Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и классификация социально-экономических процессов.Стр 1 из 15Следующая ⇒
Понятие и классификация социально-экономических процессов. Понятие и особенности политических процессов. Классификация политических процессов. Свойства социально-экономических и политических процессов. Социальный процесс и способы его актуализации.
ЛИТЕРАТУРА: Вертакова Ю.В., Согачева О.В. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009. – 339 с. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие / Под ред. Е.П. Тавокина. – М.: ИНФРА – М., 2009. – 189 с. Ларененко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. – 205 с. Кратко политику можно определить как процесс реализации политической власти и отношений по поводу этой власти. Политические процессы – последовательная совокупность динамичных изменений в деятельности и отношениях субъектов политики, а также во всех других компонентах политического пространства, происходящих под влиянием внешних и внутренних факторов, ход развития политических событий, последовательную смену состояний в политической жизни. В роли субъектов (активного движущего начала) политического процесса выступает государство (как структура, аппарат управления), отдельные ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная), властные структуры, органы государственного и местного управления, политические партии, массовые общественные организации, классы и социальные слои общества, силовые структуры, СМИ, религиозные конфессии, а также отдельные личности и все население в целом. Объект политического процесса – социум, общество в целом. Очевидно и то, что понятие субъекта и объекта в политике нередко совпадает, поскольку в роли объекта может выступать все выше перечисленное (в период предвыборной кампании различные политические партии (субъект ПП) устаивают агитационную кампанию – склонить электорат – (объект) на свою сторону, но народ высказывает требования = избиратели – С., а партии О.). Принято различать три формы проявления политических процессов: · Функционирование. ПП направлен на сохранение, укрепление сложившейся системы политических отношений, на воспроизводство устоявшейся политической конфигурации и равновесия сил, форм взаимодействия органов власти, представительских структур (партий, организаций, союзов и …) и населения. На таком уровне изменений в политическом процессе приоритетными перед любыми инновациями являются традиции и преемственность.
· Развитие политического процесса предполагает позитивные изменения сущностных характеристик политического устройства социума. В основе этого режима – способность органов власти наладить динамическое взаимодействие с представительскими структурами, что позволяет им гибко и адекватно реагировать на запросы населения и удовлетворять их. · Упадок политического процесса характеризуется т акой трансформацией форм и механизмов политического устройства, динамика которой в перспективе выявляет негативные тенденции его дальнейшего состояния. Упадок означает распад сложившейся политической структуры. ВЫВОД: · Социально-экономические и политические процессы – это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности. · Функционирование обеих групп процессов исходит из общего корня. Обусловлено комплексным характером социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими.
5. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС и способы его актуализации. Социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, принося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами, располагающими особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие с интересами других групп. Социальный процесс следует в первую очередь отличать от социального явления – понятия, в большей степени распространенного в социологической литературе. Социальный процесс – серия случаев или событий, имеющих объективно заданную траекторию и закономерность (примеры: приватизация государственной собственности; адаптация к производственным условиям; экономический рост).
Известный русский социолог П.А. Сорокин определил социальный процесс следующим образом: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования, «эволюции», любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных и качественных характеристик». Процесс характеризуется: · масштабом; · направленностью; · интенсивностью; · составом; · характером стимуляции. Основными элементами социального процесса выступают участники, субъект (инициатор) процесса, причины и наблюдатель, являющийся членом научного сообщества. Любой процесс может быть изменен. Характер изменения процессов производен от способа его структуризации, типа и положения наблюдателя. Основными структурными единицами, определяющими направление и интенсивность происходящих процессов, являются социальные системы. Социальный процесс проходит пять стадий становления: · зарождение – стадия, характеризующаяся формированием исходных параметров дальнейших изменений, осознанием базовых противоречий, вызывающих реакцию нейтрализации этих противоречий; · положительная динамика – характеризуется активизацией вовлеченных в процесс участников, формировкой целей их участия в процессе и подбором средств достижения поставленных задач; · кризис – стадия возникновения ряда ограничений в положительной динамике, вызванных исчерпанностью ресурсов или утратой интереса к участию в процессе, конфликтом его инициаторов или участников; · отрицательная динамика – возникает в результате нарастания факторов сопротивления, вызванных отсутствием средств, поддерживающих положительную динамику, сменой векторов последующих изменений или элиминацией инициатора процесса; · депрессия – стадия, характеризующаяся неопределенностью ситуации, способной либо усилить положительную динамику, либо стимулировать динамику отрицательную. Таким образом, социальный процесс – это социально значимые изменения в обществе, вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения определенного интереса. В процессе столкновения различных социальных групп обнажаются факты доминирования одних групп относительно других, структурирующие взаимоотношения в обществе под действием различных факторов – социальных, экономических, политических и т.д.
