей юрисдикции относятся военные суды (на 12 сентября 1997 - 139 судов первой инстанции и 13 судов второй инстанции).

 

Источники права и их виды.

1.НПА

2.Юридический прецедент

3.Правовые обычаи

4.Договоры нормативного характера.

Источники права – способы закрепления и выражения правовых норм.

1. НПА (законы и подзаконные акты) отражают изменяющиеся потребности общественного развития. Обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

2. Юридический прецедент – под ним понимается судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательный характер. Этот источник права широко применяется в странах Англо-Саксонской правовой системе. Российская юридическая наука считает, что юридический прецедент не может создавать общие правила поведения. Судебная практика выполняет лишь служебную вспомогательную роль.

3. Правовые обычаи – санкционированные государством правила поведения, которые ранее сложились в результате длительного повторения людьми определенных действий и благодаря чему закрепилось как устойчивая норма. Н-р, нормы времени погрузки и разгрузки морских судов в иностранных портах.

4. Договоры нормативного характера – соглашение двух или более субъектов права, в котором содержатся нормы права, регулирующие их взаимоотношения (н-р, федеративный договор между РФ и республикой Мэри Эл).

 

Уголовное право.

Уголовное право представляет собой совокупность юридических норм, которые устанавливают какое общественно-опасное деяние является преступным и какое наказание за его совершение применяется.

Задачами уголовного права является охрана прав и свобод человека, гражданина, собственности, общественного порядка, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, а также предупреждение преступлений.

Уголовные законы, т.е. УК был принят 24.05.96г. и он заменил УК 1960г. Уголовный закон является единственным источником уголовного права. Только он устанавливает преступности и наказуемость общественно-опасного поведения. Ни какие акты гос. органов не могут содержать нормы уголовного характера.

Юридическим основание уголовного законодательства является Конституция РФ.

На основание статьи 49 Конституции обвиняемый в совершении преступления считается невиновным пока его виновность не доказана судом и установлена вступлением в силу приговором суда.

УК состоит из общей и особенной уголовных статей. Особенная часть раскрывает преступления в отдельных сферах.

Преступление – это общественно-опасное деяние против личности, общества, государства.

Преступные деяния подразделяются на тризины (гос. преступления против вороны, гос. измена, противоступное отношение к королю); фелонии (преступления, которые влекут к конфискации имущества, разбой, грабеж, все экономические преступления, изнасилования); мисдиминоры (иные проступки, небольшие преступления).

Статья 15 УК РФ подразделяет преступления на категории:

1.преступления небольшой тяжести, т.е. до 2 лет лишения свободы. Н-р, побои статья 216; оставление в опасности статья 125 и т.д.

2.преступления средней тяжести, т.е. до 5 лет лишения свободы. Н-р, убийство матерью новорожденного ребенка, вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность статья 151, заражение венерическими заболеваниями.

3.тяжкие преступления, т.е. от 5 до 10 лет. Н-р, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью статья 111.

4.особотяжкие преступления, т.е. свыше 10 лет, пожизненное заключение или смертная казнь. Н-р, убийство, гос. измена статья 275, захват заложников, торговля несовершеннолетними.

Основанием привлечения к уголовной ответственности является наличие всех элементов составляющих преступления.

Состав преступления.

Элементы и характеристика.

1.Субъект – это только физическое лицо, достигшее 16 лет, а при совершении тяжких и особо тяжких физическое лицо с 14 лет. Юридические лица не привлекаются к уголовной ответственности. Подразделяются на специальные и общие. Специальные – это гос. служащие, военнослужащие, главные бухгалтера, руководители, которые отражают специфику данных предприятий. Общие – все остальные.

2.Субъективная сторона – она отражает внутренний мир преступника и характеризуется виной. Признать лицо виновным, это значит установить, что оно совершено преступление либо умышленно, либо по неосторожности. Преступление признается совершенным умышленно, если лицо его совершившее осознавало общественную опасность своего поведения и желало наступления последствий. Преступление считается совершенным по неосторожности, если лицо его совершившее не предвидело возможное наступление опасных последствий, но самонадеянно рассчитывало на их предотвращение. К уголовной ответственности не привлекаются недееспособные лица.

3.Объективная сторона – она характеризует внешнюю сторону преступления и определяется действием, способом, временем совершенных преступлений с общественно-опасными последствиями.

4.Объект преступления – это личность, общество, государство.

При отсутствии одного из элементов состава, преступления физического лица не могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Стадии совершения преступления:

1.Приготовление к преступлению – эта стадия характеризуется созданием реальных условий для последующего совершения преступлений. Уголовная ответственность наступает лишь при подготовке тяжкого и особотяжкого преступления, при этом срок наказания не может превышать половины максимального срока.

2.Покушение на преступление – преступнику не удалось довести преступление до конца по не зависящим от него причинам. За покушение на преступление срок наказания не может превышать 3/4 срока.

