Исследование систем управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование систем управления



Солдатова Лариса Андреевна

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Краткий курс  лекций

  для студентов специалитета

очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения

по профилю «Государственное и муниципальное управление»

 

 

Москва 201 1

И 18

Рецензенты: доктор политологических наук, профессор Г.Г. Лоза,                 кандидат философских наук, профессор А.А. Раздорожный.

              Составитель Солдатова Л.А. И 18    Исследование систем управления [Текст]: курс лекций. — М.: МИГКУ, 2011. — 68 с.

 

Курс лекций предназначен для преподавателей и студентов МИГКУ, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» по очной и очно-заочной (вечерней) и заочной форме обучения.

Курс лекций по дисциплине «Исследование систем управления» рассмотрен и утвержден на заседании кафедры «Государственное и муниципальное управление.

 

Курс лекций одобрен Учебно-методическим советом МИГКУ

_______ 2011 г., протокол №

 

 

ББК 60.506 ©

 Московский институт государственного

 и корпоративного управления,

 2011

 © Солдатова Л.А., 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Тема 1 ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА...................................................................... 4

Тема 2 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ.... 7

Тема 3. РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ  10

Тема 4. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ  ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ.............................................................................................. 13

Тема 5. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ......................................................................................................................... 15

Тема 6. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ........................................................... 20

Тема 7. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ: СТРУКТУРА, РАЗРАБОТКА И СОДЕРЖАНИЕ.............................................................................................. 24

Тема 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: ТЕХНОЛОГИИ, УСЛОВИЯ, ТРЕБОВАНИЯ, ВИДЫ.................................................................................. 26

Тема 9. СИСТЕМА ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. МЕТОД "МОЗГОВОГО ШТУРМА………………...……30

Тема 10. МЕТОД СИНЕКТИКИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………...36

Тема 11. МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИЙ И СТРАТЕГИИ    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ…………………………………… 38

Тема 12 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ..40

Тема 13. ФАКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ…… 43

Тема 14. ОЦЕНКИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ………. 46

Глоссарий…………………………………………………………………………52

Тест по курсу................................................................................................ 57

Вопросы к зачету…………………………………………………………………61

Рекомендуемая литература

 


Тема 1. ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода и внедрения исследований в повседневную практику. Оптимизация процесса управления невозможна без серьезной исследовательской работы. Методологии и практическим навыкам исследования надо учиться, способности к исследовательской работе нужно развивать в процессе подготовки специалистов.

В философском словаре дается определение. «Исследование научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности».

Многие считают, что исследования — это задача научного работника, а в повседневной работе управленца для исследований нет времени и необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха и повышения эффективности управлению. Исследования позволяют изыскать резервы, определить, что мешает развитию и что способствует. Это фактор профессионализма и образования.

Таким образом, можно дать следующее определение:

 Исследованиеэто вид деятельности человека, состоящий в:

а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения;

 в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;

 г) установлении значимости этих проблем в системе накопленных знаний;

 д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Исследование проблемы или процесса включает в себя широкий набор методов. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека, чем просто анализ.

Исследования могут быть разными. Упорядочить всю совокупность различных типов исследований можно в следующей типологизации,  на основе выделения по  различным критериям.

По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения ближайшего желаемого результата на основе накопленного опыта эмпирического характера, но есть исследования, ориентированные на перспективу, получение новых знаний, повышение образовательного уровня.

По использованию ресурсов и времени их проведения различаются исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени – продолжительные (непрерывные) и непродолжительные (разовые).

По критерию информационного обеспечения  можно строить исследования только на внутренней информации, а также и с привлечением обширной внешней информации, что позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать эффективные рекомендации.

По степени организованности и участию персонала исследования могут быть индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации.

О сновные характеристики исследования:

1) Методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

2) Организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

3) Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

4) Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

5) Тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.

6) Потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.

7) Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.

8) Эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества все в большей мере нуждается в научном исследовательском подходе. Содержание управления раскрывают основные функции управления - планирование, организация, контроль, регулирование, координация, активизация, мотивация. В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий руководителя. Она способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений. Сегодня одной из основных функций управления становится функция исследования, которая является важным фактором антикризисного управления.

В управлении нет простых решений, невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо проводить  исследование разнообразных вариантов ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека.

 В современном управлении все большую роль играет предвидение и прогнозирование. Увидеть будущее можно лишь, опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего и будущего. Удачного и надежного прогнозирования не может быть без исследования. Исследование управления делает само управление эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.

Исследование — это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала.

Исследовательский подход в управлении должен быть при всех рационализациях, модернизациях и совершенствованиях. Надо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления. В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т. д.Могут быть комбинации различных проблем.

Современный менеджер должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления и отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления.

Вопросы

1. Каково содержание исследования как вида деятельности человека?

Вопросы

1. Дайте определение понятию система. В чем проявляется практическое содержание этого понятия?

Вопросы

1. Каково содержание понятия  «методология исследования»?

Вопросы

Вопросы

Вопросы

Вопросы

1. Нужно ли планировать исследование и почему?

2. В чем особенность планирования исследований систем управления?

