Тема 1. Роль аудита в развитии функции контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Роль аудита в развитии функции контроля



США

Аудиторскую деятельность в США осуществляют: аудиторы Главный Службы Учета контрольной службы законодательной власти (основная обязанность аудиторского персонала – выполнять аудиторские функции для Конгресса); внутренняя налоговая служба (она отвечает за надзор над исполнением федеральных налоговых законов); внутрихозяйственные аудиторы (нанимаются индивидуальными компаниями для аудита их администрации); дипломированные общественных бухгалтеры (основная обязанность которых – проверка публикуемой финансовой отчетности всех публично продаваемых компаний, большей части других крупных компаний и большого числа меньших компаний, а также некоммерческих компаний).

Аудиторские фирмы предоставляют услуги четырех категорий:

услуги по засвидетельствованию (любые услуги, при оказании которых выдается письменное заключение с выражением мнения, касающегося надежности письменного утверждения), обзорные проверки и прочие услуги по засвидетельствованию;

налоговые услуги – подготовка корпорационных и индивидуальных налоговых деклараций;

консультационные услуги для администрации – услуги по поддержке ведения бизнеса клиентами;

бухгалтерские услуги.

В США также действует Ассоциация аудиторов – специалистов по компьютерному аудиту, которая объединяет внутренних и независимых аудиторов – специалистов по компьютерному аудиту.

В США имеются бухгалтерские органы штатов. Это правительственные агентства, которые выдают лицензии на право занятия бухгалтерской практикой, находящейся под их юрисдикцией. Законодательство большинства штатов требует, чтобы в лицензии значилось: «дипломированный общественный бухгалтер». Оно регулирует аудиторскую деятельность лиц, получивших лицензию.

Великобритания

Все основные органы бухгалтерского учета и аудита Великобритании, в том числе и Ирландской Республики, объединены в компанию ССАВ, представляющую интересы основных пользователей аудированных финансовых документов.

В нее входят: Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса (ИПБАУ), Институт присяжных бухгалтеров Шотландии (ИПБШ), Институт присяжных бухгалтеров Ирландии (ИПБИ), Ассоциация присяжных сертифицированных бухгалтеров (АПСБ), Присяжный институт специалистов по управленческому учету (ПИСУУ), Присяжный институт публичных финансов и бухгалтерии (ПИПФБ).

На правах комитета ССАВ работает Методический Совет (МС).

Бухгалтерские органы – члены ССАВ приняли на себя обязанность применять и распространять все аудиторские стандарты и руководства, опубликованные Методическим Советом, как основу для работы всех своих членов. Неспособность следовать этим правилам может привести к дисциплинарным взысканиям со стороны профессиональных организаций, к которым принадлежит тот или иной аудитор – вплоть до лишения статуса аудитора.

Цель Методического Совета – согласовывать, насколько это возможно, свои Формулировки Аудиторских Стандартов (ФАС) с Международными Аудиторскими Стандартами (МАС). Гибкий подход к решению этой проблемы означает то, что Методический Совет (МС) никогда не принимает Международные аудиторские Стандарты (МАС), не оценив их уместность и адекватность для Соединенного Королевства и Ирландской Республики.

Германия

В Германии первые шаги по введению аудита были сделаны в 1870 г., когда дополнение к закону об акционерных обществах обязало наблюдательные советы этих обществ осуществлять проверку баланса, отчета о распределении прибыли и докладывать о результатах проверки на общих собраниях акционеров.

В 1932 г. В Германии был создан Институт аудиторов в результате передачи ему функций ранее существовавшего института ревизии и попечительства, просуществовавший до 1945 г. После окончания второй моровой войны в Дюссельдорфе был образован Институт аудиторов, который в ноябре 1954 г. был переименован в Институт аудиторов в Германии. За это время Дюссельдорфский институт, проводя профессиональную деятельность на всей территории Германии, завоевал высокий авторитет.

