Первые сведения о пошлине на территории современной Украины. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первые сведения о пошлине на территории современной Украины.



Лекция 1

История развития таможенного дела в Украине и образование таможенных органов.

1. Первые сведения о пошлине на территории современной Украины.

2. Развитие таможенных порядков в Украине в период Запорожской сечи и в гетманской Украине.

3. Развитие таможенного дела в Украине в период вхождения Украинских земель в состав Российской империи.

4. Исторические аспекты возникновения таможенной системы Украины на современном этапе.

 

 

Первые сведения о пошлине на территории современной Украины.

Прежде всего следует сказать, что профессия таможенника является очень древней профессией.

Первые сведения о внешнеторговых связях и таможенных отношениях мы можем найти в памятках 6-й династии в Древнем Египте в начале 3 века до н.э.. В то время, движение торговых караванов было опасным, у людей очень много денег уходило на содержание охраны, поэтому, на смену затратам на охрану пришли особые сборы, которые и стали прообразом будущих таможенных сборов.

Также, следует сказать, что в Вавилоне, в 2 веке до н.э. осматривали все поступающие товары, и собирали с них пошлину.

Если уйти вообще вглубь истории, то можно обратиться к Библии, где также об уже существовавшей в те века профессии таможенника. Так, один из учеников Христа, автор первого Евангелие, Матвей, до того как последовал за Иисусом, работал в Риме сборщиком податей.

Если взять само слово «таможня, то оно происходит от тюркского слово «тамга», которое означало «клеймо», которое ставилось на разных предметах, как знак качества.

Первые сведения о пошлине на территории Украины относятся в 9 веку. Именно тогда, на территории нашей страны возникла и начала развиваться, вплоть до завоевания ее монголо-татарами, Киевская Русь. Следует сказать, что князья Киевской Руси (их деятельность) прежде всего зависели от дани. К другим источникам княжьих доходов относились плата за судопроизводство штрафы, пошлина. Главной торговой артерией для Киева стал знаменитый путь “из варяг в греки”. Он проходил вниз по Днепру, через Черное море и упирался в Константинополь, один из самых богатых городов, куда съезжались купцы со всего Средиземноморья. Поэтому заморская торговля стала основой экономической системы Киевской Руси. Поэтому, неслучайно первым соглашением, заключенным киевскими правителями, был договор князя Олега с Византией (911 г.), согласно которому русским купцам в Константинополе давались большие привилегии при торговле. За Русью признавалось, в частности, право беспошлинной торговли.

Следует сказать, что Киевская Русь уже тогда имела собственную таможенную службу, взыскивала и по договоренности со смежными странами платила таможенные налоги.

И в 1288 г. был издан Острогомский таможенный устав (один из первых законодательных актов в сфере таможенного дела), в котором говорилось о купцах из разных стран: Баварии, Польши, Австрии и Киевской Руси. Таким образом, русские таможенники руководствовались в своей работе европейскими таможенными уставами, взаимодействовали в развитии таможенного дела с нашими западными соседями.

Также, в этот период времени, таможенное дело развивалось и на территории самой Киевской Руси. Так, на подступах к Киеву, Вышгороду и другим городам Киевского княжества строились заставы-крепости, где уполномоченные князем сборщики взимали пошлину за перевозку товаров и прогон скота. Князь и его дружинники внимательно следили, чтобы все русские и заморские купцы (“гости”) исправно платили пошлину. То есть в Киевской Руси пошлина обозначала налог, выплачиваемый за перевозку товаров, прогон скота через границы определенных территорий.

 

Источники таможенного дела.

Источники таможенного дела, это исходящие от государства или признанные ею официально-документальные формы выражения и закрепления норм таможенного дела, придания им юридического, общеобязательного значения.

Область таможенного дела имеет свои собственные источники, среди которых: Конституция, Законы Украины, международно-правовые акты, указы Президента Украины, Постановления КМУ, акты ГТСУ (приказы, распоряжения, письма и т.д.).

Как ми знаем, первому ТКУ предшествовал Закон Украины «О таможенном деле в Украине», все его положения были затем расширены в первом Таможенном Кодексе, во втором ТКУ, и в последнем ТКУ, принятом 13 марта 2012 года и действующем по сей день.

