Чем отличаются технологии индивидуального и коллективного исследования? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чем отличаются технологии индивидуального и коллективного исследования?




Тема 9. Система диверсифицированных методов исследования. Метод «Мозгового штурма».

Диверсификация - представляет собой соединение различных явлений, процессов или тенденций, позволяющее лучшим образом использовать имеющиеся ресурсы и достигать поставленных целей. Она заключается в создании условий для взаимного обогащения технологии, использования смежных принципов и подходов. Важной особенностью диверсифицированных методов исследования является соединение оригинальных методологий исследования со специфическими организационными формами их проведения.

Система диверсифицированных методов исследований включает методы мозгового штурма, систематизированного поиска, глубокого погружения в проблему, интенсификации мыслительной деятельности, методы синектики, методы интуитивного поиска и др.

Все эти различные методы тесно связаны друг с другом. Общее у них в том, что они соединяют различное творческое проявление коллективной мыслительной деятельности, что и составляет основу эффективности их использования.

Охарактеризуем каждый их этих методов.

1.Метод случайного, интуитивного поиска заключаются в аккумулировании новых идей независимо от практической деятельности и конкретных проблем. Это методы, проявляемые из потребностей творчества, неординарного мышления, развитой интуиции, интеллектуальных способностей. Коллективные формы использования таких методов поиска широко используются в виде мозгового штурма и всех его разновидностей. Интуиция это способность человека к неосознанному предопределению  решений, событий, ситуаций. Это работа подсознания, происходящая в виде некоторого "озарения ", импульса мысли или идеи. Она всегда присутствует как необходимый элемент творчества. Способность к интуиции можно развивать, мотивировать и сознательно вызывать. Чем меньше информации на начальном этапе исследования, тем выше потребность в интуитивном поиске.

 2. Метод систематического поиска характеризуется упорядоченностью всех процедур поиска, их целенаправленностью, последовательностью, точными критериями оценочной основы. Здесь широко используются матричные методы анализа, методы классификации.

3. Метод логического поиска отличается более жесткой упорядоченностью, которая проявляется в алгоритмизации всех процедур поиска, направленного на вполне конкретный предмет исследования или элемент системы. Методы логического поиска начинаются с определения предмета исследования или его корректировки, уточнения, дополнения в том случае, если такое определение уже существует.

В исследовательской деятельности значительную роль играет стратегия. Можно выделить несколько стратегий исследования, которые предполагают различные степени использования интуиции:

Стратегия случайного поиска характеризуется упрощенным анализом информации по обобщенным критериям. Она ориентирована на обработку большого количества информации без ее специальной классификации. Это расчет на случай, который при определенном стечении обстоятельств может подсказать решение проблемы, показать факторы проявления противоречий.

Стратегия целенаправленного поиска предполагает формулировку цели обработки информации, классификацию ее по целевым факторам исследования, поиск в определенных направлениях исследовательской деятельности.

Стратегия систематизированного поиска заключается в том, что она требует не просто наличия цели, а систематизации поиска по определенной методологии, требует построения дерева целей или конкретизации исходной цели в исследовательских задачах.

Стратегия алгоритмического поиска строится на основе разработки алгоритма, устанавливающего некоторую последовательность операций, действий, обработки информации и т. д. Эта стратегия построена на установлении этапов проведения исследования, каждый из которых означает шаг его успешного осуществления и продвижения.

Стратегия интуитивного поиска заключается в последовательном выдвижении и дальнейшей проверке различных идей и гипотез. Их корректность принимается без доказательства. Однако в последующем осуществляется их отбор по установленным критериям и анализ по целям исследования, практической значимости и реальности.

Эти стратегии различаются не только методологией их осуществления, но и организационными факторами при коллективном исследовании. Важным фактором выбора стратегии является наличие информации на начальном этапе исследования, возможность и необходимость ее накопления, формы использования (количественные данные, систематизированное описание, свойства, характеризующие качество и пр.) Чем меньше первоначальной информации, тем больше потребность в стратегии интуитивного поиска.

Метод "мозгового штурма" построен на специфическом сочетании методологии и организации исследования, рационального использования усилий исследователей с интуицией и исследователей аналитиков, системщиков, скептиков, практиков. Но коллективный интеллект только тогда может состояться, когда он сформирован по научным принципам с учетом специфики соединения способностей индивидов по определенным признакам и правилам.

