Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При всех своих различиях методы исследования имеют общую структуру, которая определяется общей логикой исследовательского процесса.

Поиск

 Одним из критериев выбора метода исследования социально-экономических и политических процессов является степень определенности ситуации или проблемы. Определенность проблемы характеризуют ее истоки, структура, содержание, типологическая принадлежность, сфера деятельности, зрелость, возможность относительного ограничения от других проблем (признаки целостности).

Различают минимальную, частичную и максимальную определенность. Каждая из них предполагает свой набор методов исследования.

 

Рассмотрим лишь некоторые из выше перечисленных методов

                                      

Общенаучные методы

Метод классификации - является одним из базовых в науке. Принято считать, что наука как специальная познавательная деятельность началась именно с этого процесса. Классификация – разделение исследуемых явлений и характеризующих их понятий на определенные части (классы), позволяющих отразить специфику этих явлений (общие и характерные свойства, формы проявления, связи и т.д.) и на этой основе понять их сущность.

Классификация бывает двух видов:

· деление общего – деление некоторой совокупности явлений, имеющих общие черты в соответствии с каким-либо критерием (пример: структура любого социального образования можно представить и изучать как совокупность отдельных возрастных, образовательных и др. групп);

· разделение целого – критерием классификации является часть целого (пример: Государственная Дума, состав ее членов можно выразить в виде принадлежности к различным политическим фракциям, которые в своей совокупности образуют целое – ГД).

Метод восхождения от абстрактного к конкретному представляет установление логической связи между абстрактным представлением объектно-предметной области исследования и ее конкретным воплощением на реальном объекте.

Методы анализа и синтеза заключаются в предварительном выявлении структуры изучаемого объекта и исследовании каждого элемента этой структуры в отдельности (анализ) с последующим объединением полученного знания в единое целое (синтез). Оба процесса являются обязательными этапами исследовательской работы, поэтому термин «анализ» часто используется как синоним всякого научного исследования вообще.

Метод индукции и дедукции предполагает получение знания об объекте путем логических умозаключений: от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция). Оба метода используются совместно и в сочетании с другими методами (анализа и синтеза).

Метод сравнения основан на сопоставлении интересующих исследователя свойств и характеристик изучаемого объекта с аналогичными свойствами и характеристиками эталона, типичного образца или какого-то другого объекта (например, стратегического конкурента) с целью выявления отличий.

Метод «букета проблем» - основан на поиске такой формулировки проблемы, которая в большей степени способствует нахождению ее решения.

Метод моделирования – представляет собой исследование реальных социальных явлений и процессов (оригиналов) на основе разработки и изучения их моделей. Моделирование является базовым методом научного исследования, поскольку до начала изучения любого процесса или явления у субъекта познания всегда имеется определенный образ, представление об этом явлении. С помощью этого метода ученые моделируют реальность. Метод моделирования используются тогда, когда непосредственное исследование объекта по каким-либо причинам затруднено или невозможно или когда нецелесообразно.

Модель – это копия реального объекта, материально-условный (знаковый, схематический и т.п.) или мысленный образ, аналог какого-либо объекта или явления, процесса, фрагмента социальной реальности – «оригинала» данной модели.

Познавательные возможности модели зависят от двух критерий:

· уровня воспроизведения (подобия); 

· состава критических характеристик в модели соответствующих характеристик объекта исследования (оригинала).

Чем выше уровень, чем полнее выбранные характеристики отражают сущность объекта, тем больше возможности для получения нового знания заложены в модели.

Уровень восприятия и его масштабы выбираются самим исследователем и учитываются при анализе результатом работы с моделью.

Наличие оптимально полной информации об объекте – необходимое условие высокого качества его модели.

Пример: замкнутые модели социально-экономической системы должны учитывать демографические особенности населения. Для этого необходимо разрабатывать демографическую составляющую комплексной модели системы.

Демография изучает состояние населения (состав, структуру, тенденции изменения).

Демографический процесс – изменение состояния населения.

Состояние населения описывается следующими количественными характеристиками:

· численность,

· рождаемость,

· брачность,

· инвалидность и др.

Все эти характеристики – это выходные характеристики демографической модели.

Исследование указанных характеристик необходимо для решения следующих задач:

· прогнозирование спроса на товары потребления и предложения трудовых ресурсов на рынке труда;

· оценка будущей численности трудоспособного населения;

· определение числа лиц, которым требуется выплачивать пенсии по старости и инвалидности, а также пособия по безработице в заданный период времени;

· прогнозирование численности молодежи для оценки, как потенциала рынка труда, так и объема необходимой социальной поддержки.

Независимые входные переменные демографической модели представляют собой закономерности, определяющие состояние населения конкретной страны или региона. Они являются итогом исторического развития общества в прошлом.

В качестве управляющих входных переменных выступают переменные других секторов макроэкономики, так как состояние населения зависит от среднедушевого дохода, социальной политики государства, уровня занятости и т.д.

Значения этих переменных формируются не в демографическом,а в других социальных секторах.

 

Конкретно-предметные методы

 

Социологический опрос – метод систематического сбора данных о поведении и установках людей с помощью специально сформулированных вопросов, которые адресованы отобранной по научной методике группе респондентов (опрашиваемых), выражающих свое мнение по различным вопросам. В зависимости от количества респондентов опрос может быть: сплошным (перепись населения) или выборочным (включает в число опрашиваемых лишь тех, кто соответствует признакам генеральной совокупности).

Интервью – разновидность метода опроса, сбор данных в форме устных ответов на вопросы, задаваемые исследователем респонденту при личном общении. Виды:

- По типу вопросов: стандартное и глубинное.