Также, существовало еще два Закона, которые являлись одними из основных нормативных актов в таможенном деле. Это Закон «О едином таможенном тарифе», содержащий в себе основные положения тарифного регулирования (на данный момент объединен с ТКУ), и Закон «О внешнеэкономической деятельности», регулирующий и устанавливающий права и обязанности субъектов внешнеэкономических отношений и полномочия государства и его органов в регулировании данных отношений.

Но при всем при этом, следует сказать, что основным нормативным актом в сфере таможенного дела является Таможенный Кодекс Украины.

Подготовка проекта нового ТКУ была вызвана необходимостью приведения действующего законодательства в соответствие с Конституцией Украины, гармонизации и унификации с общепринятыми в европейской и мировой практике нормами и стандартами, а также приведения проекта Кодекса в соответствие с рыночной экономикой в Украине. Безусловно, на необходимость разработки нового кодекса повлияла и реформа центральных органов исполнительной власти, проведенная в 2010-2011годах.

Для подготовки новой редакции ТКУ правительством Украины была утверждена специальная межведомственная группа, в которую вошли ответственные сотрудники ВС Украины, КМУ, научные деятели и специалисты Гостаможслужбы и таможен Украины. И 13 марта 2012 года ВР был принят новый Таможенный кодекс Украины.

ТКУ состоит из 21 раздела, 83 глав и 590 статей. Он в полной мере отвечает всем европейским и международным стандартам и требованиям, предъявляемым к нормативным документам такого уровня.

Также, кроме ТКУ существует большое количество законов и подзаконных актов, которые регулируют отдельные виды общественных отношений в сфере таможенного права. Большую роль в осуществлении таможенного дела играет Налоговый кодекс Украины, также это могут быть либо законодательные акты, которые регулируют отдельные специфические виды предпринимательской деятельности, например, Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования» или законодательные акты касательно отдельных видов товаров, например такие, как ЗУ «О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции», «О вывозе, ввозе и возврате культурных ценностей», «О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними» и много других законов.

  

 

Лекция 3.

Виды лицензий:

- разовые ( определяются количественные и стоимостные показатели товара и термин ее действия );

- генеральные (закрепляется лишь перечень товаров, а количество, цена, время действия – нету, однако, такая лицензия может иметь определенные особенности, которые будут регулировать процесс экспорта и импорта).

Лицензирование тесно связано с квотированием экспорта и импорта. И в свою очередь, существуют определенные виды квот:

- глобальные квоты: определяют объемы экспорта (импорта) в стоимостных или физических единицах на определенный период времени;

- индивидуальные квоты: предусматривают раздел объемов экспорта и импорта для определенных стран;

- сезонные квоты: регулируют поступление в основном с/х импорта;

- тарифные квоты: представляют собой объединение количественного ограничения и таможенно-тарифных средств. Они определяют объемы импортированного товара по минимальным размерам пошлин.

  

2) Следующий вид нетарифного регулирования это метод «побочного» или «скрытого» протекционизма, который представляет собой разнообразные препятствия, созданные многочисленными государственными структурами на пути импортных товаров.

Виды методов побочного протекционизма:

- технические барьеры - национальные стандарты и требования к товарам (импорт досматривают сильней, это и создает барьер для их проникновения на наш рынок);

- внутренние налоги страны импорта, которыми обкладываются импортные товары. Эти налоги делятся на: - прямые (налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, налог на продажу; взимается с таможенной стоимости а не с фактурной стоимости товара); - опосредованные (сборы за процедуру таможенного оформления, плата за выполнение различных формальностей, разные сборы, которые выплачиваются после пересечения таможенной границы);

- политика в рамках государственной закупки (заключается в том, что государство закупает (обязано закупать) некоторые товары только у отечественного производителя). Данная политика обуславливается требованиями национальной безопасности;

- последний метод скрытого протекционизма, который закрепляется законодательно, заключается в требовании наличия в готовой продукции, которая сбывается на нашем рынке, определенного процента наличия местных компонентов. Для чего это делается? Такая политика направлена на последовательное замещение импорта отечественным товаром, путем развития национальных производственных мощностей.

3. Особенности определения страны происхождения
импортного товара
.

