Понятие и классификация социально-экономических процессов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация социально-экономических процессов.



Понятие и классификация социально-экономических процессов.

Понятие и особенности политических процессов.

Классификация политических процессов.

Свойства социально-экономических и политических процессов.

Социальный процесс и способы его актуализации.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Вертакова Ю.В., Согачева О.В. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009. – 339 с.

Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие / Под ред. Е.П. Тавокина. – М.: ИНФРА – М., 2009. – 189 с.

Ларененко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. – 205 с.

Кратко политику можно определить как процесс реализации политической власти и отношений по поводу этой власти.

    Политические процессы – последовательная совокупность динамичных изменений в деятельности и отношениях субъектов политики, а также во всех других компонентах политического пространства, происходящих под влиянием внешних и внутренних факторов, ход развития политических событий, последовательную смену состояний в политической жизни.

 В роли субъектов (активного движущего начала) политического процесса выступает государство (как структура, аппарат управления), отдельные ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная), властные структуры, органы государственного и местного управления, политические партии, массовые общественные организации, классы и социальные слои общества, силовые структуры, СМИ, религиозные конфессии, а также отдельные личности и все население в целом.

Объект политического процесса – социум, общество в целом.

Очевидно и то, что понятие субъекта и объекта в политике нередко совпадает, поскольку в роли объекта может выступать все выше перечисленное (в период предвыборной кампании различные политические партии (субъект ПП) устаивают агитационную кампанию – склонить электорат – (объект) на свою сторону, но народ высказывает требования = избиратели – С., а партии О.).

Принято различать три формы проявления политических процессов:

· Функционирование. ПП направлен на сохранение, укрепление сложившейся системы политических отношений, на воспроизводство устоявшейся политической конфигурации и равновесия сил, форм взаимодействия органов власти, представительских структур (партий, организаций, союзов и …) и населения. На таком уровне изменений в политическом процессе приоритетными перед любыми инновациями являются традиции и преемственность.

· Развитие политического процесса предполагает позитивные изменения сущностных характеристик политического устройства социума. В основе этого режима – способность органов власти наладить динамическое взаимодействие с представительскими структурами, что позволяет им гибко и адекватно реагировать на запросы населения и удовлетворять их.

· Упадок политического процесса характеризуется т акой трансформацией форм и механизмов политического устройства, динамика которой в перспективе выявляет негативные тенденции его дальнейшего состояния. Упадок означает распад сложившейся политической структуры.

ВЫВОД:

· Социально-экономические и политические процессы – это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности.

· Функционирование обеих групп процессов исходит из общего корня. Обусловлено комплексным характером социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими.

 

5. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС и способы его актуализации. Социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, принося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами, располагающими особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие с интересами других групп. Социальный процесс следует в первую очередь отличать от социального явления – понятия, в большей степени распространенного в социологической литературе.

Социальный процесс – серия случаев или событий, имеющих объективно заданную траекторию и закономерность (примеры: приватизация государственной собственности; адаптация к производственным условиям; экономический рост).

Известный русский социолог П.А. Сорокин определил социальный процесс следующим образом: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования, «эволюции», любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных и качественных характеристик».

Процесс характеризуется:

· масштабом;

· направленностью;

· интенсивностью;

· составом;

· характером стимуляции.

Основными элементами социального процесса выступают участники, субъект (инициатор) процесса, причины и наблюдатель, являющийся членом научного сообщества.

Любой процесс может быть изменен. Характер изменения процессов производен от способа его структуризации, типа и положения наблюдателя. Основными структурными единицами, определяющими направление и интенсивность происходящих процессов, являются социальные системы.

