Тема 11. Аудит государственной помощи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Аудит государственной помощи.



 

Государственная помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям направлена на стимулирова­ние производства сельскохозяйственной продукции и формирование устойчивого продовольственного рын­ка.

Государственный контроль правильного исчисле­ния и выплаты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации субсидий на под­держку сельскохозяйственного производства, а также целевого использования бюджетных средств осуще­ствляется Министерством сельского хозяйства Россий­ской Федерации. Одной из форм финансового конт­роля использования государственной помощи, выде­ляемой сельскохозяйственным товаропроизводите­лям, является аудит.

Вопросы налоговых последствий, правового, бухгалтерского оформления получения и исполь­зования государственной помощи в сельскохозяй­ственных организациях весьма актуальны, так как имеют определенную сложность и на практике при отражении этой информации в учете допускаются ошибки и упущения. Аудит позволяет их минимизи­ровать и соответственно сокращать финансовые потери в хозяйствах.

Целью аудита государственной помощи в сельс­кохозяйственных организациях является проверка достоверности бухгалтерской отчетности, установле­ние соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации, вы­явление нарушений целевого использования бюджет­ных средств, налогообложения и своевременное их устранение.

К таким нарушениям, как показывает практика аудиторских проверок, относятся:

  • несоблюдение законодательства;

• ошибки и упущения при использовании государствен­ных субсидий и других видов государственной помощи сельскохозяйственными товаропроизводителями;

• несвоевременное документирование всех хозяй­ственных операций по получению и использованию государственных субсидий и других видов государ­ственной помощи;

• неправильное и необособленное отражение ин­формации по получению и использованию государ­ственных субсидий и других видов государственной помощи на соответствующих счетах аналитического и синтетического учета, а также в налоговом учете;

• искаженные формирование и раскрытие инфор­мации о государственных субсидиях и других видах государственной помощи в бухгалтерской (финансо­вой) отчетности.

При планировании аудиторской проверки целево­го использования, порядка отражения в бухгалтерс­ком учете и отчетности государственной помощи в сельскохозяйственных организациях в программе про­верки целесообразно выделить следующие основные направления:

• общие вел росы и типичные нарушения исполь­зования государственной помощи;

• проверка правильности документального отраже­ния информации о получении и использовании госу­дарственной помощи в организациях агропромышлен­ного комплекса;

• проверка правильности отражения информации о получении и использовании государственной помо­щи в бухгалтерском учете;

• проверка правильности отражения в налоговом учете использования государственной помощи;

•    аудит отчетности о средствах целевого финанси­рования.

общие вопросы и типичные нарушения исполь­зования государственной помощи

Государственная помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляется как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств субъектов Российской Федерации. В соответствии с 1БУ 13/2000 (п.1) государственная помощь признается как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов. Госу­дарственная помощь предоставляется коммерческим организациям в виде: субвенций; субсидий; бюджет­ных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество); прочих форм.

Государственная помощь по финансированию сельскохозяйственных товаропроизводителей осуще­ствляется как на возвратной основе (приобретение техники, племенных животных по договору лизинга), так и безвозвратной основе (компенсация части зат­рат на приобретение минеральных удобрений и средств химзащиты растений, субсидии на поддерж­ку племенного животноводства, возмещение из фе­дерального бюджета разницы в процентах по ставкам по льготным кредитам и др.).

В соответствии с Федеральным законом «О феде­ральном бюджете» на очередной финансовый год Правительством Российской Федерации ежегодно ут­верждается Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную под­держку отдельных отраслей сельскохозяйственно­го производства

Порядок предоставления субсидий и других видов государственной помощи на поддержку сельского хо­зяйства и других отраслей АПК из местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации утвер­ждается ежегодно соответствующими органами испол­нительной власти субъектов Российской Федерации.

Основанием для расчета и выплаты субсидий яв­ляются фактически произведенные за отчетный пе­риод текущего финансового года расходы, на которые предоставляются субсидии, подтвержденные соответ­ствующими первичными документами получателями субсидий

Получатели субсидий ежеквартально представля­ют в органы исполнительной власти субъекта Россий­ской Федерации справки-расчеты на выплату субси­дий, а также заверенные в установленном порядке копии документов (договоры купли-продажи, счета-фактуры, платежные документы, накладные на това­ры и др.), подтверждающие расходы, связанные с поставкой товаров, выполнением работ и оказанием услуг. Контроль достоверности документов, подтвер­ждающих фактические объемы произведенных полу­чателями субсидий соответствующих затрат, осуществляется органами исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации.

Предварительный финансовый контроль недопу­щения нарушений осуществляется отделениями Фе­дерального казначейства в субъектах Российской Федерации в ходе предварительной проверки расхо­дов, на которые предоставляются субсидии, подтвер­жденных соответствующими первичными документа­ми, обеспечением подконтрольности и прозрачности операций в секторе государственного управления.

Текущий и последующий финансовый контроль целевого использования бюджетных средств соглас­но бюджетному законодательству Российской Феде­рации осуществляют уполномоченные органы испол­нительной власти субъектов Российской Федерации и территориальные органы Министерства финансов Российской Федерации, а также аудиторские фирмы при проведении обязательного аудита.

