Лекция 39-40. Некоторые ведущие направления психокоррекционной работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 39-40. Некоторые ведущие направления психокоррекционной работы.



Литература

  • Осипова А.К. Общая психокоррекция. М.: ТЦ «Сфера», 2000.
  • Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.
  • Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. М.: Академия, 2002.
  • Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992.

1.Трансактный анализ Э. Берна.

2.Гештальттерапия Ф.С. Перлза.

3.Психодрама Дж.Л. Морено.

Лекция 39.

Трансактный анализ Э. Берна.

Корни концепции трансактного анализа уходят в психоанализ, но концепция сочетает идеи психодинамического, поведенческого и когнитивного направлений. Основой коррекционной работы выступает выявление и изменение когнитивных схем поведения, которые программируют взаимодействие человека с самим собой и другими людьми. Базовый элемент коррекционной работы – структурный анализ «эго-позиций» («Родитель», «Дитя», «Взрослый»), который предполагает демонстрацию взаимодействия с помощью техники ролевых игр. Прорабатываются проблемы контаминации (смешения разных «эго-состояний») и исключения (жесткой разделенности «эго-состояний»). Проводится анализ трансакций – взаимодействий с позиции определенных «эго-состояний»; учитывается, что трансакции могут быть неконфликтогенными (например, «Родитель» - «Дитя», «Взрослый» - «Взрослый») и пересекающимися, конфликтогенными (например, «Родитель» - «Родитель»). Анализируются скрытые трансакции, психологические игры-манипуляции, приводящие к желаемому исходу, но имеющие негативные последствия для личности (например, в позиции «Дитя» человек вымогает у окружающих жалость и сочувствие, но не удовлетворен недостаточным уровнем уважения к нему). Исследуется также индивидуальный жизненный сценарий, которому человек невольно следует, выполняя предписания принятой на себя роли. В формировании жизненного сценария велика роль родительского программирования, результаты которого анализируются и обсуждаются с клиентом.

Главная цель коррекции – помощь клиенту в осознании своих игр (манипуляций), жизненного сценария, «эго-состояний» и при необходимости принятие новых решений в плане построения поведения. Сущность коррекции заключается в освобождении клиента от навязанных программ поведения и становление его независимости, спонтанности, ответственности, способности к полноценным отношениям и эмоциональной близости. Позиция психолога – принятие клиента, партнерство, сочетание ролей учителя и эксперта, поддержка взрослого «эго-состояния» у клиента. Используются техники ролевых игр с разбором трансакций, семейного моделирования (соотнесение трансакций с моделью всей семьи).

Лекция 40.

Гештальттерапия Ф.С. Перлза.

Гештальттерапия основана Ф.С. Перлзом, испытала влияние идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа. Личностный рост рассматривается как процесс расширения зон самоосознавания человека, способствующий саморегуляции и координации равновесия между внутренним миром, организмом и средой. Внутренняя зона сознавания сосредоточена на явлениях и процессах, происходящих в теле, внешняя зона – на внешних событиях, средняя – на явлениях психологического порядка (фантазии, верования, отношения). При неврозе преобладает сосредоточение на средней зоне за счет исключения внешней и внутренней - проявляется излишняя склонность к фантазированию, интерпретации ориентированы на прошлое и будущее в ущерб настоящему. Гештальттерапия предполагает усиление сознавания внутренней и внешней зон и восстановление процесса саморегуляции. Коррекция предусматривает преодоление нарушений процесса саморегуляции, проявляющихся посредством действия защитных механизмов интроекции (некритическое усвоение и использование чужеродных оценок и образцов поведение), проекции (отчуждение присущих человеку качеств и совершение по отношению к другим действий, в которых человек обвиняет других), ретрофлексии (обращение на себя того, что хотел бы сделать другим – самообвинение, самоагрессия, принятие долженствования), дефлексии (уклонение от реальных контактов, проблем и ситуаций, ритуальность поведения), слияния (неумение отличать свои и чужие мысли и желания, присоединение к чужим позициям). Преодоление этих неконструктивных защит связано с принятием персональной ответственности за высказываемые мысли, выражаемые чувства, за свое поведение, что открывает человеку путь к руководству собственным поведением и построению желаемого будущего на основе принимаемых в настоящем решений. 

