Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование систем управленияСтр 1 из 16Следующая ⇒
Солдатова Лариса Андреевна ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ Краткий курс лекций для студентов специалитета очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения по профилю «Государственное и муниципальное управление»
Москва 201 1 И 18 Рецензенты: доктор политологических наук, профессор Г.Г. Лоза, кандидат философских наук, профессор А.А. Раздорожный. Составитель Солдатова Л.А. И 18 Исследование систем управления [Текст]: курс лекций. — М.: МИГКУ, 2011. — 68 с.
Курс лекций предназначен для преподавателей и студентов МИГКУ, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» по очной и очно-заочной (вечерней) и заочной форме обучения. Курс лекций по дисциплине «Исследование систем управления» рассмотрен и утвержден на заседании кафедры «Государственное и муниципальное управление.
Курс лекций одобрен Учебно-методическим советом МИГКУ _______ 2011 г., протокол №
ББК 60.506 © Московский институт государственного и корпоративного управления, 2011 © Солдатова Л.А., 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1 ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА...................................................................... 4 Тема 2 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ.... 7 Тема 3. РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 10 Тема 4. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ.............................................................................................. 13 Тема 5. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ......................................................................................................................... 15 Тема 6. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ........................................................... 20 Тема 7. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ: СТРУКТУРА, РАЗРАБОТКА И СОДЕРЖАНИЕ.............................................................................................. 24 Тема 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: ТЕХНОЛОГИИ, УСЛОВИЯ, ТРЕБОВАНИЯ, ВИДЫ.................................................................................. 26 Тема 9. СИСТЕМА ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. МЕТОД "МОЗГОВОГО ШТУРМА………………...……30 Тема 10. МЕТОД СИНЕКТИКИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………...36 Тема 11. МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИЙ И СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ…………………………………… 38
Тема 12 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ..40 Тема 13. ФАКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ…… 43 Тема 14. ОЦЕНКИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ………. 46 Глоссарий…………………………………………………………………………52 Тест по курсу................................................................................................ 57 Вопросы к зачету…………………………………………………………………61 Рекомендуемая литература
Тема 1. ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода и внедрения исследований в повседневную практику. Оптимизация процесса управления невозможна без серьезной исследовательской работы. Методологии и практическим навыкам исследования надо учиться, способности к исследовательской работе нужно развивать в процессе подготовки специалистов. В философском словаре дается определение. «Исследование научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности». Многие считают, что исследования — это задача научного работника, а в повседневной работе управленца для исследований нет времени и необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха и повышения эффективности управлению. Исследования позволяют изыскать резервы, определить, что мешает развитию и что способствует. Это фактор профессионализма и образования. Таким образом, можно дать следующее определение: Исследование — это вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении значимости этих проблем в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения. Исследование проблемы или процесса включает в себя широкий набор методов. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека, чем просто анализ.
Исследования могут быть разными. Упорядочить всю совокупность различных типов исследований можно в следующей типологизации, на основе выделения по различным критериям. По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения ближайшего желаемого результата на основе накопленного опыта эмпирического характера, но есть исследования, ориентированные на перспективу, получение новых знаний, повышение образовательного уровня. По использованию ресурсов и времени их проведения различаются исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени – продолжительные (непрерывные) и непродолжительные (разовые). По критерию информационного обеспечения можно строить исследования только на внутренней информации, а также и с привлечением обширной внешней информации, что позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать эффективные рекомендации. По степени организованности и участию персонала исследования могут быть индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. О сновные характеристики исследования: 1) Методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования. 2) Организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях. 3) Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов. 4) Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования. 5) Тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик. 6) Потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления. 7) Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий. 8) Эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него. Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества все в большей мере нуждается в научном исследовательском подходе. Содержание управления раскрывают основные функции управления - планирование, организация, контроль, регулирование, координация, активизация, мотивация. В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий руководителя. Она способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений. Сегодня одной из основных функций управления становится функция исследования, которая является важным фактором антикризисного управления.
В управлении нет простых решений, невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо проводить исследование разнообразных вариантов ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека. В современном управлении все большую роль играет предвидение и прогнозирование. Увидеть будущее можно лишь, опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего и будущего. Удачного и надежного прогнозирования не может быть без исследования. Исследование управления делает само управление эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям. Исследование — это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала. Исследовательский подход в управлении должен быть при всех рационализациях, модернизациях и совершенствованиях. Надо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления. В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т. д.Могут быть комбинации различных проблем. Современный менеджер должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления. Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления и отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Вопросы 1. Каково содержание исследования как вида деятельности человека? Вопросы 1. Дайте определение понятию система. В чем проявляется практическое содержание этого понятия? Вопросы 1. Каково содержание понятия «методология исследования»?