 

Как известно, страна происхождения оказывает существенное влияние на размер таможенной пошлины, взимаемой при импорте товаров на таможенную территорию Украины, а определение страны происхождения товаров является важнейшим элементом таможенно-тарифного регулирования. Однако, в мировой практике вопрос определения страны происхождения товара был рассмотрен и законодательно закреплен в намного меньшей степени, чем другие вопросы таможенно-тарифного регулирования.

Данный вопрос частично был урегулирован в Международной конвенции по упрощению и гармонизации (согласованию) таможенных процедур (Киотская конвенция) Данная конвенция была принята 18 мая 1973 года. Украина присоединилась к ней в 2006 года, вступила в действие она у нас с 15 сентября 2011 года. И следует сказать о том, что некоторые ее положения продублированы в новом Таможенном кодексе Украины.

Киотской конвенцией установлены три основных критерия для определения страны происхождения: критерий переработки, критерий процентного содержания, а также был установлен перечень товаров, в отношении которых страной происхождения будет считаться то государство, в котором товар полностью произведен.

Под   «страной происхождения товаро в» в Киотской конвенции понимается страна, в которой эти товары были произведены или изготовлены, согласно критериям, установленным для целей применения Таможенного тарифа, количественных ограничений или любых других отраслевых норм.

Товары, полностью произведенные в определенной стране, рассматриваются конвенцией как имеющие место происхождения в этой стране. Что же относится к таким товарам? Положения действующего ТКУ в данном вопросе немного рознятся с положениями Конвенции.

Пошлина: понятие и виды.

Пошлина - это общегосударственный налог, установленный Налоговым кодексом Украины и настоящим Кодексом, который начисляется и уплачивается в соответствии с настоящим Кодексом, законами Украины и международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

В Украине применяются такие виды пошлины:

1) ввозная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) сезонная пошлина - (на товары сезонного характера) помогает защитить сезонного отечественного производителя, устанавливается на строк не меньше 60 и не более 120 календарных дней;

4) особые виды пошлины:

- специальная пошлина устанавливается как средство защиты национального товаропроизводителя, в случае если товары ввозятся на таможенную территорию Украины в объемах и / или при таких условиях, что их ввоз причиняет или создает угрозу причинения значительного вреда национальному товаропроизводителю, или как меры на дискриминационные и / или недружественные действия других государств, таможенных союзов и экономических группировок, которые ограничивают реализацию законных прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности Украины;

- антидемпинговая пошлина устанавливается в соответствии с Законом Украины "О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта" в случае ввоза на таможенную территорию Украины товаров, которые являются объектом демпинга, причиняющего вред или создает угрозу причинения вреда национальному товаропроизводителю.

- компенсационная пошлина устанавливается в соответствии с Законом Украины "О защите национального товаропроизводителя от субсидируемого импорта" в случае ввоза на таможенную территорию Украины товаров, являющихся объектом субсидируемого импорта, причиняющего вред или создает угрозу причинения вреда национальному товаропроизводителю, то есть, данная пошлина используется с целью нейтрализации субсидий, данных государством экспортеру для повышения конкурентоспособности товаров на рынках сбыта.

Существуют также различные виды ставок пошлин, среди них:

- адвалорная – вычисляется в процентах от таможенной стоимости товаров;

- специфическая – определяет фиксированную сумму, которая взимается с единицы измерения определенного товара (когда на товар установлены фиксированные ставки таможенной стоимости);

- комбинированная – создается из комбинации первых двух видов.

Если цена товара поднимается, то более эффективной является адвалорная пошлина, если понижается, то специфическая, а комбинированная компенсирует недостатки 1 и 2 видов.

- преференционная (особая льготная ставка, используемая для определенных товаров их определенных стран, для стимуляции экспорта определенных товаров из развивающихся стран);

По объекту обложения: импортная, экспортная и транзитная. Т.е. размеры пошлины меняются в зависимости от того, какой путь проделывает товар.

В зависимости от типа ставок: - постоянная или изменяющаяся – т.е. гос. органы в соответствии с созданными обстоятельствами или не могут их изменить или эти пошлины подлежат изменению, в случае соблюдения определенных условий.

По способу начисления ставок – номинальная (определена в таможенном тарифе);

- эффективная (которое определяет уровень пошлинного обложения импортированных товаров, высчитанного по ставкам таможенного тарифа).

