Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель науки. Основные признаки научного знания. Социальная значимость научных исследований.Стр 1 из 8Следующая ⇒
Цель науки. Основные признаки научного знания. Социальная значимость научных исследований. Познание — это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. Предметный и объективный способ рассмотрения мира отличает науку от иных способов познания, таких как обыденное, художественное, религиозное, мифологическое, философское постижение мира. В структуру современного научного метода, то есть способа построения новых знаний, входят: · Наблюдение фактов и измерение, количественное или качественное описание наблюдений. В таких описаниях с необходимостью используются различные абстракции. · Анализ результатов наблюдения — их систематизация, вычленение значимого и второстепенного. · Обобщение (синтез) и формулирование гипотез, теорий. · Прогноз: формулирование следствий из предложенной гипотезы или принятой теории с помощью дедукции, индукции или других логических методов. · Проверка прогнозируемых следствий с помощью эксперимента (по терминологии Карла Поппера — критического эксперимента). На каждом этапе принципиальное значение имеет критичное отношение как к данным, так и к полученным результатам любого уровня. Необходимость всё доказывать, обосновывать проверяемыми данными, подтверждать теоретические выводы результатами экспериментов отличает науку от других форм познания, в том числе от религии, которая основывается на вере в те или иные основные догматы. Основные особенности научного познания: 1. Основная задача научного знания — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций. 2. Характерная черта научного познания — объективность, устранение по возможности субъективистских моментов во многих случаях для реализации «чистоты» рассмотрения своего предмета. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. 3. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике. Научное знание открывает возможность не только предвидения будущего, но и сознательного его формирования.
4. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.). 5. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы. В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним еще такие, как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место, но не являются определяющими. Понятие «историзм». Историзм – одно из самых спорных понятий И., оно употребляется в самых разных смыслах. Часто понятие историзма трактуют не как принцип исторического познания мира, а как фундаментальную идею культуры. В широком смысле слова под историзмом подразумевается тип мысли, для которой основополагающей является идея связи времени, идея изменчивости, текучести мира и человека. При этом предполагается, что человека можно понять только в контексте этих изменений. Эта изменчивость – из греческой фсф и больше всего представлена у Гераклита. В таком понимании историзм воспринимается как принцип научного познания (причем не только в гуманитарных сферах). Историзм изучается исторические явления. При этом становятся важны идея изменчивости, индивидуальности, органического развития (развития из внутреннего состояния явления, с учетом внутренних закономерностей). Элементы историзма можно искать в разных культурах, но в наиболее ярких формах он свойственней Западной цивилизации. Историзм – принцип понимания действительности, присущий западной цивилизации. Но истоки его идей зародились еще в античной традиции. По-своему идея историзма выражена также в Библии.
Как фундаментальный принцип историзма оформляется в Европе в 18-19 вв. В это время в Европе возрос интерес к Ии, т.к. отмирали старые порядки, возникали новые. Выделяется 3 формы историзма, которые объединили 19 в. в его исторических поисках. В рамках размышлений делались различные акценты. Формы: · Консервативная. Эдмунд Берк – английский историк и философ, автор книги «Размышления о революции во Франции» (1790), член английской партии вигов. Он считал, что нет наилучшей и наихудшей форм правления, все они обуславливаются исторической действительностью и историческими связями. Важнейшие из этих связей – семья и принадлежность к власти. Один из ключевых принципов Берка – принцип давности – давности учреждения, его способностей. Презумпция в пользу давности – то, что существует давно, оправдано традицией и религией, т.