Социальный процесс проходит пять стадий становления:

· зарождение – стадия, характеризующаяся формированием исходных параметров дальнейших изменений, осознанием базовых противоречий, вызывающих реакцию нейтрализации этих противоречий;

· положительная динамика – характеризуется активизацией вовлеченных в процесс участников, формировкой целей их участия в процессе и подбором средств достижения поставленных задач;

· кризис – стадия возникновения ряда ограничений в положительной динамике, вызванных исчерпанностью ресурсов или утратой интереса к участию в процессе, конфликтом его инициаторов или участников;

· отрицательная динамика – возникает в результате нарастания факторов сопротивления, вызванных отсутствием средств, поддерживающих положительную динамику, сменой векторов последующих изменений или элиминацией инициатора процесса;

· депрессия – стадия, характеризующаяся неопределенностью ситуации, способной либо усилить положительную динамику, либо стимулировать динамику отрицательную.

Таким образом, социальный процесс – это социально значимые изменения в обществе, вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения определенного интереса. В процессе столкновения различных социальных групп обнажаются факты доминирования одних групп относительно других, структурирующие взаимоотношения в обществе под действием различных факторов – социальных, экономических, политических и т.д.

 

 

Политических процессов

Содержание методологии исследования социально-экономических и политических процессов.

2.  Классификация методов исследования:

Конкретно-предметные.

Специфические методы.

 

1. Содержание методологии исследования социально-экономических и политических процессов. Развитие любых научных теорий невозможно без методологии. Любая деятельность человека характеризуется методологией. В успехе исследовательской деятельности методология играет решающую, определяющую роль.

Методология – это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его поведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.

Метод (широкий смысл) – сознательный способ достижения какого-либо результата, реализации определенной деятельности, решения научных и практических задач.

Одна из важнейших функций методологии – эвристическая (поисковая).

Для социальных наук можно выделить три уровня методологии:

· всеобщая научная,

· общесоциальная,

· частносоциальная.

   Содержание методологии исследования социально-экономических процессов: цель и предмет исследования, объект и субъект исследования, ориентиры и ограничения, подходы, пути и средства исследования, методы исследования.

Выделяем основные составляющие в содержании методологии исследования.

Любое исследование начинается с определения цели.

Цель исследования – состоит в построении социально-экономической и политической системы.

Цели исследования: текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими, структурированными и неструктурированными, ресурсоемкими и минимально ресурсными, проблемно-комплексными и проблемно органическими.

· стратегическимиполучение принципиально нового результата, ради которого данное исследование и проводится:

для этого необходимо организовать управление и координацию деятельности, осуществляемой в разной последовательности и на различных функциональных участках (отвечает высшее руководство – топ менеджеры);

· оперативныепредставляют собой закрепленные за конкретными исполнителями проектируемые действия, реализация которых позволит достичь стратегических целей:

такие цели отличаются большей стандартностью и простотой.

Объект исследования – социально-экономическая и политическая система управления.

Предмет исследования – проблема (проблемная ситуация):

· это реальное противоречие требующие своего разрешения;

· это противоречие, не тождественное задачи (предполагает знание алгоритма ее решения), поскольку всегда требует творческих усилий, решение задачи требует либо знаний, либо алгоритма решений.

Предмет исследования (проблема) определяет подходы и методы исследования.

Следующая составляющая в содержании методологии – подходы.

Подход – это ракурс исследования, исходная позиция, отправная точка, с которой начинается исследование и которая определяет его направленность относительно цели:

· аспектный подход – выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование;

· системный подход – требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделение главного и существенного, определение связи между аспектами, свойствами и характеристиками;

· концептуальный подход – предполагает предварительную разработку концепции исследования, т.е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность и преемственность исследования.

Методология исследования должна включать также определение и формулировку ориентиров и ограничений, которые позволяют проводить исследования более последовательно и целенаправленно.

Ориентиры:

· мягкие;

· жесткие.

Ограничения:

· явные;

· неявные.

Главную роль в методологии исследования играют средства и методы исследования.

Научная проблема

К формулировке научной проблемы предъявляется ряд требований:

· максимальная краткость: отражение только значимых характеристик;

· включение нескольких основных характеристик;

· проблема является исходным основанием для определения целей и задач исследования.