Плательщиками пошлины являются:

1) лицо, которое ввозит товары на таможенную территорию Украины или вывозит товары с таможенной территории Украины в порядке и на условиях, установленных ТКУ;

2) лицо, на адрес которого поступают товары, которые перемещаются (пересылаются) в международных почтовых или экспресс-отправлениях, несопровождаемом багаже, грузовых отправлениях;

3) лицо, на которое возлагается обязанность соблюдения требований таможенных режимов, предусматривающих освобождение от обложения пошлиной, в случае нарушения таких требований;

4) лицо, использующее товары, таможенное оформление которых было осуществлено с условным освобождением от налогообложения, не по целевому назначению и/или вопреки условиям или целям такого освобождения, а также любые другие лица, безосновательно использующие освобождение от обложения пошлиной (налоговую льготу);

5) лицо, реализующее или передающее во владение, пользование или распоряжение товары, выпущенные в свободное обращение на таможенной территории Украины с освобождением от обложения таможенными платежами, до окончания срока, определенного законом;

6) лицо, реализующее товары, транспортные средства согласно статьи 243 настоящего Кодекса.

Объектами обложения пошлиной являются:

1) товары, таможенная стоимость которых превышает эквивалент 100 евро, которые ввозятся на таможенную территорию Украины или вывозятся за пределы таможенной территории Украины предприятиями. Исключение составляют товары, которые отправляются одним лицом другому лицу по международным экспресс-отправлениям один раз в сутки и их стоимость не превышает 300 евро;

2) товары, которые ввозятся (пересылаются) на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению таможенными платежами.

3) товары, транспортные средства, которые реализуются в соответствии с статьей 243 ТКУ.

Пошлина насчитывается таможенным органом Украины в соответствии с положениями Налогового и Таможенного кодексов, действующими на день предоставления таможенной декларации. Уплачивается пошлина как в валюте Украины, так и в иностранной валюте, которую покупает НБУ. Пошлина вносится в государственный бюджет Украины. Пошлина уплачивается в основном таможенным органам Украины. Но если товары и другие предметы пересылаются в международных почтовых отправлениях, то пошлина уплачивается предприятиям связи. Порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты пошлины устанавливается ГТСУ.

Содержание таможенного режима.

Таможенный режим имеет свою внутреннюю структуру, которая позволяет раскрывать его содержание и которая представляет собой условия, требования и ограничения этого таможенного режима. Под условиями таможенного режима понимаются те обстоятельства, которые обусловливают возможность расположения под него товаров; под ограничениями – прямые или непрямые запреты на осуществление с товарами определенных действий; а под требованиями – действия, при осуществлении которых возможно завершение таможенного режима.

Рассмотрим эти понятия подробнее.

1. Условия, одним из условий размещения товаров в определенном таможенном режиме является ихУстав. Товары, ввоз которых запрещен на таможенную территорию Украины, не могут быть расположены под таможенными режимами импорта, таможенного склада, отказа в пользу государства, магазина  беспошлинной торговли. Не разрешается размещать под таможенным режимом временного ввоза/вывоза материалы и образцы, которые растрачиваются; пищевых продукты и напитки (за исключением их временного ввоза/вывоза с целью рекламы или демонстрации в единичных экземплярах) Условием размещения товаров в таможенном режиме импорта является уплата таможенных платежей и соблюдение мер экономической политики или других ограничений. Для размещения товаров под каким-либо таможенным режимом переработки (переработка на таможенной территории, переработка за таможенной территорией), необходимо получить лицензию на переработку, которая выдается таможенными органами организации-переработчику. Также, размещение товаров в ряде таможенных режимов разрешается только с позволения таможенных органов (таможенные режимы транзита, временного ввоза/вывоза, реэкспорта, уничтожения, отказа в пользу государства) получение которого также является условием данных таможенных режимов. Например, разрешение на  временный ввоз/вывоз товаров дается при наличии возможности обеспечения надежной идентификации товаров. Таможенный орган не дает разрешения на размещение товаров под таможенным режимом уничтожения или разрушения, если само уничтожение товаров может принести значительный вред  окружающей природной среде или влечет за собой расходы для государства.