- По форме или ситуации: телефонное, уличное, офисное и квартирное.

Наблюдение – сбор данных в виде регистрации результатов целенаправленного и непосредственного восприятия событий, явлений. Процесс непосредственного изучения поведения людей бывает двух видов: скрытое (невключенное) наблюдение «со стороны» и включенное (полевое) наблюдение изнутри. Преимущества непосредственного наблюдения:

· позволяет фиксировать особенности поведения людей не по воспоминаниям и интерпретациям, а в момент их проявления;

· дает возможность получать сведения независимо как от умения респондента описать словами свое поведение, так и от его желания что-либо говорить о своем поведении;

· позволяет преодолеть языковой барьер.

Эксперимент – предполагает искусственное создание ситуаций для изучений особенностей поведения системы. Эти особенности в обычных условиях могут быть незаметны, но в экспериментальных условиях, они проявляются в полной мере.

 

 

                      Специфические методы

 

Специфические методы включают в себя привязанные к каждой научной отрасли способы аккумуляции и применения научной информации для решения конкретных задач. Для математических дисциплин такими методами являются: линейное программирование, симплекс-метод, метод наименьших квадратов и т.д. Для физической науки – эксперимент, для социологии контент-анлиз, ивент – анализ, социометрия, фокусированное интерью и т.д.

Контент-анализ (анализ содержания) был введен американским политологом Г. Лассуэлом.

Слово «контент» (content) – содержание: имеет соотношение к словам, рисункам, символам, понятиям, темам и т.д., которые могут быть объектом коммуникации.

Слово «текст» означает нечто написанное, видимое или произнесенное, которое выступает как пространство, коммуникация. Это пространство может включать в себя книги, газеты или журнальные статьи, объявления, выступления, официальные документы, кино- и видеозаписи песни, фонограммы, этикетки или произведения искусства. 

 Контент-анализ используется уже 100 лет. Сфера его применения достаточно широка и включает в себя литературу, историю, политику, международные отношения, социальные науки, образование и психологию.

Предполагает изучение текста с точки зрения чистоты появлений в нем тех или иных ключевых слов и словосочетаний. При К-А важен правильный выбор ключевых слов. Ограничение на применение контент-анализа накладывает проблема контекста. Если документальные источники написаны так называемым эзоповым языком, где важен в первую очередь контекст, то они сложно поддаются исследованию с помощью К-А.

Контент-анализ весьма полезен при исследовании проблем трех типов:

· проблем, предполагающих изучение больших объемов текста (многолетних подшивок газет) с использованием выборки и сложным кодированием;

· проблем, исследуемых «на расстоянии» (изучении исторических документов или радиопередач вражеской радиостанции);

· проблем, которые трудно увидеть поверхностным взглядом.

  На сегодняшний день известно более 100 вариантов контент-анализа и около 75 компьютерных программ, предназначенных для его машинописного проведения.

Впервые контент-анализ был апробирован британскими спецслужбами в годы второй мировой войны. Они испытывали дефицит информации о внутреннем положении в Германии и Италии. Для получения необходимой информации англичане стали анализировать материалы немецкой радиопропаганды и на этой основе сделали 180 прогностических выводов, 99 из которых подтвердились. В дальнейшем контент-аанлиз стал все более популяризоваться. Суть К-А может быть выражена известной поговоркой «У кого, что болит, тот о том и говорит» - чем более значима проблема, тем чаще всего о ней говорят.

Пример: Используется для построения политико-психологического портрета государственных деятелей. Любопытны результаты контент-анализа, сделанного на материалах интервью Хрущева и Никсона. Исследователей интересовала степень их компетентности. В качестве критериев некомпетентности были приняты три категории ответов:

· «аргумент на публику» (шутки, поговорки, афоризмы);

· «комплексный вопрос» (уклонение от ответа на заданный вопрос путем ссылки на якобы особую сложность проблемы, ее многогранность);

· «разговор не по делу» (уход от ответа путем выдвижения другой проблемы).

Результаты контент-анализа имели следующий вид.

 

Тип ответа / Персоналии Хрущев Никсон
«аргумент на публику» 22,6% 12%
«комплексный вопрос» 21,3% 1,9%
«разговор не по делу» 16,8% 9,6%
ИТОГО: 60,7% 23,5 %

 

 

Ивент-анализ (анализ событий) ориентирован на выявление частоты появления определенных событий. Данный метод получил развитие в работах Э. Азара и Л. Блюмфильда. Изначально определяются критерии, по которым учитываются и классифицируются события, т.е. выявляются аналоги «ключевых слов», характеризующие частоту, интенсивность и продолжительность событий. Определяется динамика развития процесса.

Ивент-анализ анализирует взаимодействие нескольких акторов. Все действия каждого из них отображается на графике, который с известной долей условности аналогичен градуснику, отображающему степень накала взаимоотношений. По вертикали отмечаются типы действий, а по горизонтали – временные отрезки. Отожествляя то или иное действие с определенным типом, строятся соответствующие кривые, показывающие разность действий в тот или иной период.

Пример: Используя И-А можно проследить динамику взаимодействия двух субъектов международных отношений (государств): показать, кто является, например, инициатором развития конфликта (эскалации), а кто стремится его урегулировать (деэскалация).

 

 

Г. Рузавин выделил три группы методов исследования:

· методы проверки, подтверждения и опровержения научных гипотез и теорий;

· методы объяснения, понимания и предсказания;

· методы социально-экономических и гуманитарных исследований.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.171.192 (0.007 с.)