Основные классификации проблем:

1. по способности охватывать максимальную площадь проблемного поля:

· структурированные – базируются на глубоком научном анализе, учитывающем воздействие множества факторов;

· слабоструктурированные –

· неструктурируемые – осознание которых происходит на основе интуиции, а не на основе рационального расчета.

2. по степени решаемости:

· «уже не проблемы» - решенные проблемы, но не считающиеся такими, либо те, которые переросли в другие проблемы;

· «еще не проблемы» - проблемы, существующие в проекте и возникшие задолго до того, как сложились условия для их решения;

· «никогда не проблемы» - проблемы, которые невозможно решить.

Проблему как предмет исследования характеризуют следующие параметры:

· качество проблемы – ее реальность, необходимость разрешения (актуальность), возможность разрешения (ресурсы), предполагаемый результат;

· определение проблемы включает в себя пять операций:

- формулирование проблемы;

- построение проблемы, представленное операциями стратификации расщепление проблемы на подвопросы;

- оценка проблемы, характеризующаяся выявлением всех условий необходимых для решения проблемы: методы, средства, приемы, методики;

- обоснование проблемы, установление связей с другими проблемами;

- обозначение проблемы – перевод проблемы на иной научный язык.

 

При характеристике научных исследований следует проводить четкую грань между фундаментальными и прикладными исследованиями:

· фундаментальные исследования – направлены на открытие новых законов, закономерностей, на развитие понятийного аппарата;

· прикладные исследования – ориентирована на решение конкретной задачи, не предполагающей переосмысление сложившихся подходов ее решения.

  Обе разновидности научных исследований взаимно дополняют друг друга и составляют две стороны одного подхода. Фундаментальные научные исследования позволяют развивать и совершенствовать теоретическую базу, обеспечивая возможности интерпретации и подтверждения растущей эмпирической базы. Прикладные исследования служат способом применения сложившихся теоретических схем и механизмов конструирования или регулирования объекта исследования.

Основными научными дисциплинами, осуществляющими анализ и объяснение социально-экономических и политических процессов являются экономика, социология и политология. 

 

2. Классификация методов исследования.

Метод научного исследования – способ сбора, обработки или анализа данных, полученных в ходе наблюдения объекта, применяемый в регулировании, координации и проектировании процессов, в основе которых лежит исследуемый объект.

Метод исследования – совокупность целенаправленных действий и способов получения нового знания об объекте и предмете, на которые направлен познавательный процесс.

Метод исследования социально-экономических и политических процессов – это способ получения информации об объекте управления, его характеристиках, возможном их изменении при изменении условий или состояния объекта исследования.

К настоящему времени наука накопилаогромный арсенал исследовательских методов. Успех исследования в значительной мере зависит от того, насколько правильно подобран метод или их совокупность. Методы исследования сильно варьируются в зависимости от предметной области, на которую направлена деятельность.

Все методы исследования можно разделить на три большие группы:

· Общенаучные (теоретические) – отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа; эти методы достаточно универсальны и могут быть использованы в различных областях науки и практики:

-  восхождение от абстрактного к конкретному,

-  абстрагирование,

-  классификация,

-  метод «букета проблем»,

-  анализ и синтез,

-  индукция и дедукция,

-  сравнение и моделирование.

· конкретно-предметные (эмпирические) – это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления; они не носят универсального характера, формы их реализации существенно зависят от предметной области исследования:

-  наблюдение,

-  опрос,

-  интервью,

-  экспертные оценки,

-  эксперимент

· специфические это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности:

-  контент-анализ;

-  ивент – анализ;

-  социометрия;

-  фокусированное интервью и т.д.

Выделение методов социально-экономических и политических исследований в отдельную группу вполне оправданно, поскольку объект таких исследований предполагает слабость и непрерывную подвижность составляющих его структурных звеньев, что значительно затрудняет достижение обоснованности и доказательности получаемых в ходе таких исследований результатов.

