Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторический релятивизм: сила и слабости.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Доминирующей идеей в 20-30-х гг. 20 в. становится релятивизм (от лат. relativus — относительный) – полная относительность человеческой мысли, признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил. Ч. Бирд говорил, что И. – это всего лишь кот, которого каждый тащит за хвост туда, куда ему нужно. К. Беккер отмечал, что факт – это то, что историк творит сам. => историк сам творит И. Доминирующей была школа М. Покровского, который был марксистом, и любую историческую интерпретацию рассматривал с т.з. классовой борьбы. В этом подходе была своя логика. Релятивизм имел под собой достаточные основания. На исходе релятивизма рождалось все больше попыток историков дать полную достоверную картину И. в 50-е гг. 20 в. зарождается новая научная И., главная мысль которой в том, что И. нужны новые научные методы, и тогда ист. знание станет менее относительным. Историки преуспели в обогащении методологии, и наладили диалог м\у М. и др. науками.
Понятие методологии истории МИ является неотъемлемой частью сообщества историков и исторического ремесла. Представители школы «Анналов»заявляли, что они не теоретизируют историю, а пишут ее. Но при этом они постоянно публиковали именно теоретические тексты (М. Блок «Апология истории», Л. Февр «Бои за историю» и т.п.). Однако теоретизирование об истории – также неотъемлемая часть исторического ремесла. Круг теоретических вопросов возникает всегда: постановка проблемы, преемственность в истории. Пространство проблем в голове историка всегда есть: существуют ли законы в истории, и что такое закон; есть ли смысл у И.; существуют ли направления в И; И – наука или особый вид знаний, не имеющий научного содержания? Любая из этих проблем облекает человека на выбор решения. Полибий определял И. как учительницу жизни, тем самым говоря о социальной функции И. Фукидид, писавший о Пелопонесской войне, размышлял о ее причинах и поводах. Он рассуждал о конкретной исторической ситуации, выделял в ней главное, думая о критериях отбора. Эти теоретические проблемы всегда существуют в ремесле историка. Становление М. как профессиональной субдисциплины относится к 1857 г. в этом году в Берлинском университете был прочитан курс лекций по «энциклопедии и методологии истории». Лекции эти читал И. Г. Дройзен, который ввел в историю понятие «эллинизм». На основании этого курса он написал монографию «Историка». Это время считается началом М. В России первый курс по МИ. был прочитан в сер. 80-х гг. 19 в. В. О. Ключевским. 19 в. – «золотой век» И., век становления исторического сознания, становления И. как профессии. В 20 в. многие писали о «методологической неискушенности» историков 19 в. В 20 в. британский историк Э. Карр писал, что историки 19 в. – невинные люди, гуляющие по райскому саду науки. Представление о рациональности И., представление о разумности и постигаемости И. – убеждение 19 в. Французский классик ИО. Фр. Гизо говорил, что в И. для него есть пробелы, но тайн для него нет. Л. Фон Ранке формулировал задачу И. – показать как все происходило на самом деле. Т. Карлей писал, что нужно изображать происходящее во всей полноте. С т.з. последнего поколения историков это и выглядело как наивность, неискушенность. Но м\у И. и историками нет проблемы. Она открыта и прозрачна для историков. Эта самоуверенная модель исторического познания в 20 в. была подвергнута сомнениям. 1МВ опровергла все представления о рациональности + война стала неожиданностью для сообщества историков. В кон. 19 в. оно не сумело увидеть крах мировой социалистической системы. В катастрофах 20 в. И. обнаружила свою непредсказуемость и прозрачность.
