Тема 1. Современные информационные таможенные технологии. Общие понятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Современные информационные таможенные технологии. Общие понятия



Введение

Целью изучения курса «Информационные таможенные технологии» является:

- ознакомление с теоретическими основами современных таможенных технологий;

- ознакомление с принципами построения информационных систем таможенных органов;

- ознакомление с комплексами программных средств, используемых для автоматизации деятельности таможенной службы.

В результате изучения курса должны быть приобретены знания и практические навыки в следующих областях информатизации:

- знания современных принципов обработки данных;

- формирование системного подхода и навыков самостоятельного проектирования информационных таможенных технологий;

- представление об основных программных продуктах, функционирующих в ЕАИС: их назначение и принципы функционирования;

- принципы защиты данных в информационных системах;

- системно- техническое обеспечение ЕАИС ФТС России.

Изучение курса «Информационные таможенные технологии» проводится в лекционной форме, форме лабораторных работ, самостоятельной работы студента и в форме консультаций. Итоговой формой контроля является экзамен.

 

Тема 1. Современные информационные таможенные технологии. Общие понятия

План:

1. Классификация информационных систем

2. Функции управления в информационных системах

3. Организационное, программное и техническое обеспечение информационных систем

 

Организационное, программное и техническое обеспечение информационных систем

Организационное обеспечение направлено на обеспечение эффективной работы персонала, поэтому можно выделить:

1. Кадровое обеспечение – состав специалистов, участвующих в создании и работе системы, штатное расписание и функциональные обязанности.

2. Эргономическое обеспечение – совокупность методов и средств, используемых при разработке и функционировании ИС, создающих оптимальные условия для деятельности персонала, для быстрейшего освоения системы.

3. Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, регламентирующих создание и функционирование информационной системы, порядок получения, преобразования и использования информации.

4. Организационное обеспечение представляет собой комплекс решений, регламентирующих процессы создания и функционирования как системы в целом, так и её персонала.

Программное обеспечение включает в себя совокупность программ регулярного применения, необходимых для решения функциональных задач, и программ, позволяющих наиболее эффективно использовать вычислительную технику, обеспечивая пользователям наибольшие удобства в работе.

Техническое обеспечение – это комплекс технических средств, задействованных в технологическом процессе преобразования информации в системе. В первую очередь это вычислительные машины, периферийное оборудование, аппаратура и каналы передачи данных.

Тема 2. Стандарты пользовательского интерфейса для информационных таможенных технологий

План:

1. Понятие пользовательского интерфейса

2. Типы интерфейсов, их взаимосвязь с операционными системами

 

Тема 3. Информационные телекоммуникационные системы

План:

1. Телекоммуникационные технологии, тенденции их развития

2. Компьютерные сети: топология, операционная система, протоколы, архитектура

3. Локальные и глобальные сети

 

Локальные и глобальные сети

Локальной вычислительно сетью (ЛВС) называют сеть, элементы которой – вычислительные машины, терминалы, связная аппаратура – располагаются на сравнительно небольшом удалении друг от друга (до 10 км).

Локальная сеть обычно предназначается для сбора, передачи и распределённой обработки информации в пределах отдела, фирмы, учреждения.

Основное назначение любой вычислительной сети – предоставление информационных и вычислительных ресурсов подключённым к ней пользователям.

ЛВС классифицируются по целому ряду признаков:

1. По уровню управления:

- сети рабочих групп, объединяют ряд ПК, работающих под управлением одной операционной среды;

   - сети отделов, используются небольшой группой сотрудников организации, работающих в одном подразделении (отделе);

- сети кампусов, объединяют несколько мелких сетей в одну;

- корпоративные сети – сети масштаба всего предприятия, организации.

2. По назначению сети:

- вычислительные, выполняющие преимущественно расчётные работы;

- информационно-вычислительные, кроме расчётных операций, осуществляющие информационное обслуживание пользователей;

- информационные, выполняющие в основном информационное обслуживание пользователей (создание и оформление документов, доставку пользователю информации);

- информационно поисковые – разновидность информационных, специализирующаяся на поиске информации в сетевых хранилищах по нужной пользователю тематике;

- информационно-советующие, обрабатывающие текущую техническую, технологическую и организационную информацию и вырабатывающие результирующую информацию для поддержки принятия пользователем правильных решений;

- информационно-управляющую, обрабатывающую текущую техническую и технологическую информацию и вырабатывающие результирующую информацию, на базе которой автоматически вырабатываются воздействия на управляемую систему.