Франция

Во Франции функционируют две основные организации, занимающиеся руководством аудиторской деятельностью в стране, – Палата экспертов-бухгалтеров и поверенных бухгалтеров и Общество комиссаров по счетам. Основная разница между экспертами-бухгалтерами и комиссарами по счетам заключается в том, что первые приглашаются для проведения проверок учета и отчетности в акционерных обществах, а вторые назначаются в обязательном порядке согласно существующему законодательству об акционерных обществах. При этом по меньшей мере один комиссар должен быть назначен по каждому обществу, а в акционерных обществах, обязанных публиковать свою консолидированную отчетность, их должно быть не менее двух. Комиссары по счетам осуществляют наиболее ответственные проверки – проверки финансовой отчетности акционерных обществ – и ставят на отчетах сертификаты, подтверждая их достоверность и обоснованность записями на бухгалтерских счетах. Поэтому деятельность комиссаров по счетам жестко регламентируется ордонансом от 19 сентября 1945 г.

Палата экспертов-бухгалтеров и поверенных бухгалтеров объединяет аудиторские учреждения и отдельных аудиторов на национальном и региональном уровнях. Она официально представляет все аудиторские организации, функционирующие во Франции, в отношениях с подобными международными организациями, в том числе с Европейским союзом экспертов по учету, экономике и финансам, в котором участвуют только страны Западной Европы.

Научную, методологическую и организационную работу в области аудиторского дела ведет Французский институт экспертов-бухгалтеров с резиденцией в Париже. Институт издает журнал «Экономи э контабилитэ», освещающий проблемы учета, ревизии и аудита.

Однако следует подчеркнуть, что на постановку учета во Франции решающее, пожалуй, влияние оказывает Национальный Совет по учету, являющийся консультативным органом при министре экономики и финансов.

Швеция

В связи с вступлением Швеции с 1 января 1995 г. в Европейский союз (ЕС) были приняты новые законодательные и нормативные документы об организации и условиях аудиторский деятельности в Швеции которые в основном отражают имеющийся в стране опыт и необходимость приближения к нормам и стандартам государств ЕС. Это закон «Об аудиторах», принятый решением Риксдага 18 мая 1995 г., постановление правительства Швеции с инструкцией Комиссии по аудиторской деятельности, принятые 1 июня 1995 г.

Государственным органом по аудиторской деятельности в Швеции является Комиссия по аудиторской деятельности (КАД).

 

Тема 14. Подготовка аудиторского заключения

 

1. Документирование аудита.

Единые требования по подготовке документации аудита аудиторскими организациями (аудиторами) установлены федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №2 «Документирование аудита», утвержденным Постановлением Правительством РФ №696 от 23.09.2002г. (ред. от 22.12.2011).

Документация аудита – отражение полученной в процессе аудиторской деятельности информации в рабочей документации аудита.

Состав, количество и содержание документов, относящихся к рабочей документации аудита, определяются аудитором (аудиторской организацией) в зависимости:

- от характера проводимой работы;

- рода деятельности;

- состояния бухгалтерского учета;

- надежности системы внутреннего контроля;

- уровня и системы руководства проверяемого экономического субъекта.

Рабочая документация находится в собственности аудитора (аудиторской организации), проводившего аудиторскую проверку.

Сведения (информация), содержащаяся в рабочей документации, конфиденциальны и не подлежат разглашению аудитором.

Аудитор (аудиторская организация) не обязан предоставлять рабочую документацию проверяемому экономическому субъекту, другим лицам и органам, за исключением случаев, предусмотренных законом.

 В содержание рабочей документации аудита входят записи:

- о планировании аудита;

- характере и времени проведения аудиторской проверки;

- объеме выполненных аудиторских процедур;

- выводах, сделанных на основе полученных в ходе аудита сведений;

- вопросах, требующих профессионального суждения аудитора, а также о соответствующих выводах.

К используемой аудитором рабочей документации аудиторской деятельности относятся:

- планы и программы проведения аудита;

- описания использованных аудитором процедур и их результатов;

- объяснения, пояснения и заявления экономического субъекта;

- копии документов экономического субъекта;

- описания системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета экономического субъекта;

- аналитические документы аудитора (аудиторской организации).

Рабочая документация должна создаваться на бумажных, машинных или иных носителях в течение времени, установленного для хранения рабочей документации в архиве.

Выявленные факты искажений бухгалтерской отчетности следует подробно отразить в своей рабочей документации, оформленной в установленном порядке. Сведения о выявленных искажениях аудиторская организация должна включить в аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности при проведении обязательного аудита или в отчет аудитора – при проведении инициативного аудита различной целевой направленности.  

Во всех случаях обязательного аудита аудиторские организации должны подготовить проверяемому экономическому субъекту письменный отчет по результатам проведения аудита.