Гештальттерапия помогает человеку символически завершить некогда незавершенные дела, выразить некогда задержанные (неотреагированные) чувства, осуществить конфронтацию с ними, проработать их в настоящем и достичь личностной интеграции. На пути к восстановлению истинной индивидуальности клиент проходит пять уровней: уровень фальшивых отношений, игр, ролей (выполнение стереотипных ролей, соответствующих ожиданиям других и подавляющих индивидуальность), фобический уровень (осознание фальши в поведении в сочетании со страхом изменений, обусловленным ожиданием негативных социальных санкций), уровень тупика и отчаяния (беспомощность в плане изменения фальшивого поведения), уровень имплозии (появление решимости принять ситуацию и справиться с ней), уровень эксплозии, взрыва (сбрасывание фальшивых стереотипов, выражение подлинного «Я»). Задачи коррекции – актуализация самоосознавания, смещение локуса контроля вовнутрь, поощрение независимости и самодостаточности, обнаружение психологических блоков и их изживание. Психолог выступает в роли катализатора изменений у клиента, помощника, избегает непосредственного вмешательства в личные чувства, облегчает выражение чувств у клиента. Широко используется техника диссоциированного диалога: диалог между фрагментами личности клиента, например, между пассивным и активным началом, между нападающим и защищающимся и др., диалог с собственным чувством – страх, обида и т.д., с отдельной частью тела, с воображаемым значимым человеком. При проигрывании диалогов может применяться техника двух стульев, фиксирующих полярные аспекты личности, клиент высказав реплику одной из частей личности, пересаживается на другой стул и отвечает, исходя из позиции другой части личности, затем снова пересаживается и продолжает диалог и т.д. Диалог субличностей исполняется членами коррекционной группы, принимающих, по выбору клиента, роли отдельных субличностей. Практикуется также техника совершения кругов: клиент по очереди обходит всех членов группы и что-то говорит каждому или совершается определенное действие, адресованное ему. Техника перевертышей предполагает разыгрывание каждым членом группы поведения, противоположного собственному поведению (или тому, что не нравится в себе): например, вежливый человек играет роль грубияна, скромная девушка – кокотку, добряк – злодея. Техника преувеличения предполагает усиление ненамеренных и прерванных действий, жестов, телесных, вокальных и других проявлений (громко повторить сказанное, сделать жест выразительнее, ярче выразить несогласие). Техника отработки незаконченных дел выполняется, в частности, в работе с пустым стулом, к которому клиент обращается, произнося невысказанные некогда жалобы, претензии, чувство вины, обиды. При работе со сновидениями элементы сна рассматриваются как отчужденные части личности клиента, которые произносят монологи, вступают в диалог, драматизируются с помощью участников группы.

Гештальттерапия центрирована на клиенте, работа с клиентом ведется при групповой коррекции индивидуально, на «горячем стуле»; другие члены группы идентифицируются с клиентом и проводят молчаливую аутотерапию, осознавая фрагментированные части своего «Я» и завершая свои незаконченные ситуации. Функции группы: поддержка, обратная связь, источник переживаний в настоящий момент, драматизирующий фактор, фон для проведения индивидуальной работы. 

Психодрама Дж. Л. Морено.

Идея психодрамы первоначально возникла у Джакоба Леви Морено как замысел о спонтанном театре, в котором возможна реализация творческого потенциала личности, затем она претворялась как идея личностных изменений и гармонизации психического развития через драматизацию. Цели психодрамы – диагностика и коррекция неадекватных эмоциональных состояний, реакций, отработка социальной перцепции и социального опыта, углубление самопознания. Элементами психодрамы выступают протагонист (главное действующее лицо), режиссер (фасилитатар), вспомогательные «Я» протагониста (носители его переносов, проекций, изображающие реальных или вымышленных лиц), зрители, сцена. Психодрама может быть центрирована на протагонисте, на теме, на группе. Размер коррекционной группы – 6-9 человек, группа должна быть гетерогенной, длительность сеанса – от 1 до 4 часов. Фазы работы группы: «разогрев» и разминка, драматическое действие, обсуждение (обратная связь, эмоциональный обмен). Психодрама предполагает разыгрывание ролевой игры, сопровождаемое «теле» (процесс передачи эмоций между клиентом, режиссером членами группы), катарсис участников, «инсайт» (озарение по поводу целесообразной перестройки личности и ее поведения). Используются основные техники самопрезентации клиента через действие, монолога – комментирования действий до и после драматизации, дублирования (двойник, второе «Я» протагониста, который может быть нейтральным, страстным, оппозиционным, ироническим и т.д.), обмена ролями, «зеркала» (один из членов группы отражает движения и действия протагониста), проигрывания возможных будущих ситуаций за спиной протагониста. Применяются также техники пустого стула (разговор с пустым стулом, на котором сидит воображаемый другой), высокого стула (клиент общается с другими членами группы, располагаясь на возвышении). Известна применяемая в психодраме (и многих других направлениях коррекционной работы) методика «Волшебный магазин», когда клиенту предлагается выбрать любой желаемый товар (любовь, карьеру, здоровье, спутника жизни, удачу в определенном деле и т.д.), заплатив за него нечто равноценное из имеющегося у него в наличии (например, за любовь клиент готов отдать возможность карьерного роста).          