Политических процессов Содержание методологии исследования социально-экономических и политических процессов. 2. Классификация методов исследования: Конкретно-предметные. Специфические методы.
1. Содержание методологии исследования социально-экономических и политических процессов. Развитие любых научных теорий невозможно без методологии. Любая деятельность человека характеризуется методологией. В успехе исследовательской деятельности методология играет решающую, определяющую роль. Методология – это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его поведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.
Метод (широкий смысл) – сознательный способ достижения какого-либо результата, реализации определенной деятельности, решения научных и практических задач. Одна из важнейших функций методологии – эвристическая (поисковая). Для социальных наук можно выделить три уровня методологии: · всеобщая научная, · общесоциальная, · частносоциальная. Содержание методологии исследования социально-экономических процессов: цель и предмет исследования, объект и субъект исследования, ориентиры и ограничения, подходы, пути и средства исследования, методы исследования. Выделяем основные составляющие в содержании методологии исследования. Любое исследование начинается с определения цели. Цель исследования – состоит в построении социально-экономической и политической системы. Цели исследования: текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими, структурированными и неструктурированными, ресурсоемкими и минимально ресурсными, проблемно-комплексными и проблемно органическими. · стратегическими – получение принципиально нового результата, ради которого данное исследование и проводится: для этого необходимо организовать управление и координацию деятельности, осуществляемой в разной последовательности и на различных функциональных участках (отвечает высшее руководство – топ менеджеры); · оперативные – представляют собой закрепленные за конкретными исполнителями проектируемые действия, реализация которых позволит достичь стратегических целей: такие цели отличаются большей стандартностью и простотой. Объект исследования – социально-экономическая и политическая система управления. Предмет исследования – проблема (проблемная ситуация): · это реальное противоречие требующие своего разрешения; · это противоречие, не тождественное задачи (предполагает знание алгоритма ее решения), поскольку всегда требует творческих усилий, решение задачи требует либо знаний, либо алгоритма решений. Предмет исследования (проблема) определяет подходы и методы исследования. Следующая составляющая в содержании методологии – подходы. Подход – это ракурс исследования, исходная позиция, отправная точка, с которой начинается исследование и которая определяет его направленность относительно цели: · аспектный подход – выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование;
· системный подход – требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделение главного и существенного, определение связи между аспектами, свойствами и характеристиками; · концептуальный подход – предполагает предварительную разработку концепции исследования, т.е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность и преемственность исследования. Методология исследования должна включать также определение и формулировку ориентиров и ограничений, которые позволяют проводить исследования более последовательно и целенаправленно. Ориентиры: · мягкие; · жесткие. Ограничения: · явные; · неявные. Главную роль в методологии исследования играют средства и методы исследования. Научная проблема К формулировке научной проблемы предъявляется ряд требований: · максимальная краткость: отражение только значимых характеристик; · включение нескольких основных характеристик; · проблема является исходным основанием для определения целей и задач исследования. Основные классификации проблем: 1. по способности охватывать максимальную площадь проблемного поля: · структурированные – базируются на глубоком научном анализе, учитывающем воздействие множества факторов; · слабоструктурированные – · неструктурируемые – осознание которых происходит на основе интуиции, а не на основе рационального расчета. 2. по степени решаемости: · «уже не проблемы» - решенные проблемы, но не считающиеся такими, либо те, которые переросли в другие проблемы; · «еще не проблемы» - проблемы, существующие в проекте и возникшие задолго до того, как сложились условия для их решения; · «никогда не проблемы» - проблемы, которые невозможно решить. Проблему как предмет исследования характеризуют следующие параметры: · качество проблемы – ее реальность, необходимость разрешения (актуальность), возможность разрешения (ресурсы), предполагаемый результат; · определение проблемы включает в себя пять операций: - формулирование проблемы; - построение проблемы, представленное операциями стратификации расщепление проблемы на подвопросы; - оценка проблемы, характеризующаяся выявлением всех условий необходимых для решения проблемы: методы, средства, приемы, методики; - обоснование проблемы, установление связей с другими проблемами; - обозначение проблемы – перевод проблемы на иной научный язык.