Высшей степенью формирования и функционирования коллективного интеллекта является интегральный интеллект, который отражает синергетический эффект соединения способностей и интеллектуальных потенциалов исследователей. Принципы формирования интегрального интеллекта следующие:

 1. Принцип неоднородности по типологическим признакам творческого потенциала и характера личности. Неоднородность иногда она рождает конфликты, иногда дает эффект гармонии творческих потенциаловличностей.

Желательно, чтобы в коллективном интеллекте были полнее представлены различные типы творческих индивидуальностей. Вот их типологические характеристики

• Пионер (проблемщик), способный раньше других увидеть проблему и сформулировать ее. Он способен во всем искать противоречия.

• Энциклопедист, быстро находит аналоги рассматриваемой проблеме в различных отраслях знаний. Это позволяет делать сравнительный анализ, определять направления решения проблемы, строить гипотезы, формировать подходы и т.д.

 • Генератор идей - человек, способный сконструировать концепцию, позволяющую объединить несколько идей и различных видов исследовательской деятельности.

Энтузиаст - человек, заряжающий других оптимизмом и уверенностью в успехе исследования, достижения результата.

• Скептик - сомневающийся в успехе любого начинания и плана, охлаждающий пыл в непродуманных действиях и в принятии скороспелых решений. Он может оградить от авантюрных действий.

Прогнозист -предвидит последствия, определяет тенденции, может просчитать все возможные варианты развития событий.

Информатор - собирает и классифицирует информацию и как бы оберегает от повторения пройденного, способствует поиску новых идей поиска решения проблемы.

Эстет считает, что главными критериями является красота, гармония. Удачная идея или мысль всегда красива, она доставляет эстетическое удовольствие человеку.

Психолог - необходим для создания определенной психологической атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательства в деятельности исследователей, а также и атмосферы поиска, воодушевления, энтузиазма.

Независимый - любит работать индивидуально и самостоятельно. При этом изучает чужие идеи, но ищет свои. Он может высказать свои идеи неожиданно и при этом многих ставит в тупик, раздражает, но все-таки заставляет задумываться и глубже вникать в проблему.

Переводчик - это человек, способный в силу своей квалификации, опыта, особенностей мышления, уровня образования просто и доходчиво, но при этом предельно верно объяснить проблему, решение, идею специалистам разных областей знаний.

Разработчик, склонный доводить результаты исследований до завершающей и конкретной, практически реализуемой стадии. Именно разработчикам чаще всего приходится иметь дело с деталями.

Реализатор, "привязывающий" результаты совместной работы к конкретным условиям и добивающийся их практического применения.

Перечисленные типы личностей в коллективном интеллекте не обязательно должны выступать в виде отдельного человека по каждому из этих типов. Эта типология может рассматриваться как комплекс функций, из которых складывается коллективный интеллект в деловой игре, как технологии исследования проблем управления.

2. Принцип деятельной совместимости заключается в том, что для формирования коллективного интеллекта необходимо привлекать исследователей, склонных и способных работать вместе даже с теми людьми, которые по тем или иным причинам могут им быть не симпатичными. Деятельная совместимость определяется не только чертами характера, но и опытом, этикой, культурой, воспитанием, общей организационной обстановкой, мотивированием взаимопонимания и терпимости.

3. Принцип рационального сочетания формальной и неформальной организации деятельности. В творческих группах большую роль играет неформальная организация. Она дает необходимую раскованность в проявлении способностей, рождает атмосферу доверия, позволяет гибко реагировать на появление новых идей.

4. П ринцип перманентности, то есть непрерывности и ритмичности ведения исследовательской деятельности, включения новых идей, переключения внимания на новые проблемы, динамики творческих интересов. В

5. П ринцип имитации -  это возможность осваивать тип мышления другого человека, и опираясь на него, предполагать, предвидеть, какие вопросы он может поставить, как оценить то или иное решение, на что обратить внимание в первую очередь, какие выдвинуть аргументы.

Таким образом, интегральный интеллект — это не просто группа людей, подобранная соответствующим образом. Это комплекс отношений между людьми, процессуальная организация их деятельности (изменения, ротация, переключения и пр.), особый вид цели объединения, социально-психологическая атмосфера работы, определенная гармония человеческих качеств, система интеллектуального креативного взаимодействия. Формирование интегрального интеллекта должно быть главным фактором планирования исследования и организации его проведения методом деловой игры.

