Психологические механизмы научения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические механизмы научения



Научение, в отличие от обучения, может быть сти­хийным. Обучение обычно является планомерным, организуемым и сознательно управляемым. Научение может быть побочным продуктом любой деятельности, в то время как учение и обучение - лишь учебной деятельности. Если основной мотив деятельности - познава­тельный интерес или психологическое развитие индивида, то говорят об учебной деятельности. Если мотив заключается в удовлетворении иных по­требностей индивида, то пользуются термином «научение».

Научение может происходить на бессознательном уровне, а обучение и учение - всегда сознательные процессы. Например, люди обнаруживают у себя привычки, слова, действия, движения, свойственные другим людям, которые они не ставили целью запомнить, выучить или присвоить.

Разница между обучением, научением и учением проявляется в готовности детей к этим видам усвоения информации в разные возрастные периоды.

Выделяют несколько видов научения:

1. Научение по механизму импринтинга, т.е. быстрого, автоматического приспособления организма к конкретным условиям его жизни с исполь­зованием практически готовых с рождения форм поведения. Наличие импринтинга объединяет человека с животными, имеющими развитую центральную нервную систему. Например, как только новорожденный касается груди матери, у него сразу же проявляется врожденный соса­тельный рефлекс. Это - инстинктивные (т.е. безусловно-рефлекторные) формы поведения, они достаточно пластичны в течение определенного, обычно ограниченного срока («критического» периода) и впослед­ствии мало поддаются изменению.

2. Условно-рефлекторное научение. Например, слово как некоторое сочетание звуков, ассоциированное с выделением в поле зрения или держа­нием в руке какого-либо предмета, может приобрести способность авто­матически вымывать в сознании человека образ данного предмета или движения, направленного на его поиск.

3. Оперантное научение. Этот вид научения выделил американский психо­лог-бихевиорист Б.Ф. Скиннер в дополнение к условно-рефлекторному научению. Оперантное научение имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом. Голубя, например, можно научить играть и пинг-понг, если игра становится средством получения пищи. Оперантное научение реализовано в системе программированного обучения и в жетонной системе психотерапии.

4. Викарное научение - научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу принимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Этот вид научения частично представлен у высших животных, например обезьян.

5. Вербальное научение - приобретение человеком нового опыта через язык. В данном случае имеется в виду научение, осуществляемое в символической форме через многообразные знаковые системы. Например, символика в физике, математике, информатике.

Научение по механизму импринтинга, условно-рефлекторное научение и оперантное научение характерны как для животных, так и для человека, а викарное научение и вербальное научение - только для человека.

Психологические механизмы научения представляют собой:

формирование ассоциаций - т.е. связей, образующихся при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, представлениями, идеями); действие этих связей - актуализация ассоциации - состоит в том, что появление одного члена ассоциации регулярно приводит к появлению другого (других).

подражание (копирование чужих движений или действий, при котором возможно усвоение новых форм поведения), выступающее как основа для формирования умений и навыков.

различение и обобщение, связанные с формированием понятий.

инсайт (целостное, несводимое к отдельным элементам симультантное «схватывание» отношений), являющийся когнитивной базой для развития интеллекта ребенка.

творчество (деятельность, результат которой – создание новых материальных ценностей, предполагающая наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью), служащее основой для создания новых знаний, умений и навыков, не представленных в виде образцов, готовых для усвоения через подражание.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.004 с.)