Ценностный подход и ремесло историка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценностный подход и ремесло историка.



В. Рубин – ученый-синолог, специалист по конфуцианству. «История, не имеющая нравственного измерения, не только бесполезна, но и опасна»

Если смотреть на И. с т.з. национальных интересов, реализуя принцип историзма, то это и будет И., лишенная нравственности.

Как смотреть на И.: с т.з. государства или с т.з. жертвы этого государства? 20 в. научил людей другому взгляду на И. – взгляду жертву, потому что жертв всегда больше.

Объектом исторического исследования выступает прошлое человеческого общества, поэтому научное его изучение будет включать в себя определенное отношение ученого к предмету исследования. У историка кроме экономической статистики всегда должны быть перед глазами судьбы и лица людей. Идея о том, что историк интересуется определенными пристрастиями, и в связи с ними пишет свои работы, утвердилась уже давно, еще в античности.

В ИО даже есть понятие партийности – принадлежности трудов историков к определенному воззрению. Например, немцы говорили, что они пишут И. для объединения Германии. Шлоссер отмечал, что из И. неустраним моральный компонент. Моральную оценку, конечно, можно и выбросить совсем, но тогда в И. останется одна политика. «И. – это политика, обращенная в прошлое» - М. Покровский.

Инициатором разработки ценностного подхода в исторической науке была баденская школа неокантианства в Германии

В определенном вопросе должны быть представлены все позиции по нему. Историку необходимо соблюдать правила работы с информацией и ИИ. Необходимо проверять информацию, осознать и дать понять свою соц. обусловленность, соц. субъективность. Нужно работать под ссылками, в этом приближение к объективности.

Есть сообщество историков, у которых есть определенные общепринятые правила, по которым нужно работать. Соблюдение этих правил дает нам возможность проводить рефлексию.

    22. Либеральный и консервативный историзм конца 18-19 вв.

Понятие «историзм».

Историзм – одно из самых спорных понятий И., оно употребляется в самых разных смыслах. Часто понятие историзма трактуют не как принцип исторического познания мира, а как фундаментальную идею культуры. В широком смысле слова под историзмом подразумевается тип мысли, для которой основополагающей является идея связи времени, идея изменчивости, текучести мира и человека. При этом предполагается, что человека можно понять только в контексте этих изменений. Эта изменчивость – из греческой фсф и больше всего представлена у Гераклита.

В таком понимании историзм воспринимается как принцип научного познания (причем не только в гуманитарных сферах). Историзм изучается исторические явления. При этом становятся важны идея изменчивости, индивидуальности, органического развития (развития из внутреннего состояния явления, с учетом внутренних закономерностей). Элементы историзма можно искать в разных культурах, но в наиболее ярких формах он свойственней Западной цивилизации. Историзм – принцип понимания действительности, присущий западной цивилизации. Но истоки его идей зародились еще в античной традиции. По-своему идея историзма выражена также в Библии.

Как фундаментальный принцип историзма оформляется в Европе в 18-19 вв. В это время в Европе возрос интерес к Ии, т.к. отмирали старые порядки, возникали новые.

Выделяется 3 формы историзма, которые объединили 19 в. в его исторических поисках. В рамках размышлений делались различные акценты.

Формы:

· Консервативная.

Эдмунд Берк – английский историк и философ, автор книги «Размышления о революции во Франции» (1790), член английской партии вигов.

Он считал, что нет наилучшей и наихудшей форм правления, все они обуславливаются исторической действительностью и историческими связями. Важнейшие из этих связей – семья и принадлежность к власти.

Один из ключевых принципов Берка – принцип давности – давности учреждения, его способностей. Презумпция в пользу давности – то, что существует давно, оправдано традицией и религией, т.к. это оправдано историей.

Религия – основа гражданского общества. Берк – противник атеизма и различных религиозных дискуссий. Берк также рассуждал о неравенстве. В частности, его волновало то, что неравенство и аристократия будут всегда, а равенство возможно только в вопросах морали.

На тот момент взгляды Берка разделяла Екатерина II. Берк выступал за свободу. Английская свобода, по его мнению, - продолжение английских вольностей (по Хартии Вольностей).

Ключевая мысль Берка – социальный организм (механизм) оправдан, если он оправдан исторически.

Книга Берка получила широкое развитие в Европе, оказала влияние на развитие общественной мысли (в частности, на немецкую школу права Карла Савиньи.

Карл Савиньи – профессор университета в Магдебурге, сочинение- «О призвании нашего времени в законодательстве и законе о праве – о создании единого законодательства и единого общегерманского права. Право является результатом органического развития каждого данного народа. Исходя из этого, создание единого общегерманского государства неэффективно.

А. Токвиль – представитель скорее либерального течения, чем консервативного; сочинения «Старый порядок и революция» и «Демократия в Америке». Любое традиционное учреждение индивидуально, это результат исторического прогресса; разрыв связей (революция) прерывает, тормозит эволюцию, а не движет вперед.

Также у Токвиля была идея «духа народа» - того, что формирует историю как органичную систему. Все, что «свое» принимается, а чужое отвергается.

В России также были подобные рассуждения. Масоны и декабристы говорили, что необходима революция; а Карамзин предупреждал, что подобное изменение негативно скажется на развитии страны. Н. С. Мордвинов также утверждал, что «к редьке ананаса не прибьешь».

· Либеральная (Г. В. Гегель, Ф. Гизо, Ф. Шлоссер)

Ключевая идея либералов – идея прогресса. Прогресс идет за счет нарастания идей свободы. Логика исторического прогресса в том, что идея свободы задает вектор И., и сопротивление этой логике бессмысленно. Свобода – универсальный принцип И., а классовая борьба – ее двигатель.

 «Философия истории» Гегеля несет в себе идею увеличения степени свободы человека. Мировой разум познает себя через И. и идею свободы. Есть народы исторические (имеющие отношение к идее свободы) и неисторические (не имеющие такого отношения). И. желающих ведет, а нежелающих тащит. У либералов «дух времени» - идея применения историзма к идее будущего, на перспективу.

Ф. Гизо и др. в своих сочинениях отмечали, что развитие общества привело к уничтожению «старого порядка» (со ссылкой на историю Франции).

Германцы завоевали галлов и стали феодалами, а гало-римляне – третьим сословием, которое постепенно добивается власти. – эта идея классовой и национальной борьбы. ВФБР в это логике – продолжение борьбы. Революция 1848 г. во Франции показала, что единого третьего сословия нет, что очень разочаровало либералов.

Либералы акцентировали идею изменчивости И., которая ломает существующий порядок. («Цайтгайст» - «дух времени»). Все меняется, но нужно применить себя к данному времени, попытаться вписаться в измененную логику.

· Марксизм. Идея направленности, идея исторического прогресса, и Дея о том, что классовая борьба является механизмом исторического развития – ключевые идеи марксизма. + идеологизация исторического познания. В «Немецкой идеологии» у Маркса идеология – это иллюзорное восприятие и логика того, что социолог, историк пишет в интересах того класса, к которому относится.

И. 19 в. – конгломерат идей и политика вокруг них. Но у идей был ряд общих вещей. В 20 в. некоторые постулаты этих идей доводились до предела, что делало новые труды в рамках этих идей просто описательными. Таким образом, модус наших размышлений сформировался еще в 19 в.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.007 с.)