к. это оправдано историей. Религия – основа гражданского общества. Берк – противник атеизма и различных религиозных дискуссий. Берк также рассуждал о неравенстве. В частности, его волновало то, что неравенство и аристократия будут всегда, а равенство возможно только в вопросах морали. На тот момент взгляды Берка разделяла Екатерина II. Берк выступал за свободу. Английская свобода, по его мнению, - продолжение английских вольностей (по Хартии Вольностей). Ключевая мысль Берка – социальный организм (механизм) оправдан, если он оправдан исторически. Книга Берка получила широкое развитие в Европе, оказала влияние на развитие общественной мысли (в частности, на немецкую школу права Карла Савиньи. Карл Савиньи – профессор университета в Магдебурге, сочинение- «О призвании нашего времени в законодательстве и законе о праве – о создании единого законодательства и единого общегерманского права. Право является результатом органического развития каждого данного народа. Исходя из этого, создание единого общегерманского государства неэффективно. А. Токвиль – представитель скорее либерального течения, чем консервативного; сочинения «Старый порядок и революция» и «Демократия в Америке». Любое традиционное учреждение индивидуально, это результат исторического прогресса; разрыв связей (революция) прерывает, тормозит эволюцию, а не движет вперед. Также у Токвиля была идея «духа народа» - того, что формирует историю как органичную систему. Все, что «свое» принимается, а чужое отвергается. В России также были подобные рассуждения. Масоны и декабристы говорили, что необходима революция; а Карамзин предупреждал, что подобное изменение негативно скажется на развитии страны. Н. С. Мордвинов также утверждал, что «к редьке ананаса не прибьешь». · Либеральная (Г. В. Гегель, Ф. Гизо, Ф. Шлоссер) Ключевая идея либералов – идея прогресса. Прогресс идет за счет нарастания идей свободы. Логика исторического прогресса в том, что идея свободы задает вектор И., и сопротивление этой логике бессмысленно. Свобода – универсальный принцип И., а классовая борьба – ее двигатель.
«Философия истории» Гегеля несет в себе идею увеличения степени свободы человека. Мировой разум познает себя через И. и идею свободы. Есть народы исторические (имеющие отношение к идее свободы) и неисторические (не имеющие такого отношения). И. желающих ведет, а нежелающих тащит. У либералов «дух времени» - идея применения историзма к идее будущего, на перспективу. Ф. Гизо и др. в своих сочинениях отмечали, что развитие общества привело к уничтожению «старого порядка» (со ссылкой на историю Франции). Германцы завоевали галлов и стали феодалами, а гало-римляне – третьим сословием, которое постепенно добивается власти. – эта идея классовой и национальной борьбы. ВФБР в это логике – продолжение борьбы. Революция 1848 г. во Франции показала, что единого третьего сословия нет, что очень разочаровало либералов. Либералы акцентировали идею изменчивости И., которая ломает существующий порядок. («Цайтгайст» - «дух времени»). Все меняется, но нужно применить себя к данному времени, попытаться вписаться в измененную логику. · Марксизм. Идея направленности, идея исторического прогресса, и Дея о том, что классовая борьба является механизмом исторического развития – ключевые идеи марксизма. + идеологизация исторического познания. В «Немецкой идеологии» у Маркса идеология – это иллюзорное восприятие и логика того, что социолог, историк пишет в интересах того класса, к которому относится. И. 19 в. – конгломерат идей и политика вокруг них. Но у идей был ряд общих вещей. В 20 в. некоторые постулаты этих идей доводились до предела, что делало новые труды в рамках этих идей просто описательными. Таким образом, модус наших размышлений сформировался еще в 19 в. Понятие методологии истории МИ является неотъемлемой частью сообщества историков и исторического ремесла. Представители школы «Анналов»заявляли, что они не теоретизируют историю, а пишут ее. Но при этом они постоянно публиковали именно теоретические тексты (М. Блок «Апология истории», Л. Февр «Бои за историю» и т.п.). Однако теоретизирование об истории – также неотъемлемая часть исторического ремесла. Круг теоретических вопросов возникает всегда: постановка проблемы, преемственность в истории. Пространство проблем в голове историка всегда есть: существуют ли законы в истории, и что такое закон; есть ли смысл у И.; существуют ли направления в И; И – наука или особый вид знаний, не имеющий научного содержания? Любая из этих проблем облекает человека на выбор решения.