2. Ограничения. Примером ограничения может быть положение таможенного режима временного ввоза товаров, в  соответствии с которым допускается только такое использование временно вывезенных товаров,  которое исключает возможность их отчуждения или передачи в пользование другому лицу. Также, с товарами, которые находятся под таможенным режимом «таможенный склад», могут проводиться лишь операции по обеспечению их сохранности и операции по подготовке их к продаже или транспортировке. При этом, все операции, которые проводят с товарами не должны изменять их характеристик, связанных со сменой классификации данных товаров по ТН ВЕД.

Таможенный режим магазина беспошлинной торговли реализуется под таможенным контролем на таможенной территории Украины без взимания пошлины и других налогов и без использования к ним мер экономической политики.

3. Требования. В качестве примера можно привести требования таможенного режима экспорта – осуществить фактический вывоз товара за пределы таможенной территории Украины. Следует заметить, что требование вывоза товара за пределы территории Украины применяется ко многим таможенным режимам. Иностранные товары могут находиться на таможенной территории Украины ограниченный срок времени, после чего они должны быть задекларированы в таможенном режиме импорта или вывезены с таможенной территории Украины в соответствии с другими таможенными режимами. Это требование также характерно для таможенных режимов «таможенного склада» (в случае если товары, которые сохраняются на таможенном складе предназначены к вывозу с таможенной территории Украины в соответствии с таможенным режимом экспорта), магазина беспошлинной торговли, временного вывоза, реэкспорта.

В пределах одного таможенного режима могут устанавливаться требования, условия, ограничения не только общего характера, но и те, которые относятся к определенным видам товаров. Так, условием таможенного режима импорта является соблюдение порядка маркировки определенных подакцизных товаров. Товары, которые размещены в таможенном режиме таможенного склада и предназначены для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, должны быть вывезены не позже определенного срока с момента их размещения в таможенном режиме таможенного склада.

Располагая товары в определенном таможенном режиме, лицо которое перемещает товары, должно придерживаться всех установленных законодательством ограничений и требований.


3. Льготы по таможенным режимам.

Таможенный режим имеет сложную правовую природу и соединяет в себе элементы административно-правового и финансово-правового регулирования. Было бы нелогично со стороны законодательства устанавливать одинаковые размеры таможенных платежей относительно таможенного режима импорта, какой разрешает полную свободу владения, использования и распоряжения ввезенными товарами и других таможенных режимов, в которых товары находятся в определенных условиях и к ним используются определенные ограничения и требования. Разный объем свободы при использовании таможенных режимов обуславливает применение разного режима обложения таможенными платежами и другими видами налогов: если условием таможенного режима «импорт» является уплата всех таможенных платежей, то другие таможенные режимы имеют определенные льготы в отношении ввезенных (вывезенных) товаров.

Однако, как было отмечено ранее, нужно помнить, что все таможенные платежи можно разделить на две группы:
1) платежи которые взимаются при перемещении через таможенную границу Украины;
2) платежи которые взимаются в других случаях, установленных нормативными правовыми актами по таможенному делу.

При этом, в первой группе следует выделить определенную группу – платежи которые взимаются при таможенном оформлении: пошлина, НДС, акциз, в отношении которой (группы) и предоставляются льготы в пределах таможенных режимов (оформление налоговых векселей и тому подобное).
Относительно определенного таможенного режима, лицу которое перемещает товары могут быть предоставлены следующие льготы:

- полное освобождение от уплаты таможенных платежей;

- частичное освобождение от уплаты таможенных платежей;

- возвращение раньше уплаченных таможенных платежей.

Льготы, которые предоставляются в пределах таможенных режимов, а также условия их предоставления определяются законодательством Украины.

Так, например, реимпортеру могут вернуть вывозные налоги и пошлины, если он будет заниматься реимпортом на протяжении 6 месяцев с момента их вывоза. Или же экспортеры, в некоторых случаях освобождаются от уплаты НДС и акциза.

      

Сроки транзитных перевозок

Устанавливаются следующие сроки транзитных перевозок в зависимости от вида транспорта:

 1) для автомобильного транспорта - 10 суток (при перемещении в зоне деятельности одного таможенного органа - 5 суток);

 2) для железнодорожного транспорта - 28 суток;

 3) для авиационного транспорта - 5 суток;

 4) для морского и речного транспорта - 20 суток;

 5) для трубопроводного транспорта - 31 сутки;

 6) для трубопроводного транспорта (с перегрузкой на другие виды транспорта) - 90 суток.