При характеристике научных исследований следует проводить четкую грань между фундаментальными и прикладными исследованиями: · фундаментальные исследования – направлены на открытие новых законов, закономерностей, на развитие понятийного аппарата; · прикладные исследования – ориентирована на решение конкретной задачи, не предполагающей переосмысление сложившихся подходов ее решения.
Обе разновидности научных исследований взаимно дополняют друг друга и составляют две стороны одного подхода. Фундаментальные научные исследования позволяют развивать и совершенствовать теоретическую базу, обеспечивая возможности интерпретации и подтверждения растущей эмпирической базы. Прикладные исследования служат способом применения сложившихся теоретических схем и механизмов конструирования или регулирования объекта исследования. Основными научными дисциплинами, осуществляющими анализ и объяснение социально-экономических и политических процессов являются экономика, социология и политология.
2. Классификация методов исследования. Метод научного исследования – способ сбора, обработки или анализа данных, полученных в ходе наблюдения объекта, применяемый в регулировании, координации и проектировании процессов, в основе которых лежит исследуемый объект. Метод исследования – совокупность целенаправленных действий и способов получения нового знания об объекте и предмете, на которые направлен познавательный процесс. Метод исследования социально-экономических и политических процессов – это способ получения информации об объекте управления, его характеристиках, возможном их изменении при изменении условий или состояния объекта исследования. К настоящему времени наука накопилаогромный арсенал исследовательских методов. Успех исследования в значительной мере зависит от того, насколько правильно подобран метод или их совокупность. Методы исследования сильно варьируются в зависимости от предметной области, на которую направлена деятельность. Все методы исследования можно разделить на три большие группы: · Общенаучные (теоретические) – отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа; эти методы достаточно универсальны и могут быть использованы в различных областях науки и практики: - восхождение от абстрактного к конкретному, - абстрагирование, - классификация, - метод «букета проблем», - анализ и синтез, - индукция и дедукция, - сравнение и моделирование. · конкретно-предметные (эмпирические) – это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления; они не носят универсального характера, формы их реализации существенно зависят от предметной области исследования: - наблюдение, - опрос, - интервью, - экспертные оценки, - эксперимент · специфические – это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности: - контент-анализ; - ивент – анализ; - социометрия; - фокусированное интервью и т.д. Выделение методов социально-экономических и политических исследований в отдельную группу вполне оправданно, поскольку объект таких исследований предполагает слабость и непрерывную подвижность составляющих его структурных звеньев, что значительно затрудняет достижение обоснованности и доказательности получаемых в ходе таких исследований результатов. Общенаучные методы Метод классификации - является одним из базовых в науке. Принято считать, что наука как специальная познавательная деятельность началась именно с этого процесса. Классификация – разделение исследуемых явлений и характеризующих их понятий на определенные части (классы), позволяющих отразить специфику этих явлений (общие и характерные свойства, формы проявления, связи и т.д.) и на этой основе понять их сущность. Классификация бывает двух видов: · деление общего – деление некоторой совокупности явлений, имеющих общие черты в соответствии с каким-либо критерием (пример: структура любого социального образования можно представить и изучать как совокупность отдельных возрастных, образовательных и др. групп); · разделение целого – критерием классификации является часть целого (пример: Государственная Дума, состав ее членов можно выразить в виде принадлежности к различным политическим фракциям, которые в своей совокупности образуют целое – ГД). Метод восхождения от абстрактного к конкретному представляет установление логической связи между абстрактным представлением объектно-предметной области исследования и ее конкретным воплощением на реальном объекте. Методы анализа и синтеза заключаются в предварительном выявлении структуры изучаемого объекта и исследовании каждого элемента этой структуры в отдельности (анализ) с последующим объединением полученного знания в единое целое (синтез). Оба процесса являются обязательными этапами исследовательской работы, поэтому термин «анализ» часто используется как синоним всякого научного исследования вообще. Метод индукции и дедукции предполагает получение знания об объекте путем логических умозаключений: от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция). Оба метода используются совместно и в сочетании с другими методами (анализа и