Психологическая поддержка и конфронтация в консультировании. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая поддержка и конфронтация в консультировании.



Иногда на диагностическом этапе консультирования необходимо помочь клиенту перейти к разговору о своих недостатках, помочь ему раскрыть их. В этом случае могут быть использованы приемы, описанные Л.Б.Филоновым. Автор рекомендует сначала продемонстрировать положительные качества собеседника: начав с отдаленного общего идеала, он выражает солидаризацию, одобрение, делает комплименты, подчеркивает оправданные собственные ожидания (в достижении понимания, в интересном повороте беседы и т.д.). Наряду с тем, что эти приемы выполняют настроечную функцию (диагностический этап периодически как бы сливается с настроечным), они стимулируют уточнения, дополнения со стороны клиента и способствуют углубленной диагностике в атмосфере доверия. Далее консультант может перейти к отрицательным качествам, начиная критику с кого-то, например, с себя (вариант реализации позиции раскрытия). Для облегчения поиска отрицательных качеств, можно использовать такие приемы, как предложение дискуссии, вызов на спор, высказывание сомнений, сопоставление противоречий в речи клиента, диагностические вопросы о трудностях и недостатках, «достраивание» высказываний клиента (выводы из сказанного), расслабление, выжидание. Применение данных приемов реализует терапевтического внушение, может выступать элементом убеждения клиента.

Важными моментами беседы на этом этапе являются приемы осуществления поддержки (указание положительных сторон, высказывание положительных эмоций) и конфронтации (нельзя тормозить оппозицию из-за боязни обидеть, огорчить, получить негативную оценку своей работы). Необходимо учитывать наличие у клиента психологических защит и в некоторых случаях снимать их, выводить в план осознания.

Стимулирование исповеди достигается с помощью таких вопросов, как «Почему?», «Зачем?», «Что явилось причиной?», «К каким последствиям это привело?» и т.д. Консультанту следует избегать постановки одновременно нескольких вопросов, например: «Как Вы понимаете свою проблему? Не думали ли Вы о своих проблемах когда-нибудь ранее?», или «Почему Вы пьете и ссоритесь со своей женой?». В обоих случаях клиенту может быть неясно, на какой из вопросов отвечать, потому что ответы на каждую часть двойного вопроса могут быть совершенно разные.

Конфронтация в консультировании определяется как любая реакция консультанта, противоречащая поведению клиента. Конфронтация позволяет продемонстрировать клиенту непродуктивные способы психологической защиты, которые помогают приспособиться к конкретным ситуациям, но угнетают личность, ограничивают ее становление и раскрытие. Выделяют три основных случая конфронтации в консультировании:

1. Демонстрация противоречий в поведении, намерениях, мыслях, чувствах клиента, а также между мыслями и чувствами, намерениями и поведением. Например, клиент говорит о важности сегодняшней встречи с консультантом, но опоздал на 15 минут; женщина страдает от лишнего веса, но считает себя очень привлекательной; клиентка защищает тезис о важности свободного принятия решений, но навязывает жизненные советы своим детям.

2. Разоблачение неадекватных мнений клиента с целью помочь увидеть ситуацию такой, какова она в действительности. Например, клиентка трактует удобным для себя способом поведение мужа, сменившего работу на высокооплачиваемую, но связанную с длительными командировками: «Он не любит меня». Консультант поясняет, что проблема состоит не в любовных отношениях, а в финансовом положении семьи.

3. Выявление уклонений от обсуждения некоторых проблем. Например, клиент выделил как важнейшую проблему сексуальных отношений, но избегает говорить о них.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.006 с.)