Основной целью "мозгового штурма" я вляется поиск как можно более широкого спектра идей и решений исследуемой проблемы, выход за границы тех представлений, которые уже существуют.

"Мозговой штурм" проводится в два этапа: этап генерации идей и этап практического анализа выдвинутых идей. Каждый из этапов осуществляется в определенной последовательности, определяющей его эффективность.

Первый этап (генерации идей):

 1. Формирование группы по способностям к научному воображению и развитой интуиции, интеллектуальной раскованности, разнообразию знаний и научных интересов, позитивному скептицизму.

2. Отбор группы для генерации идей можно сделать по результатам специального тестирования, которое позволит выявить социально-психологические характеристики человека.

 3. Создать в группе атмосферу непринужденности, творчества, взаимопонимания.

4. Строгий запрет всякой критики, которая может ограничить полет фантазии в формулировании идей, ухудшить психологическую атмосферу, сковывать мышление.

5. Принцип мотивации разнообразия идей Можно высказывать абсолютно нереальные и фантастические идеи, более того, именно это и надо мотивировать в работе группы.

6. В группу могут входить специалисты в различных областях знаний, разного опыта и научно- практического статуса. Разнообразие участников работы способствует генерации идей.

7. Принцип регламента времени на выдвижение идей, то есть устанавливается ограничение времени на раздумья, чтобы исключить возможность "зацикливания" в противоречиях, снять неуверенность, психологические комплексы.

На втором этапе "мозгового штурма" (этапе анализа) также действует определенная последовательность действий.

1. Ни одна высказанная идея, как бы скептически она ни оценивалась первоначально, не должна исключаться из практического анализа. Все представленные идеи должны быть классифицированы и обобщены. Именно аналитическое обобщение идей иногда дает очень удачные результаты.

2. Для обеспечения объективности оценки и анализа идей, должны быть сформулированы предельно четкие критерии, которыми должны руководствоваться все члены аналитической группы. Основными из них должны быть: соответствие цели исследования, рациональность, реальность, обеспеченность ресурсами.

3. Многие первоначально высказанные идеи нуждаются в своем уточнении, конкретизации, дополнении. Они могут быть проанализированы, приняты либо исключены из анализа только после соответствующей доработки.

4. Можно проводить анализ на основе различных подходов: негативизма и позитивизма. Первый проводится по установке на критические оценки, скептицизм, жесткость практических критериев. Второй - по поиску рационального, позитивного, конструктивного в любых их проявлениях.

5. Ориентировать совокупность идей на построение конструктивной концепции, реальной программы действий.

В практическом использовании метода "мозгового штурма" большое значение имеет личность и опыт подобной деятельности ведущего, для того, чтобы исследовательская работа была соответствующим образом организована и регулировалась в процессе их проведения. Ведущим должен быть человек, обладающий большой творческой активностью, доброжелательностью, глубоким пониманием решаемой проблемы, способностью организовывать и поддерживать интеллектуальный процесс, и на первом этапе мотивировать генерацию как можно большего количества идей.

На втором этапе "мозгового штурма" в деятельности ведущего главным становится выявление возможности реализации идеи, оценка её эффективности, перспективности, практической значимости, представления в обобщенном виде, конкретизация и дальнейшее развитие высказанных идей.

Целесообразность использования метода "мозгового штурма" определяется оценкой сложности и оригинальности исследовательской проблемы и наличием специалистов, способных эффективно участвовать в процессах "мозгового штурма".

Большое значение в успехе "мозгового штурма" имеет постановка и формулировка цели исследования, а также его предмета — проблемы.

Выбор формы постановки проблемы и формулировки ее содержания зависит от профессионального состава группы, ее структуры по психологическим данным, сложившимся человеческим отношениям, организационным условиям работы группы, целям исследования (первый подход к проблеме или конкретное ее решение, фактор времени и пр.).

Использование метода "мозгового штурма" может быть эффективным только в условиях творческого отношения к этому методу. Он является не только методом использования и стимулирования творчества в исследовании, но предполагает и творческий подход к реализации самого метода.

Вопросы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.025 с.)