Механизм (аппарат) государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм (аппарат) государства.



Государственный аппарат (ГА.) - это система специальных государственных органов и учреждений, осуществляющих государственное управление обще­ством, защиту его интересов и реализацию задач и функций Г.

Признаки Г.А.: 1) представляет собой целостную иерархическую структуру государственных органов и учреждений, построенную на единых принципах организации и деятельности, единых задачах и целях государственных органов и учреждений; 2) состоит из людей (государственных служащих, управленцев), работающих в государственных органах и учреждениях и специально занимающихся управлением в разных направлениях государствен­ной деятельности, обладающих определенными зна­ниями и профессиональной подготовкой в сфере управления; 3) для реализации политики Г., его властных велений аппарат обладает правом принуждения и специальны­ми органами, обеспечивающими силовую поддержку Г., - вооруженной армией, органами охраны правопо­рядка, уголовно-исправительными учреждениями; 4) государственные органы связаны отношениями субординации и координации, внутреннего (внутри каждого государственного органа) и внешнего (со стороны других контролирующих государственных структур) подчинения, их статус и полномочия определяются за­коном, их решения обеспечиваются принуждением; 5) функционирование государственного аппарата обеспечивается финансовыми средствами, выделяе­мыми Г.

Назначение ГА. - защита интересов своих граждан на основе закона, максимально обеспечивающая гар­моничные, справедливые отношения между Г. и лич­ностью.

ГА. является основным субъектом осуществления государственной власти, через его органы Г. осуществ­ляет возложенные на него задачи и функции.

Принципы (п.) организации и деятельности Г.А.: 1) п. приоритета прав и свобод человека и гражда­Нина; 2) п. демократизма (представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата, демократическая избирательная система, учет интере­сов меньшинства); 3) п. разделения властей (на законодательную, ис­полнительную и судебную), который создает баланс в государственном управлении обществом, не допускаю­щий произвола и возвышения какой-либо одной ветви власти; 4) п. законности; 5) п. гласности; 6) п. федерализма (субординация, четкое взаимо­действие и распределение компетенции между фе­деральными органами и органами субъектов федерации); 7) п. профессионализма государственных служа­щих.

 

Федеральное собрание. Структура. состав, полномочия, правовое регулирование.

Федеральное Собрание - парламент РФ - является представительным и законодательным органом РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

К ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ между субъектами РФ; б) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения; в) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; д) назначение выборов Президента РФ; е) отрешение Президента РФ от должности; ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; з) назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора РФ; и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы (450 депутатов) относятся: а) депутаты принимают ФКЗ и ФЗ; б) решают вопрос о денежной эмиссии; в) принимают фед бюджет; г) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; д) решение вопроса о доверии Правительству РФ; е) назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ; ж) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; з) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; и) объявление амнистии; к) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Депутаты гос думы не могут быть арестованы, задержаны и подвергнуты обыску их жилища и т/средств, кроме случаев, если они задержаны на месте преступления.

Гос дума может быть распущена президентом, если три раза подряд отклоняет представленную президентом кандидатуру на пост председателя правительства, а также если председатель правительства ставит вопрос перед гос думой о доверии правительству, но гос дума отклоняет его, то в этих случаях президент РФ распускает гос думу в течение 10 дней, либо принимает решение об отставке правительства в течение 7 дней.

 

7. Президент РФ. Полномочия, требования, отрешение от должности.

Президент РФ не включается ни в одну из ветвей гос власти, анна основании статьи 80 конституции РФ обеспечивает функционирование и взаимодействие всех органов гос власти.

Президент является гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент определяет направления внутренней и внешней политики. Является должностным лицом категории А с навыками управления.

Требования к президенту РФ: 1) гражданин РФ; 2) не моложе 35 лет, проживающий в РФ не менее 10 лет.

Полномочия закреплены в конституции: 1) является главнокомандующим; 2) подписывает законодательные документы; 3) является гарантом конституции; 4) председатель правительства; 5) подписывает международные соглашения, конвенции; 6) назначает выборы в гос думу; 7) ежегодно выступает перед парламентом о положении в стране; 8) представляет председателя ЦБ (гос думе?); 9) назначает судей основного и среднего звена; 10) выступает с бюджетным посланием.

Администрация президента – Норышкин. В структуру администрации президента входят: аппарат совета безопасности РФ, аппарат полномочных представителей президента в федеральных округах, управление президента по внешней политике, по внутренней политике, по кадровым вопросам, вопросам гос службы и гос-нное правовое управление.

Во всех случаях, когда президент РФ не в состоянии выполнять свои полномочия, их временно исполняет председатель правительства, но не более 3-х месяцев.

Досрочное прекращение полномочий президента, его отставки, предполагается наличие заявления президента при стойкой неспособности выполнять свои обязанности (для этого требуется медицинское заключение).

При отрешении его от должности верхней палатой парламента (при наличии обвинения в совершении президентом государственной измены или иного тяжелого преступления).

 

Исполнительная власть РФ.

Исполнительная власть в РФ представлена правительством и иными федер. органами.

Правительство является коллегиальным органом. Председатель правительства и федер. министры назначаются президентом РФ.

Полномочия правительства РФ (закрепленные Конституцией РФ).

1.Правительство разрабатывает и представляет ГД проект федер. бюджета, а также обеспечивает его исполнение.

2.Осуществляет руководство и управление федер. собственностью.

3.Обеспечивает проведение в России финансовой, кредитной и денежной политики.

4.Осуществляет меры по обеспечению законности, охране собственности, обороны страны, общественного порядка и в борьбе с преступностью и т.д.