Вопросы Вопросы Вопросы Вопросы 1. Нужно ли планировать исследование и почему? 2. В чем особенность планирования исследований систем управления? 3. Как соотносятся программа и план исследования? Вопросы Вопросы Вопросы Вопросы Вопросы Вопросы Что такое проблема? 1) Это направление исследования 2) Совокупность информации о состоянии системы. 3) Тенденция развития управления системы. 4) Противоречие, требующее разрешения. 5) Кризисные ситуации в развитии управления. Солдатова Лариса Андреевна ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ Краткий курс лекций для студентов специалитета очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения по профилю «Государственное и муниципальное управление»
Москва 201 1 И 18 Рецензенты: доктор политологических наук, профессор Г.Г. Лоза, кандидат философских наук, профессор А.А. Раздорожный. Составитель Солдатова Л.А. И 18 Исследование систем управления [Текст]: курс лекций. — М.: МИГКУ, 2011. — 68 с.
Курс лекций предназначен для преподавателей и студентов МИГКУ, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» по очной и очно-заочной (вечерней) и заочной форме обучения. Курс лекций по дисциплине «Исследование систем управления» рассмотрен и утвержден на заседании кафедры «Государственное и муниципальное управление.
Курс лекций одобрен Учебно-методическим советом МИГКУ _______ 2011 г., протокол №
ББК 60.506 © Московский институт государственного и корпоративного управления, 2011 © Солдатова Л.А., 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1 ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА...................................................................... 4 Тема 2 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ.... 7 Тема 3. РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 10 Тема 4. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ.............................................................................................. 13 Тема 5. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ......................................................................................................................... 15 Тема 6. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ........................................................... 20 Тема 7. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ: СТРУКТУРА, РАЗРАБОТКА И СОДЕРЖАНИЕ.............................................................................................. 24 Тема 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: ТЕХНОЛОГИИ, УСЛОВИЯ, ТРЕБОВАНИЯ, ВИДЫ.................................................................................. 26 Тема 9. СИСТЕМА ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. МЕТОД "МОЗГОВОГО ШТУРМА………………...……30 Тема 10. МЕТОД СИНЕКТИКИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………...36 Тема 11. МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИЙ И СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ…………………………………… 38 Тема 12 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ..40 Тема 13. ФАКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ…… 43
Тема 14. ОЦЕНКИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ………. 46 Глоссарий…………………………………………………………………………52 Тест по курсу................................................................................................ 57 Вопросы к зачету…………………………………………………………………61 Рекомендуемая литература
Тема 1. ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода и внедрения исследований в повседневную практику. Оптимизация процесса управления невозможна без серьезной исследовательской работы. Методологии и практическим навыкам исследования надо учиться, способности к исследовательской работе нужно развивать в процессе подготовки специалистов. В философском словаре дается определение. «Исследование научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности». Многие считают, что исследования — это задача научного работника, а в повседневной работе управленца для исследований нет времени и необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха и повышения эффективности управлению. Исследования позволяют изыскать резервы, определить, что мешает развитию и что способствует. Это фактор профессионализма и образования. Таким образом, можно дать следующее определение: Исследование — это вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении значимости этих проблем в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения. Исследование проблемы или процесса включает в себя широкий набор методов. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека, чем просто анализ. Исследования могут быть разными. Упорядочить всю совокупность различных типов исследований можно в следующей типологизации, на основе выделения по различным критериям. По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения ближайшего желаемого результата на основе накопленного опыта эмпирического характера, но есть исследования, ориентированные на перспективу, получение новых знаний, повышение образовательного уровня. По использованию ресурсов и времени их проведения различаются исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени – продолжительные (непрерывные) и непродолжительные (разовые). По критерию информационного обеспечения можно строить исследования только на внутренней информации, а также и с привлечением обширной внешней информации, что позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать эффективные рекомендации. По степени организованности и участию персонала исследования могут быть индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. О сновные характеристики исследования: 1) Методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования. 2) Организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях. 3) Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов. 4) Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования. 5) Тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик. 6) Потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления. 7) Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий. 8) Эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него. Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества все в большей мере нуждается в научном исследовательском подходе. Содержание управления раскрывают основные функции управления - планирование, организация, контроль, регулирование, координация, активизация, мотивация. В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий руководителя. Она способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений. Сегодня одной из основных функций управления становится функция исследования, которая является важным фактором антикризисного управления. В управлении нет простых решений, невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо проводить исследование разнообразных вариантов ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека. В современном управлении все большую роль играет предвидение и прогнозирование. Увидеть будущее можно лишь, опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего и будущего. Удачного и надежного прогнозирования не может быть без исследования. Исследование управления делает само управление эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям. Исследование — это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала. Исследовательский подход в управлении должен быть при всех рационализациях, модернизациях и совершенствованиях. Надо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления. В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т. д.Могут быть комбинации различных проблем. Современный менеджер должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления. Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления и отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Вопросы 1. Каково содержание исследования как вида деятельности человека?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.057 с.) |