3. По топологии:

- шинные;

- петлевые;

- радиальные;

- полносвязные;

- иерархические;

- смешанные.

4. По типу используемых компьютеров:

- однородные, используют одинаковые типы компьютеров, имеющих одинаковые операционные системы и однотипный состав абонентских средств;

- неоднородные.

5. По организации управления:

- с централизованным управлением;

- с децентрализованным управлением.

Глобальные сети объединяют абонентов, удалённых друг от друга на значительное расстояние, часто находящихся в различных странах или на разных континентах. Взаимодействие между абонентами такой сети может осуществляться на базе телефонных линий связи, систем радиосвязи или спутниковой связи.

Основу глобальных сетей составляют высокоскоростные телекоммуникационные магистральные сети. К магистральным сетям через точки сетевого доступа подсоединяются автономные системы, каждая из которых уже имеет своё административное управление, свои внутренние протоколы маршрутизации.

Основной ячейкой глобальной сети являются ЛВС или локальные компьютеры.

Каждый подключённый к глобальной сети компьютер имеет свой адрес, по которому его может найти любой абонент сети.

 

Основные понятия процесса накопления данных

В ходе развития информационных систем были сформулированы принципы организации больших массивов данных:

- принцип интеграции данных, в соответствии с которым все данные накапливаются и хранятся централизованно, образуя динамически обновляемую модель предметной области;

- принцип независимости прикладных программ от данных, то есть отделение логической модели данных от средств управления ими.

Удовлетворение этим принципам связано с созданием единого для всех задач блока данных, называемого базой данных, и разработкой единой управляющей программы для манипулирования данными, называемой системой управления базой данных – СУБД.

База данных представляет собой данные, организованные и обрабатываемые в соответствии с определёнными правилами хранения и доступа. Логическая, а часто и физическая автономность данных является существенным отличием баз данных от прочего программного обеспечения. Фиксированная, строго оговоренная структура данных и их безусловная типизация отличает базу данных от текстовых и табличных процессоров, а широкая гамма допустимых операций на множествах является важным преимуществом её перед пакетами прикладных программ и системами программирования. Выделением базы данных как особой части программного обеспечения преследуется несколько целей:

- эффективная структуризация информации;

- сведение к минимуму повторяющихся данных;         

- обеспечение быстрого доступа к информации прямо на носителе;

- удобство дополнения информации новыми сведениями;

- обеспечение целостности данных;

- предотвращение несанкционированного доступа к информации;

- облегчение автоматизации обработки данных и ведение отчётности.

Объекты, процессы, явления предметной области представляются в базах данных коллекциями записей (сущностей) определённой структуры. Отношения между записями характеризуются связями, которые могут быть бинарными и n-арными. Эти связи оформляются в виде моделей данных. Модель даёт приближённое представление коллекции средствами языка, математической или логической символики. Различают иерархическую, сетевую и реляционную модели данных.

Иерархическая модель отражает структуру, аналогичную файловой системе. Это дерево с узлами, в которых хранятся данные, и ветвями, связывающими их между собой. Узел, в который не входит ни одна ветвь, называется корнем. В свою очередь, любой узел дерева – это в то же время и корень поддерева. Число таких поддеревьев именуется степенью узла. Концевой узел, имеющий нулевую степень, называется листом. Таким образом, иерархическая модель должна удовлетворять определённым ограничениям.

Если эти ограничения убрать получится сетевая модель. Сетевая модель рассматривает базу данных как абстрактное хранилище связанных друг с другом записей, то есть объектами такой базы являются и записи и связи между ними. Форма хранения информации в базе данных сетевого типа напоминает способ хранения образов в мозгу человека. Между элементами данных существует отношение наследования типа «родитель-потомок», причём любой элемент может оказаться наследником нескольких родителей и наоборот. Связи в базе данных сетевого типа реализуются с помощью сложной системы указателей. Поскольку каждый элемент данных должен содержать ссылки на другие элементы, такая модель требует значительных ресурсов памяти и высокого быстродействия компьютера.

