Эволюция методологической проблематики в историческом познании 19-20 вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция методологической проблематики в историческом познании 19-20 вв.



Часто можно перепутать предмет и объект познания. Предмет определяется сферами изучения исследователя, а объект гораздо шире этого. Предмет и объект не всегда совпадают.

История – греч. слово, в буквальном переводе «расспрашивание». Любая наука – умении е задавать вопросы. В дальнейшем логографы (люди, писавшие о локальной истории), развивали это понятие (напр., Геродот). Основной метод И. – расспрос. Уже в античности, таким образом, вычленялись методы, сужался предмет исторического познания. Аристотель определил предмет И. как человеческое прошлое. В античности разграничение литературы и И. не стало жестким. В истории Фукидида важны речи исторических персонажей. Для него не важно было это на самом деле или нет. Главное – могло бы быть, не важно говорил персонаж или нет, главное – мог бы сказать. Т.е. грань еще не очевидна.

Эта связь истории с речью (обыденной) присутствует и очень важна. Это влияет на сам характер познания.

Само слово «история» имеет массу значений (история болезни, влип в историю, история большевизма). Эти понятия связывает м\у собой временная протяженность, понятия И. и времени связаны в сознании.

Сознание:

· история – нечто, случившееся во времени;

· И. – это повествование о том, что происходило во времени.

Как и история (во 2 знании соотносить со И. (в 1 значении) – это публичная проблема.

Повествование – о событиях – всегда избирательно, это всегда монтаж (выделение главного и оставление второстепенного). Человек, повествуя, выбирает то, что кажется существенным ему.

Историки как сообщество формируют предмет исторического познания на данный конкретный момент времени. Предмет исторического познания зыбок, изменчив, неопределен. Эволюция предмета истории диктует эволюцию метода, и наоборот.

В 19 в. предмет исторического познания расширился. 19 в. – И политики и национальная И. главная причина различия – предмет познания.

Редукционизм – (редукция – сведение). Многообразие факторов можно свести к одному, в котором все это можно выразить.

В 19 в. взгляд из политической сферы мог перейти на другую. Это и являлось расширением предмета И. на протяжении 20 в. он также расширялся, и это приводило к более дробной цивилизации И. Представление о предмете исторического познания эволюционирует, предмет познания расширяется, происходит дисциплинарное дробление истории.

И ментальности, И идей, интеллектуальная И, психоистория – каждая из них имеет дело с человеческими представлениями, мотивами его деятельности в истории.

Ментальность – совокупность установок разных людей. М. Блок «Короли-чудотворцы» - труд о ментальности. Работы по истории ментальности – работы о сущности во времени. Классическая история идей не синхронна, в отличие от истории ментальности.

Интеллектуальная И. – пограничная м\у И. идей и И. ментальности.

Сферой внимания историков стала и экономика – стал использоваться марксизм как способ интерпретации И. (в этой концепции сущность деятельности человека – экономическая)

Психоистория – применение методов психологии в исторических исследованиях (Э. Эриксон, Э. Фромм).

Временной модус И. по-разному определяется историками и фсф. Испанский фсф Х. Ортега-и-Гассет считал, что И. – наука о самом строгом настоящем. К. Поппер утверждал, что И. – это то, что случилось в прошлом; оно заканчивается сегодня, в этот момент времени. Время непрерывно, и мы находимся в настоящем. Получается, что И. – это тоже настоящее.

Новая научная история – понимание исторического познания, возникшее в сер. 20 в. это новая социальная история; история большой временной продолжительности; психоистория, клиометрия (применение математических методов доя исторического познания). Все эти дисциплины уходили от традиционной науки, но привели к обогащению исторических дисциплин, постепенному выхолащиванию из И. общественного содержания, событий. Это стало проблемой исторического познания.

Ответом на это был антропологический сдвиг. «Историк подобен сказочному людоеду. Он та, где пахнет человечиной» Главное в И., т.о., - человеческое содержание.

Развивается также И. повседневности, она воссоздает быт прошлого.

Специализация исторического познания привела к тому, что общность историков исчезла.

Предмет исторического познания – это конкретная историческая закономерность, ограниченная пространственно-временными рамками. И. – повествование о человеке во времени. История – то, чем занимаются историки по роду своей профессиональной деятельности J



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.004 с.)