Письменная информация аудитора - это документ, адресованный руководителям (собственникам) экономического субъекта, содержащий подробные сведения о ходе аудита, отмеченных отклонениях, существенных нарушениях, а также другие данные. Он составляется в соответствии с правилом (стандартом) ауд. деятельности в РФ «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита».

Цель предоставления письменной информации – доведение до руководства проверяемой организации сведений о недостатках в учетных записях, учете и системе внутреннего контроля, которые могут привести к ошибкам в отчетности. Кроме того, в письменной информации содержатся предложения по совершенствованию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта.

Кроме того, аудитор может готовить и передавать в устном или письменном виде промежуточную информацию о процессе осуществления аудиторской проверки.  

В случае инициативного аудита аудиторы обязаны готовить и предоставлять экономическим субъектам письменную информацию в следующих случаях:

- если договором на осуществление инициативного аудита предусматривается подготовка аудиторского заключения по итогам аудита.

- если договором на осуществление инициативного аудита не предусматривается подготовка заключения, но предусмотрена подготовка письменного заключения.

Несогласие получателя письменной информации с ее содержанием не может служить основанием для отказа в получении этого документа. В этом случае она пересылается по почте, а аудиторы подшивают документы, подтверждающие почтовый перевод и хранят их в архиве.

 Письменная информация аудитора является конфиденциальным документом, сведения, содержащиеся в нем не подлежат разглашению, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством.

 

2. Понятие аудиторских заключений, их содержание и структура.

Аудиторское заключение – официальный документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов власти и управления и судебных органов. Форма, содержание и порядок предоставления аудиторского заключения определяются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности: №6 «Аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности»и др.

Аудиторское заключение – результат аудиторской проверки в экономическом субъекте, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение составляется по результатам аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта, проведенного аудитором (аудиторской организацией).

 Аудиторское заключение не может трактоваться как гарантия в том, что не существует иных обстоятельств, оказывающих влияние на бухгалтерскую отчетность проверяемого субъекта. В аудиторском заключении должны быть полно и ясно отражены все существенные обстоятельства, которые привели к составлению аудиторского заключения, отличного от безоговорочно положительного.

Аудиторское заключение должно быть составлено на русском языке. Стоимостные показатели в нем выражаются в валюте РФ (рублях), исправления не допускаются.

Аудитор должен указать в аудиторском заключении дату, когда был завершен аудит. Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом и лицом, проводившим аудит, с указанием номера и срока действия его квалификационного аттестата. Эти подписи скрепляются печатью.

К аудиторскому заключению прилагается финансовая отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства РФ. Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете. Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном аудитором и аудируемым лицом, но и аудитор, и аудируемое лицо должны получить не менее чем по одному экземпляру заключения и прилагаемой бухгалтерской отчетности.

Аудиторская организация обязана передавать аудиторское заключение только экономическому субъекту и в обусловленные сторонами сроки.

3. Виды и порядок подготовки аудиторских заключений.

Аудиторское заключение (отчет) должно состоять из трех основных частей:

- вводной – указываются сведения об аудиторе;

- аналитической, содержащей - сведения об экономическом субъекте; результаты аудиторской проверки финансовой отчетности; факты выявленных в ходе проверки существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность; нарушений законодательства РФ при совершении хозяйственно – финансовых операций, которые нанесли (могут нанести) ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц;

- итоговой – содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.

Выделяют следующие формы (виды) аудиторских заключений:

1. безоговорочно положительное

2. модифицированное

Безоговорочно положительное аудиторское заключение означает, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах хозяйственно-финансовой деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности в Российской Федерации.

Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли следующие факторы:

- не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей отчетности;

- влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.

Аудиторское заключение является модифицированным путем включения абзаца, привлекающего внимание, если аудитор высказывает мнение о том, что бухгалтерская отчетность достоверна, но при этом считает необходимым обратить внимание к сложившейся у аудируемого лица ситуации, которая влияет или может оказать влияние на его финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Модифицированное аудиторское заключение может быть:

- не влияющим на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- мнение с оговоркой (условно положительное аудиторское заключение) - аудитор (аудиторская организация) приводит факты своего несогласия с руководством экономического субъекта в отношении финансовой отчетности; описывает имевшие место ограничения в работе; высказывает существующую у них неуверенность в достоверности отдельных позиций отчетности и делает запись о том, что во всех остальных существенных аспектах финансовая отчетность достоверна.

