Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем проявляется стратегия исследовательского мышления?

Поиск

 Тема 12. Эффективность исследовательского процесса  и основные факторы ее формирования

Эффективность исследования - это определение такого варианта проведения исследования, который кратчайшим путем ведет к успеху. Это одна из его характеристик, которая показывает как соотносятся затраты усилий (или ресурсов) на его проведение и полученный результат (или степень достижения цели).

Все факторы, определяющие эффективность исследования, можно рассмотреть в двух группах: факторы исследовательского потенциала управления и принципы его использования.

Понятие исследовательского потенциала управления отражает возможности использования ресурсов и достижения поставленных целей. Использование ресурсов зависит  от их структуры, доступности цели, для достижения которой используются ресурсы, мотивации их рационального использования и пр. Все факторы, характеризующие исследовательский потенциал управления, можно представить по трем группам: факторы методологической готовности, факторы наличия и структуры ресурсов и факторы организационных возможностей.

Методологическая готовность проявляется в наличии цели и миссии исследования. Здесь большое значение имеют обоснованность цели, научный подход к ее формулированию и постановке, понимание и приятие цели исследовательской группой. Миссия исследования рассматривается как доминанта его проведения, обеспечивающая последовательное движение к цели и должна отвечать на вопрос: зачем проводиться исследования, позволяет ли реальность достичь цели. Она помогает выбрать приоритеты и ограничения в движении к цели на каждом из этапов. Миссия

Методологическая готовность определяется также концепцией развития организации или фирмы. Это комплекс положений, отражающих тенденции развития. Концепция связана с целью и миссией, и характеризует их конкретизацию, определяет ключевые положения программы исследования.

Большое значение имеет также опыт исследования. Систематическое проведение исследовательской работы способствует накоплению такого опыта и повышает потенциал эффективности исследовательской деятельности. Опыт экономит время, оберегает от ошибок и облегчает многие операции.

Многие виды исследования зависят от информационной базы его проведения. Чтобы увидеть динамику процессов развития, проводить сравнительный анализ, определять тенденции, выбирать наиболее удачные решения, надо иметь необходимое количество накопленной информации.

Невозможно провести исследование, не пользуясь той или иной методикой моделирования и оценок процессов или явлений — это тоже характеризует методологический потенциал исследования.

Наконец, следует указать и на возможности использования необходимых методов исследования. Эти возможности определяются их доступностью, наличием соответствующих технических средств, квалификацией исследователей.

Вторая группа факторов исследовательского потенциала — наличие и использование ресурсов.

Любое исследование нуждается в ресурсах. Необходимы ресурсы персонала, экономические, материально-технические, информационные, фактологические, временные ресурсы. Информационные и фактологические ресурсы являются взаимодополняющими. Эффективность исследования в значительной мере строится на использовании определенных ресурсов, их величины и структуры. Ресурсы нельзя использовать безотчетно, но также нельзя бездумно ограничивать исследования в необходимых ресурсах. Отсюда возникает важный принцип гибкой экономии ресурсов. В некоторых исследованиях заранее очень трудно предусмотреть и рассчитать достаточно точно, сколько ресурсов понадобится для достижения необходимого результата. Поэтому расчет ресурсов надо делать с запасом, понимая, что и результат исследования не всегда достаточно предсказуем. Иногда он может быть значительнее ожидаемого. Тогда и при перерасходовании ресурсов эффективность исследования будет все равно высокой.

Исследовательский потенциал управления включает в себя также еще и о рганизационные возможности его проведения. Они проявляются в наличии необходимой организационной культуры и типа организации, определенной инфраструктуры организации, интеллектуального потенциал менеджера или исследователя.  Важную роль также играет позитивный и негативный организационный опыт, позволяющий успешно организовать исследование.

Э ффективность исследования в значительной мере зависит от методологических принципов (правил деятельности) его построения и осуществления.:

Принцип объективности - это принцип соизмерения, сопоставления факторов с объективной реальностью, возвращение к объективному в конечном результате размышлений, анализа идей, мыслей и позиций. Любое исследование должно искать объективные факторы, связи, зависимости. Объективность это критерий исследовательской деятельности, система доказательства и оценок.

Принцип системности это принцип поиска и определения связей, целостности, сопоставления свойств, нахождения границ внутренней и внешней среды. Этот принцип определяет эффективность, потому что он позволяет концентрировать исследования на главном, оценивать связи, разграничивать их на внешние и внутренние.

Принцип последовательности требует проведения исследования по определенной, заранее разработанной технологии, то есть   с чего начать и как двигаться к результату "Слона можно съесть только по частям" — гласит восточная мудрость, которая образно может характеризовать этот принцип.

Принцип целеустремленности означает, что любое исследование должно иметь вполне определенную цель. Цель определяет выбор решений и последовательность их разработки, цель интегрирует деятельность в самых сложных ее вариантах: многоаспектность, совместное исследование, разветвленность исследования, сложность проблемы и т.д.

Принцип свободы мышления, который определяет необходимость снятия ограничений в полете мысли, фантазии, воображения, идеи.

Принцип управления мышлением. Как и всякий процесс, мышление должно быть не  стихийным, а управляемым процессом, в каких бы масштабах и формах оно не осуществлялось. Это может быть управление процессом индивидуального мышления или процессом групповой мыслительной деятельности.

Принцип опоры на исследовательское мышление, развитие которого должно мотивироваться в практике управления и в проведении исследования. Исследование преследует цель не только найти удачное решений проблемы, но и научить менеджера мыслить эффективно.

Принцип качественной и количественной определенности исследования. Он заключается в том, что, по возможности, исследования надо проводить, опираясь на количественные измерители параметров, показатели, но при этом не терять качество изучаемых явлений, т. е. совокупность тех свойств, которые определяют их суть и особенности.

Принцип фактологического обеспечения исследования, который заключается в том, что исследование необходимо строить на фактах и отбирать факты соответствующим образом. В этом основа объективности исследования и его успешности, а в конечном итоге и эффективности.

Вопросы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.8.177 (0.01 с.)