Принципы психокоррекционной работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы психокоррекционной работы.



Принцип единства диагностики и коррекции. Началу осуществления коррекционной работы предшествует этап диагностического обследования, на основании которого формулируются цели и задачи коррекционной работы, определяются методы коррекционного воздействия. В коррекционном процессе присутствует постоянный контроль динамики изменений, который опирается на данные диагностики, сопровождающей этапы коррекционной деятельности. На базе получаемых данных вносятся изменения в первоначальный план коррекционных мероприятий. Проводится также итоговая диагностика достигнутых результатов. На всем протяжении коррекционной работы осуществляется обратная связь с использованием специальных диагностических методов или сопутствующего наблюдения, беседы с клиентом. Данный принцип близок рассмотренному выше принципу единства диагностики, прогнозирования и формирования.

Принцип нормативности развития. Коррекционный процесс строится с учетом нормативов возрастного развития и индивидуальных норм, составляющих компендиум проявления возрастных норм.

Принцип коррекции «сверху вниз». Коррекционный процесс направляется заданной целью, моделью желаемого результата, исходя из которого определяются пути воздействия. Осуществляется учет «зоны ближайшего развития» клиента и верхней точки его роста.

  Принцип коррекции «снизу вверх». Учитываются уже сформированные умения и способности, опираясь на которые психолог помогает добиться их совершенствования. Наличный уровень развития повышается в процессе усложнения и модификации его проявлений.

Деятельностный принцип коррекции. Общей основой коррекционного воздействия выступает организация деятельности клиента, в ходе которой создаются условия для переориентации способов поведения, положительных сдвигов в развитии личности. В деятельности происходит корректировка, отработка и проверка модифицированных способов поведения. Клиент выступает полноправным субъектом деятельности – определяет ее цели, реализует свои мотивы, под руководством психолога планирует и совершает корректировочные действия, контролирует и оценивает их.

Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. (Рассмотрен выше).

Принцип усложнения. В коррекционном процессе сначала решаются заявленные клиентом ситуативные проблемы, далее происходит переход к решению более глубинных проблем, выступающих причинами ситуативных.

Принцип комплексности методов психологического воздействия. Предполагает влияние системы методов: дискуссионных, игровых, релаксационных, телесно-ориентированных, суггестивных, разъяснительных.

Принцип приоритетности коррекции каузального типа (а не симптоматической). В коррекционной работе предпочтительно воздействовать на причины возникших психологических проблем и нарушений развития, а не на поверхностные их проявления (симптомы).

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Коррекционная программа строится индивидуально, коррекционные воздействия ориентированы на клиента определенного возраста, учитывают особенности мотивационной сферы личности, темперамента, характера, уровень его способностей..

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. При отработке приобретенных навыков, осуществлении психологической поддержки в коррекционном процессе задействуются родственники и друзья клиента, педагоги и другие значимые лица, которым предлагаются соответствующие рекомендации по психологической реабилитации клиента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.005 с.)