Идея автоматизированной реляционной или табличной организации данных принадлежит польскому математику З. Я. Слонимскому. В основе её лежит представление предметной области в виде набора взаимосвязанных таблиц, элементы которой являются неделимыми величинами. В этом заключается главное отличие реляционной модели от иерархической и сетевой. Сравнительная простота инструментальных средств поддержки реляционной модели является её достоинством, тогда как жёсткость структуры и зависимость от скорости работы и размера базы данных относятся к недостаткам.

Разработчики реляционных СУБД никогда не ставили целью представление пользователю мощных функций многомерной обработки данных, их анализа и синтеза. Такие функции обычно перекладываются на различные отдельные инструменты для конечного пользователя, такие как широкоформатные таблицы, графические программы и специализированные пакеты прикладных программ.

 

Технология «клиент-сервер»

В базах данных коллективного пользования центральным технологическим звеном являются серверы баз данных.

Основная идея технологии «клиент-сервер» заключается в том, чтобы серверы расположить на мощных машинах, а приложения клиентов, использующих язык, - на менее мощных машинах. Сервер отправляет клиенту не полную копию базы данных, а только логически необходимые порции, тем самым, сокращая трафик сети (поток сообщений сети). В технологии «клиент-сервер» программы клиента и его запросы хранятся отдельно от СУБД. Сервер обрабатывает запросы клиентов, выбирает необходимые данные из базы данных, посылает их клиентам по сети, производит обновление информации, обеспечивает целостность и сохранность данных.

Основными видами технологии распределённой обработки данных являются:

1. Технология «клиент-сервер», ориентированная на автономный компьютер, то есть клиент и сервер размещены на одной ЭВМ.

2. Технология «клиент-сервер», ориентированная на централизованное распределение. Клиент получает доступ к данным одиночного удалённого сервера, данные могут только считываться, число запросов должно быть невелико.

3. Технология «клиент-сервер», ориентированная на локальную вычислительную сеть. Единственный сервер обеспечивает доступ к базе; клиент формирует процесс, отвечающий за содержательную обработку данных, их представление и логический доступ к базе; доступ к БД замедлен, так как клиент и сервер связаны через локальную сеть.

4. Технология «клиент-сервер», ориентированная на изменение данных в одном месте. То есть клиент может изменять данные только в своей локальной сети.

5. Технология «клиент-сервер», ориентированная на изменение данных в нескольких местах. Присутствует сервер-координатор, поддерживающий протокол передачи данных между различными серверами.

6. Технология «клиент-сервер», ориентированная на распределённую СУБД.

 

Основные понятия информационной безопасности

Объектами информационной безопасности таможенных органов РФ являются:

- информационные ресурсы, вне зависимости от форм хранения, содержащие таможенную информацию, составляющую государственную тайну, и таможенную информацию конфиденциального характера;

- система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные технологии, регламенты и процедуры сбора, обработки, хранения и передачи таможенной информации;

- информационные системы, обеспечивающие таможенную деятельность (контроль за валютными операциями по экспорту и импорту, специальная таможенная статистика, контроль за соблюдением лицензий и т. д.);

- информационно-вычислительные комплексы, обслуживающие ИТТ;

- ведомственная система связи;

- программные средства (операционные системы, системы управления базами данных, общесистемное и прикладное программное обеспечение);

- технические средства обработки информации;

- технический и обслуживающий персонал таможенных органов;

- помещения, предназначенные для ведения секретных переговоров, обработки, размножения и хранения документированной информации ограниченного доступа.

Информационная безопасность указанных объектов создаёт условия для надёжного функционирования таможенных органов Российской Федерации, что является жизненно важным условием обеспечения экономической безопасности государства.

Происходящие в настоящее время процессы преобразования в политической жизни и экономике России оказывают непосредственное влияние на состояние информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации. При этом возникают факторы, которые необходимо учитывать при оценке реального состояния информационной безопасности и определении ключевых проблем в этой области.

