Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура социологического исследования.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Все социологические исследования проводятся по заранее разработанной программе. Программа социологического исследования – документ, содержащий развернутое изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) с обоснованием актуальности, целей задач, объекта, предмета и гипотез предполагаемого исследования, а также его методико-инструментального аппарата вместе с логическим обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом-графиком и стоимостью всех предполагаемых видов работ. Содержание программы варьируется в зависимости от типа и цели исследования. Основные функции программы: методологическая, методическая, прогнозная, организационно-технологическая. Программа состоит из двух разделов: методологического и процедурного. Методы сбора эмпирической информации: · социологическое наблюдение (включенное и невключенное) · метод анализа документальных источников. · опросные методы сбора эмпирической информации. Метод анализа документальных источников. Любое серьезное исследование не может обойтись без привлечения документов в качестве основного источника эмпирической информации. Документ – средство фиксации каким-либо способом информации о фактах, событиях, объективной и мыслительной деятельности человека на специальных материальных носителях. Классификация документов: · в зависимости от способа фиксации информации – письменные, фонетические, иконографические; · в зависимости от статуса источника - неофициальные и официальные; · с точки зрения мотивации создания документа – спровоцированные и неспровоцированные; · по критерию опосредованности – первичные и вторичные; · по критерию авторства – индивидуальные и коллективные. Методы анализа документальных источников делятся на две основные группы: неформатизированные (традиционные, качественные) и форматизированные (качественно-количественные, из которых главным является контент-анализ). В настоящее время более 80% всей эмпирической информации социологи получают методом опроса. Широкое применение метода опроса обусловлено его очевидными достоинствами. Основными видами опроса являются: анкетный опрос и социологическое интервью. Особым видом опроса является социометрическая процедура. Для того, чтобы извлечь содержательную информацию из эмпирической фактуры, необходимо произвести ее «сжатие». Эта процедура называется – обработкой эмпирической информации. Она представляет собой комплекс последовательных операций. Структура программы методологического исследования образует последовательность из десяти пунктов: 1. Исследовательская проблема. 2. Цель и задачи исследования. 3. Предмет и объект исследования. 4. Интерпретация основных понятий. 5. Рабочие гипотезы. 6. Методы сбора и анализа данных. 7. Инструментарий исследования. 8. Место и время проведения исследования. 9. Исполнители. 10. Необходимые ресурсы. Вопросы 1-5 – методологический раздел. Вопросы 6-7 – методический раздел. Вопросы 8-10 – организационный раздел.
1. Определение предмета и объекта исследования, формулирование цели, задач, исходных гипотез. В качестве предмета исследования рассматривают причинные связи между явлениями и процессами реального мира. Определяя предмет исследования, прежде всего, выделяют явления, которые будут исследоваться, а затем их связи, которые предстоит изучить. Изучение этих связей, ответ на главный вопрос, последовательный исследователем, и составляет цель исследования. Цель исследования будет достигнута с гораздо большей вероятностью, если ее дифференцировать, т.е. разделить на отдельные задачи, каждая из которых в таком случае будет являть собой как бы часть цели или этап на пути достижения цели исследования. Научная гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям: · строиться на основе ясных понятий; · относиться к объектам, которые могут быть подвергнуты эмпирической проверке; · согласоваться с соответствующей техникой исследования. 2. Разработка плана исследования. Составление плана исследования является методической частью исследовательской работы. В нем следует предусмотреть методы сбора, обработки и анализа данных; обосновать выработку, распределить силы и средства. При разработке плана исследования центральное значение занимает обоснование выборки. Для этого социолог должен четко представлять величину объема эмпирического исследования (организация, город, регион) и количество сил и средств, выделенных на исследование. Исходя из этого, он может определить будет ли исследование сплошным (будет опрошен каждый член организации, житель города, региона) или выборочным. В случае проведения выборочного исследования оно должно удовлетворять требованиям репрезентативности. Репрезентативность – это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы генеральной совокупности. Генеральная совокупность – общая сумма всех возможных социальных объектов, подлежащих изучению в пределах данной программы исследования. Вторичная (выборочная) совокупность или выборка – это часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности в целом. Определение выборки – важная задача планирования, решая которую социологи пользуются статистической теорией. Кроме обоснования размера выборки в план исследования следует включить разработку анкет и планов интервью. 3. Сбор данных. На этом этапе собирают сведения при помощи таких методов, как наблюдение, анализ документальных источников, опрос, интервью, контент-анализ. 4. Упорядочение и обработка собранных данных. Здесь применяются методы кодирования, классификации и типологизации, построения таблиц и диаграмм, измерения тенденции и дисперсии, взаимосвязей между переменными, математическое моделирование. 5. Научное объяснение и проверка. Научное объяснение включает познание как содержания, структуры и функций, так и причин, способов возникновения и развития изучаемых явлений. Чтобы этого достичь, необходимо среди изучаемых явлений найти типичное, отделить главное от второстепенного, а также вычленить первичные причины из множества вторичных. Проверку нельзя строго отделить от научного объяснения, поскольку в ходе научного объяснения всегда осуществляется и проверка уже сделанного вывода о связи между явлениями. Проверка также играет важную роль, когда рабочая гипотеза не подтвердилась. Тогда выдвигается новая гипотеза и собираются новые данные.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.209 (0.007 с.) |