МИ. – историческая субдисциплина, трактующая принципы, категории и методы исторического познания, взаимоотношения исторического познания и исторической реальности. Принципы – исходные основания, подходы историка к изучаемому материалу. Категории – наиболее общие понятия, при помощи которых историк организует конкретные материалы (историческое время, прогресс). Методы – приемы основания исторического материала (сравнительно-исторический, статистический). В английской и американской литературе сложилось разделение исторической проблематики: спекулятивная и критическая философия И. Спекулятивная – направление мысли, где трактуется направленность истории, исторический процесс. Это историческая онтология. А критическая – Фсф. познаваемости истории, методов исторической мысли. Это историческая гносеология. Но это разделение не очень продуктивно, т.к. историк не только пишет И., но и участвует в ней. Методологическая проблематика – область, где историческое познание пересекается с другими формами познания – Фсф., филологией, социологией. Методологическая проблематика ставит вопрос – в какой мере все предпосылки являются научными, и что такое наука? Лекции и тексты Дройзена в кон. 50-х гг. 19 в. имели следующую специфику: Дройзен пытался обосновать представления об истории как о специальном научном знании. Дройзен не смотрел на историческое познание не проблемно, как на него смотрит позитивизм. Позитивизм – сближение гуманитарного и естественно-научного знания. В разных странах в это время появляются тексты, в которых по-разному обосновывается специфика научного познания. В Германии обоснованием особой природы исторического познания можно выделить 2 направления (в кон. 19 в.): *Фсф жизни (Ф. Ницше, В. Дильтей, О. Шпенглер); *неокантианство (Г. Ринкарт, В. Виндельбанд). Оба эти направления подвергали критике представления позитивистов в 19 в. Дильтей утверждал, что есть 2 типа наук: науки о природе (они объясняют мир) и науки о духе (они понимают мир). Науки о духе занимаются самопознанием. Историю Дильтей считал наукой. Приверженцы Фсф. Канта пытались объяснить специфику гуманитарного знания. Они делили все науки на науки о природе (они помогают понять все в законе, обобщают номотетически) и науки о культуре (индивидуализирующие, идеографические). М. Вебер оказался под влиянием Маркса и неокантианских традиций. Он отказался от противопоставления наук о природе и наук о культуре, и утверждал, что используемые историками понятия – это уже обобщения. Вебер также сформулировал теорию идеальных типов – типов в голове исследователя, который создает их самостоятельно. Из эмпирии выделяется конкретное свойство, являющееся фундаментальным в голове историка. Вебер пытался, не отрицая исторического познания, обосновать его научность. О. Шпенглер исходил из того, что нет общей И, а есть многие И многих культур. Их особенность объясняется прафеноменом – специфическим восприятием мира. Нет общего критерия научности, и бессмысленно привязывать историю к к критериям научности. И. – особый вид знания, понимания; отрицание применимости научного критерия. В исторической проблематике наибольшее развитие получила онтологическая проблематика. Гносеологическая проблематика также была в России. Она была близка к немецкой проблематике. Рубежом становления М в России стали 80-е гг. 19 в. В. О. Ключевский (курс лекций по МИ) – историк-конкретик. Он выстраивает свой курс лекций в социологической проблематике. Также о методологической проблематике размышлял Н. И. Кареев. Была опубликована его книга «Основные вопросы Фсф. И.» (в 3 т.). В 1983 г. вышел 3й том его труда. По направленности решения гносеологических проблем он был близок к неокантианству. И Кареев, и Ключевский – историки-конкретики, вышедшие на методологическую проблематику в русле их научной работы. А. С. Лаппо-Данилевский – теоретик исторического знания, изучал исторические методы, внес вклад в развитие теоретического ИВ – о природе ИИ, его специфике, о работе историка с ИИ. Эта проблематика также вводилась в общий круг вопросов. Русская методологическая наука была на высоком уровне. Место России в истории симулировало интерес к исторической проблематике. Грановский, Леонтьев, Данилевский, Бердяев, Булгаков). Важным элементом интеллектуальной картины России нач. 20 в. был марксизм. Увлечение им пережили многие историки, тексты Маркса и Энгельса были важны для историков. После революции 1917 г. методологические возможности историков стали сужаться. Можно выделить несколько периодов: *20-е – нач. 30-х гг. Время относительной интеллектуальной свободы, но многие ведущие русские философы оказались в эмиграции и попали под давление. Это было время дискуссий (напр., об АСП), системно осуществлялись различные переводы (напр., Р. М. Петрушевский, который пытался U Вебера и Маркса), публиковали Фрейда, приобрела известность книга А. М. Лосева «Диалектика мифа». *30-50-е гг. Появились самостоятельные диалектические исследования; сложились формы передачи опыта в рамках различных школ (напр., Петрушевский – Неусыхин – Данилов – Могильницкий). В 40-50-е гг. невозможно было говорить о серьезных методологических исследованиях *50-70-е гг. *70-е – сер. 80-х гг. *80-е гг. – наше время
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.89 (0.009 с.) |