В чем преимущества и трудности использования системного подхода в практике исследования? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем преимущества и трудности использования системного подхода в практике исследования?



4. Какие принципы раскрывают содержание системного подхода?


Тема 3. РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Методология — это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.

Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели. Цель исследования системы управления (СУ) заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения и организации ее функционирования и развития. На практике проведение исследования преследует разные цели, например мониторинг качества управления, формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления, оценка стратегий управления, и пр.

Цель является основой выбора конкретных проблем для анализа, а также объекта и предмета исследования. Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими.

Объектом исследования является система управления, которая определяет особенности всех процессов ее функционирования и связи, благодаря которым существует эта система, отражающая многообразные отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.

Предметом исследования являются различные проблемы функционирования системы управления,  которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, и зависят от условий рынка, возможностей фирмы, квалификации персонала, потребностей в инновациях и пр.

Следующей составляющей в содержании методологии исследования является   подход, как исходная позиция, с которой исследование начинается. Подход может быть аспектным, системным и концептуальным.

 Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т. д.

Системный подход требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.

Концептуальный подход — предполагает предварительную разработку концепции исследования, как комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность исследования.

Подход может быть эмпирическим, прагматическим и научным. Если он в основном опирается на опыт, то это эмпирический подход, если на задачи получения ближайшего результата, то прагматический. Наиболее эффективным является научный подход, который характеризуется использованием научного аппарата в его проведении.

Особую роль в методологии играют методы исследования, которые можно разделить на три группы: формально-логические, общенаучные и специфические.

Формально-логические — это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления.

Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа.

Специфические — это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности.

Распознавание и формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования. Проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений.

Наиболее типичными проблемами в исследовании СУ являются проблемы совершенствования организации управления, технологии управления, разработки управленческих решений, повышение эффективности мотиваций деятельности, разработка стратегий и инноваций и др.

 Проблема - это противоречие, которое несет в себе элементы новых, неизвестных ранее изменений.  Проблему исследования характеризуют следующие параметры: актуальность проблемы, определение проблемы, постановка проблемы.

Актуальность проблемы - это ее реальность, необходимость разрешения, возможность разрешения (ресурсы), предполагаемый результат и уровень проблемы.

Определение и распознавание проблемы предполагает комбинацию и последовательность множества различных операций. В зависимости от опыта, квалификации и характера исследователя возможно их изменение.

1. Формулирование проблемы  состоит из фиксации того противоречия, которое легло в основу проблемы и  предположительного описания предполагаемого результата её решения.

2. Оценка проблемы выявление всех условий, необходимых для её решения, включая методы, средства, приемы, методики, наличие возможностей и предпосылок, поиск среди уже решенных проблем аналогичных решаемой и т.д.

3. Обоснование проблемы - последовательная реализация процедуры установления содержательных связей данной проблемы с другими проблемами; приведения доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения и др.

 4. Обозначение проблемы - перевод проблемы на научный или обычный язык; выбор словесного выражения проблемы и подбор понятий, наиболее точно фиксирующих смысл проблемы.

Процесс исследования — это последовательность этапов его осуществления, комбинация различных операций и процедур, выбор и сочетание приоритетов: определение цели, накопление информации, обучение персонала, разработка проекта, формулирование рекомендации для решения, создание технологии др.

Далее производится разработка гипотезы, которая может быть эффективным средством поиска путей решения проблемы, подходов к ее пониманию.

Гипотеза — это вероятностное объяснение, предположение при недостаточной информации, выбор гипотезы производится в соответствии с критерием наибольшей вероятности объяснения исследуемой проблемы или вариантов ее решения.

Существуют требования, по которым она выбирается или конструируется.

1. Объяснение должно быть построено по научной методологии, указаны причины, факторы, зависимости и пр.

2. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой на практике.

3. Гипотеза должна быть сформулирована максимально просто.

4. Гипотеза должна быть логически непротиворечивой и др.

Результаты исследования могут иметь различный вид. Они бывают непосредственными в виде конкретных рекомендаций, моделей, инновационных программ, стратегий, методик и пр. Но результаты могут быть и опосредованными, например, имидж фирмы, социально-психологическая атмосфера работы, антикризисное развитие и пр.

Все разнообразие проблем, характеризующее предмет исследования систем управления можно представить в совокупности трех групп: проблемы поведения объекта управления (организация, фирма, предприятие и пр.), проблемы поведения субъекта управления и проблемы взаимодействия субъекта и объекта управления.

Главными в  проблематике объекта управления, являются проблемы, отражающие функционирование ее элементов – подсистем (социальная система, экономическая, организационная, технологическая, система качества и т.д.) 

Субъект управления чаще всего имеет такие проблемы, как характеристики персонала, информационное обеспечение управления, использование времени, разработка стратегий, развитие организации и его техническая вооруженность.

Характер взаимодействия объекта и субъекта управления определяет разнообразие подходов исследования. Подходы могут быть эмпирическими, основанными на опыте и его реализации или прагматическими, построенными на сиюминутном успехе решении проблем. Наибольшее значение имеет социально-экономический подход, отражающий роль человеческого фактора в системе управлении. Он является альтернативой организационно-административному подходу.

Вопросы

1. Каково содержание понятия  «методология исследования»?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.007 с.)