синтеза). Метод сравнения основан на сопоставлении интересующих исследователя свойств и характеристик изучаемого объекта с аналогичными свойствами и характеристиками эталона, типичного образца или какого-то другого объекта (например, стратегического конкурента) с целью выявления отличий. Метод «букета проблем» - основан на поиске такой формулировки проблемы, которая в большей степени способствует нахождению ее решения. Метод моделирования – представляет собой исследование реальных социальных явлений и процессов (оригиналов) на основе разработки и изучения их моделей. Моделирование является базовым методом научного исследования, поскольку до начала изучения любого процесса или явления у субъекта познания всегда имеется определенный образ, представление об этом явлении. С помощью этого метода ученые моделируют реальность. Метод моделирования используются тогда, когда непосредственное исследование объекта по каким-либо причинам затруднено или невозможно или когда нецелесообразно. Модель – это копия реального объекта, материально-условный (знаковый, схематический и т.п.) или мысленный образ, аналог какого-либо объекта или явления, процесса, фрагмента социальной реальности – «оригинала» данной модели. Познавательные возможности модели зависят от двух критерий: · уровня воспроизведения (подобия); · состава критических характеристик в модели соответствующих характеристик объекта исследования (оригинала). Чем выше уровень, чем полнее выбранные характеристики отражают сущность объекта, тем больше возможности для получения нового знания заложены в модели. Уровень восприятия и его масштабы выбираются самим исследователем и учитываются при анализе результатом работы с моделью. Наличие оптимально полной информации об объекте – необходимое условие высокого качества его модели. Пример: замкнутые модели социально-экономической системы должны учитывать демографические особенности населения. Для этого необходимо разрабатывать демографическую составляющую комплексной модели системы. Демография изучает состояние населения (состав, структуру, тенденции изменения). Демографический процесс – изменение состояния населения. Состояние населения описывается следующими количественными характеристиками: · численность, · рождаемость, · брачность, · инвалидность и др. Все эти характеристики – это выходные характеристики демографической модели. Исследование указанных характеристик необходимо для решения следующих задач: · прогнозирование спроса на товары потребления и предложения трудовых ресурсов на рынке труда; · оценка будущей численности трудоспособного населения; · определение числа лиц, которым требуется выплачивать пенсии по старости и инвалидности, а также пособия по безработице в заданный период времени; · прогнозирование численности молодежи для оценки, как потенциала рынка труда, так и объема необходимой социальной поддержки. Независимые входные переменные демографической модели представляют собой закономерности, определяющие состояние населения конкретной страны или региона. Они являются итогом исторического развития общества в прошлом. В качестве управляющих входных переменных выступают переменные других секторов макроэкономики, так как состояние населения зависит от среднедушевого дохода, социальной политики государства, уровня занятости и т.д. Значения этих переменных формируются не в демографическом,а в других социальных секторах.
Конкретно-предметные методы
Социологический опрос – метод систематического сбора данных о поведении и установках людей с помощью специально сформулированных вопросов, которые адресованы отобранной по научной методике группе респондентов (опрашиваемых), выражающих свое мнение по различным вопросам. В зависимости от количества респондентов опрос может быть: сплошным (перепись населения) или выборочным (включает в число опрашиваемых лишь тех, кто соответствует признакам генеральной совокупности). Интервью – разновидность метода опроса, сбор данных в форме устных ответов на вопросы, задаваемые исследователем респонденту при личном общении. Виды: - По типу вопросов: стандартное и глубинное. - По форме или ситуации: телефонное, уличное, офисное и квартирное. Наблюдение – сбор данных в виде регистрации результатов целенаправленного и непосредственного восприятия событий, явлений. Процесс непосредственного изучения поведения людей бывает двух видов: скрытое (невключенное) наблюдение «со стороны» и включенное (полевое) наблюдение изнутри. Преимущества непосредственного наблюдения: · позволяет фиксировать особенности поведения людей не по воспоминаниям и интерпретациям, а в момент их проявления; · дает возможность получать сведения независимо как от умения респондента описать словами свое поведение, так и от его желания что-либо говорить о своем поведении; · позволяет преодолеть языковой барьер. Эксперимент – предполагает искусственное создание ситуаций для изучений особенностей поведения системы. Эти особенности в обычных условиях могут быть незаметны, но в экспериментальных условиях, они проявляются в полной мере.