3.Оканченное преступление.

Наказание – это мера гос. принуждения, назначенная по приговору суда. Наказание делится:

1. декларируемое – смертная казнь, обязательные работы, арест, ограничение свободы.

2. применяемые – штраф, конфискация имущества, лишение свободы, пожизненное лишение свободы, исправительные работы и т.д.

 

 

Брачный договор.

Брачный договор – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке или в случае его расторжения.

Брачный договор может быть заключен как до гос. регистрации, так и в любое время в период брака.

Договор вступает в законную силу со дня гос. регистрации заключения брака, составляется в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Содержание брачного договора.

1.Брачный договор супруги вправе изменить, установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество.

2.Брачные договор может быть заключен как в отношении имеющегося имущества, так и в отношении будущего имущества.

3.В брачном договоре супруги вправе определить свои права и обязанности по взаимному содержанию имущества, способу участия в доходах друг друга, порядку нанесения семейных расходов.

4.В договоре может быть определено имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака.

Брачный договор не может ограничивать правоспособность и дееспособность супругов, принцип их равноправия в браке, регулировать личные права и имущественные отношения их детей, содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.

Брачный договор может быть изменен или расторгнут в любое время по соглашению супругов. Односторонний отказ от соблюдения брачного контракта не допускается. Он может быть расторгнут по решению суда. Действие его прекращается с момента расторжения или прекращения брака за исключением тех случаев, которые предусмотрены брачным договором на период после прекращения брака.

Решение вопроса о заключении брачного договора не является обязательным условием брака и зависит только от желания самих супругов.

 

 


28 Гражда́нское пра́во в России — отрасль права, регулирующая имущественные, а также личные неимущественные общественные отношения на основе принципов равенства, неприкосновенности всех форм собственности и свободы заключения договоров их участниками, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; гражданское право является ядром частного права.

В качестве подотраслей гражданского права выделяют:

вещное право

обязательственное право

право на объекты интеллектуальной собственности (интеллектуальные права) (авторское право, права смежные с авторскими, патентное право)

наследственное право.

Объектом права собственности выступают имущественные отношения, то есть отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Источники гражданского права

В континентальной Европе, большинстве латиноамериканских стран, некоторых странах Азии (например, Японии и Таиланде) источниками гражданского права являются гражданские и торговые кодексы, построенные по пандектной либо институциональной системе, а также иные законодательные акты. Дополняет их судебная практика, которая хотя формально и не может противоречить закону, но комментируя и конкретизируя его фактически создает новые правовые нормы. К источникам гражданского права относят также и обычаи гражданского оборота, применяемые судами в случаях, когда отсутствует законодательно установленная норма либо обобщение судебной практики.

Основным источником гражданского права Великобритании (т. н. общего права) с средних веков и до последнего времени являлся судебный прецедент. Несмотря на то, что закон как источник гражданского права формально стоит выше прецедента, фактически система судебных прецедентов расширяет в достаточно широких пределах рамки судейского усмотрения при решении конкретных дел. Такое положение стало меняться лишь в последние десятилетия в связи с ростом статуса и объема норм статутного права (законодательства).

Систему общего права Великобритании заимствовали США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Индия и многие другие её бывшие колонии, где она в настоящее время применяется с незначительными отличиями. Также как и в Великобритании в этих странах в последнее время увеличивается роль закона и соответственно уменьшается — судебного прецедента.

В США принятие правовых актов в области гражданского права отнесено к компетенции не федеральной власти, а штатов, которые однако, фактически принимают свои кодифицированные акты Г.п. на основе типового кодекса — Единообразного торгового кодекса США.

Гражданское право Российской Федерации относится к континентальному праву и вобрало в себя положения германского и французского гражданских кодексов. В настоящее время гражданско-правовые отношения регулируются прежде всего Гражданским кодексом России, а также другими важнейшими законодательными актами гражданского права (по авторскому праву, патентному праву, акционерному праву и т. д.).

Субъекты гражданского права — это носители (обладатели) гражданских прав и обязанностей. Субъектом гражданского права может быть только лицо, которое обладает определенным статусом — является правоспособным и дееспособным. Субъектами гражданского права могут быть: 1) граждане (физические лица); 2) юридические лица; 3) государство — Российская Федерация и ее субъекты, а также городские и сельские поселения и другие муниципальные образования.

Система гражданского права

Общая часть гражданского права — совокупность норм, регулирующих любые имущественно-стоимостные и неимущественные отношения.

Она служит объединяющим началом для всех отраслевых норм, позволяет устранить несоответствия в правовом регулировании схожих по своей природе общественных отношений.

Выделение общей части является традиционным приемом юридической техники континентального права, позволяющим избежать большого числа взаимных отсылок или ненужного дублирования правовых норм в различных структурных подразделениях права, вызывающих сложность восприятия и применения. При этом значительно сокращается объем гражданского законодательства и облегчается его практическое использование.

