Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогическое консультирование, его основные направления, стратегии.
Основные направления психолого-педагогического консультирования дифференцируются по критерию возраста воспитуемых и обучаемых, а также по критерию субъектов, нуждающихся в консультации (родители, воспитатели, учителя). Во взаимоотношениях с детьми дошкольного возраста родителей часто волнуют проблемы непослушания, несоблюдения режима, чрезмерной активности или пассивности ребенка, подготовки к школе, конфликтов между детьми (при наличии двух и более детей). Общие рекомендации заключаются в необходимости единства требований родителей к ребенку, введения и четкого контроля соблюдения режимных моментов, доведении требований до логического конца, сочетании разумной требовательности с проявлением ласки, интереса к жизни ребенка, заинтересованным общением с ним, включении ребенка в общую со взрослыми деятельность в качестве младшего помощника, советчика. Иногда требуется помощь консультанта в разъяснении возрастных особенностей детей (потребность в самостоятельности и протест против ее ограничения в возрасте трех лет, высокая активность многих дошкольников как норма, а не проявление гиперактивности и др.). При возникновении в семье конфликтов между детьми родителям не следует становиться на сторону одного из детей, важно научить ребенка предупреждать и избегать конфликтов, не поддаваясь провокационным действиям брата или сестры. По проблемам подготовки в школу консультанту часто приходится разъяснять, что готовность к школьному обучению включает не только познавательную, но и личностную готовность (мотивационную, нравственную, волевую,коммуникативную); это же целесообразно раскрыть и воспитателям детских дошкольных учреждений. Если в семье имеют место разногласия между родителями, консультанту следует выявить их суть, прояснить точку зрения каждого из родителей, каждому указать на сильные и слабые стороны его позиции, провести встречу с обоими супругами для согласования позиций. Круг проблем при психолого-педагогическом консультировании родителей и учителей младших школьников примерно таков: успеваемость, отношение к учению, взаимоотношения с учителем и сверстниками, недостаточная произвольность деятельности, некоторые индивидуальные особенности ребенка (тревожность, застенчивость, негативистическая демонстративность, агрессивность и др.). При анализе проблем неуспеваемости следует дифференцировать ее причины (низкая обучаемость или низкая мотивация учебной деятельности) и предлагать рекомендации с их учетом (развитие познавательной сферы, например, способов запоминания и др.; повышение познавательного интереса и т.д.). Отношение к учению определяется целым комплексом факторов: успешность учебной деятельности, уровень притязаний родителей и ребенка, отношения с учителем и со сверстниками и другие; следует выявить причины негативного отношения к учению и соответственно им строить консультативный процесс. Одной из возможных проблем являются завышенные требования родителей к ребенку, ожидания, что он должен получать только отличные отметки, такая позиция старших ведет к появлению школьной тревожности (при возникновении этого синдрома рекомендуется снижать значимость результата учения, переключать внимание ребенка на вопросы взаимоотношений с одноклассниками, школьного режима, внеучебные моменты, чаще поощрять и поддерживать ребенка). Несформированность средств общения у ребенка рекомендуется корректировать через незаметную помощь и подсказку взрослых в конфликтных ситуациях, обсуждения с ребенком возможных способов общения, регуляцию круга общения – включение в него более старших (относящихся к коммуникативным промахам младшего снисходительно) и более младших (признающих приоритет старшего) товарищей. При недостаточной произвольности рекомендуется активизировать внешний контроль, четко обозначать цель и напоминать ребенку о ней, поощрять проявления произвольной регуляции поведения и деятельности. Консультант предлагает рекомендации по учету индивидуальных особенностей детей: тревожных и застенчивых следует чаще поощрять и реже наказывать, создавать им ситуации успеха; демонстративных как бы не замечать в ситуациях негативного обращения на себя внимания, но проявлять к ним повышенное внимание, когда ребенок ведет себя спокойно и конвенционально; у агрессивных учитывать тип агрессии (истинная, защитная, кажущаяся – несформированность средств общения, аутоагрессия) и обеспечивать разрядку агрессивного импульса, расслабление, обучение средствам общения, понимание и психологическую поддержку.
В общении с детьми подросткового возраста взрослых часто тревожат негативизм, вызывающее общественное поведение, трудновоспитуемость подростка, связанные с проявлениями подросткового кризиса. Консультант поясняет, что подобное поведение провоцируется чрезмерным подавлением самостоятельности подростка со стороны взрослых, является формой самоутверждения и может корректироваться при проявлении старшими чуткости и понимания переживаний подростка, привлечении его к решению общих проблем как полноправного и мудрого союзника, обсуждении с ним приемлемых способов самоутверждения («ты имеешь право решать свои проблемы, но не за чужой счет»). Родителям и учителям следует проявить понимание скрытности и необычной замкнутости подростка как формы охраны мира интимных переживаний, осознать временный характер этого явления; в случае тревоги за подростка старшим следует поделиться с ним своими переживаниями и попросить о встречном понимании; контроль должен носить косвенный характер и не ущемлять чувство взрослости подростка. Целесообразно мягко, незаметно и ненавязчиво, при этом искренне и доброжелательно наблюдать за тем, что волнует подростков и участвовать в их разговорах со сверстниками. Возрастные проблемы старшеклассников (потребность в автономии от старших, вопросы дружбы и любви, становления мировоззрения) также учитываются при консультировании родителей и самих молодых людей, если они обратились к консультанту. Консультант разъясняет родителям, что зачастую расхождения позиций юношей и девушек со взглядами родителей мнимое, для старшеклассников значимо мнение родителей, и они принимают многие нормы и ценности, разделяемые в семье. Родители зачастую не могут принять право старшеклассника на самостоятельный поиск жизненного пути, стремятся навязать им собственные варианты жизнеустройства, что порой вызывает резкий протест. Особую тревогу у родителей вызывают возможные роковые ошибки юношей и девушек (неадекватный профессиональный выбор, выбор друзей, оказывающих негативное влияние, ранние и случайные половые связи, нежелательная беременность, легкомысленное отношение к наркотикам). Консультант рекомендует, сохранив суть требований к детям, с учетом недостатка их жизненного опыта и уровня психологической незрелости отказаться от прямого психологического давления и отыскать иные средства педагогического воздействия, в частности, разговаривать с ними как со взрослыми, поделиться опытом собственных поисков и ошибок, предупредить о негативных последствиях того или иного решения, использовать совещательный, а не назидательный тон, проявлять мягкий, но настойчивый контроль, понимание и готовность всегда прийти на помощь, развернуто мотивировать собственную позицию, искать пути компромиссов, исключить оскорбления.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.004 с.) |