Займы и эмиссия государственных ценных бумаг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Займы и эмиссия государственных ценных бумаг



  Одним из способов покрытия бюджетного дефицита является государственная эмиссия ценных бумаг.

  Основными ценными бумагами государства, выпускающимися на протяжении последних 70 лет, являются облигации, удостоверяющие право держателя на получение ее номинальной стоимости (и процента) или иного имущественного эквивалента. Облигация — это ценная бумага с фиксированным процентом от ее номинальной стоимости, по которой эмитент обязуется выплатить держателю сумму в предусмотренный срок в будущем.

В России эмитентом облигаций может быть только государство. На зарубежном фондовом рынке в больших объемах можно найти корпоративные облигации.

В Российской Федерации различают следующие виды облигаций:

1. Облигации местных органов власти, выпущенные для финансирования строительства, модернизации, ремонта и т.п. объектов муниципальной собственности.

2. Облигации федеральных органов исполнительной власти, доходы по которым направляются на реализацию конкретных масштабных проектов, имеющих общественное значение.

3. Облигации внутренних государственных займов — ориентированы на крупных инвесторов и служат для обеспечения долгосрочного развития страны.

4. Процентные долговые обязательства российского государства предназначены для инвесторов — юридических лиц, хотя их части может приобретать также и население.

5.     Казначейские обязательства — ценные бумаги, целью которых является секъюритизация задолженности Министерства финансов РФ перед предприятиями по бюджетному финансированию. Идея выпуска казначейских обязательств состоит в том, чтобы выплачивать эту задолженность не «живыми» деньгами, а процентными долговыми бумагами, которые, в свою очередь, могут быть обращены в уплату поставщикам за сырье, материалы, энергию и т.д.

Размещение государственных ценных бумаг может быть:

добровольным — что означает размещение ценных
бумаг на свободном (или почти свободном) рынке.
К ценным бумагам, размещаемым таким образом, при-
надлежат государственные краткосрочные обязатель-
ства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), об-
лигации сберегательного займа (ОСЗ), еврооблигации;
вынужденным (квазирыночным) — что означает оформление фактического государственного долга на рынке. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Министерства финансов, переоформившие на Министерство финансов задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственно рынка.
   Для покрытия бюджетных дефицитов органы власти могут производить заимствования. Заимствования государства или муниципальных образований представляют собой займы, получаемые от юридических и физических лиц, по которым возникают долговые обязательства государства или органа местного самоуправления как заемщика или гаранта погашения займа другими заемщиками. Для выпуска займов необходимо соблюдение следующих условий:

51* наличие временно свободных денежных средств;

52* спрос инвесторов на ценные бумаги, выпускаемые государством или местными органами власти;

53* объективная потребность государства или местных органов власти в финансовых ресурсах.

Займы призваны решать следующие задачи:

1. Инвестиционные займы выпускаются для финансового обеспечения строительных проектов.

2. Социальные займы выпускаются для финансового обеспечения территориальных социальных программ.

3. Бюджетные займы выпускаются для покрытия бюджетных расходов в связи с бюджетным дефицитом.

40. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

   Управлением государственным долгом представляет собой совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

         Цели управления государственным долгом:
1. Экономические: минимизация стоимости привлекаемых внешних займов, улучшение условий рефинансирования и/или переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов.

2. Политические: поддержание стабильности функционирования политической системы.

3. Социальные: своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности.

4.  Обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя внешнего долга может отрицательно сказаться на экономической безопасности страны.

Цикл управления государственным долгом состоит из трех стадий:

1. Управление привлеченным долгом может базироваться как на прямом государственном управлении, так и на косвенных методах, включающих выдачу государственных гарантий и нормативно-административное регулирование привлечения не гарантированных кредитов частными фирмами.

2.   Управление размещением государственного долга характеризуется как ключевой активный элемент в системе управления долгом. Можно выделить три способа возможного использования привлекаемых ресурсов:

54* финансовое размещение, когда из внешнего источника осуществляется финансирование инвестиционных проектов и развития экономики. Данный способ является наиболее прогрессивным видом использования внешнего долга;

55* бюджетное использование, при котором привлеченные ресурсы направляются на финансирование текущих бюджетных расходов, в том числе на обслуживание внешней задолженности. Этот способ использования привлекаемых с международного рынка ресурсов является наименее эффективным из существующих;

56* смешанное бюджетно-финансовое размещение, когда заимствования используются как на финансирование текущих потребностей бюджета, так и на развитие экономики в целом.

3. Управление погашением государственного долга. Погашение долга производится из трех основных источников: из бюджета; за счет золотовалютных резервов, собственности; из новых заимствований.                 

 

  Методы управления государственным долгом включаютреструктуризацию и конверсию. Реструктуризация означает составление нового, более приемлемого для должника графика выплаты долга, чем следует из оригинальных схем кредитных соглашений. Конверсия представляет собой все механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики государства-должника.

41. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ И ИХ ПРИЗНАКИ

  Внебюджетные фонды — особые фонды денежных средств, созданные государством для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. Для внебюджетных фондов существует особая система формирования и расходования денежных средств. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.

        Основные задачи внебюджетных фондов:
• влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

57* обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально выделенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

58* оказывать социальные услуги населению путем выплаты пенсий, пособий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры;

• предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам.

Внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства — бюджета.

Внебюджетные фонды имеют ряд преимуществ.

1)автономность фондов от бюджета, что позволяет обеспечивать финансирование специальных мероприятий;

2)лучшая наполняемость по сравнению с бюджетом.
  Внебюджетные фонды создаются двумя путями.

59* выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

60* формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для достижения определенных целей.

Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход.

   Доходы внебюджетных фондов формируются за счет:

1) налогов, сборов и прочих обязательных платежей;

2) финансирования из бюджетов различных уровней в виде субсидий и займов;

3)добровольных отчислений граждан (на пенсионное, медицинское страхование и т.д.);

4) средств, полученных в результате ведения коммерчесой деятельности (сдача имущества в арену,банквские проценты и т.д.).

Правом образовывать внебюджетные фонды обладают как федеральные власти, так и республиканские и местные органы. Внеюджетные фонды, создаваемые на федеральном уровне, оеделяюся долей налогов, поступающих в республиканский, областный и местные внебюджетные фонды. По такой схеме строятся пенсионный фонд,фонд государственного социального страхования. На региональном уровне формируются свои внебюджетные фонды: фонды природоохранных мероприятий, фонды социальной поддержки малоимущих слоев населения, дорожные фонды.

42. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

   Важнейшими внебюджетными фондами, не консолидированными в федеральном бюджете РФ, являются:

61* Пенсионный фонд РФ;

62* Фонд социального страхования РФ;

63* Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

   Эти фонды относятся к социальным внебюджетным фондам.

    Пенсионный фонд РФ образован постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. (действовало в редакции от 11 февраля 1993 г.), с 1 января 1992 г. Было введено Положение о Пенсионном фонде РФ.

Основными источниками формирования средств Пенсионного фонда РФ являются:

1) страховые взносы работодателей;

2) страховые взносы граждан;

3) добровольные взносы граждан;

4) доходы от капитализации средств фонда;

5) прочие поступления.

   Тариф взносов в Пенсионный фонд, как и в другие социальные фонды РФ, ежегодно утверждался федеральным законом.

Облагаемой суммой для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд являются:

64* вознаграждения по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также авторским договорам;

65* другие выплаты, осуществляемые в пользу работников — все виды материальной помощи, стоимость ценных подарков и наград, выплаты по случаю юбилея, компенсационные выплаты.

Пенсионный фонд используется:

1. на выплату пенсий по возрасту и инвалидности;

2. при потере кормильца;

3. за выслугу лет, военнослужащим;

4. выплату пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет;

5. одиноким матерям;

6. лицам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС;

7. для оказания материальной помощи престарелым иинвалидам.

  В условиях рыночной экономики Пенсионный фонд призван гарантировать максимальную реализацию прав личности на достойную старость, соответствующему вкладу в общественное развитие.

  Фонд социального страхования РФ был создан на основании Указа Президента РФ от 26 июля 1992 г. Положение о Фонде социального страхования РФ было утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г.

   Источниками формирования средств Фонда социального страхования являются:

66* страховые взносы организаций-работодателей;

67* страховые взносы физических лиц (предпринимателей и не зарегистрированных в качестве предпринимателей, но использующих наемный труд);

68* добровольные взносы физических и юридических лиц;

69* ассигнования из государственного бюджета;

70* доходы от капитализации временно свободных денежных средств в пределах средств, предусмотренных бюджетом;

71* прочие доходы.

Облагаемой базой для начисления взносов являются вознаграждения по трудовым договорам вне зависимости от источника финансирования.

   Средства Фонда направляются на следующие цели:

1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, на погребение;

2) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на частичное содержание находящихся на балансе организации санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества;

3) проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ образован согласно Закону РФ «О медицинском страховании граждан РСФСР» от 28 июня 1991 г. Медицинское страхование является разновидностью общего страхования граждан, обеспечивающего всем российским гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и обеспечение профилактических мероприятий.

Субъекты медицинского страхования — гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, страховое медицинское учреждение. Источниками формирования средств Фонда обязательногомедицинского страхования являются:

72* страховые взносы организаций-работодателей;

73* страховые взносы физических лиц (предпринимателей и не зарегистрированных в качестве предпринимателей, но использующих наемный труд);

74* добровольные взносы физических и юридических лиц;

75* ассигнования из государственного бюджета;

76* доходы от капитализации временно свободных денежных средств в пределах средств, предусмотренных бюджетом;

77* прочие доходы.

      Фонд обязательного медицинского страхования струк турно состоит из Федерального фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденным постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.045 с.)