Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогическая деятельность, ее функции и структура
Громкова М.Т. считает, что педагогическая деятельность - это «деятельность, направленная на реализацию педагогического (специально организованного) взаимодействия, это совокупность осознанных действий преподавателя и обучающихся». Зимняя И.А. определяет педагогическую деятельность как «воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования». По мнению Митиной Л.М., педагогическая деятельность представляет собой«профессиональную активность учителя, направленную на решение задач развития и обучения подрастающего поколения». Педагогическая деятельность — объект исследования различных отраслей педагогической науки: дидактики, частных методик, теории воспитания, школоведения. Содержание и психология педагогической деятельности определяется социальными факторами — местом и функциями учителя в обществе, требованиями общества к учителю; затем социально-психологическими факторами: социальными ожиданиями окружающих учителя людей по отношению к его личности и деятельности, его собственными ожиданиями и установками в сфере его педагогической деятельности. А. С. Макаренко писал: «Я не представлял и не представляю, можно ли воспитать... детский коллектив, если не будет коллектива педагогов». Педагогический коллектив имеет определенную организационную структуру. Структура определяет отношения взаимной зависимости, взаимного контроля членов коллектива. В рамках этой структуры работает педагогический совет, методические объединения учителей-предметников и классных руководителей, администрация школы. В педагогическом коллективе существует определенное разделение труда и кооперация в его процессе. Разделение и кооперация труда требуют от учителя владения навыками сотрудничества, в первую очередь умения совместно добывать необходимую информацию, обсуждать проблемы, выслушать, понять точку зрения коллеги, принять ее, дополнить или аргументирование отклонить. Эти и многие другие умения и навыки делового сотрудничества приобретает учитель в педагогическом коллективе.
А. И. Щербаков выделяет психологические функции педагогической деятельности: ► информационная функция {владение материалом и искусством его подачи); ► развивающаяфункция (управление развитием личности школьника в целом); ► ориентациионная функция (направленность личности, ее мотивы, идеалы); ► мобилизационная функция (активизация умственной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности); ► исследовательская функция (творческий поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт, постоянное совершенствование своего мастерства). Структура педагогической деятельности состоит из трех компонентов: ► конструктивный; ► организаторский; ► коммуникативный. Конструктивный компонент. В работе учителя большое место принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его переработка для изложения учащимся. Данный вид деятельности представлен в подробном конспекте урока. Поиск путей активизации и интенсификации процесса обучения – это неотъемлемая часть конструктивной деятельности. Организаторский компонент рассматривается в трех направлениях: ► организация своего изложения; ► организация своего поведения на уроке; ► организация деятельности детей, постоянную активизацию их познавательной сферы. Если учитель проявляет мастерство лишь в одном аспекте организаторской деятельности, например, хорошо организовал изложение, но не привлек детей к активной мыслительной деятельности, то урок может носить только развлекательный характер, а полноценного усвоения знаний не будет. Коммуникативный компонент включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно о отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения. Выделяют пять типов эмоциональных отношений учителя к учащимся: ► эмоционально-положительный активный;
► эмоционально-положительный пассивный; ► эмоционально-отрицательный активный; ► эмоционально-отрицательный пассивный; ► неуравновешенный. Коммуникативная сторона педагогической деятельности проявляется во всем педагогическом процессе. Осуществление индивидуального подхода как одной из сторон коммуникативной деятельности человека также определяет успех его работы. Учитель должен замечать и учитывать особенности школьника, которые мешают или помогают ему, и реагировать на них. Так, медлительность ученика, связанная с его темпераментом, требует терпения и такта от учителя. Следует отметить, что именно коммуникативные компоненты деятельности учителя являются причиной отклонений в результатах обучения. Педагогическая деятельность характеризуется предметным содержанием, внешней структурой, в которой особая роль отводится мотивации, соотносимой с различными позициями педагога и мотивом доминирования.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.007 с.) |