К этим факторам можно отнести:

- расширение сотрудничества России с зарубежными странами в политической и экономической сферах;

- создание таможенного содружества России, Белоруссии, Киргизии и Казахстана;

- ограниченные объемы финансирования проектирования, строительно-монтажных работ и закупки средств защиты информации;

- широкое использование в таможенных органах незащищённых от утечки информации импортных технических и программных средств для хранения, обработки и передачи информации;

- рост объемов таможенной информации, передаваемой по открытым каналам связи, в том числе по сетям передачи данных и межмашинного обмена;

- обострение криминогенной обстановки, рост числа компьютерных преступлений, особенно в кредитно-финансовой сфере.

 

Компьютерная преступность

Особенность компьютерной информации, то есть информации, зафиксированной на машинном носителе или передаваемой по телекоммуникационным каналам в форме, доступной восприятию ЭВМ – в её относительно простых пересылке, преобразовании, размножении: при изъятии информации, в отличие от изъятия вещи, она легко сохраняется в первоисточнике; доступ к одному и тому же файлу, содержащему информацию, могут иметь несколько пользователей.

Под компьютерной преступностью обычно понимают совокупность запрещённых законом деяний, связанных с посягательством на компьютерную информацию и её вещественных носители, а также совершение традиционных преступлений с использованием средств электронно-вычислительной техники.

Каждое компьютерное преступление совершается с выходом в «виртуальную реальность», где циркулирует машинная информация, либо воздействием на такую информацию. Иногда компьютерное преступление определяют как противозаконное деяние, предметом или орудием которого является ЭВМ.

С развитием техники и, главное, внедрением безбумажных технологий управления и обработки информации, приданием юридической силы актам, осуществляемым с помощью ЭВМ, компьютерная преступность в России будет развиваться количественно и качественно.

Криминологические характеристики компьютерных преступников находятся в зависимости от цели их деятельности – корыстной и бескорыстной.

Виктимины, то есть подверженные риску стать жертвами компьютерного преступления лица, хранящие и обрабатывающие конфиденциальную информацию, а также осуществляющие интенсивные операции с материальными ценностями с помощью ЭВМ.

Статья 272 УК РФ «Неправомерный доступ к компьютерной информации». Статья 273 УК РФ «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ». Статья 274 УК РФ «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети».

        

Вопросы к экзамену

1. Классификация информационных систем.

2. Функции управления в информационных системах.

3. Организационное, программное и техническое обеспечение информационных систем.

4. Космическая информационно-вычислительная сеть ФТС России.

5. Понятие пользовательского интерфейса.

6. Типы интерфейсов, их взаимосвязь с операционными системами.

7. Телекоммуникационные технологии, тенденции их развития.

8. Компьютерные сети: топология, операционная система, протоколы, архитектура.

9. Локальные и глобальные сети.

10. Основные понятия процесса накопления данных.

11. Системы управления базой данных.

12. Основные форматы данных, используемые в таможенных органах при хранении и передаче информации.

13. Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС России.

14. Принципы информационно-технической политики (ИТП) ФТС России.

15. Анализ информационных потоков и управления в таможенной системе.

16. Техническое обеспечение ЕАИС ФТС России.

17. Информационное обеспечение ЕАИС ФТС России.

18. Программное обеспечение ЕАИС ФТС России.

19. Лингвистическое обеспечение ЕАИС ФТС России.

20. Понятие распределённой технологии обработки данных, её преимущества. Удалённый запрос.

21. Способы распределения данных.

22. Технология «клиент-сервер».

23. Корпоративная сеть передачи данных.

24. Ведомственная интегрированная телекоммуникационная сеть (ВИТС) ФТС России – транспортная среда для передачи данных по единому стандарту в ЕАИС ФТС России.

25. Ведомственная электронная почта.

26. Основные понятия информационной безопасности.

27. Современные программные угрозы информационной безопасности.

28. Технические средства защиты информации. Разграничение и контроль доступа.

29. Компьютерная преступность.

30. Средства автоматизации органов управления ФТС.

31. Функциональные автоматизированные рабочие места (АРМ) и их взаимодействие.

32. Автоматизированные системы контроля за доставкой товаров.

33. Комплексные автоматизированные системы таможенного оформления «АИСТ-РТ21», «АИСТ-М».

34. Информационно-расчётная система (ИРС) «Доход».

35. Программные средства систем управления рисками.

36. Средства электронного декларирования.

37. Программные средства контроля и оформления товаров, находящихся на складах временного хранения.