Общенаучные методы

Метод классификации - является одним из базовых в науке. Принято считать, что наука как специальная познавательная деятельность началась именно с этого процесса. Классификация – разделение исследуемых явлений и характеризующих их понятий на определенные части (классы), позволяющих отразить специфику этих явлений (общие и характерные свойства, формы проявления, связи и т.д.) и на этой основе понять их сущность.

Классификация бывает двух видов:

· деление общего – деление некоторой совокупности явлений, имеющих общие черты в соответствии с каким-либо критерием (пример: структура любого социального образования можно представить и изучать как совокупность отдельных возрастных, образовательных и др. групп);

· разделение целого – критерием классификации является часть целого (пример: Государственная Дума, состав ее членов можно выразить в виде принадлежности к различным политическим фракциям, которые в своей совокупности образуют целое – ГД).

Метод восхождения от абстрактного к конкретному представляет установление логической связи между абстрактным представлением объектно-предметной области исследования и ее конкретным воплощением на реальном объекте.

Методы анализа и синтеза заключаются в предварительном выявлении структуры изучаемого объекта и исследовании каждого элемента этой структуры в отдельности (анализ) с последующим объединением полученного знания в единое целое (синтез). Оба процесса являются обязательными этапами исследовательской работы, поэтому термин «анализ» часто используется как синоним всякого научного исследования вообще.

Метод индукции и дедукции предполагает получение знания об объекте путем логических умозаключений: от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция). Оба метода используются совместно и в сочетании с другими методами (анализа и синтеза).

Метод сравнения основан на сопоставлении интересующих исследователя свойств и характеристик изучаемого объекта с аналогичными свойствами и характеристиками эталона, типичного образца или какого-то другого объекта (например, стратегического конкурента) с целью выявления отличий.

Метод «букета проблем» - основан на поиске такой формулировки проблемы, которая в большей степени способствует нахождению ее решения.

Метод моделирования – представляет собой исследование реальных социальных явлений и процессов (оригиналов) на основе разработки и изучения их моделей. Моделирование является базовым методом научного исследования, поскольку до начала изучения любого процесса или явления у субъекта познания всегда имеется определенный образ, представление об этом явлении. С помощью этого метода ученые моделируют реальность. Метод моделирования используются тогда, когда непосредственное исследование объекта по каким-либо причинам затруднено или невозможно или когда нецелесообразно.

Модель – это копия реального объекта, материально-условный (знаковый, схематический и т.п.) или мысленный образ, аналог какого-либо объекта или явления, процесса, фрагмента социальной реальности – «оригинала» данной модели.

Познавательные возможности модели зависят от двух критерий:

· уровня воспроизведения (подобия); 

· состава критических характеристик в модели соответствующих характеристик объекта исследования (оригинала).

Чем выше уровень, чем полнее выбранные характеристики отражают сущность объекта, тем больше возможности для получения нового знания заложены в модели.

Уровень восприятия и его масштабы выбираются самим исследователем и учитываются при анализе результатом работы с моделью.

Наличие оптимально полной информации об объекте – необходимое условие высокого качества его модели.

Пример: замкнутые модели социально-экономической системы должны учитывать демографические особенности населения. Для этого необходимо разрабатывать демографическую составляющую комплексной модели системы.

Демография изучает состояние населения (состав, структуру, тенденции изменения).

Демографический процесс – изменение состояния населения.

Состояние населения описывается следующими количественными характеристиками:

· численность,

· рождаемость,

· брачность,

· инвалидность и др.

Все эти характеристики – это выходные характеристики демографической модели.

Исследование указанных характеристик необходимо для решения следующих задач:

· прогнозирование спроса на товары потребления и предложения трудовых ресурсов на рынке труда;

· оценка будущей численности трудоспособного населения;

· определение числа лиц, которым требуется выплачивать пенсии по старости и инвалидности, а также пособия по безработице в заданный период времени;

· прогнозирование численности молодежи для оценки, как потенциала рынка труда, так и объема необходимой социальной поддержки.