Полибий определял И. как учительницу жизни, тем самым говоря о социальной функции И. Фукидид, писавший о Пелопонесской войне, размышлял о ее причинах и поводах. Он рассуждал о конкретной исторической ситуации, выделял в ней главное, думая о критериях отбора. Эти теоретические проблемы всегда существуют в ремесле историка. Становление М. как профессиональной субдисциплины относится к 1857 г. в этом году в Берлинском университете был прочитан курс лекций по «энциклопедии и методологии истории». Лекции эти читал И. Г. Дройзен, который ввел в историю понятие «эллинизм». На основании этого курса он написал монографию «Историка». Это время считается началом М. В России первый курс по МИ. был прочитан в сер. 80-х гг. 19 в. В. О. Ключевским. 19 в. – «золотой век» И., век становления исторического сознания, становления И. как профессии. В 20 в. многие писали о «методологической неискушенности» историков 19 в. В 20 в. британский историк Э. Карр писал, что историки 19 в. – невинные люди, гуляющие по райскому саду науки. Представление о рациональности И., представление о разумности и постигаемости И. – убеждение 19 в. Французский классик ИО. Фр. Гизо говорил, что в И. для него есть пробелы, но тайн для него нет. Л. Фон Ранке формулировал задачу И. – показать как все происходило на самом деле. Т. Карлей писал, что нужно изображать происходящее во всей полноте. С т.з. последнего поколения историков это и выглядело как наивность, неискушенность. Но м\у И. и историками нет проблемы. Она открыта и прозрачна для историков. Эта самоуверенная модель исторического познания в 20 в. была подвергнута сомнениям. 1МВ опровергла все представления о рациональности + война стала неожиданностью для сообщества историков. В кон. 19 в. оно не сумело увидеть крах мировой социалистической системы. В катастрофах 20 в. И. обнаружила свою непредсказуемость и прозрачность.
МИ. – историческая субдисциплина, трактующая принципы, категории и методы исторического познания, взаимоотношения исторического познания и исторической реальности. Принципы – исходные основания, подходы историка к изучаемому материалу. Категории – наиболее общие понятия, при помощи которых историк организует конкретные материалы (историческое время, прогресс). Методы – приемы основания исторического материала (сравнительно-исторический, статистический). В английской и американской литературе сложилось разделение исторической проблематики: спекулятивная и критическая философия И. Спекулятивная – направление мысли, где трактуется направленность истории, исторический процесс. Это историческая онтология. А критическая – Фсф. познаваемости истории, методов исторической мысли. Это историческая гносеология. Но это разделение не очень продуктивно, т.к. историк не только пишет И., но и участвует в ней.
Методологическая проблематика – область, где историческое познание пересекается с другими формами познания – Фсф., филологией, социологией. Методологическая проблематика ставит вопрос – в какой мере все предпосылки являются научными, и что такое наука? Лекции и тексты Дройзена в кон. 50-х гг. 19 в. имели следующую специфику: Дройзен пытался обосновать представления об истории как о специальном научном знании. Дройзен не смотрел на историческое познание не проблемно, как на него смотрит позитивизм. Позитивизм – сближение гуманитарного и естественно-научного знания. В разных странах в это время появляются тексты, в которых по-разному обосновывается специфика научного познания. В Германии обоснованием особой природы исторического познания можно выделить 2 направления (в кон. 19 в.): *Фсф жизни (Ф. Ницше, В. Дильтей, О. Шпенглер); *неокантианство (Г. Ринкарт, В. Виндельбанд). Оба эти направления подвергали критике представления позитивистов в 19 в. Дильтей утверждал, что есть 2 типа наук: науки о природе (они объясняют мир) и науки о духе (они понимают мир). Науки о духе занимаются самопознанием. Историю Дильтей считал наукой. Приверженцы Фсф. Канта пытались объяснить специфику гуманитарного знания. Они делили все науки на науки о природе (они помогают понять все в законе, обобщают номотетически) и науки о культуре (индивидуализирующие, идеографические). М. Вебер оказался под влиянием Маркса и неокантианских традиций. Он отказался от противопоставления наук о природе и наук о культуре, и утверждал, что используемые историками понятия – это уже обобщения. Вебер также сформулировал теорию идеальных типов – типов в голове исследователя, который создает их самостоятельно. Из эмпирии выделяется конкретное свойство, являющееся фундаментальным в голове историка. Вебер пытался, не отрицая исторического познания, обосновать его научность. О. Шпенглер исходил из