 - отрицательное аудиторское заключение – составляется в том случае, когда несогласие или ограничение работы становятся настолько существенными, что не позволяют аудитору (аудиторской организации) сделать вывод о достоверности финансовой отчетности.

 - отказ аудиторской фирмы от выражения мнения – аудитор (аудиторская организация) не может получить достаточные доказательства и не может выразить мнение о достоверности финансовой отчетности в связи с ограничением объема аудита.

Аудитор (аудиторская организация) имеет право отказаться от выражения мнения в случае существенной неуверенности в достоверности финансовой отчетности при условии, что ими выполнены все возможные в данных условиях аудиторские процедуры.

 

Тема 1. Роль аудита в развитии функции контроля

 

1. Роль и формы функции контроля в условиях рыночной экономики.

Становление рыночных отношений предполагает существенные изменения в экономике страны, появление большого количества предприятий, учреждений, организаций с различными формами собственности. В этом многообразии форм предпринимательской деятельности особенно важное значение имеет всеобъемлющий и постоянный контроль за деятельностью организации, как со стороны государства, так и со стороны собственников и акционеров.

В Российской Федерации действует система государственного финансового контроля и аудиторской деятельности.

Она постоянно совершенствуется в соответствии с потребностями формирования рыночной экономики и правового государства.

Государственный финансовый контроль имеет целью обеспечение проведения в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защиты финансовых интересов Российской Федерации.

Правовую базу государственного финансового контроля составляют соответствующие части статей 101 и 114 Конституции РФ, Бюджетный кодекс РФ, ряд федеральных законов – «О Правительстве Российской Федерации» от 31. 12.97г. (ред. от 03.12.2012) № 3-ФКЗ, «О Счетной палате Российской Федерации» от 11.01.95г. № 4-ФЗ (с изменениями и дополнениями), «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 02.12.90г. N 86-ФЗ (ред. от 29.12.2012) № 394-1 (с изм. и доп., вступившими в силу с 06.01.2013), «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.02.97г. (ред. от 28.12.2004) № 126-ФЗ; Указ Президента РФ от 25.07.95г. (ред. от 18.07.2001) № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 06.08.1998 N 888 "О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации" (вместе с "Положением о контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов Российской Федерации в субъекте Российской Федерации"), ФЗ № 307 от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности» (ред. от 21.11.2011 г.)

Вопросы государственного финансового контроля нашли также отражение в налоговом и валютном законодательстве, Таможенном кодексе России, Положении о Минфине России, ряде других нормативных правовых документов.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых льгот и преимуществ. Контролируются, хотя еще в недостаточной степени, финансовые результаты, получаемые от использования государственного имущества, деятельность кредитных учреждений и иных организаций по привлечению и использованию средств юридических и физических лиц.

Государственный финансовый контроль осуществляется как в масштабе Российской Федерации, так и в каждом субъекте Российской Федерации. на уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль.

Органами государственного финансового контроля в РФ являются:

- Счетная палата Российской Федерации;

- контрольные и финансовые органы исполнительной власти (Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России и контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах РФ; Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю). Отдельные функции государственного финансового контроля возложены на Госналогслужбу России, Федеральное казначейство, Государственный таможенный комитет РФ и некоторые другие органы;

- контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Государственный финансовый контроль осуществляется в форме предварительного, текущего и последующего контроля.

Органы государственного финансового контроля строят свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые разрабатываются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за формированием и использованием финансовых средств.

При решении стоящих перед ними задач и осуществлении своих функций органы государственного финансового контроля имеют право проводить ревизии и проверки, получать письменные и устные объяснения от должностных лиц и граждан при проведении ревизий и проверок, направлять представления и предписания по результатам проведенной ревизии или проверки в федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, а также руководителям других объектов контроля.

В случае выявления нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля обязаны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, организации обязаны осуществлять ведомственный финансовый контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, правильностью ведения учета и составления государственной отчетности.

Аудиторская деятельность в России представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций.

 

2. Основные пользователи аудиторской информации.

Аудит возник в период развития интересов тех кто непосредственно управляет производством (менеджеров) и тех, кто вкладывал деньги в эти производства (собственники). Большое количество банкротств акционерных компаний, банков, страховых компаний вызывает в независимой экспертизе как производственно-финансовой деятельности предприятий, так и их финансовой деятельности.

