Личность, ее структура. Развитие личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность, ее структура. Развитие личности



Личность - одна из базовых категорий психологической науки и вопросы о том, что такое личность, как происходит ее формирование и развитие, являются важными для педагогической психологии.

По определению отечественного психолога К.К. Платонова личность - это «человек как носитель сознания; одна из двух систем человека (вторая — организм) и потому общепсихологическая категория».

Платонов К.К. представил личность в единстве четырех подструктур:

► направленности;

► соци­ального опыта;

► психологических форм отражения;

► биопсихической.

Ведущей среди них является подструктура направленности, которая включает в себя мотивы, потребности, интересы, убеждения, цели. К подструктуре социального опыта относятся знания, умения, привычки, навыки, которые человек при­обретает в обучении и в личном опыте. К подструктуре психологических форм отражения относятся познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, ощущение). К биопсихической подструктуре отнесены психологические свойства, обусловленные особен­ностями нервной системы, телосложения, возраста, пола, устройства мозга. Черты характера и способности могут быть представлены в любой из этих подструктур.

Каждая из этих подструктур имеет свой, присущий только ей способ формирования и развития. Для подструктуры направленности таковым яв­ляется воспитание, для подструктуры социального опыта - обучение, для подструктуры психологических форм отражения - упражнение, для биопсихической подструктуры - тренировка.

Личность является не просто психологи­ческой целостностью, а иерархически устроенной психологической целост­ностью. Доминирующей, преобладающей подструктурой личности является направленность. Развитие личности является развитием направленности личности, ее мотивационно-потребностной сферы.

Развитие личности происходит в общем контексте «жизнен­ного пути» человека (С.Л. Рубинштейн). Б.Г. Ананьев определя­ет жизненный путь человека как историю «формирования и раз­вития личности в определенном обществе, современника опре­деленной эпохи и сверстника определенного поколения». По Б.Г. Ананьеву, жизненный путь имеет определенные фазы, свя­занные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жиз­ненной программе и т. д.

Развитие личности как процесс социализации индивида осу­ществляется в определенных социальных условиях семьи, бли­жайшего окружения, региона, страны, в определенных соци­ально-политических, экономических условиях, в этносоциокультурных, национальных традициях того народа, представителем которого он является. В то же время на каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л.С. Выготский, складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразные взаимоотношения ребенка и окружающей его социальной действительности. Адаптация к действующим в обществе нормам, формам взаимодействия, сменяется фазой индивидуализации, поиском средств и способов обозначения своей индивидуальнос­ти, а затем фазой интеграции личности в общности – все это механизмы личностного развития (А.В. Петровский).

 «Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающего человека факторов общественного бытия… так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий» (Российская педагогическая энциклопедия). Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, ко­торые приняты в данном обществе.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рож­дения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подра­жает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нор­мам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуали­зации, самоопределения «мир и я» характеризуется как проме­жуточная социализация, так как все еще неустойчиво в миро­воззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устой­чиво концептуальная социализация, когда вырабатываются ус­тойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит бла­гополучно, если свойства человека принимаются группой, об­ществом, а если не принимаются, то возможны следующие исходы:

► сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

► изменение себя, «стать как все»;

► конформизм, внешнее соглашение, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, ког­да человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроиз­водит его за счет активного воздействия человека на среду че­рез свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает по­жилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его но­вым поколениям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.006 с.)