Психолого-педагогическое консультирование, его основные направления, стратегии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическое консультирование, его основные направления, стратегии.



Основные направления психолого-педагогического консультирования дифференцируются по критерию возраста воспитуемых и обучаемых, а также по критерию субъектов, нуждающихся в консультации (родители, воспитатели, учителя). Во взаимоотношениях с детьми дошкольного возраста родителей часто волнуют проблемы непослушания, несоблюдения режима, чрезмерной активности или пассивности ребенка, подготовки к школе, конфликтов между детьми (при наличии двух и более детей). Общие рекомендации заключаются в необходимости единства требований родителей к ребенку, введения и четкого контроля соблюдения режимных моментов, доведении требований до логического конца, сочетании разумной требовательности с проявлением ласки, интереса к жизни ребенка, заинтересованным общением с ним, включении ребенка в общую со взрослыми деятельность в качестве младшего помощника, советчика. Иногда требуется помощь консультанта в разъяснении возрастных особенностей детей (потребность в самостоятельности и протест против ее ограничения в возрасте трех лет, высокая активность многих дошкольников как норма, а не проявление гиперактивности и др.). При возникновении в семье конфликтов между детьми родителям не следует становиться на сторону одного из детей, важно научить ребенка предупреждать и избегать конфликтов, не поддаваясь провокационным действиям брата или сестры. По проблемам подготовки в школу консультанту часто приходится разъяснять, что готовность к школьному обучению включает не только познавательную, но и личностную готовность (мотивационную, нравственную, волевую,коммуникативную); это же целесообразно раскрыть и воспитателям детских дошкольных учреждений. Если в семье имеют место разногласия между родителями, консультанту следует выявить их суть, прояснить точку зрения каждого из родителей, каждому указать на сильные и слабые стороны его позиции, провести встречу с обоими супругами для согласования позиций. 

Круг проблем при психолого-педагогическом консультировании родителей и учителей младших школьников примерно таков: успеваемость, отношение к учению, взаимоотношения с учителем и сверстниками, недостаточная произвольность деятельности, некоторые индивидуальные особенности ребенка (тревожность, застенчивость, негативистическая демонстративность, агрессивность и др.). При анализе проблем неуспеваемости следует дифференцировать ее причины (низкая обучаемость или низкая мотивация учебной деятельности) и предлагать рекомендации с их учетом (развитие познавательной сферы, например, способов запоминания и др.; повышение познавательного интереса и т.д.). Отношение к учению определяется целым комплексом факторов: успешность учебной деятельности, уровень притязаний родителей и ребенка, отношения с учителем и со сверстниками и другие; следует выявить причины негативного отношения к учению и соответственно им строить консультативный процесс. Одной из возможных проблем являются завышенные требования родителей к ребенку, ожидания, что он должен получать только отличные отметки, такая позиция старших ведет к появлению школьной тревожности (при возникновении этого синдрома рекомендуется снижать значимость результата учения, переключать внимание ребенка на вопросы взаимоотношений с одноклассниками, школьного режима, внеучебные моменты, чаще поощрять и поддерживать ребенка). Несформированность средств общения у ребенка рекомендуется корректировать через незаметную помощь и подсказку взрослых в конфликтных ситуациях, обсуждения с ребенком возможных способов общения, регуляцию круга общения – включение в него более старших (относящихся к коммуникативным промахам младшего снисходительно) и более младших (признающих приоритет старшего) товарищей. При недостаточной произвольности рекомендуется активизировать внешний контроль, четко обозначать цель и напоминать ребенку о ней, поощрять проявления произвольной регуляции поведения и деятельности. Консультант предлагает рекомендации по учету индивидуальных особенностей детей: тревожных и застенчивых следует чаще поощрять и реже наказывать, создавать им ситуации успеха; демонстративных как бы не замечать в ситуациях негативного обращения на себя внимания, но проявлять к ним повышенное внимание, когда ребенок ведет себя спокойно и конвенционально; у агрессивных учитывать тип агрессии (истинная, защитная, кажущаяся – несформированность средств общения, аутоагрессия) и обеспечивать разрядку агрессивного импульса, расслабление, обучение средствам общения, понимание и психологическую поддержку.

В общении с детьми подросткового возраста взрослых часто тревожат негативизм, вызывающее общественное поведение, трудновоспитуемость подростка, связанные с проявлениями подросткового кризиса. Консультант поясняет, что подобное поведение провоцируется чрезмерным подавлением самостоятельности подростка со стороны взрослых, является формой самоутверждения и может корректироваться при проявлении старшими чуткости и понимания переживаний подростка, привлечении его к решению общих проблем как полноправного и мудрого союзника, обсуждении с ним приемлемых способов самоутверждения («ты имеешь право решать свои проблемы, но не за чужой счет»). Родителям и учителям следует проявить понимание скрытности и необычной замкнутости подростка как формы охраны мира интимных переживаний, осознать временный характер этого явления; в случае тревоги за подростка старшим следует поделиться с ним своими переживаниями и попросить о встречном понимании; контроль должен носить косвенный характер и не ущемлять чувство взрослости подростка. Целесообразно мягко, незаметно и ненавязчиво, при этом искренне и доброжелательно наблюдать за тем, что волнует подростков и участвовать в их разговорах со сверстниками. Возрастные проблемы старшеклассников (потребность в автономии от старших, вопросы дружбы и любви, становления мировоззрения) также учитываются при консультировании родителей и самих молодых людей, если они обратились к консультанту. Консультант разъясняет родителям, что зачастую расхождения позиций юношей и девушек со взглядами родителей мнимое, для старшеклассников значимо мнение родителей, и они принимают многие нормы и ценности, разделяемые в семье. Родители зачастую не могут принять право старшеклассника на самостоятельный поиск жизненного пути, стремятся навязать им собственные варианты жизнеустройства, что порой вызывает резкий протест. Особую тревогу у родителей вызывают возможные роковые ошибки юношей и девушек (неадекватный профессиональный выбор, выбор друзей, оказывающих негативное влияние, ранние и случайные половые связи, нежелательная беременность, легкомысленное отношение к наркотикам). Консультант рекомендует, сохранив суть требований к детям, с учетом недостатка их жизненного опыта и уровня психологической незрелости отказаться от прямого психологического давления и отыскать иные средства педагогического воздействия, в частности, разговаривать с ними как со взрослыми, поделиться опытом собственных поисков и ошибок, предупредить о негативных последствиях того или иного решения, использовать совещательный, а не назидательный тон, проявлять мягкий, но настойчивый контроль, понимание и готовность всегда прийти на помощь, развернуто мотивировать собственную позицию, искать пути компромиссов, исключить оскорбления.    

    



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.004 с.)