3. Как соотносятся программа и план исследования?

Вопросы

Вопросы

Вопросы

Вопросы

Вопросы

Вопросы

Что такое проблема?

1) Это направление исследования

2) Совокупность информации о состоянии системы.

3) Тенденция развития управления системы.

4) Противоречие, требующее разрешения.

5) Кризисные ситуации в развитии управления.

Солдатова Лариса Андреевна

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Краткий курс  лекций

  для студентов специалитета

очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения

по профилю «Государственное и муниципальное управление»

 

 

Москва 201 1

И 18

Рецензенты: доктор политологических наук, профессор Г.Г. Лоза,                 кандидат философских наук, профессор А.А. Раздорожный.

              Составитель Солдатова Л.А. И 18    Исследование систем управления [Текст]: курс лекций. — М.: МИГКУ, 2011. — 68 с.

 

Курс лекций предназначен для преподавателей и студентов МИГКУ, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» по очной и очно-заочной (вечерней) и заочной форме обучения.

Курс лекций по дисциплине «Исследование систем управления» рассмотрен и утвержден на заседании кафедры «Государственное и муниципальное управление.

 

Курс лекций одобрен Учебно-методическим советом МИГКУ

_______ 2011 г., протокол №

 

 

ББК 60.506 ©

 Московский институт государственного

 и корпоративного управления,

 2011

 © Солдатова Л.А., 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Тема 1 ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА...................................................................... 4

Тема 2 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ.... 7

Тема 3. РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ  10

Тема 4. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ  ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ.............................................................................................. 13

Тема 5. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ......................................................................................................................... 15

Тема 6. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ........................................................... 20

Тема 7. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ: СТРУКТУРА, РАЗРАБОТКА И СОДЕРЖАНИЕ.............................................................................................. 24

Тема 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: ТЕХНОЛОГИИ, УСЛОВИЯ, ТРЕБОВАНИЯ, ВИДЫ.................................................................................. 26

Тема 9. СИСТЕМА ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. МЕТОД "МОЗГОВОГО ШТУРМА………………...……30

Тема 10. МЕТОД СИНЕКТИКИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………...36

Тема 11. МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИЙ И СТРАТЕГИИ    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ…………………………………… 38

Тема 12 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ..40

Тема 13. ФАКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ…… 43

Тема 14. ОЦЕНКИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ………. 46

Глоссарий…………………………………………………………………………52

Тест по курсу................................................................................................ 57

Вопросы к зачету…………………………………………………………………61

Рекомендуемая литература

 


Тема 1. ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода и внедрения исследований в повседневную практику. Оптимизация процесса управления невозможна без серьезной исследовательской работы. Методологии и практическим навыкам исследования надо учиться, способности к исследовательской работе нужно развивать в процессе подготовки специалистов.

В философском словаре дается определение. «Исследование научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности».

Многие считают, что исследования — это задача научного работника, а в повседневной работе управленца для исследований нет времени и необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха и повышения эффективности управлению. Исследования позволяют изыскать резервы, определить, что мешает развитию и что способствует. Это фактор профессионализма и образования.

Таким образом, можно дать следующее определение:

 Исследованиеэто вид деятельности человека, состоящий в:

а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения;

 в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;

 г) установлении значимости этих проблем в системе накопленных знаний;

 д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Исследование проблемы или процесса включает в себя широкий набор методов. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека, чем просто анализ.

Исследования могут быть разными. Упорядочить всю совокупность различных типов исследований можно в следующей типологизации,  на основе выделения по  различным критериям.

По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения ближайшего желаемого результата на основе накопленного опыта эмпирического характера, но есть исследования, ориентированные на перспективу, получение новых знаний, повышение образовательного уровня.

По использованию ресурсов и времени их проведения различаются исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени – продолжительные (непрерывные) и непродолжительные (разовые).

По критерию информационного обеспечения  можно строить исследования только на внутренней информации, а также и с привлечением обширной внешней информации, что позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать эффективные рекомендации.

По степени организованности и участию персонала исследования могут быть индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации.

О сновные характеристики исследования:

1) Методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

2) Организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

3) Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

4) Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

5) Тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.

6) Потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.

7) Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.

8) Эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества все в большей мере нуждается в научном исследовательском подходе. Содержание управления раскрывают основные функции управления - планирование, организация, контроль, регулирование, координация, активизация, мотивация. В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий руководителя. Она способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений. Сегодня одной из основных функций управления становится функция исследования, которая является важным фактором антикризисного управления.

В управлении нет простых решений, невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо проводить  исследование разнообразных вариантов ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека.

 В современном управлении все большую роль играет предвидение и прогнозирование. Увидеть будущее можно лишь, опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего и будущего. Удачного и надежного прогнозирования не может быть без исследования. Исследование управления делает само управление эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.

Исследование — это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала.

Исследовательский подход в управлении должен быть при всех рационализациях, модернизациях и совершенствованиях. Надо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления. В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т. д.Могут быть комбинации различных проблем.

Современный менеджер должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления и отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления.

Вопросы

1. Каково содержание исследования как вида деятельности человека?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.057 с.)