Независимые входные переменные демографической модели представляют собой закономерности, определяющие состояние населения конкретной страны или региона. Они являются итогом исторического развития общества в прошлом.

В качестве управляющих входных переменных выступают переменные других секторов макроэкономики, так как состояние населения зависит от среднедушевого дохода, социальной политики государства, уровня занятости и т.д.

Значения этих переменных формируются не в демографическом,а в других социальных секторах.

 

Конкретно-предметные методы

 

Социологический опрос – метод систематического сбора данных о поведении и установках людей с помощью специально сформулированных вопросов, которые адресованы отобранной по научной методике группе респондентов (опрашиваемых), выражающих свое мнение по различным вопросам. В зависимости от количества респондентов опрос может быть: сплошным (перепись населения) или выборочным (включает в число опрашиваемых лишь тех, кто соответствует признакам генеральной совокупности).

Интервью – разновидность метода опроса, сбор данных в форме устных ответов на вопросы, задаваемые исследователем респонденту при личном общении. Виды:

- По типу вопросов: стандартное и глубинное.

- По форме или ситуации: телефонное, уличное, офисное и квартирное.

Наблюдение – сбор данных в виде регистрации результатов целенаправленного и непосредственного восприятия событий, явлений. Процесс непосредственного изучения поведения людей бывает двух видов: скрытое (невключенное) наблюдение «со стороны» и включенное (полевое) наблюдение изнутри. Преимущества непосредственного наблюдения:

· позволяет фиксировать особенности поведения людей не по воспоминаниям и интерпретациям, а в момент их проявления;

· дает возможность получать сведения независимо как от умения респондента описать словами свое поведение, так и от его желания что-либо говорить о своем поведении;

· позволяет преодолеть языковой барьер.

Эксперимент – предполагает искусственное создание ситуаций для изучений особенностей поведения системы. Эти особенности в обычных условиях могут быть незаметны, но в экспериментальных условиях, они проявляются в полной мере.

 

 

                      Специфические методы

 

Специфические методы включают в себя привязанные к каждой научной отрасли способы аккумуляции и применения научной информации для решения конкретных задач. Для математических дисциплин такими методами являются: линейное программирование, симплекс-метод, метод наименьших квадратов и т.д. Для физической науки – эксперимент, для социологии контент-анлиз, ивент – анализ, социометрия, фокусированное интерью и т.д.

Контент-анализ (анализ содержания) был введен американским политологом Г. Лассуэлом.

Слово «контент» (content) – содержание: имеет соотношение к словам, рисункам, символам, понятиям, темам и т.д., которые могут быть объектом коммуникации.

Слово «текст» означает нечто написанное, видимое или произнесенное, которое выступает как пространство, коммуникация. Это пространство может включать в себя книги, газеты или журнальные статьи, объявления, выступления, официальные документы, кино- и видеозаписи песни, фонограммы, этикетки или произведения искусства. 

 Контент-анализ используется уже 100 лет. Сфера его применения достаточно широка и включает в себя литературу, историю, политику, международные отношения, социальные науки, образование и психологию.

Предполагает изучение текста с точки зрения чистоты появлений в нем тех или иных ключевых слов и словосочетаний. При К-А важен правильный выбор ключевых слов. Ограничение на применение контент-анализа накладывает проблема контекста. Если документальные источники написаны так называемым эзоповым языком, где важен в первую очередь контекст, то они сложно поддаются исследованию с помощью К-А.

Контент-анализ весьма полезен при исследовании проблем трех типов:

· проблем, предполагающих изучение больших объемов текста (многолетних подшивок газет) с использованием выборки и сложным кодированием;

· проблем, исследуемых «на расстоянии» (изучении исторических документов или радиопередач вражеской радиостанции);

· проблем, которые трудно увидеть поверхностным взглядом.

