Всемирная история в интерпретации О. Шпенглера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всемирная история в интерпретации О. Шпенглера.



Во второй половине XVIII - начале XIX вв. утвердилось три подхода к познанию цивилизации:

· унитарный (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого);

· стадиальный (цивилизация как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого);

· локально-исторический (цивилизация как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования).

Можно согласиться с определением, согласно которому цивилизация есть собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства.

Один из вариантов интерпретации цивилизационного подхода к периодизации истории общества – теория Освальда Шпенглера («Закат Европы»).

Базовыми понятиями для этой теории являются культура и цивилизация, которые немецкий теоретик понимает нетрадиционно, вкладывая в эти два слова особый смысл. Историко-культурная концепция Шпенглера строится на сопоставлениях, соотнесении и, большей частью, противопоставлении «культуры» и «цивилизации».

Шпенглер отказывается от концепции единого всемирного исторического процесса, единой линии эволюции человечества, как проходящего последовательные этапы развития, оказывающегося при всех отклонениях, периодах застоя или упадка в целом поступательным движением, которое в формационной теории определяется как прогресс, так как эта точка зрения приводит к тому, что «любая из культур, предшествовавших нашей, расценивается как находящаяся на низшей ступени, незавершенная, тем самым как бы завещавшая нам продолжение начатого.

Шпенглер выдвигает идею неких сообществ людей, наделенных общей ментальностью. Каждое их таких сообществ обладает определенным набором характерных черт, который немецкий философ называет стилем.

Шпенглер называет культурами определенные общественные образования вместе с их характерными особенностями. Каждая нация, по его мнению, наделяет людей своей идеей, своими страстями, своей жизнью, и все культуры «строго привязаны на протяжении своего существования» к тем странам, которые послужили основой для их возникновения. Культура для Шпенглера - живое существо высшего порядка, выросшее «со своей возвышенной беспечностью», «подобно цветам в поле». И во всемирной истории немецкий философ увидел «картину вечного образования и изменения, чудесного становления и умирания органических форм». Теории единства и преемственности мировой истории Шпенглер противопоставляет учение о множестве завершенных, разобщенных в пространстве и во времени цивилизаций («культур»), равнозначных по предельной полноте осуществленных в них возможностей и достигнутому совершенству выражения, языка форм. «Те из них, которые нам кажутся незавершенными, не сумевшими реализовать свои цели, на самом деле стремились совсем к иному, чем представляется нам. Это положение означает, что нет никакой прямолинейной преемственности в истории; новая культура впитывает из опыта прошлого лишь то, что отвечает ее внутренним потребностям, а значит, в определенном смысле она не наследует ничего».

Под цивилизацией Шпенглер понимает итог, завершение и исход всякой культуры. «Цивилизация - это те самые крайние и искусственные состояния, осуществить которые способен высший вид людей». Шпенглер называл цивилизацией одряхлевшую культуру, реализовавшую свои цели, подошедшую к концу своего существования. Зарождение культур, говорит он, происходит в тот момент, когда «из первобытно-душевного состояния вечно детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного...» Гибель культуры происходит после того, как эта душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств,... и, таким образом, вновь возвратится в первичную душевную стихию. Когда цель достигнута и идея, т. е. все изобилие внутренних возможностей, завершена и осуществлена во внешнем, тогда культура отмирает - она становится цивилизацией.

О. Шпенглер рассматривает культуру как надбиологический организм, закономерно проходящий определенные стадии развития. При этом происходят поиски средств реализации основной идеи, выявляются исторические формы данной культуры. Цивилизация - исход и завершение этих поисков, последняя стадия развития. Она характеризуется ослаблением влияния традиций, упадком религиозности, ростом городов, распространением причинно-следственных (природных) взглядов на мир.

Шпенглер также доказывает неизбежную гибель Западной культуры. «... Падение Западного мира представляет собой ни более ни менее как проблему цивилизации». Европа давно уже перешла в цивилизационную стадию, и ее окончательная гибель - только вопрос времени. Этим О. Шпенглер объясняет все кризисные явления, охватившие современное общество.

17. Историческое познание как диалог.

М. М. Бахтин – ученый-гуманитарий, специалист по истории Средних веков. Его ключевая идея – о гуманитарном познании. Гуманитарное познание – диалог двух смыслов; культуры существуют в диалоге, и важнейшее условие продуктивности такого культурного диалога – вненаходимисть познающего по отношению к тому, что он познает. Одна культура ушла, ее нет, но по Бахтину, во взаимодействии эта культура принимает новые грани. Т.з. Бахтина – «со стороны виднее». Т.е. задать культуре вопросы и увидеть ее новые грани в ответах может только культура извне. Т.о. культура, пока мы задаем вопросы, жива.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.005 с.)