Понятие «Аудит» пришло в Россию не так давно, оно в значительной степени шире таких понятий, как ревизия и контроль. Словарь Уэбстера определяет audit как проверку и подтверждение правильности ведения счетов коммерческого предприятия, проводимую квалифицированными специалистами. Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants) рассматривает audit как независимое исследование финансовой отчетности или связанной с ней финансовой информацией предприятия, независимо от формы собственности. Такое исследование завершает выражение точки зрения аудитора. Известный американский специалист в области аудита Дж. Робертсон отмечает, что аудит – это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска.

Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовой отчетности, но и выработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности. В соответствии с этим аудиторская деятельность предлагает оказание услуг по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, налогообложения и др.

Основные пользователи аудиторской информации.

В условиях рынка отдельные предприятия и фирмы являются независимыми производителями. Однако финансовые результаты деятельности фирмы интересуют достаточно большое количество пользователей информации, содержащееся в финансовых отчетах и аудиторском заключении.

К числу пользователей первой группы относятся:

- администрация фирмы;

- работники фирмы;

- поставщики;

- клиенты, в т. ч. потенциальные (инвесторы, страхователи, банки, потребители продукции);

- собственники средств фирмы;

- заимодавцы (в. ч. банки, предприятия-кредиторы);

- государственные органы (в. ч. налоговая инспекция, органы пенсионного фонда, фонда обязательного медицинского страхования, фонда социального страхования и др.);

- правительственные органы;

- вышестоящие органы (если есть).

Эти пользователи, потребители финансовой информации непосредственно и «жестко» заинтересованы в финансовых результатах деятельности фирмы, т. к. от этих результатов зависит их собственное финансовое благополучие, доходы бюджета.

Кроме того, существует еще одна довольно обширная группа – пользователей, которые непосредственно не заинтересованы в результатах деятельности фирмы, но представляют и защищают интересы первой группы потребителей:

- консультанты по финансовым вопросам;

- биржи ценных бумаг;

- юристы;

- регулирующие органы;

- пресса и информационные агентства;

- торгово-промышленные ассоциации;

- профсоюзы;

- научно-исследовательские организации;

- широкая публика.

Поскольку интересы потребителей информации первой группы зачастую не совпадают друг с другом, существует объективная необходимость в оценке и подтверждении достоверности данных отчетности. Данные финансовой отчетности подтверждает независимый эксперт-аудитор.

 

3. Государственно-финансовый контроль, ревизия и аудит; их отличия и задачи.

Финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним. Следовательно, финансовый контроль – важнейший элемент системы управления финансами страны.

Система финансового контроля в странах с развитой рыночной экономикой, как правило, включает следующие элементы:

1. ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата)с подчинением непосредственно президенту или парламенту. Главная задача этого ведомства – общий контроль за расходованием государственных средств;

2. налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству финансов страны, контролирующее поступление налогов;

3. контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

4. негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;

5. службы внутреннего контроля, основная задача которых – поиск путей снижения издержек и максимизации прибыли.

Появились новые органы финансового контроля: Федеральное казначейство, Государственная налоговая служба, Счетная палата, Федеральная служба страхового надзора и др. построена структура Министерства финансов России, изменились его функции.

Возник аудиторский контроль.

Новые формы приобрел общественный финансовый контроль.

Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов и за деятельностью самих коммерческих банков со стороны Центрального Банка России (ЦБР), так и за деятельностью самого ЦБР со стороны законодательных органов.

Наблюдаются новые тенденции в развитии финансового контроля в России.

В условиях планово-распределительной системы преобладал государственный финансовый контроль со стороны государственных органов власти и управления, отделений Государственного Банка СССР и специально созданных контролирующих структур за движением денежных фондов всех экономических субъектов. В условиях перехода к рынку содержание и методы контроля претерпевают значительные изменения, вызванные изменением роли государства в экономике.

Он все более концентрируется в сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных организаций.

Развитие демократии и парламентаризма в России, повышение профессионального уровня депутатов обеих палат парламента приводит к более тщательному контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и углубленному анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств при утверждении проектов государственного бюджета и внебюджетных фондов. Этому способствует и создание специальных контролирующих органов представительной власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков и финансовых корпораций.

Важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровень организации учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация – главный объект финансового контроля, осуществляемый, как правило, путем проведения ревизии.