того, что нет общей И, а есть многие И многих культур. Их особенность объясняется прафеноменом – специфическим восприятием мира. Нет общего критерия научности, и бессмысленно привязывать историю к к критериям научности. И. – особый вид знания, понимания; отрицание применимости научного критерия. В исторической проблематике наибольшее развитие получила онтологическая проблематика. Гносеологическая проблематика также была в России. Она была близка к немецкой проблематике. Рубежом становления М в России стали 80-е гг. 19 в. В. О. Ключевский (курс лекций по МИ) – историк-конкретик. Он выстраивает свой курс лекций в социологической проблематике. Также о методологической проблематике размышлял Н. И. Кареев. Была опубликована его книга «Основные вопросы Фсф. И.» (в 3 т.). В 1983 г. вышел 3й том его труда. По направленности решения гносеологических проблем он был близок к неокантианству. И Кареев, и Ключевский – историки-конкретики, вышедшие на методологическую проблематику в русле их научной работы. А. С. Лаппо-Данилевский – теоретик исторического знания, изучал исторические методы, внес вклад в развитие теоретического ИВ – о природе ИИ, его специфике, о работе историка с ИИ. Эта проблематика также вводилась в общий круг вопросов. Русская методологическая наука была на высоком уровне. Место России в истории симулировало интерес к исторической проблематике. Грановский, Леонтьев, Данилевский, Бердяев, Булгаков). Важным элементом интеллектуальной картины России нач. 20 в. был марксизм. Увлечение им пережили многие историки, тексты Маркса и Энгельса были важны для историков. После революции 1917 г. методологические возможности историков стали сужаться. Можно выделить несколько периодов: *20-е – нач. 30-х гг. Время относительной интеллектуальной свободы, но многие ведущие русские философы оказались в эмиграции и попали под давление. Это было время дискуссий (напр., об АСП), системно осуществлялись различные переводы (напр., Р. М. Петрушевский, который пытался U Вебера и Маркса), публиковали Фрейда, приобрела известность книга А. М. Лосева «Диалектика мифа». *30-50-е гг. Появились самостоятельные диалектические исследования; сложились формы передачи опыта в рамках различных школ (напр., Петрушевский – Неусыхин – Данилов – Могильницкий). В 40-50-е гг. невозможно было говорить о серьезных методологических исследованиях *50-70-е гг. *70-е – сер. 80-х гг. *80-е гг. – наше время Цель науки. Основные признаки научного знания. Социальная значимость научных исследований. Познание — это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. Предметный и объективный способ рассмотрения мира отличает науку от иных способов познания, таких как обыденное, художественное, религиозное, мифологическое, философское постижение мира. В структуру современного научного метода, то есть способа построения новых знаний, входят: · Наблюдение фактов и измерение, количественное или качественное описание наблюдений. В таких описаниях с необходимостью используются различные абстракции. · Анализ результатов наблюдения — их систематизация, вычленение значимого и второстепенного. · Обобщение (синтез) и формулирование гипотез, теорий. · Прогноз: формулирование следствий из предложенной гипотезы или принятой теории с помощью дедукции, индукции или других логических методов. · Проверка прогнозируемых следствий с помощью эксперимента (по терминологии Карла Поппера — критического эксперимента). На каждом этапе принципиальное значение имеет критичное отношение как к данным, так и к полученным результатам любого уровня. Необходимость всё доказывать, обосновывать проверяемыми данными, подтверждать теоретические выводы результатами экспериментов отличает науку от других форм познания, в том числе от религии, которая основывается на вере в те или иные основные догматы. Основные особенности научного познания: 1. Основная задача научного знания — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций. 2. Характерная черта научного познания — объективность, устранение по возможности субъективистских моментов во многих случаях для реализации «чистоты» рассмотрения своего предмета. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. 3. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике. Научное знание открывает возможность не только предвидения будущего, но и сознательного его формирования. 4. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.). 5. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы. В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним еще такие, как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место, но не являются определяющими.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.036 с.) |