Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические механизмы научения
Научение, в отличие от обучения, может быть стихийным. Обучение обычно является планомерным, организуемым и сознательно управляемым. Научение может быть побочным продуктом любой деятельности, в то время как учение и обучение - лишь учебной деятельности. Если основной мотив деятельности - познавательный интерес или психологическое развитие индивида, то говорят об учебной деятельности. Если мотив заключается в удовлетворении иных потребностей индивида, то пользуются термином «научение». Научение может происходить на бессознательном уровне, а обучение и учение - всегда сознательные процессы. Например, люди обнаруживают у себя привычки, слова, действия, движения, свойственные другим людям, которые они не ставили целью запомнить, выучить или присвоить. Разница между обучением, научением и учением проявляется в готовности детей к этим видам усвоения информации в разные возрастные периоды. Выделяют несколько видов научения: 1. Научение по механизму импринтинга, т.е. быстрого, автоматического приспособления организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения. Наличие импринтинга объединяет человека с животными, имеющими развитую центральную нервную систему. Например, как только новорожденный касается груди матери, у него сразу же проявляется врожденный сосательный рефлекс. Это - инстинктивные (т.е. безусловно-рефлекторные) формы поведения, они достаточно пластичны в течение определенного, обычно ограниченного срока («критического» периода) и впоследствии мало поддаются изменению. 2. Условно-рефлекторное научение. Например, слово как некоторое сочетание звуков, ассоциированное с выделением в поле зрения или держанием в руке какого-либо предмета, может приобрести способность автоматически вымывать в сознании человека образ данного предмета или движения, направленного на его поиск. 3. Оперантное научение. Этот вид научения выделил американский психолог-бихевиорист Б.Ф. Скиннер в дополнение к условно-рефлекторному научению. Оперантное научение имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом. Голубя, например, можно научить играть и пинг-понг, если игра становится средством получения пищи. Оперантное научение реализовано в системе программированного обучения и в жетонной системе психотерапии.
4. Викарное научение - научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу принимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Этот вид научения частично представлен у высших животных, например обезьян. 5. Вербальное научение - приобретение человеком нового опыта через язык. В данном случае имеется в виду научение, осуществляемое в символической форме через многообразные знаковые системы. Например, символика в физике, математике, информатике. Научение по механизму импринтинга, условно-рефлекторное научение и оперантное научение характерны как для животных, так и для человека, а викарное научение и вербальное научение - только для человека. Психологические механизмы научения представляют собой: ► формирование ассоциаций - т.е. связей, образующихся при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, представлениями, идеями); действие этих связей - актуализация ассоциации - состоит в том, что появление одного члена ассоциации регулярно приводит к появлению другого (других). ► подражание (копирование чужих движений или действий, при котором возможно усвоение новых форм поведения), выступающее как основа для формирования умений и навыков. ► различение и обобщение, связанные с формированием понятий. ► инсайт (целостное, несводимое к отдельным элементам симультантное «схватывание» отношений), являющийся когнитивной базой для развития интеллекта ребенка. ► творчество (деятельность, результат которой – создание новых материальных ценностей, предполагающая наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью), служащее основой для создания новых знаний, умений и навыков, не представленных в виде образцов, готовых для усвоения через подражание.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.004 с.) |