Аудит и ревизия используют очень много одинаковых приемов и способов проверок, но это два совершенно различных вида контроля. Можно выделить некоторые критерии, по которым видны их отличия.

1. По цели. Аудит – выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности, оказание услуги, помощь, сотрудничество с клиентом.

Ревизия – выявление недостатков с целью их устранения, наказания виновных.

2. По характеру. Аудит – предпринимательская деятельность.

Ревизия – исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.

3. По правовому регулированию. Аудит – в основе – гражданское право, хозяйственные договора.

Ревизия – в основе – административное право, инструкции, приказы вышестоящих или государственных органов.

4. По объектам. Аудит – все, что искажает финансовую отчетность, снижает платежеспособность, ухудшает финансовое положение клиента.

Ревизия – все, что нарушает действующее законодательство.

5. По управленческим связям. Аудит – горизонтальные связи, добровольность, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним.

Ревизия – вертикальные связи, принуждение, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении.

6. По принципу оплаты услуг. Аудит – платит клиент.

Ревизия – платит вышестоящее звено.

7. По практическим задачам. Аудит – улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента.

Ревизия – сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

8. По результатам. Аудит – аудиторское заключение рекомендации для клиента, конфиденциальность информации.

Ревизия – акт ревизии, организационные выводы, взыскания указания, передача другим органам, обязательность разглашения информации.

9. По статусу. Аудит – аудитор - независимый эксперт.

Ревизия – ревизор – работник ревизионного аппарата.

 

4. История развития аудита.

Профессия аудитора очень древняя. Примерно в 200 г. до н. э. должностные лица Римской империи, ведавшие финансовыми и судебными делами (квесторы) осуществляли контроль за государственными бухгалтерами на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались экзаменаторами. Поэтому аудит в переводе с латыни означает «слушатель», «он слышит».

Развитие капитализма, привлечение капиталов из различных слоев общества в акционерные компании вызвало необходимость в независимой проверке и подтверждении законности осуществляемых операций компании.

Волна банкротств послужила основанием для принятия законов об обязательном аудите.

В Великобритании в 1844 г. выходит несколько законов по которым правление акционерных компаний должно было не реже одного раза в год принимать аудиторов для проверки бухгалтерской отчетности.

Закон об обязательном аудите принят в Великобритании в 1882 г., во Франции в 1867 г., в США в 1937 г.

В России при Петре I была введена должность присяжных бухгалтеров, совмещающая обязанности прокурора, делопроизводителя и секретаря. Попытки узаконить аудит в России предпринимались в 1889 г., 1912 г., 1928 г. но неудачно. В 1987 г. создается первая аудиторская фирма «Инаудит» для оказания консультационных услуг совместным предприятиям в области налогообложения.

Закон «Об аудиторской деятельности» принят в РФ 7 августа 2001 г. №119-ФЗ с изменениями от 14 декабря, 30 декабря 2001 г. Затем данный закон утратил силу и 30 декабря 2008г. был введен новый закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ с изменениями 21 ноября 2011г.

В нем изложены понятие аудиторской деятельности, права и обязанности аудитора, порядок аттестации и лицензирования.

 

5. Общественные аудиторские организации в мире и России.

В современных условиях работа по совершенствованию профессиональных требований к аудиту на международном уровне продолжается. Многие организации, в том числе Международная федерация бухгалтеров (создана в 1977 г.), активно занимается этим вопросом. В рамках Международной федерации бухгалтеров образован Международный комитет по аудиторской практике, действующий на правах постоянного автономного комитета. Он от имени Совета Международной федерации бухгалтеров издал стандарты проведения аудита, состоящие из Международных стандартов проведения аудита и Стандартов по оказанию сопутствующих услуг. Они призваны способствовать развитию профессии (в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового) и унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в международном масштабе.

На основе рекомендаций Международного комитета по стандартам учета и отчетности, Международной федерации бухгалтеров и Международной организации высших аудиторских учреждений Всемирным банком в 1995 году разработано «Руководство по финансовому учету, отчетности и аудиту». Как правило, оно используется в качестве справочного пособия.

В целом организация и практика аудита, опираясь на накопленный в мире опыт, имеет в различных странах, в том числе и в России, свои особенности. Они отражают специфику каждой страны, системы ее государственного устройства, уровень экономического развития, традиции общественного самоуправления и многое другое.

Вследствие разн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.113 с.)