Есть два вида классификации: деление общего и разделение целого. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Есть два вида классификации: деление общего и разделение целого.



Первый вид предполагает деление определенной совокупности явлений, имеющих некоторые общие черты и в то же время различия. Их общность можно отразить в критерии, их различие - в группах принадлежности. Так, например, воздействие - это есть сознательное влияние на человека, преследующее определенную цель. Все разнообразие воздействий можно разделить на воздействия сильные и слабые, постоянные (прессинг) и периодичные, прямые и косвенные и пр. И выделение каждой из этих групп имеет вполне определенный критерий.

Второй вид классификации - разделение целого. Главный его признак в том, что критерием классификации является часть целого. Например, воздействие состоит из целеполагания, определения ситуации, поиска проблемы, разработки и реализации решения. Здесь критерии классификации ограничены целостностью самого явления, в рамках которого и проводится классификация.

Существуют принципы корректной и эффективной классификации, без учета которых не может быть успешной исследовательской работы.

Следует помнить, что при этом всегда существует предел классификационного деления. Таким пределом в исследовании социально-экономических систем является человек, как социальное существо, в области биологии - клетка, в области физиологии - орган, в области техники — деталь и т.д.

Существуют классификации однокритериальные и многокритериальные. При многокритериальных классификациях классы могут частично пересекаться. Это определяется отношениями критериев классификации: пересекающиеся или непересекающиеся.

Разновидностями классификации являются декомпозиция, стратификация, обобщение.

Декомпозиция это особый вид классификации, предназначенный для установления связанных между собой содержательных элементов некоторой объективной целостности.

Стратификация это определение слоев (страт) в многослойном явлении, т.е. зависимостей особого вида. В исследовании управления такими стратами могут быть технические средства и человеческие ресурсы, стратегия и тактика управления и т. д.

Обобщение — это логическая операция, заключающаяся в том, что для некоторой группы явлений находится новое, более широкое по объему понятие, отражающее общность свойств этих явлений на уровне нового знания о них. Например, понятие "человеческий капитал", совсем недавно возникшее в науке и практике управления, обобщает такие свойства человеческих ресурсов, персонала, личностных характеристик работников как способность гарантировать экономический успех фирме, повышать прибыль, стабилизировать функционирование, ускорять развитие.

В исследовании управления большое значение имеет метод комбинаторной классификации. Если объекты классификации имеют несколько равносущественных признаков, которые могут быть основанием классификации, то можно совместить две иерархические классификации посредством построения матрицы, т.е. классификация комбинаторная. Деление по видоизмененному признаку называется дихотомией. Простейший вариант дихотомии, часто используемы в практике исследований, — это рассечение надвое. Например, формальное и неформальное управление, дифференциация и интеграция управления и пр.

Особым вариантом классификации является типология.

 Типология - это группировка объектов на основе их подобия некоторому образцу, который именуется типом, эталоном, или идеальным образом. Типология превосходит классификацию своей универсальностью. Она является первоначальной операцией любых систематизаций.

Соединение метода классификации и метода обобщения дает метод морфологического анализа (иногда он называется методом морфологического ящика). Поскольку непосредственным результатом исследовательской работы должно быть эффективное решение проблемы, то проведение исследования можно свести к анализу вариантов решений по определенному набору их параметров. Это и характеризует морфологический метод исследования.

Его можно реализовать посредством составления так называемых морфологических карт, которые содержат, с одной стороны, перечень необходимых параметров, отражающих предполагаемый и ожидаемый результат, с другой стороны, варианты решений, среди которых надо делать выбор, чтобы достичь результата.

Например, такими параметрами управления могут быть своевременность исполнения, равномерность загрузки, инновационность деятельности, качество работы. Для их достижения используют такие факторы: контроль исполнения, четкость распоряжений, информационное обеспечение, планирование работ, распределение персонала, обучение персонала, мотивирование исполнения, критерии качества, и др. Решения могут быть ключевыми и второстепенными, промежуточными и окончательными. Сделать выбор и обоснование решений позволяет морфологическая карта. Решение должно соединять все эти факторы, отражать комплекс действий, способных изменить положение.

Морфологический анализ предполагает не просто разложение целого на составляющие его части, но выделение элементов по принципам функциональной значимости и роли влияния элемента на общую проблему.

Морфологический анализ помогает глубже понять содержание проблемы и не просто найти ее решение, но и выбрать наиболее удачное решение, учитывая средства и методы, причины и последствия.

Понятие доказательства в практике исследовательской деятельности рассматривается как приведение любых аргументов, подтверждающих некоторое положение. Такими аргументами могут быть факты, проверенные положения, заключения, точки зрения признанных авторитетов, результаты эксперимента.

Надежность доказательства определяется аргументацией фактологией, методологией его построения, формально-логическим следованием, готовностью к восприятию аргументов и фактов.

Доказательство это интеллектуальная операция, состоящая в установлении истинности некоторого суждения, посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной, а также посредством подтверждения фактами и практической деятельностью.

Существуют доказательства фактологические, опирающиеся в основном на фактический материал; формально-логические, главной опорой которых являются законы формальной логики; экпериментальные - построенные на эксперименте; эмпирические - опирающиеся на осмысленный и обобщенный опыт.  В каждом доказательстве существует три элемента: тезис, аргументы и демонстрация.

Тезис это суждение, истинность и приятие которого устанавливается в доказательстве; аргументы — суждения, из которых выводится тезис; демонстрация — логическая форма связи названных двух элементов, обусловливающая необходимость выведения одного из другого, тезиса из аргумента.

Эффективность доказательства определяется правильным выбором его приемов в соответствии с предметом и характером исследования, особенностями и назначением его результатов.

В современных исследованиях очень широко используются методы моделирования. Суть их заключается в том, что реальные объекты исследования заменяются соответствующими моделями, пользуясь которыми можно провести эксперимент, изучать их поведение при изменениях параметров внешней и внутренней среды.

Модель это копия реального объекта, обладающая его основными характеристиками и способная имитировать его поведение.

Особенностью модели является то, что она находится всегда в определенном отношении с реальным объектом. Модель — это всегда упрощенное отражение объекта. Очень часто необходимо намеренно упрощение действительности модели, чтобы выделить главное, "отсечь" его от второстепенного, случайного, преходящего.

В исследовании управления часто используются компьютерные модели. Они могут быть представлены в виде структуры системы управления, технологической схемы процесса управления, комплекса характеристик управления, факторов, влияющих на эффективность управления, взаимодействия функций управления и пр.

Одним из широко используемых методов исследования систем управления является полемика. Полемика это аргументированное обсуждение в группе исследователей проблем и способов их решения. Для исследователя полемика является необходимым элементом исследования, потому что она помогает находить дополнительные аргументы, оттачивать формулировки, укреплять позиции и мысли, конкретизировать рекомендации, усиливать доказательства. Полемика позволяет превращать предположения в убеждения.

Но эти положительные качества полемики только тогда могут дать эффект исследования, когда она осуществляется по определенным правилам. Продуктивность полемики определяется и продолжительностью времени и распределением времени в процессах полемических высказываний.

Общенаучный метод эксперимента это изучение предметов или явлений посредством создания искусственных, но близких к реальности условий их проявления.

Эксперимент  может быть модельным, мысленным и реальным. Первый проводится по специально разработанной модели, отражающей объективные зависимости, существующие в объекте исследования. Этой модели задают различные параметры, и она показывает поведение объекта при их изменении. Разные варианты такого поведения позволяют объяснять явления, устанавливать новые зависимости, предсказывать возможные тенденции.

Вопросы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.008 с.)