Исторические аспекты возникновения таможенной системы Украины на в период советского союза и современном этапе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические аспекты возникновения таможенной системы Украины на в период советского союза и современном этапе.



Организация и работа таможенного контроля после Октябрьской революции 1917 г. проходила под руководством В.И. Ленина. Так, Декрет Ленина от 29.12.17г. «О разрешении на ввоз и вывоз товаров» впервые установил правила провоза товаров через границу. В этом же документе было определено понятие контрабанды. Однако, существовало огромное количество внешних факторов, которые оказывали влияние на развитие таможенного дела в Украине, таких как голод, разруха, гражданская война и т.д.

Как нам известно, 9 января 1918 г. Центральная Рада Украинской Народной Республики приняла 4 Универсал, которым провозгласила Украину “самостоятельным, ни от кого не зависимым, свободным, суверенным государством украинского народа”. Все дела, касающиеся торговли, экономики, управления в налоговой сфере, УНР взяла в свои руки. Вопросы регулирования экспорта и импорта также, согласно с Универсалом, вела УНР.

В 1918 г. по решению гетмана Павла Скоропадского был организован Корпус пограничной стражи, которому была поручена не только охрана границы Украины, но и выполнение отдельных таможенных функций.

Центром этой правоохранительной структуры стал Запорожский корпус, образованный Центральной Радой еще в 1917 году. Военные корпуса вели борьбу с контрабандой, контролировали перемещение грузов и товаров через украинско-российскую и украинско-румынскую границы. В тоже время для организации работы по укреплению финансовой базы и таможенного дела в стране гетман в составе Министерства финансов образовал департамент таможенных сборов, директором которого был назначен П.Андреев.

В 1919 году на Украине уже существовала своя структура таможен, которая состояла из 13 таможен 1 класса, 9 таможен 2 класса, 26 таможенных границ и 2-х таможенных постов.

Следует также сказать, что очень важным для деятельности таможенных учреждений в рассматриваемый нами период времени был декрет РНК РСФСР, принятый 21.01.19г. правительством Украины «О разграничении прав центральной и местной советской власти по сбору пошлин и о регулировании деятельности местных учреждений». После восстановления советской власти в Украине в декабре 1919г. таможенные органы окончательно перешли в систему советских таможенных учреждений.

Период с 1920-1922 г. можно охарактеризовать, как становление таможенного дела в Украине. В 1920 году по проекту правительственной комиссии Директории во главе с Петлюрой было регламентировано таможенное дело. В июне того же года в Харькове был создан отдел таможенного контроля. И до октября 1921г. на территории УССР действовало 44 пограничных таможенных заведения трех видов:

- таможни;

- таможенные надзоры;

- таможенные посты.

Кроме приграничных существовало также две внутренние таможни в Киеве и Харькове. 9 марта 1922 г. ВЦИК и СНКутвердил первый советский таможенный тариф. А 12 ноября 1922г. было создано Украинское отделение Главного таможенного управления (2.02.34 оно было ликвидировано). 14 декабря 1924г. Президиум ЦИК СССР утвердил таможенный устав СССР, а 19.12.28г. был введен в действие Таможенный Кодекс СССР.

В годы войны развитие и становление таможенного дела в Украине, как и во всем СССР приостановилось. Однако, таможня сыграла немалую роль на пути к победе над Гитлером. Вся ее деятельность в эти годы была направлена на пропуск грузов, необходимых фронту и тылу, а также их сбережение. Послевоенные годы же были посвящены восстановлению разрушенного народного хозяйства, укреплению кадрового состава таможен. В 50-60 годах советской властью был издан ряд инструкций и постановлений, регулирующих различные виды пропуска через границу грузов, транспорта, почты и т.п. А 5 мая 1964 года Президиумом ВС СССР был утвержден новый Таможенный Кодекс.

Анализируя становление таможенного дела в Украине в советский период, следует отметить, что именно тогда, таможня стала более профессиональной и высококвалифицированной, однако, были в этот период и свои недостатки. Среди них основным можно назвать централизованное управление всеми органами таможни из Москвы. Все вопросы — от ассигнований на инфраструктуру до выдачи инспектору форменной фуражки — решалось в центре.

Организацию же таможенной службы в независимом демократическом Украинском государстве пришлось начинать буквально с нуля. Так, 25 июня 1991 г., Верховная Рада Украины приняла Закон “О таможенном деле в Украине”, в котором провозгласила, что Украина “••• как суверенное государство самостоятельно образует собственную таможенную систему и осуществляет таможенное дело”. 12 декабря 1991 г. Верховная Рада Украины приняла Постановление о введении в действие 1-го Таможенного кодекса Украины. Этим Постановлением было также предусмотрено и создание Государственного таможенного комитета Украины как центрального органа Украины.

Учитывая значительное увеличение количества субъектов внешнеэкономической деятельности и возрастания пассажиропотоков и грузовых перевозок, с целью обеспечения эффективного функционирования таможенной системы и успешного выполнения поставленных задач, Гостаможкомом в соответствии с приказом от 08.04.92 г. № 73 на базе таможенных постов, оставшихся от СССР, были образованы таможни. Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 08.07.84 г. № 465 были образованы территориальные таможенные управления:
-Днепровское;
-Западное;
-Карпатское;
-Крымское;
-Южное;
-Юго-Восточное;
-Восточное;
-Центральное.