  На сегодняшний день известно более 100 вариантов контент-анализа и около 75 компьютерных программ, предназначенных для его машинописного проведения.

Впервые контент-анализ был апробирован британскими спецслужбами в годы второй мировой войны. Они испытывали дефицит информации о внутреннем положении в Германии и Италии. Для получения необходимой информации англичане стали анализировать материалы немецкой радиопропаганды и на этой основе сделали 180 прогностических выводов, 99 из которых подтвердились. В дальнейшем контент-аанлиз стал все более популяризоваться. Суть К-А может быть выражена известной поговоркой «У кого, что болит, тот о том и говорит» - чем более значима проблема, тем чаще всего о ней говорят.

Пример: Используется для построения политико-психологического портрета государственных деятелей. Любопытны результаты контент-анализа, сделанного на материалах интервью Хрущева и Никсона. Исследователей интересовала степень их компетентности. В качестве критериев некомпетентности были приняты три категории ответов:

· «аргумент на публику» (шутки, поговорки, афоризмы);

· «комплексный вопрос» (уклонение от ответа на заданный вопрос путем ссылки на якобы особую сложность проблемы, ее многогранность);

· «разговор не по делу» (уход от ответа путем выдвижения другой проблемы).

Результаты контент-анализа имели следующий вид.

 

Тип ответа / Персоналии Хрущев Никсон
«аргумент на публику» 22,6% 12%
«комплексный вопрос» 21,3% 1,9%
«разговор не по делу» 16,8% 9,6%
ИТОГО: 60,7% 23,5 %

 

 

Ивент-анализ (анализ событий) ориентирован на выявление частоты появления определенных событий. Данный метод получил развитие в работах Э. Азара и Л. Блюмфильда. Изначально определяются критерии, по которым учитываются и классифицируются события, т.е. выявляются аналоги «ключевых слов», характеризующие частоту, интенсивность и продолжительность событий. Определяется динамика развития процесса.

Ивент-анализ анализирует взаимодействие нескольких акторов. Все действия каждого из них отображается на графике, который с известной долей условности аналогичен градуснику, отображающему степень накала взаимоотношений. По вертикали отмечаются типы действий, а по горизонтали – временные отрезки. Отожествляя то или иное действие с определенным типом, строятся соответствующие кривые, показывающие разность действий в тот или иной период.

Пример: Используя И-А можно проследить динамику взаимодействия двух субъектов международных отношений (государств): показать, кто является, например, инициатором развития конфликта (эскалации), а кто стремится его урегулировать (деэскалация).

 

 

Г. Рузавин выделил три группы методов исследования:

· методы проверки, подтверждения и опровержения научных гипотез и теорий;

· методы объяснения, понимания и предсказания;

· методы социально-экономических и гуманитарных исследований.

 

Функции системного анализа.

Содержание методологии системного анализа

(общий вид функционирующей системы)

 

· Вход системы – то, что изменяется при протекании данного процесса.

· Выход системы – результат или конечное состояние системы.

· Процесс переводит вход в выход. Способность преобразовывать вход в определенный выход – свойством данного процесса или передаточной функцией (W).

· В функционирующей системе существует три подпроцесса:

1. основной процесс / преобразует вход в выход;

2. обратная связь / выполняет рад операций: сравнивает реальное состояние выхода с заданной целевой моделью и выделяет различие (). Анализ различия позволяет выработать управленческое решение, в случае возникновения существенных различий в состоянии входа и выхода, когда эти различия превосходят допустимый предел.

3. ограничение / сумма правил и установлений, выдвинутых лично или извне руководящих принципов, определяющих границы проблемы. Оно формируется потребителем (покупателем) выхода системы. В обобщенном виде ограничение – внешняя среда в целом. Ограничение учитывается при принятии управленческих решений, обеспечивая соответствие выхода системы целям потребителя. Таким образом, ограничение отражается в скорректированной модели выхода.

