Педагогический процесс и концепции обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогический процесс и концепции обучения



Зимняя И.А. трактует обучение как «целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества».

Если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если он не стимулирует их учение, то никакого обучения не происходит, а учащийся может лишь фор­мально отсиживать на занятиях.

В процессе обучения необхо­димо решить следующие задачи:

► стимулирование учебно-познавательной активности обучае­мых;

► организация познавательной деятельности обучае­мых по овладению научными знаниями и умениями;

► развитие мышления, памяти, творческих способностей;

► совершенствование учебных умений и навыков;

► выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетичес­кой культуры обучае­мых.

Организация обучения предполагает, что педагог осуще­ствляет следующие компоненты: постановка целей учебной работы — формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом — определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися — организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучае­мым материалом — придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера — регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся — оценивание результатов деятельности учащихся.

Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая в свою очередь состоит из соот­ветствующих компонентов: осознание целей и задач обучения; развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познава­тельной деятельности; осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению; восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение; проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности; самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность; самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.

Формы организации обучения включают в себя:

► фронтальную работу (со всеми учащимися);

► групповую работу (с частью учащихся);

► индивидуальную работу учащихся и с учащимися.

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Кузьмина Н.В.):

1. Цель обучения (Ц) (для чего учить);

2. Содержание учебной информации (С) (чему учить);

3. Методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (М) (как учить);

4. Преподаватель (П);

5. Учащийся (У).

Как всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (го­ризонтальных, вертикальных и пр.):

 

Цель

 

Содержание                                                                                Методы, средства коммуникации

 

 

                                                Преподаватель                             Учащийся

 

В.Я. Свирский представляет педагогическую систему как:                     

Интеллектуальное взаимодействие

 

             Цели                                           Собственная        Собственная

процесса                                       деятельность       деятельность                       Результат

преподавателя            учащегося

 


                                                                     Эмоциональное взаимодействие

 


Педагогический процесс - есть способ организации вос­питательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников.

 Основные функции педагогического процесса:

образовательная, подразумевающая формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний, ценностных ориентаций и отношений;

воспитательная, подразумевающая формирование определенных качеств, свойств и отношений человека;

развивающая, подразумевающая формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности.

Будучи частью процесса воспитания, педагогический процесс несет в себе все его признаки, противоречия, закономерности и осуществляется в соответствии с общими педагогическими прин­ципами. При этом педагогический процесс имеет более четко выраженную структуру; между ее компонентами существуют спе­цифические закономерные связи, анализ которых позволяет сформулировать ряд принципов, обеспечивающих реализацию педагогических целей.

Эффективность педагогического процесса закономерно обусловлена:

его целостностью, реализующейся:

· в единстве обучения, воспитания и развития;

· в единстве воспитания (образования) и самовоспитания (самообразования);

· в единстве, соподчиненноcти и вместе с тем определенной автономности процессов, этапов, актов, образующих цело­стный педагогический процесс;

· в единстве направленной на достижение общей цели дея­тельности образовательных учреждений, семьи, коллекти­вов, общественных организаций;

· в единстве деятельности и общения при их содержатель­ном и организационном разнообразии;

· в единстве гуманистических подходов к решению воспита­тельных задач;

· в единстве цели, содержания, методов воспитания и обу­чения;

· в единстве чувственного, рационального и практики (Подласый И.П);

· в сочетании массовых, коллективных, групповых и инди­видуальных форм работы.

учетом всех внешних и внутренних взаимосвязей и взаимозави­симостей;

его последовательностью, непрерывностью, динамичностью (по мнению Подласого И.П., «чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат»);

характером мотивации участников педагогического процесса, умелой организацией стимулирования воспитательных взаимо­действий и деятельности участников педагогического процесса;

соответствием содержания, форм и методов воспитательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям де­тей, их потребностям и интересам;

соответствием цели и способа (условий, форм, методов) орга­низации деятельности, направленной на достижение этой цели;

нравственно-психологическим климатом в коллективе, характе­ром взаимоотношений воспитателей и воспитанников;

характером и качеством управления и самоуправления в педаго­гическом процессе;

организационно-педагогическими, информационно-методическими, материальными и санитарно-гигиеническими условиями его функ­ционирования.

Основные принципы организации и функционирования педагогического процесса:

принцип целостного подхода к воспитанию;

принцип непрерывности воспитания;

принцип целенаправленности в воспитании;

принцип интеграции и дифференциации совместной деятельнос­ти педагогов и воспитанников;

принцип природосообразности;

принцип культуросообразности;

принцип воспитания в деятельности и в коллективе;

принцип последовательности и систематичности в обучении и воспитании;

принцип единства и адекватности управления и самоуправления в педагогическом процессе;

принцип оптимизации (Ю.К. Бабанский) — постоянного приве­дения методов и приемов деятельности в соответствие с целями и содержанием педагогического процесса, реальной психоло­гической ситуацией.

Педагогический процесс создается педагогом, и где бы ни проте­кал педагогический процесс, каким бы педагогом не создавался, он будет иметь одну и ту же структуру: цель → принципы → содержание → методы → средства → формы.

Цель отражает тот конечный результат педагогического вза­имодействия, к которому стремятся педагог и ученик.

Прин­ципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.

Содержание - это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям.

Содержание образо­вания - специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.

Подласый И.П. понимает под содержанием образования «систему знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения».

В современной теории обучения утвердилось распределение всего многообразия методов обучения на три основные группы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.014 с.)