Специфические методы
Специфические методы включают в себя привязанные к каждой научной отрасли способы аккумуляции и применения научной информации для решения конкретных задач. Для математических дисциплин такими методами являются: линейное программирование, симплекс-метод, метод наименьших квадратов и т.д. Для физической науки – эксперимент, для социологии контент-анлиз, ивент – анализ, социометрия, фокусированное интерью и т.д. Контент-анализ (анализ содержания) был введен американским политологом Г. Лассуэлом. Слово «контент» (content) – содержание: имеет соотношение к словам, рисункам, символам, понятиям, темам и т.д., которые могут быть объектом коммуникации. Слово «текст» означает нечто написанное, видимое или произнесенное, которое выступает как пространство, коммуникация. Это пространство может включать в себя книги, газеты или журнальные статьи, объявления, выступления, официальные документы, кино- и видеозаписи песни, фонограммы, этикетки или произведения искусства. Контент-анализ используется уже 100 лет. Сфера его применения достаточно широка и включает в себя литературу, историю, политику, международные отношения, социальные науки, образование и психологию. Предполагает изучение текста с точки зрения чистоты появлений в нем тех или иных ключевых слов и словосочетаний. При К-А важен правильный выбор ключевых слов. Ограничение на применение контент-анализа накладывает проблема контекста. Если документальные источники написаны так называемым эзоповым языком, где важен в первую очередь контекст, то они сложно поддаются исследованию с помощью К-А. Контент-анализ весьма полезен при исследовании проблем трех типов: · проблем, предполагающих изучение больших объемов текста (многолетних подшивок газет) с использованием выборки и сложным кодированием; · проблем, исследуемых «на расстоянии» (изучении исторических документов или радиопередач вражеской радиостанции); · проблем, которые трудно увидеть поверхностным взглядом. На сегодняшний день известно более 100 вариантов контент-анализа и около 75 компьютерных программ, предназначенных для его машинописного проведения. Впервые контент-анализ был апробирован британскими спецслужбами в годы второй мировой войны. Они испытывали дефицит информации о внутреннем положении в Германии и Италии. Для получения необходимой информации англичане стали анализировать материалы немецкой радиопропаганды и на этой основе сделали 180 прогностических выводов, 99 из которых подтвердились. В дальнейшем контент-аанлиз стал все более популяризоваться. Суть К-А может быть выражена известной поговоркой «У кого, что болит, тот о том и говорит» - чем более значима проблема, тем чаще всего о ней говорят. Пример: Используется для построения политико-психологического портрета государственных деятелей. Любопытны результаты контент-анализа, сделанного на материалах интервью Хрущева и Никсона. Исследователей интересовала степень их компетентности. В качестве критериев некомпетентности были приняты три категории ответов: · «аргумент на публику» (шутки, поговорки, афоризмы); · «комплексный вопрос» (уклонение от ответа на заданный вопрос путем ссылки на якобы особую сложность проблемы, ее многогранность); · «разговор не по делу» (уход от ответа путем выдвижения другой проблемы). Результаты контент-анализа имели следующий вид.
Ивент-анализ (анализ событий) ориентирован на выявление частоты появления определенных событий. Данный метод получил развитие в работах Э. Азара и Л. Блюмфильда. Изначально определяются критерии, по которым учитываются и классифицируются события, т.е. выявляются аналоги «ключевых слов», характеризующие частоту, интенсивность и продолжительность событий. Определяется динамика развития процесса. Ивент-анализ анализирует взаимодействие нескольких акторов. Все действия каждого из них отображается на графике, который с известной долей условности аналогичен градуснику, отображающему степень накала взаимоотношений. По вертикали отмечаются типы действий, а по горизонтали – временные отрезки. Отожествляя то или иное действие с определенным типом, строятся соответствующие кривые, показывающие разность действий в тот или иной период. Пример: Используя И-А можно проследить динамику взаимодействия двух субъектов международных отношений (государств): показать, кто является, например, инициатором развития конфликта (эскалации), а кто стремится его урегулировать (деэскалация).
Г. Рузавин выделил три группы методов исследования: · методы проверки, подтверждения и опровержения научных гипотез и теорий; · методы объяснения, понимания и предсказания; · методы социально-экономических и гуманитарных исследований.
