Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В чем преимущества и трудности использования системного подхода в практике исследования?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
4. Какие принципы раскрывают содержание системного подхода? Тема 3. РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ Методология — это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат. Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели. Цель исследования системы управления (СУ) заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения и организации ее функционирования и развития. На практике проведение исследования преследует разные цели, например мониторинг качества управления, формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления, оценка стратегий управления, и пр. Цель является основой выбора конкретных проблем для анализа, а также объекта и предмета исследования. Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими. Объектом исследования является система управления, которая определяет особенности всех процессов ее функционирования и связи, благодаря которым существует эта система, отражающая многообразные отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках. Предметом исследования являются различные проблемы функционирования системы управления, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, и зависят от условий рынка, возможностей фирмы, квалификации персонала, потребностей в инновациях и пр. Следующей составляющей в содержании методологии исследования является подход, как исходная позиция, с которой исследование начинается. Подход может быть аспектным, системным и концептуальным. Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т. д. Системный подход требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками. Концептуальный подход — предполагает предварительную разработку концепции исследования, как комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность исследования. Подход может быть эмпирическим, прагматическим и научным. Если он в основном опирается на опыт, то это эмпирический подход, если на задачи получения ближайшего результата, то прагматический. Наиболее эффективным является научный подход, который характеризуется использованием научного аппарата в его проведении. Особую роль в методологии играют методы исследования, которые можно разделить на три группы: формально-логические, общенаучные и специфические. Формально-логические — это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления. Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа. Специфические — это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности. Распознавание и формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования. Проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений. Наиболее типичными проблемами в исследовании СУ являются проблемы совершенствования организации управления, технологии управления, разработки управленческих решений, повышение эффективности мотиваций деятельности, разработка стратегий и инноваций и др. Проблема - это противоречие, которое несет в себе элементы новых, неизвестных ранее изменений. Проблему исследования характеризуют следующие параметры: актуальность проблемы, определение проблемы, постановка проблемы. Актуальность проблемы - это ее реальность, необходимость разрешения, возможность разрешения (ресурсы), предполагаемый результат и уровень проблемы. Определение и распознавание проблемы предполагает комбинацию и последовательность множества различных операций. В зависимости от опыта, квалификации и характера исследователя возможно их изменение. 1. Формулирование проблемы состоит из фиксации того противоречия, которое легло в основу проблемы и предположительного описания предполагаемого результата её решения. 2. Оценка проблемы — выявление всех условий, необходимых для её решения, включая методы, средства, приемы, методики, наличие возможностей и предпосылок, поиск среди уже решенных проблем аналогичных решаемой и т.д. 3. Обоснование проблемы - последовательная реализация процедуры установления содержательных связей данной проблемы с другими проблемами; приведения доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения и др. 4. Обозначение проблемы - перевод проблемы на научный или обычный язык; выбор словесного выражения проблемы и подбор понятий, наиболее точно фиксирующих смысл проблемы. Процесс исследования — это последовательность этапов его осуществления, комбинация различных операций и процедур, выбор и сочетание приоритетов: определение цели, накопление информации, обучение персонала, разработка проекта, формулирование рекомендации для решения, создание технологии др. Далее производится разработка гипотезы, которая может быть эффективным средством поиска путей решения проблемы, подходов к ее пониманию. Гипотеза — это вероятностное объяснение, предположение при недостаточной информации, выбор гипотезы производится в соответствии с критерием наибольшей вероятности объяснения исследуемой проблемы или вариантов ее решения. Существуют требования, по которым она выбирается или конструируется. 1. Объяснение должно быть построено по научной методологии, указаны причины, факторы, зависимости и пр. 2. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой на практике. 3. Гипотеза должна быть сформулирована максимально просто. 4. Гипотеза должна быть логически непротиворечивой и др. Результаты исследования могут иметь различный вид. Они бывают непосредственными в виде конкретных рекомендаций, моделей, инновационных программ, стратегий, методик и пр. Но результаты могут быть и опосредованными, например, имидж фирмы, социально-психологическая атмосфера работы, антикризисное развитие и пр. Все разнообразие проблем, характеризующее предмет исследования систем управления можно представить в совокупности трех групп: проблемы поведения объекта управления (организация, фирма, предприятие и пр.), проблемы поведения субъекта управления и проблемы взаимодействия субъекта и объекта управления. Главными в проблематике объекта управления, являются проблемы, отражающие функционирование ее элементов – подсистем (социальная система, экономическая, организационная, технологическая, система качества и т.д.) Субъект управления чаще всего имеет такие проблемы, как характеристики персонала, информационное обеспечение управления, использование времени, разработка стратегий, развитие организации и его техническая вооруженность. Характер взаимодействия объекта и субъекта управления определяет разнообразие подходов исследования. Подходы могут быть эмпирическими, основанными на опыте и его реализации или прагматическими, построенными на сиюминутном успехе решении проблем. Наибольшее значение имеет социально-экономический подход, отражающий роль человеческого фактора в системе управлении. Он является альтернативой организационно-административному подходу. Вопросы 1. Каково содержание понятия «методология исследования»?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.203.27 (0.01 с.) |