Территориальные таможенные управления осуществляли непосредственное руководство таможенными учреждениями, расположенными на соответствующей территории.

29 ноября 1996 г. Президент Украины выдал (согласно ст. 106 Конституции Украины) Указ об образовании на базе бывшего Государственного таможенного комитета Украины и его органов Государственной таможенной службы Украины (дальше — ГТСУ) и ее органов — региональных таможен, специализированных таможен.

В “Положении о Государственной таможенной службе Украины”, утвержденном Указом Президента Украины от 24 августа 2000 г. № 14 1022/2000, было указано, что Гостаможслужбу Украины возглавляет Председатель, которого назначает и увольняет Президент Украины в установленном законодательством порядке.

Председатель имеет заместителей, которые выполняют по его поручению отдельные функции, заменяют Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществлять свои полномочия. Председатель Гостаможслужбы Украины в установленном порядке назначает на должности и освобождает от должностей работников центрального аппарата Гостаможслужбы Украины, руководителей региональных таможен и их структурных подразделений, таможен, специализированных таможенных управлений и организаций, учреждений и учебных заведений.

Согласно приказу ГТСУ от 20.12.96 г. 564 “Об образовании региональных таможен и таможен Государственной таможенной службы Украины” было образовано десять региональных таможен, а именно:

— Киевская (место дислокации — г. Киев);

— Западная (место дислокации — г. Львов);

— Карпатская (Место дислокации — г. Ужгород);

— Подольская (место дислокации — г. Хмельницкий);

— Черноморская (место дислокации — г. Одесса);

— Крымская (место дислокации — г. Симферополь);

— Донбасская (место дислокации — г. Донецк);

— Восточная (место дислокации — г. Харьков);

— Полтавская (место дислокации — г. Полтава);

— Днепровская (место дислокации — г. Днепропетровск).

Вышеназванным указом также были образованы таможни, которые непосредственно подчиняются Гостаможслужбе, а именно:

— Киевская специализированная;

— Бориспольская;

— Севастопольская;

— Центральная специализированная.

Ну и конечно же одним из последних основных этапов в развитии таможенного дела в Украине стало принятие ВР Украины 13 марта 2012 года нового Таможенного Кодекса Украины, который на данный момент является основным кодифицированным актом, регулирующим все вопросы деятельности таможенной службы Украины.

 

                             

Общие положения таможенного дела               Лекция 2.

1. Источники таможенного дела.

2. Понятия “таможенное дело”и “таможенная политика”.

3. Таможенные органы Украины. Задачи таможенных органов.

4. Взаимоотношения таможенных органов Украины с другими органами и лицами.

 

 

Источники таможенного дела.

Источники таможенного дела, это исходящие от государства или признанные ею официально-документальные формы выражения и закрепления норм таможенного дела, придания им юридического, общеобязательного значения.

Область таможенного дела имеет свои собственные источники, среди которых: Конституция, Законы Украины, международно-правовые акты, указы Президента Украины, Постановления КМУ, акты ГТСУ (приказы, распоряжения, письма и т.д.).

Как ми знаем, первому ТКУ предшествовал Закон Украины «О таможенном деле в Украине», все его положения были затем расширены в первом Таможенном Кодексе, во втором ТКУ, и в последнем ТКУ, принятом 13 марта 2012 года и действующем по сей день.

Также, существовало еще два Закона, которые являлись одними из основных нормативных актов в таможенном деле. Это Закон «О едином таможенном тарифе», содержащий в себе основные положения тарифного регулирования (на данный момент объединен с ТКУ), и Закон «О внешнеэкономической деятельности», регулирующий и устанавливающий права и обязанности субъектов внешнеэкономических отношений и полномочия государства и его органов в регулировании данных отношений.

Но при всем при этом, следует сказать, что основным нормативным актом в сфере таможенного дела является Таможенный Кодекс Украины.

Подготовка проекта нового ТКУ была вызвана необходимостью приведения действующего законодательства в соответствие с Конституцией Украины, гармонизации и унификации с общепринятыми в европейской и мировой практике нормами и стандартами, а также приведения проекта Кодекса в соответствие с рыночной экономикой в Украине. Безусловно, на необходимость разработки нового кодекса повлияла и реформа центральных органов исполнительной власти, проведенная в 2010-2011годах.

Для подготовки новой редакции ТКУ правительством Украины была утверждена специальная межведомственная группа, в которую вошли ответственные сотрудники ВС Украины, КМУ, научные деятели и специалисты Гостаможслужбы и таможен Украины. И 13 марта 2012 года ВР был принят новый Таможенный кодекс Украины.

ТКУ состоит из 21 раздела, 83 глав и 590 статей. Он в полной мере отвечает всем европейским и международным стандартам и требованиям, предъявляемым к нормативным документам такого уровня.

Также, кроме ТКУ существует большое количество законов и подзаконных актов, которые регулируют отдельные виды общественных отношений в сфере таможенного права. Большую роль в осуществлении таможенного дела играет Налоговый кодекс Украины, также это могут быть либо законодательные акты, которые регулируют отдельные специфические виды предпринимательской деятельности, например, Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования» или законодательные акты касательно отдельных видов товаров, например такие, как ЗУ «О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции», «О вывозе, ввозе и возврате культурных ценностей», «О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними» и много других законов.

  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.013 с.)