Личностное и профессиональное развитие учителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностное и профессиональное развитие учителя



Новое направление, предложенное Митиной Л.М., — личностно-разви-вающее направление – «рассматривает систему «учитель—ученик», как постоянно развивающуюся духовную общность, где учитель не только создает оптимальные условия для развития позитив­ных потенций каждого ученика, способен заинтересовать, ув­лечь, но и сам открыт новому опыту, новому знанию, постоян­но развивается и получает удовольствие и удовлетворение от сво­его труда».

Такому учителю необходим новый уровень профессионального развития, который связан в первую очередь с иным взглядом, иным способом мышления, поведения, отношением к себе и к ученикам как к свободным и ответственным людям. Вместе с тем это направление должно развиваться по принципу достраи­вания, используя весь позитивный потенциал, накопленный в дру­гих направлениях. Авторитар­ный метод ничего хорошего практике воспитания и развития лич­ности не предлагает, если под этим подразумеваются стрессовая воспитательная стратегия, гру­бый деспотизм, подавление естественной актив­ности ребенка. Вместе с тем в основе обучения и развития должна лежать ясная, последовательная система предъявляемых ученику требований. Благожелательное отношение к ребенку, готовность принять его таким, какой он есть, должны сочетаться с умением установить определенные правила и границы.

Говоря о психологи­ческой сути понятия профессиональное развитие учителя, следует отметить, что в психологии довольно широко используется термин «профес­сиональное становление личности» (Е.М. Борисова, С. Г. Верш-ловский, Э.Ф. Эсер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.И. Щерба­ков и др.). В научной литературе профессиональное становление представляется двояко: по схеме процесса (как времен­ная последовательность ступеней, периодов, стадий) и по струк­туре деятельности (как совокупность ее способов и средств, где следование их друг за другом имеет не временную, а целевую де­терминацию).

В психологической науке се­годня существуют различные методы анализа профессионального развития учителя. Среди них:

системно-структурный метод, в ос­нове которого лежит принцип целостности системных объектов;

процессуально-динамический, ставящий акценты на изучении ди­намики поведения системы и на функциональном назначении отдельных психических явлений;

деятелъностный, заложивший основы понимания «развития» не только как созревания или оп­ределенных изменений во времени, но и как качественное преоб­разование психологической системы.

Названные научные подходы существенно различаются между собой. Каждый из них выработал свой класс представлений и со­ответствующих понятий, не выводящихся из какой-либо одной, обшей для них категории, но в то же время они взаимодополняют друг друга и поэтому могут быть объединены в рамках единого личностно-развивающего подхода.

Его методологической основой, по мнению Митиной Л.М., должна стать система реконструированных принципов психического раз­вития личности. Они были сформулированы в культурно-истори­ческой теории происхождения и формирования психики и созна­ния Л.С. Выготского, психологической теории деятельности А.Н.Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, теории развития личности ребенка Л.И. Божович, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др.

Ве­дущей детерминантой личностного развития, по мнению Л.С. Вы­готского и С.Л. Рубинштейна, является творческая самодеятель­ность, самостоятельность личности, понимаемая как реальная, конкретная, жизненно важная деятельность ребенка, а не как аб­страктная, или формальная активность. «Организацией не символизирующих и уподобляющих, а реальных, творческих дея­ний определять образ человека — вот путь и такова задача педаго­гики» (Рубинштейн С. Л., 1986). Но чтобы выработать у учащихсясамостоятельность, нужно выработать ее у педагога. Самостоятельность учеников при несамостоятельности учителей приводит к анархии, вседозволенности, безответственности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.005 с.)