Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогический процесс и концепции обучения
Зимняя И.А. трактует обучение как «целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества». Если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если он не стимулирует их учение, то никакого обучения не происходит, а учащийся может лишь формально отсиживать на занятиях. В процессе обучения необходимо решить следующие задачи: ► стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых; ► организация познавательной деятельности обучаемых по овладению научными знаниями и умениями; ► развитие мышления, памяти, творческих способностей; ► совершенствование учебных умений и навыков; ► выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры обучаемых. Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты: постановка целей учебной работы — формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом — определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися — организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом — придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера — регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся — оценивание результатов деятельности учащихся. Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая в свою очередь состоит из соответствующих компонентов: осознание целей и задач обучения; развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению; восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение; проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности; самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность; самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности. Формы организации обучения включают в себя: ► фронтальную работу (со всеми учащимися);
► групповую работу (с частью учащихся); ► индивидуальную работу учащихся и с учащимися. Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Кузьмина Н.В.): 1. Цель обучения (Ц) (для чего учить); 2. Содержание учебной информации (С) (чему учить); 3. Методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (М) (как учить); 4. Преподаватель (П); 5. Учащийся (У). Как всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.):
Цель
Содержание Методы, средства коммуникации
Преподаватель Учащийся
В.Я. Свирский представляет педагогическую систему как: Интеллектуальное взаимодействие
Цели Собственная Собственная процесса деятельность деятельность Результат преподавателя учащегося
Эмоциональное взаимодействие Педагогический процесс - есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Основные функции педагогического процесса: ► образовательная, подразумевающая формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний, ценностных ориентаций и отношений; ► воспитательная, подразумевающая формирование определенных качеств, свойств и отношений человека; ► развивающая, подразумевающая формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности. Будучи частью процесса воспитания, педагогический процесс несет в себе все его признаки, противоречия, закономерности и осуществляется в соответствии с общими педагогическими принципами. При этом педагогический процесс имеет более четко выраженную структуру; между ее компонентами существуют специфические закономерные связи, анализ которых позволяет сформулировать ряд принципов, обеспечивающих реализацию педагогических целей.
Эффективность педагогического процесса закономерно обусловлена: ► его целостностью, реализующейся: · в единстве обучения, воспитания и развития; · в единстве воспитания (образования) и самовоспитания (самообразования); · в единстве, соподчиненноcти и вместе с тем определенной автономности процессов, этапов, актов, образующих целостный педагогический процесс; · в единстве направленной на достижение общей цели деятельности образовательных учреждений, семьи, коллективов, общественных организаций; · в единстве деятельности и общения при их содержательном и организационном разнообразии; · в единстве гуманистических подходов к решению воспитательных задач; · в единстве цели, содержания, методов воспитания и обучения; · в единстве чувственного, рационального и практики (Подласый И.П); · в сочетании массовых, коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. ► учетом всех внешних и внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей; ► его последовательностью, непрерывностью, динамичностью (по мнению Подласого И.П., «чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат»); ► характером мотивации участников педагогического процесса, умелой организацией стимулирования воспитательных взаимодействий и деятельности участников педагогического процесса; ► соответствием содержания, форм и методов воспитательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям детей, их потребностям и интересам; ► соответствием цели и способа (условий, форм, методов) организации деятельности, направленной на достижение этой цели; ► нравственно-психологическим климатом в коллективе, характером взаимоотношений воспитателей и воспитанников; ► характером и качеством управления и самоуправления в педагогическом процессе; ► организационно-педагогическими, информационно-методическими, материальными и санитарно-гигиеническими условиями его функционирования. Основные принципы организации и функционирования педагогического процесса: ► принцип целостного подхода к воспитанию; ► принцип непрерывности воспитания; ► принцип целенаправленности в воспитании; ► принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности педагогов и воспитанников; ► принцип природосообразности; ► принцип культуросообразности; ► принцип воспитания в деятельности и в коллективе; ► принцип последовательности и систематичности в обучении и воспитании; ► принцип единства и адекватности управления и самоуправления в педагогическом процессе; ► принцип оптимизации (Ю.К. Бабанский) — постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствие с целями и содержанием педагогического процесса, реальной психологической ситуацией. Педагогический процесс создается педагогом, и где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом не создавался, он будет иметь одну и ту же структуру: цель → принципы → содержание → методы → средства → формы.
Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание - это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Содержание образования - специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Подласый И.П. понимает под содержанием образования «систему знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения». В современной теории обучения утвердилось распределение всего многообразия методов обучения на три основные группы.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.014 с.) |