В указанные нами сроки не включается время, которое было затрачено, если во время перевозки товаров и транспортных средств произошла авария или возникли другие обстоятельства непреодолимой силы, ввиду чего указанный груз вовремя не пришел в таможню назначения. Тогда его разгрузка и окончательное оформление может быть произведено в другом таможенном органе, а не там где это планировалось. Также, в данные сроки не включается время хранения товаров под таможенным контролем (при условии информирования таможенного органа, который контролирует их перемещение) и время, необходимое для осуществления других операций с товарами (например необходимое техобслуживание, ремонт, также с уведомлением таможенного органа).

Любые операции, которые могут осуществляться с транзитным товаром должны происходить только при информировании и с разрешения таможенного органа (например его перегрузка, если при этом не нарушаются пломбы, то надо проинформировать, если это группировка упаковочных мест, изменение упаковки, маркировки, сортировки, а также ремонт и замена поврежденной упаковки, то такие действии осуществляются только с разрешения таможенного органа). Для получения разрешения таможенного органа декларантом подается только товарно-транспортный документ на перевозку товара. В случае отказа в предоставлении разрешения таможенный орган обязан безотлагательно письменно или в электронной форме сообщить лицу, обратившемуся с просьбой предоставить разрешение, о причинах и основаниях такого отказа.

Сроки временного ввоза

Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом в каждом конкретном случае, но не должен превышать трех лет с даты помещения товаров под таможенный режим временного ввоза.Срок временного ввоза транспортных средств устанавливается с учетом того, что эти транспортные средства должны быть реэкспортированы сразу же после окончания транспортных операций, для которых они были ввезены.

Если срок ввоза необходимо продлить, то декларант обязан уведомить об этом таможню в заявлении. Если таможня отказала в продлении срока, то она должна письменно аргументировать причины отказа.

Если товары или транспортные средства, помещенные под таможенный режим временного ввоза, не могут быть своевременно реэкспортированы в результате наложения на них ареста (за исключением ареста вследствие исков частных лиц) или изъятия по делу о нарушении таможенных правил, то течение срока временного ввоза приостанавливается на время такого ареста (изъятия).

Лекция 7

Формы таможенного контроля

Таможенный контроль осуществляется непосредственно должностными лицами таможенных органов путем:

 1) проверки документов и сведений, которые предоставляются таможенным органам при перемещении товаров, транспортных средств коммерческого назначения через таможенную границу Украины;

 2) таможенного досмотра (осмотра и переосвидетельствования товаров, транспортных средств коммерческого назначения, осмотра и переосвидетельствования ручной клади и багажа, личного досмотра граждан);

 

 3) учета товаров, транспортных средств коммерческого назначения, которые перемещаются через таможенную границу Украины;

 4) устного опроса граждан и должностных лиц предприятий;

 5) осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где находятся товары, транспортные средства коммерческого назначения, которые подлежат таможенному контролю, или осуществляется деятельность, контроль за которой согласно ТКУ и законам Украины возложен на таможенные органы;

 6) проверки учета товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины и / или находящихся под таможенным контролем;

 7) проведения документальных проверок соблюдения требований законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела, в том числе своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты таможенных платежей;

 8) направления запросов в другие государственные органы, учреждения и организации, уполномоченные органы иностранных государств для установления подлинности документов, представленных таможенному органу.

 

Личный досмотр.

Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля производится по письменному постановлению руководителя таможенного органа или лица, замещающего его, при наличии достаточных оснований предполагать, что гражданин, следующий через таможенную. границу Украины либо находящийся в зоне таможенного контроля или в транзитной зоне международного аэропорта, скрывает предметы контрабанды или товары, являющиеся непосредственными предметами нарушения таможенных правил или запрещенные для ввоза в Украину, вывоза из Украины или транзита через территорию Украины.

Перед началом досмотра должностное лицо таможенного органа должно предъявить гражданину письменное постановление руководителя таможенного органа, или лица, которое его замещает, ознакомить гражданина с его правами и обязанностями вовремя проведения такого досмотра и предложить добровольно предъявить скрываемые товары и предметы. После того как человек ознакомился с этим решением, об этом делается соответствующая запись и также делается запись, что человек отказался выдать скрываемые товары и предметы добровольно, все это заверяется подписью должностного лица, которое предъявляло это решение.