 

б). Семинарские и практические занятия

Семинарское занятие 1. Консультирование по проблемам способностей (2 часа).

  1. Общие рекомендации в области психологического консультирования по проблемам способностей (1, С. 160-162).
  2. Стратегия консультирования по проблемам развития интеллектуальных способностей. (1, С. 162-163).
  3. Стратегия консультирования по проблемам развития мнемических способностей (1, С. 165-172).
  4. Задачи и пути решения проблем развития коммуникативных способностей (1, С. 172-177).
  5. Консультирование по проблемам развития организаторских способностей клиента (1, С. 177-180).
  6. Консультирование по проблемам развития специальных способностей клиента (1, С. 180-187).
  7. Обсуждение результатов выполнения практического задания: провести один из тестов, рекомендуемых Р.С.Немовым для диагностики способностей (1, С. 130-136, 140-145), составить план проведения консультации.

Литература

1. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М.: Владос, 2003.

2. Немов Р.С. Психология. Кн. З. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: Просвещение; Владос, 1995.

3. Хознева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. М.: Академия, 2002.

Семинарское занятие 2. Консультирование по проблемам развития личности клиента (2 часа).

  1. Учет особенностей темперамента клиента в психологическом консультировании (2, С. 190-191).
  2. Консультирование по развитию черт характера (2, С. 196-205).
  3. Консультирование по потребностно-мотивационным проблемам (2, С. 205-210).
  4. Психодиагностика в консультировании по проблемам развития личности (2, С. 145-152; 3, С. 72-104).
  5. Особенности консультирования клиентов, враждебно настроенных, агрессивных, плачущих, «немотивированных» (1, С. 158-165, 168-169).
  6. Обсуждение результатов выполнения практического задания: составить план проведения консультации по личностным проблемам одного из знакомых людей.

Литература

1. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. М.: Академический проект; ОППЛ, 2003.

2.  Немов Р.С. Психологическое консультирование. М.: Владос, 2003.

3. Хознева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. М.: Академия, 2002.

Семинарское занятие 3. Коммуникативное и социально-перцептивное                психологическое консультирование (2 часа).

  1. Типичные проблемы коммуникативного консультирования и стратегии работы консультанта (1, С. 213-222).
  2. Общая стратегия консультирования по социально-перцептивным проблемам (1, С. 222-224).
  3. Обсуждение результатов выполнения практического задания: составить план проведения консультации по коммуникативной или социально-перцептивной проблеме одного из знакомых людей.

Литература

1. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М.: Владос, 2003.

Семинарские занятия 4-5. Межличностное психологическое консультирование (4 часа).

1. Консультирование по проблемам отсутствия взаимных симпатий и проявления антипатий в личных отношениях (1, С. 250-260).

2. Консультирование по проблемам неспособности клиента быть самим собой (1, С. 260-261).

3. Консультирование по проблемам невозможности эффективного делового взаимодействия клиента с людьми (1, С. 261-264).

4. Консультирование по проблемам неспособности клиента быть лидером (1, С. 264-268).

5. Консультирование по проблемам неспособности клиента подчиняться другим (1, С. 268-271).

6. Консультирование по проблеме неумения клиента предупреждать и разрешать межличностные конфликты (1, С. 271-275).

7. Обсуждение результатов выполнения практического задания: проанализировать проблемы, возникающие в сфере межличностного общения одного из знакомых людей и составить план проведения консультации.

Литература

1. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М.: Владос, 2003.

Семинарское занятие 6. Семейное консультирование (2 часа).

1. Консультирование по проблемам взаимоотношений между супругами (1, С. 281-293).

2. Консультирование по проблемам взаимоотношений супругов с их родителями (1, С. 293-308).

3. Консультирование по проблемам взаимоотношений родителей и детей в одной семье(1, С. 313-335).

4. Обсуждение результатов выполнения практического задания: проанализировать проблемы, возникающие в сфере семейных взаимоотношений у одного из знакомых людей и составить план проведения консультации

Литература

1. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М.: Владос, 2003.

Семинарские занятия 7-8. Психолого-педагогическое консультирование (4 часа).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.028 с.)