38. Информационно-технологическая схема обеспечения нормативно-справочной информацией.

39. Автоматизированная информационно-справочная система «ВЭД-инфо».

40. Внутренний информационный портал ФТС России.

41. Центральный реестр субъектов внешнеэкономической деятельности: назначение, архитектура, информационное наполнение.

42. Информационно-аналитическая система «Мониторинг-Анализ».

43. Автоматизированная система анализа данных и поддержки принятия решений «Аналитика-2000».

 

 

Литература:

1. Андрейчиков А. В., Андрейчикова О. Н. Интеллектуальные информационные системы. Учебник для ВУЗов. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 423 с.

2. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник для вузов. 2-е изд. / В. Л. Бройдо. – СПб.: Питер, 2008. – 703 с.: ил.

3. Ивасенко А. Г., Гридасов А. Ю., Павленко В. А. Информационные технологии в экономике и управлении. Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: КноРус, 2007. – 160 с.

4. Информатика для юристов и экономистов. Учебник для ВУЗов / Симонович С. В., ред. – СПб.: Питер, 2007. – 687 с.

5. Информационное обеспечение в таможенных органах: Учебник / П. Н. Афонин, И. А. Сальников. – СПб.: Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал РТА, 2009. – 392 с.

6. Коноплёва И. А., Хохлова О. А., Денисов А. В. Информационные технологии. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2007. – 294 с.

7. Лесничая И. Г., Миссинг И. В., Романова Ю. Д. и др. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: ЭКСМО, 2007. – 544 с.

8. Мелехин В. Ф., Павловский Е. Г. Вычислительные машины системы и сети. Учебник для ВУЗов. – М.: Академия, 2006. – 555 с.

9. Олифер В. Г., Олифер Н. А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. Учебное пособие. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 958 с.

10. Пятибратов А. П., Гудыно Л. П., Кириченко А. А. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. Учебник для ВУЗов. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 559 с.

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..3

Тема 1. Современные информационные технологии.

Общие понятия……………………………………………………………4

Тема 2. Стандарты пользовательского интерфейса для

Информационных таможенных технологий…………………………….8

Тема 3. Информационные телекоммуникационные системы…............11

Тема 4. Базы данных, используемые в построении

современных информационных систем………………………………...16

Тема 5. Построение информационных систем в таможенных

органах…………………………………………………………….............21

Тема 6. Системно-техническое обеспечение функционирования

ЕАИС ФТС России……………………………………………………… 26

Тема 7. Распределённые технологии обработки и хранения данных

В ЕАИС ФТС России…………………………………………………….31

Тема 8. Телекоммуникационное обеспечение информационных

Таможенных технологий…………………………………………...........35

Тема 9. Обеспечение информационной безопасности

в ЕАИС ФТС России……………………………………………………..40

Тема 10. Комплексы программных средств, обеспечивающие программную поддержку функционирования ФТС России…………..47

Тема 11. Таможенные информационно-справочные системы………...61

Тема 12. Базы данных ЕАИС ФТС России……………………………..68

Тематический план курса………………………………………………..77

Вопросы к экзамену……………………………………………………...80

Литература………………………………………………………………..82

 

Введение

Целью изучения курса «Информационные таможенные технологии» является:

- ознакомление с теоретическими основами современных таможенных технологий;

- ознакомление с принципами построения информационных систем таможенных органов;

- ознакомление с комплексами программных средств, используемых для автоматизации деятельности таможенной службы.

В результате изучения курса должны быть приобретены знания и практические навыки в следующих областях информатизации:

- знания современных принципов обработки данных;

- формирование системного подхода и навыков самостоятельного проектирования информационных таможенных технологий;

- представление об основных программных продуктах, функционирующих в ЕАИС: их назначение и принципы функционирования;

- принципы защиты данных в информационных системах;

- системно- техническое обеспечение ЕАИС ФТС России.

Изучение курса «Информационные таможенные технологии» проводится в лекционной форме, форме лабораторных работ, самостоятельной работы студента и в форме консультаций. Итоговой формой контроля является экзамен.

 

Тема 1. Современные информационные таможенные технологии. Общие понятия

План:

1. Классификация информационных систем

2. Функции управления в информационных системах

3. Организационное, программное и техническое обеспечение информационных систем

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.102 с.)