В системном анализе, когда затрагивается вопрос функционирования системы, постулируются следующие положения:

· система состоит из подсистем и одновременно является подсистемой другой системы более высокого порядка;

· любая система может быть описана в терминах системных объектов, свойств и связей;

· граница системы определяется совокупностью входов от внешней среды;

· внешняя среда – совокупность систем, для которых данная система не является функциональной подсистемой.

 

Функционирование любой системы сопряжено с появлением проблем:

· Проблема – ситуация, характеризующаяся различием между необходимым (желаемым) и существующими выходами.

· Желаемый выход обеспечивается желаемой системой.

· Проблема – разница между существующей и желаемой системой.

· Решение проблемы – то, что заполняет промежуток между существующей и желаемой системами. Система, заполняющая промежуток, является объектом конструирования.

· Проблемы могут проявляться в симптомах, систематические симптомы образуют тенденцию.

· Обнаружение проблемы – результат идентификации симптомов.

 

Логическая целостность процесса обеспечивается явными или скрытыми предположениями, каждое из которых может стать источником риска.

Структура функций системы и решения проблемы является стандартной для любых систем и любых проблем. Меняться могут только методы реализации функций. Совершенствование методов при данном состоянии научных знаний имеет предел, определяемый как потенциально достижимый уровень.

В результате решения проблемы устанавливаются новые связи и отношения, часть которых обуславливает желаемый выход, а другая – определяет непредвиденные возможности и ограничения, которые могут стать источником будущих проблем.

2. Функции системного анализа. Сфера приложений системного анализа поистине грандиозна. Он может использоваться как в технических областях, так и в сферах гуманитарной ориентации, где исследуемые проблемы не могут быть представлены в числовых конструкциях: социологии, политологии, истории, культурологии и т.д. Впечатляющим результатом применения системного анализа в социальной сфере являются, например, прошедшие не так давно «цветные революции», основанные на системном контроле и манипулировании массовым сознанием населения.

Главная функция системного анализа – обеспечение исследовательской и практической деятельности универсальной методологии решения проблем (функция решения проблем).

Реализуя эту функцию, он выполняет роль каркаса, объединяющего все необходимые методы, знания и действия для решения проблемы.

Функция решения проблем на основе принципов системного анализа по своей сути близка к базовым уровням функционирования человеческой деятельности. Решение проблем лежит в основе функционирования любой системы независимо от того, что является главным для нее в данный момент – собственное сохранение или дальнейшее развитие.

Функция решения проблем и обслуживающая ее методология (системный анализ) являются в высшей степени интегративными, включающими в себя все частные функции, необходимые для ее выполнения.

Частные функции системного анализа:

· идентификация симптомов проявления проблемы,

· обоснование актуальности проблемы,

·  определение цели,

· выявление структуры системы и ее дефектных элементов,

· определение структуры возможностей,

·  нахождение альтернатив и их оценка по критериям оптимальности,

·  выбор альтернативы,

·  разработка решения,

· признание решения коллективом исполнителей и руководителей,

· запуск процесса реализации решения,

· управление процессом реализации решения,

· оценка последствий реализации решения.

Для реализации этих функций могут быть использованы методы теории поиска и обнаружения, методы теории распознавания образов, методы статистики, методы прогнозирования и т.д.

Выбирая тот или иной метод необходимо помнить главное:

· любой метод эффективно работает только в рамках той области, для которой он разрабатывался;

· универсальных методов просто не существует;

· каждый раз необходимо проверять соответствие метода и процедуры исследования;

· недопустимо искажать содержание эмпирических материалов в угоду требованиям по каким-либо причинам выбранного метода (отсутствие специалистов по тому методу, который нужен).

Приоритетные критерии при выборе метода исследования:

· специфика проблемы,

· возможность имеющегося методического аппарата системного анализа,

· ограничения потенциально привлекаемого метода.

     

3. Ограничения системного анализа. Одной из важнейших характеристик системного анализа являются границы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.171 с.)