Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина



В своей теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальпе­ринразвил идеи Л.С. Выготского иА.Н. Леонтьева о том, что психическая (внутренняя) деятельность строится но образцу внешней деятельности. Еще одно важное теоретическое положение, на котором базируется теория поэтапного формирования умственных действий. — это вывод о том, что формирование новых действий зависит от ориентировки.

В соответствии с теорией Гальперина усвоение знаний — это процесс, осуществляемый на основе усвоения действий по применению усваиваемых понятий. Знания — это понятия, а решение задач - это исполь­зование отличительных признаков объектов. Усвоение действий по использо­ванию признаков ведет к усвоению понятий. Процесс усвоения действий и знаний включает н себя шесть этапов:

1. Этап мотивации. На этом этапе создается соответствующее личностное отношение к объекту познания, формируется заинтересованность в объекте (внутренняя мотивация), деловые соображения, соревнование (внешняя мотивация).

2. Этан усвоения ориентировочной основы действия. На этом этапе уча­щийся разбирается в содержании усваиваемого действия: в его свойствах, в составе и порядке исполнительных действий, в образце продукта действий. От того, какой будет ориентировочная основа действия, будет су­щественным образом зависеть процесс учения. Ориентировочную основу действия необходимо формировать до отработки нового действия.

3. Этап усвоения действия в материализованной форме. Сразу после вы­работки ориентировочной основы действия оно должно быть выполнено в материализованной форме, когда схема действия представлена в виде текста, схемы, плана, образца продукта действия. Учащийся выполняет действия с объектами или их моделями. Абстракции не могут актуализи­роваться сразу, необходимы действия с предметами.

4. Этап выполнения действия в громкой речи. На предыдущих этапах речь привязана к объекту, к реальным действиям с ним. На этом же этане при помощи речи в сознании актуализируется содержание, абстрагированное от реальных вещей.

5. Этап выполнения действий в речи «про себя». Громкоречевые действия преобразуются во внутреннюю речь.

6. Этап выполнения действия в умственной форме. Осуществляется постепенный переход к действию без развернутого мысленного проговаривания. Происходит умственное преобразование абстрактного содержания. Пятый и шестой этапы в наименьшей степени поддаются контролю учителя.

 

Соотношение обучения и воспитания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.13 (0.005 с.)