Подотрасли гражданского права.

По своим специфическим особенностям в предмете гражданского права выделяются следующие виды общественных отношений:

· отношения собственности и аналогичные им;

· отношения экономического оборота;

· личные неимущественные отношения;

· отношения по поводу результатов творческой деятельности;

· наследственные отношения.

В соответствии с этим гражданское право имеет 5 подотраслей, имеющих свой предмет и метод правового регулирования:

Вещное право: предмет — отношения, возникающие в связи с процессом присвоения материальных благ; метод — предоставление правообладателю полной имущественно-распорядительной самостоятельности и общеправовой запрет посягательства третьих лиц на сферу его имущественных интересов.

Обязательственное право: предмет — отношения, возникающие в связи с процессом перемещения материальных благ; метод — предоставление правообладателю права требования от должника определенных активных действий в его пользу.

Личные неимущественные права: предмет — отношения, возникающие по поводу неотделимых от личности нематериальных (духовных) благ; метод — всеобщий запрет посягательства третьих лиц на сферу его духовных интересов, таких как имя, честь, достоинство, деловая репутация и т. п.

Интеллектуальная собственность: предмет — отношения, возникающие по поводу результатов творческой деятельности; методы: предоставление правообладателю права требования от должника определенных активных действий в его пользу, всеобщий запрет посягательства третьих лиц на сферу его интересов, возникающих в связи с осуществлением правообладателем интеллектуальной деятельности;

Наследственное право: предмет — отношения, возникающие в связи с переходом прав к наследникам; метод — универсальное правопреемство.

 

Законодательный процесс.

Законодательный процесс – порядок внесения законопроцессов, их рассмотрения, принятия, подписания и опубликования законов. Участвуют: СФ, президент РФ, правительство, депутаты ГД. Правозаконодательные инициативы принадлежат также конституциональному суду РФ, верховному суду РФ и высшему арбитражному суду.  

1 чтение. Обсуждаются основные положения законопроекта, заслушиваются доклады, проводятся чтения. Необходимые материалы:

1.об основании общей концепции и альтернативных проектов.

2.о перечне органов и должностных лиц, которые направляют законопроекты на заключение, сведения об имеющихся в этой связи разногласия и мнения о них.

3.об итогах экспертизы законопроекта.

4.о ходе работы над законопроектом в комитете при его предварительном рассмотрении.

2 чтение. Начинается с вступления представителя ответственного комитета, в котором сообщается об итогах рассмотрения законопроекта в комитете о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Текст законопроекта с включенными в него поправками ставится на голосование.

Принятый во 2 чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием правового управления возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и редакционной правки в виду изменения текста законопроекта во 2 чтении.

По завершении этой работы законопроект в течение 7 дней представляется комитетом в Совет ГД, который назначает время рассмотрения его в 3 чтении.

3 чтение. Не допускается внесение в него поправок и возвращение его обсуждения в целом либо по отдельным главам, статьям. Состоит в голосовании "за" или "против" законопроекта в целом.

ФЗ принимается ГД большинством голосов от общего числа депутатов палаты.

В течение 5 дней передается на рассмотрение СФ. Если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ, то в течение 5 дней ФЗ направляется президенту РФ для подписания и обнародования.

Неофициальный этап

Принятие решения о подготовки законопроекта. На основании статьи 104 конституции РФ законодательной инициативой обладают: президент РФ, парламент РФ, правительство, высшие суды и субъекты РФ.

Подготовка текста законопроекта. Создается рабочая группа, привлекаются специалисты и выявляются общественные потребности в правовом регулировании данного вопроса, заранее должны быть определены возможные демографические, эк-кие, соц-ые и политические последствия. Если законопроект предусматривает расходы покрываемые за счет федер-ого бюджета, то требуется заключение                                       правительства.

Обсуждение текста законопроекта. Обсуждаются в СМИ. При этом требуется максимальный учет общественного мнения.

Согласование законопроекта. Проект должен быть согласован федеральными органами исполнительной власти, которые прямо не участвовали в разработке проекта, но косвенно в нем заинтересованы. Любой законопроект должен быть согласован министерством юстиции.

Доработка законопроекта.

Официальный этап

2.1. внесение законопроекта на рассмотрение гос думы. Законопроект поступает в комитеты и комиссии гос думы, которые проводят экспертизу законопроекта и дают мотивировочные заключения.

2.2. обсуждение законопроекта. Перед депутатами выступают разработчики законопроекта и председатель гос комиссии и комитета. Законопроект обсуждается в 2-ух или 3-ех чтениях, а федеральный закон в 4–ех чтениях.

2.3. принятие закона. Федеральные законы принимаются большинством голосов. А ФКЗ квалифицированным большинством голосов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.117 с.)