Психологические аспекты компьютеризации обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические аспекты компьютеризации обучения



Компьютеризация процесса обучения дает большие возможности как для педагога, для учащихся. Но, вместе с тем, компьютеры не могут решить все проблемы, имеющие место в учебной деятельности.

К проблемам, которые порождает использование компьютеров, можно отнести:

► сужение поля творческой активности (жесткая последовательность действий, задан результат, определен алгоритм);

► копирование машины умственной деятельностью человека (из-за излишней алгоритмизации деятельности);

► блокировка образного мышления (отправной пункт творческого мышления);

► чрезмерное увлечение компьютерными играми;

► санитарно-гигиенические ограничения (ребенку рекомендуется непрерывно заниматься за компьютером не более 15-20 минут из-за вредоносного воздействия магнитного поля, утомления зрения и т.п.).

Выделяют следующие типы учебных компьютерных программ:

1. Программы репетиторского типа, которыеорганизуют усвоение материала через обработку умений.

2. Программы моделирования, где моделирование является исходным этапом в овладении знаниями, умениями и навыками за счет активного «вклю­чения» учащихся в такие процессы, которые нельзя прямо наблюдать (дли­тельность - мгновенность процесса); его опасность (химические реакции).

3. Справочно-информационные программы являются источником полу­чения информации в доступной и удобной форме (тексты, графики, таблицы, изображения, видеофрагменты), достоинства которых в оперативности получения информации, возможности исправления, внесения новых дан­ных.

4. Демонстрационные программы реализуют наглядность, позволяют наблюдать явления и в статике, и в динамике, в картинах и в графиках, причем увидеть то, что обычно невозможно.

5. Контролирующие программы. Как правило, диагностические, позволяют оценить знание по предмету и учебные умения (тесты-альтернативы, тесты множественного выбора, которые предполагают возможность ответа, составленного самим учащимся). Их достоинства в обладании индивидуально общественной информацией об ошибках (какие и сколько), времени выполнения задания, успешности (оценка), что усвоено и в какой степени. Таким образом, у учителя имеется история обучения каждого ученика и всего класса.

Иногда в обучающих компьютерных программах комбинируются неко­торые из приведенных типов (например, справочно-информационные и контролирующие элементы).

Но учитель остается главной, ключевой фигурой урока и вопрос, о замене компьютером учителя, ставится не должен. Педагог лишь на время передает часть функций техническим средствам обучения.

Доступность информации при использовании компьютерных технологий обучения может быть представлена:

► во-первых, наглядностью содержания, при которой нет необходимости о чем-то долго думать и что-то осмысливать.

► во-вторых, сильными эмоциями, где необычная ситуация держит пользователя в постоянном напряжении.

► в-третьих, облегченным осуществлением диалогового режима взаимодействия с компьютером (или с компьютерами в сети).

? Контрольные вопросы:

1. В чем заключается разница между понятиями «научение», «учение», «учебная деятельность»?

2. Как соотносятся познавательная потребность и познавательная мотивация?

3. Какие мотивы называют внутренними и внешними?

4. Какие потребности могут быть связаны с успешностью учебной деятельности?

 

ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

План:

1. Личность, ее структура. Развитие личности.

2. Психологические механизмы формирования личности.

3. Личность и субъект.

Ключевые понятия:

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.

Индивидуальность - своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека

Социализация личности представляет собой усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время, данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

Формирование – это процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания).

Социальная позиция - это функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям, характеризуется совокупно­стью прав и обязанностей. Заняв определенную позицию, человек должен выполнять социальную роль.

Социальная роль - осуществлять совокупность действий, которые ожидает от него социальное окружение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.005 с.)