Структура педагогической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура педагогической деятельности



Выделяют три компонента педагогической деятельности:

-конструктивный; -организаторский; -коммуникативный.

Конструктивный компонент. В работе учителя большое место принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его переработка для изложения учащимся.

Организаторский компонент. Организаторский компонент включает три направления: организация своего изложения; организация своего поведения на уроке; организация деятельности детей; постоянная активизация их познавательной сферы.

Коммуникативный компонент. Он включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения.

Выделяют пять типов эмоциональных отношений учителей к учащимся: эмоционально-положительный активный, эмоционально-положительный пассивный, эмоционально-отрицательный активный, эмоционально-отрицательный пассивный, неуравновешенный.

психологические функции педагогической деятельности.

  информационная функция (владение материалом и искусством его подачи); развивающая (управление развитием личности школьника в целом); ориентационная (направленность личности, ее мотивы, идеалы); мобилизационная (активизация умственной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности);

исследовательская (творческий поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт и постоянно совершенствовать свое мастерство).

Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса

две его основных функции - руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя основными на всем протяжении истории человечества.

Учитель в современной школе выполняет ряд функций:

1Учитель - организатор учебного процесса в школе. Он - источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса.

2.Большинство учителей выполняют функцию классных руководителей (т.е. являются организаторами воспитательного процесса).

3.Современный учитель не может не быть социальным психологом, ибо ему необходимо уметь регулировать межличностные отношения учащихся, использовать социально-психологические механизмы детского коллектива. Как член педагогического коллектива учитель участвует в организации жизнедеятельности школьного коллектива, работает в методических объединениях учителей-предметников и классных руководителей, выполняет общественные поручения.

5.Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний.

Характеристика педагогических умений и способностей.

Психология личности учителя

Пед. профессия, как ни какая другая, оказывает влияние на личность, весь образ жизни чел-ка. В свою очередь, личностные кач-ва У играют огромную роль в рамках данной деят-ти.

Личность, индивидуальность У = личные кач-ва + индивид. стиль деят-ти + способности + черты хар-ра

Существует спец. документ, регламентирующий необх. кач-ва У – «Профессиограмма специалиста»

Важные элементы:

-мотивация (отношение У к своей работе)

М. бывает: внешняя (+/-) – внутр. (+)

положительная – отрицательная

-творчество (=свид-во профессионального уровня У, стимул личностного развития уу)

- отражается в анализе исходной пед. ситуации, выборе ср-в обучения, оценке рез-тов

У должен уметь:

-перенести ЗУНы в новую сит-цию,

- ставить задачи разл. степени трудности

-привлекать доп. материал

-стимулировать творчество уу

Итак, одно из самых важных свойств деят-ти педагога – креативность, в статье Пиаже 'О природе креативности' раскрываются источник и механизмы творчества:

Источника

1)самостоятельная аналитическая работа – 'если вы берётесь за предмет, необязат. изучить всё, что написано в этой области, подумайте сами, исчерпав свой запас знаний, обратитесь к источникам'

2)необходимо много читать в смежных дисциплинах

3)необходимо иметь оппонента при разработке к-л проблемы

У должен располагать

-профессиональными знаниями (знание науки и учеников) = фундамент пед. деят-ти

* проф. знания в педагогике могут и должны быть профессионально окрашены, напр. выбор учебников

-набором опред. личностных кач-в: терпимость, доброжелательность, коммуникативность, энтузиазм, отзывчивость, стремление к лидерству, корректность, тактичность, самокритичность, артистичность, организаторские способности, стремление к постоянному самосовершенств.

-

Практически все светила пед. науки тем или иным образом затрагивали вопрос оптимальной организации пед. деят-ти, можно отметить особое значение личностного фактора в рамках этого вида деят-ти. Многие авторитетные педагоги (Макаренко, Каптерев, Корчак, Ушинский) отмечают значение педагогического такта и опыта.

--

Способности педагога

1. Дидактические

2. Экспересивные(речь, мимика, внешний вид)

3. перцептивные (проникновение во внутрениц мир реб. Интуиция)

4. Коммуникативные (пед. тактильность., уважение у учся, чувство меры по отношению к предъявляемым требованиям)

5.Организаторские (порядок и дисциплина в классе, активность)

6.Способность к распределению вниманию внимания.

7.педагогические (способность внушения)

 

Типологии личности педагога

1.Учитель –коммуникатор –экстравертированость, конфликтность, успешно оказывает воздействия на учеников, общается на разные темы

-- излишняя говорливость, сокращение дистанции между учителем и учиником ко всем обращается как к деятм

2.Учиетль –организатор –(душа коллектива) реализутся во внеклассных делах, хорошо организует дисциплину.

--может стать слишком активным, вмешивается в дела учащихся, учит как жить, стремится руководить.

3. Учитель –предметник -рационалист, уверен, что знания необходимы, ведет факультативы чтоб изменить картину миру у учиников

--наукообразная речь, демонстрирует всем свои знания, применяет знания в любых ситуациях.

4. Учитель интеллегент –соблюдает моральные нормы, занимается просветительской деятельностью.

-- в результате длительного пребывания в профессии может сформировать у себя склонность к рассуждательству, мудрствованию и в зависимости от условий может стать как "морализатором", видящим вокруг себя только плохое, восхваляя старые времена и ругающим молодежь за безнравственность, или, благодаря любви к самоанализу, уйти в себя, созерцая окружающий мир и размышляя о его несовершенстве.

Учитель в современной школе выполняет ряд функций:

1.Учитель - организатор учебного процесса в школе. Он - источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса.

2.Большинство учителей выполняют функцию классных руководителей (т.е. являются организаторами воспитательного процесса).

3.Современный учитель не может не быть социальным психологом, ибо ему необходимо уметь регулировать межличностные отношения учащихся, использовать социально-психологические механизмы детского коллектива. Как член педагогического коллектива учитель участвует в организации жизнедеятельности школьного коллектива, работает в методических объединениях учителей-предметников и классных руководителей, выполняет общественные поручения.

4.Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний.

Особенности профессионального педагогического мышления и самосознания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.012 с.)