Коммуникативное и социально-перцептивное консультирование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативное и социально-перцептивное консультирование.



Основными причинами коммуникативного и социально-перцептивного характера, служащими причиной обращения к консультанту являются отсутствие интереса к людям, неумение привлекать к себе внимание и оказывать впечатление на людей, неумение высказывать комплименты и адекватно реагировать на них, неумение точно воспринимать и оценивать социальные роли людей. При отсутствии интереса к людям консультанту следует помочь клиенту понять, что данная проблема не только наносит вред ему самому, но и заставляет страдать значимых для него людей. Для усиления интереса к близким людям целесообразно подчеркнуть, что интерес к другим оттеняет и обогащает личность самого человека, проявляет ее, способствует преодолению чувства одиночества. Полезно обсудить, кто из значимых и близких людей испытывает интерес к личности клиента (это может актуализировать встречный интерес к ним). Консультант может поделиться тем, что лично для него интересно в других людях, может подсказать приемы и средства, воспользовавшись которыми клиент будет интересен другим людям (и сможет испытать встречный интерес), наконец, консультанту следует поддержать даже отдельные проявления интереса клиента к другим.

При неудовлетворенности клиента степенью внимания со стороны других людей необходимо дифференцировать, является ли эта неудовлетворенность объективной или обусловленной завышенными притязаниями клиента. В первом случае нужно определить, старается ли клиент привлекать к себе внимание, или он пассивно ожидает, что другие оценят его; в соответствии с этим следует прояснить адекватные средства привлечения внимания или постараться изменить неоправданную установку на то, что другие должны замечать клиента без всяких усилий с его стороны. Средства привлечения внимания должны соответствовать интересам и потребностям других людей, не должны отталкивать других (например, негативистическая демонстративность). Полезно дать возможность клиенту взглянуть на себя со стороны, например, с помощью видеозаписи. Следует корректировать необоснованные претензии на внимание (например, при гипертимности или истеричности).

Неумение высказывать комплименты и реагировать на них может быть обусловлено робостью, неуверенностью, застенчивостью, отсутствием соответствующих коммуникативных умений. Если клиент боится показаться смешным в глазах других людей, целесообразно предложить ему понаблюдать за людьми, которые умело высказывают комплименты и правильно реагируют на них, и проанализировать, кажутся ли эти люди смешными. Далее нужно посоветовать клиенту высказать несколько комплиментов в адрес других людей и оценить их реакцию. Желательно провести аудио- или видеозапись комплементарного поведения клиента и обсудить ее. Полезно обсудить впечатление, оказываемое комплиментами на других людей, оно может подкрепить желание клиента говорить комплименты. Нужно обсудить условия, при которых целесообразно комплементарное поведение, выделить адекватные вербальные и невербальные формы поведения.  

Неумение адекватно строить ролевое поведение (несогласованность ролевых позиций в общении из-за неумения воспринимать и оценивать роли других) следует развивать социально-перцептивные умения, наблюдательность, обсудить ограничения клиента в построении ролевого поведения (неумение или нежелание принять определенную роль, отсутствие стремления изменить роль другого, отсутствие стремления к компромиссу). Целесообразно предложить клиенту оценить свой ролевой репертуар и репертуар других людей, отметить моменты их несогласованности, вывести пути оптимального согласования ролевых позиций (см. Р.С. Немов, С. 213-225).     

Лекция 19.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.005 с.)