Функции системного анализа. Содержание методологии системного анализа (общий вид функционирующей системы)
· Вход системы – то, что изменяется при протекании данного процесса. · Выход системы – результат или конечное состояние системы. · Процесс переводит вход в выход. Способность преобразовывать вход в определенный выход – свойством данного процесса или передаточной функцией (W). · В функционирующей системе существует три подпроцесса: 1. основной процесс / преобразует вход в выход; 2. обратная связь / выполняет рад операций: сравнивает реальное состояние выхода с заданной целевой моделью и выделяет различие (). Анализ различия позволяет выработать управленческое решение, в случае возникновения существенных различий в состоянии входа и выхода, когда эти различия превосходят допустимый предел. 3. ограничение / сумма правил и установлений, выдвинутых лично или извне руководящих принципов, определяющих границы проблемы. Оно формируется потребителем (покупателем) выхода системы. В обобщенном виде ограничение – внешняя среда в целом. Ограничение учитывается при принятии управленческих решений, обеспечивая соответствие выхода системы целям потребителя. Таким образом, ограничение отражается в скорректированной модели выхода. В системном анализе, когда затрагивается вопрос функционирования системы, постулируются следующие положения: · система состоит из подсистем и одновременно является подсистемой другой системы более высокого порядка; · любая система может быть описана в терминах системных объектов, свойств и связей; · граница системы определяется совокупностью входов от внешней среды; · внешняя среда – совокупность систем, для которых данная система не является функциональной подсистемой.
Функционирование любой системы сопряжено с появлением проблем: · Проблема – ситуация, характеризующаяся различием между необходимым (желаемым) и существующими выходами. · Желаемый выход обеспечивается желаемой системой. · Проблема – разница между существующей и желаемой системой. · Решение проблемы – то, что заполняет промежуток между существующей и желаемой системами. Система, заполняющая промежуток, является объектом конструирования. · Проблемы могут проявляться в симптомах, систематические симптомы образуют тенденцию. · Обнаружение проблемы – результат идентификации симптомов.
Логическая целостность процесса обеспечивается явными или скрытыми предположениями, каждое из которых может стать источником риска. Структура функций системы и решения проблемы является стандартной для любых систем и любых проблем. Меняться могут только методы реализации функций. Совершенствование методов при данном состоянии научных знаний имеет предел, определяемый как потенциально достижимый уровень. В результате решения проблемы устанавливаются новые связи и отношения, часть которых обуславливает желаемый выход, а другая – определяет непредвиденные возможности и ограничения, которые могут стать источником будущих проблем. 2. Функции системного анализа. Сфера приложений системного анализа поистине грандиозна. Он может использоваться как в технических областях, так и в сферах гуманитарной ориентации, где исследуемые проблемы не могут быть представлены в числовых конструкциях: социологии, политологии, истории, культурологии и т.д. Впечатляющим результатом применения системного анализа в социальной сфере являются, например, прошедшие не так давно «цветные революции», основанные на системном контроле и манипулировании массовым сознанием населения. Главная функция системного анализа – обеспечение исследовательской и практической деятельности универсальной методологии решения проблем (функция решения проблем). Реализуя эту функцию, он выполняет роль каркаса, объединяющего все необходимые методы, знания и действия для решения проблемы. Функция решения проблем на основе принципов системного анализа по своей сути близка к базовым уровням функционирования человеческой деятельности. Решение проблем лежит в основе функционирования любой системы независимо от того, что является главным для нее в данный момент – собственное сохранение или дальнейшее развитие. Функция решения проблем и обслуживающая ее методология (системный анализ) являются в высшей степени интегративными, включающими в себя все частные функции, необходимые для ее выполнения. Частные функции системного анализа: · идентификация симптомов проявления проблемы, · обоснование актуальности проблемы, · определение цели, · выявление структуры системы и ее дефектных элементов, · определение структуры возможностей, · нахождение альтернатив и их оценка по критериям оптимальности, · выбор альтернативы, · разработка решения, · признание решения коллективом исполнителей и руководителей, · запуск процесса реализации решения, · управление процессом реализации решения, · оценка последствий реализации решения. Для реализации этих функций могут быть использованы методы теории поиска и обнаружения, методы теории распознавания образов, методы статистики, методы прогнозирования и т.д. Выбирая тот или иной метод необходимо помнить главное: · любой метод эффективно работает только в рамках той области, для которой он разрабатывался; · универсальных методов просто не существует; · каждый раз необходимо проверять соответствие метода и процедуры исследования; · недопустимо искажать содержание эмпирических материалов в угоду требованиям по каким-либо причинам выбранного метода (отсутствие специалистов по тому методу, который нужен). Приоритетные критерии при выборе метода исследования: · специфика проблемы, · возможность имеющегося методического аппарата системного анализа, · ограничения потенциально привлекаемого метода.
3. Ограничения системного анализа. Одной из важнейших характеристик системного анализа являются границы
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.171 с.) |