Гражданин, в отношении которого осуществляется личный досмотр, имеет право:

1) до начала проведения личного досмотра ознакомиться с решением о проведении личного досмотра и порядком его проведения;

2) ознакомиться со своими правами и обязанностями при проведении личного досмотра;

3) предоставлять объяснения и заявлять ходатайства;

4) добровольно выдать товары, перемещаемые им через таможенную границу Украины с нарушением требований законодательства по вопросам государственного таможенного дела;

5) делать заявления с обязательным внесением их должностным лицом таможенного органа, проводящего личный досмотр, в протокол проведения такого досмотра;

6) пользоваться родным языком и услугами переводчика;

7) ознакомиться с актом проведения личного досмотра после его составления и сделать заявление, подлежащее внесению в акт.

Личный досмотр производится в изолированном помещении, отвечающем установленным санитарно-гигиеническим требованиям, должностным лицом таможенного органа одного пола с гражданином, проходящим досмотр, в присутствии не менее двух понятых того же пола. В качестве понятых приглашаются лица, не заинтересованные в результатах досмотра. Понятыми не могут быть родственники лица, подлежащего личному досмотру, а также работники таможенных органов. Доступ в помещение, где производится досмотр, граждан, не участвующих в нем, и возможность наблюдать за проведением, досмотра со стороны таких граждан должны быть исключены. Обследование органов тела гражданина, подлежащего досмотру, должно производиться только медицинским работником.

При осуществлении личного досмотра составляется протокол, который подписывается должностным лицом таможенного органа, производившим досмотр, гражданином, проходившем досмотр, понятыми, присутствовавшими при досмотре, а в случае обследования медицинским работником – также этим работником. Гражданин, проходивший досмотр, имеет право сделать заявление в таком протоколе.

Копия протокола предоставляется гражданину.

Личному досмотру не подлежат Президент Украины, Председатель Верховной Рады Украины, народные депутаты Украины, Премьер-министр Украины, Первый вице- премьер-министр Украины, Председатели и судьи Верховного Суда Украины, Председатель и судьи Конституционного Суда Украины, Министр иностранных дел Украины, Генеральный прокурор Украины и члены их семей, следующие вместе с ними.

Досмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, территорий свободных таможенных зон и других мест, где находятся товары, транспортные средства подлежащие таможенному контролю.

Досмотртерриторий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, территорий свободных таможенных зон и других мест, где находятся товары, транспортные средства коммерческого назначения, подлежащие таможенному контролю, или осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы (кроме жилья граждан), может осуществляться должностными лицами таможенного органа по письменному решению руководителя этого органа или лица, исполняющего его обязанности, с целью:

 1) проверки законности ввоза товаров, транспортных средств коммерческого назначения на таможенную территорию Украины, соблюдения порядка их ввоза, а также правильности начисления и полноты уплаты таможенных платежей;

 

 2) проверки соответствия фактического количества ввезенных товаров, транспортных средств сведениям, заявленным в таможенной декларации;

 3) проверки соблюдения установленных ТКУ и другими законами Украины правил осуществления деятельности, контроль за которой возложен на таможенные органы.

Досмотр производится после предъявления лицу, во владении (пользовании) которого находится территория, лицу, ответственному за эксплуатацию склада организации - получателю гуманитарной помощи, владельцу склада временного хранения, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны или уполномоченному им лицу соответствующего решения и служебного удостоверения должностного лица таможенного органа.

Досмотр должен осуществляться не более чем в течение одного дня, если иное не установлено законодательством.

По результатам досмотра составляется акт, один экземпляр которого вручается соответственно лицу, во владении (пользовании) которого находится территория, лицу, ответственному за эксплуатацию склада организации - получателю гуманитарной помощи, владельцу склада временного хранения, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли или уполномоченному им лицу, руководителю или заместителю руководителя органа управления соответствующей специальной (свободной) экономической зоны.

Лекция 8

Основные положения осуществления таможенного оформления и декларирования товаров.

1. Общие положения таможенного оформления.

2. Порядок осуществления таможенного оформления отдельных категорий товаров.

3. Порядок осущес



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.123 с.)