Правительство являясь координирующим органом осуществляет контроль над всеми органами исполнительной власти, включая и органы исполнительной власти субъектов РФ. Постоянно действующим органом правительства является президиум. Свои акты правительство оформляет в виде постановлений и распоряжений.

Иные органы исполнительной власти закрепляются указами президента. Н-р, указом президента от 17.05.2000г. к ним относятся:

1.Федер.инистерства (24 Министерств). Министерство имущественных отношений, Министерство экономического развития и торговли.

2.Гос. комитеты (6). Гос. комитет по рыболовству.

3.Федер. комиссии (2). По рынку ц.б. и энергетический.

4.Федер. службы (13). Служба внешней безопасности, Служба по финансовому оздоровлению и банкротству.

5.Российские агентства (8). РА по патентам и товарным знакам.

6.Федер. надзоры (2). Горный и промышленный надзор, Надзор по ядерной и радиационной безопасности.

7.Управление специальных программ и др.

Перечень утверждается указом президента РФ, однако это не исключает возможности последующих преобразований.

 

 

Судебная власть РФ

Судебная власть - систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Совокупность судов именуется юстицией, а деятельность судов по разрешению правовых конфликтов – юрисдикционной (правосудием).

 Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 года, что обеспечивает ее единство. Судебная власть осущ-тся посредством конст-ционного, гражданского, админ-вного и уголовного судопроизводства.

Финанс-вание судов произв-тся только из фед-ного бюджета, что обесп-вает возм-ность полного и независимого осущ-ления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Основные принципы организации и деят-сти судебной власти изложены в главе 7 статьи 118-128 Конституции РФ. Они включают в себя следующие положения: 1) Осущ-ние правосудия только судом (т.е. посредством конст-нного, гражданского, адм-тивного и уголовного судопроизводства); 2) Законность; 3) Независимость судей и подчинение только закону; 4) Несменяемость судей; 5) Коллегиальность или единоличность рассмотрения дел в суде; 6) Открытое разбирательство дел во всех судах; 7) Неприкосновенность судей; 8) Состязательность и равноправие сторон; 9) Гласность судебного разбирательства; 10) Принцип гос-венного языка судопроизводства; 11) Презумпция невиновности; 11) Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление; 12) Право на пользование квалиф-ванной юридической помощью.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Не допускается заочное рассмотрение уголовных дел, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

Структура судебной власти состоит из трёх ветвей: это конституционные суды, суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ и арбитражные суды.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125, 128, и Федеральным Конст-нным законом о Конст-нном Суде РФ от 21 июля 1994г.). Конст-нный суд состоит из 19 судей.

Дела разрешаются Конституционным судом РФ по запросам: -Президента РФ; -Совета Федерации; -Государственной Думы; -Верховного и Арбитражного Судов РФ; -органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Суды общей юрисдикции в РФ с советского времени сущ-ют на трех уровнях: Верховный Суд РФ, федеральные суды регионов, районные (городские) народные суды. Эти суды осуществляют уголовное, административное и иные виды судопроизводства.

Арбитражные суды: на основании АПК (арбитражно-процессуального кодекса) от 2002г. являются специализированными судебными органами для рассмотрения и разрешения экономических споров между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица.

Арбитражные суды рассматривают 3 категории дел: 1.Экономические споры; 2) Споры в сфере управления: если одной стороной выступает гос. фискальный орган; 3) Дела специальной подведомственности (дела о банкротстве предприятий, споры между акционерами и АО).

 

 


Суды общей юрисдикции.

Суды общей юрисдикции в Российской Федерации с советского времени существуют на трех уровнях: Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды регионов, районные (городские) народные суды. Эти суды осуществляют уголовное, административное и иные виды судопроизводства.

Верховный суд РФ – это высший судебный орган по гражданским, уголовным и иным делам, попадающим под общую юрисдикцию и имеет следующие полномочия:

- разрешает в качестве суда первой инстанции особо сложные уголовные и гражданские дела;

-осуществляет проверку обоснованности и законности решений, не вступивших в законную силу (по второй кассационной инстанции);

-осуществляет надзор за деятельностью соответствующих судебных учреждений и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

 Федер. суды: I инстанция – уголовные дела до 5 лет рассматриваются судом единолично; от 5 до 15 лет судьей и 2 народными заседателями; по гражданским делам принимаются решения, которые подлежат обжалованию в течение 10 дней; II инстанция – эти суды пересматривают решения судов I инстанции по жалобам сторон и протестам прокурора. Эти суды рассматривают тяжкие и особо тяжкие уголовные дела. На уровне судов II инстанции образуются суды присяжных в количестве 12 присяжных заседателей; III инстанция – осуществляют надзор за деятельностью судов I и II инстанции, а также рассматривают дела в порядке надзора.

Верховный суд включает 4 коллегии: 1.Военная коллегия. 2.Коллегия по уголовным делам. 3.Коллегия по гражданским делам. 4.Коллегия по административным делам.

Судей I и II инстанции назначает президент РФ, а судей Верховного суда Совет Федерации.

Решения Верховного суда окончательны и не подлежат обжалованию.

Согласно Закону "О статусе судей в Российской Федерации" судьей Верховного Суда может быть гражданин РФ, достигший 35-летнего возраста и имеющий стаж по юридической профессии не менее 10 лет.

По вопросам своего ведения Верховный суд РФ обладает правом законодательной инициативы.

Кроме того, к системе федеральных судов общей юрисдикции относятся военные суды (на 12 сентября 1997 - 139 судов первой инстанции и 13 судов второй инстанции).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.033 с.)