 

Проверка правильности документального отражения информации о получении и использовании государственной помощи в организациях агропромышленного комплекса.

Одно из направлений использования бюджетных средств коммерческими организациями — бюджет­ные инвестиции. Согласно ст. 80 Бюджетного кодек­са (БК) РФ предоставление бюджетных инвестиций возможно только при обязательном наличии следую­щих документов:

—технико-экономического обоснования инвести­ционного проекта;

—проектно-сметной документации;

—плана передачи земли и сооружений;

—проекта цоювора между органами исполнитель­ной власти и юридическим лицом об участии Россий­ской Федерации или ее субъекта в собственности субъекта инвестиций. Проекты договоров оформля­ются в течение двух месяцев после вступления в силу закона о бюджете. Отсутствие оформленных догово­ров служит основанием для блокировки расходов бюджетных средств.

Коммерческая организация может использовать бюджетные средства, полученные в качестве бюджет­ных кредитов на возвратной и возмездной основе. Статья 6 БК РФ определяет бюджетный кредит как форму финансирования бюджетных расходов, кото­рая предусматривает предоставление средств юри­дическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе.

Условия предоставления бюджетных кредитов до­статочно жесткие и лишь немногим отличаются от ус­ловий выдачи кредитов коммерческими банками. Со­гласно ст.76 БК РФ бюджетные кредиты юридическим лицам, не являющимся государственными или муни­ципальными унитарными предприятиями, могут пре­доставляться с соблюдением следующих требований:

—бюджетный кредит предоставляется на основа­нии гражданско-правового договора (ст.819-821 ГК РФ);

—бюджетный кредит выдается только при усло­вии предоставления заемщиком обеспечения испол­нения своего обязательства по возврату этого креди­та, причем способами обеспечения исполнения обя­зательства могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвид­ности;

—обязательным условием предоставления бюд­жетного кредита является проведение финансовым органом предварительной проверки финансового со­стояния получателя указанного кредита;

—бюджетный кредит предоставляется только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджет­ным средствам на возвратной основе;

—бюджетные кредиты предоставляются на опре­деленные цели ограниченному кругу субъектов в пре­делах установленных лимитов — все эти условия оп­ределяются законом о бюджете на очередной финан­совый год.

Третья возможность коммерческой организации использовать бюджетные средства — получить их в качестве финансовой помощи в форме субвенций или субсидий. Согласно ст. 6 БК РФ субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые юриди­ческому лицу на безвозмездной и безвозвратной ос­нове на осуществление определенных целевых рас­ходов, а субсидия — бюджетные средства, предос­тавляемые юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Если же финан­совая помощь не была использована по целевому на­значению или в установленные сроки, то в соответ­ствии с п. 2 ст. 78 БК РФ эти бюджетные средства под­лежат возврату в соответствующий бюджет.

В соответствии с Порядком предоставления суб­сидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственно­го производства формируется пакет документов, на основании которых получатели субсидий ежеквар­тально представляют в органы исполнительной вла­сти субъекта Российской Федерации справки-расче­ты на выплату субсидий.

К справкам-расчетам прилагаются копии докумен­тов, заверенные в установленном порядке и подтвер­ждающие фактически произведенные затраты. При осуществлении проверки правильности доку­ментального отражения информации о получении и использовании государственной помощи необходимо проверить правильность ее группировки по видам и по перечню основных субсидий.

В частности, из федерального бюджета на усло­виях долевого финансирования целевых расходов компенсируется часть затрат на приобретение минеральных удобрений, средств химической защиты растений, поддержку племенного животноводства, поддержку элитного семеноводства, производства ль и конопли и др.

Федеральный бюджет совместно с бюджета! субъектов Российской Федерации в большинстве регионов выделяет средства на компенсацию части затрат на страхование сельскохозяйственных культур, льготное кредитование сезонных затрат в сельскохозяйстве.

В ряде субъектов Российской Федерации, в частности в Калужской области, на основании решения органов власти из местных бюджетов осуществляется государственная поддержка кадрового потенцила в организациях агропромышленного комплеК(программ и мероприятий по развитию животноводства.

Одновременно с проверкой наличия первичных документов (договоров купли-продажи, счетов-фактур платежных документов, накладных на товары и д на выплату субсидий производится проверка пот ты их оформления с целью сбора аудиторских доказательств о том, что условия предоставления государственной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям будут выполнены.

Проверка правильности отражения информации о получении и использовании государственно помощи в бухгалтерском учете.

В ходе аудита проверяется соблюдение принци непротиворечивости информации, то есть сальдс обороты по счетам синтетического учета должны с впадать с сальдо и оборотами аналитического уче по видам государственной помощи и в полном обт ме должны быть перенесены из регистров бухгалтс ского учета в Главную книгу и бухгалтерскую отчетность.

Проверяется соответствие учета движения денежных средств по счету 86 «Целевое финансировани в журнале-ордере № 12-АПК и ведомости № 70-AI

данным за отчетный период в Главной книге и са; до, соответствующим статьям баланса.

В соответствии с Методическими рекомендащ ми по бухгалтерскому учету государственных суб< дий и других видов государственной помощи в ceni кохозяйственныхорганизациях, утвержденных Минсельхозом России от 2 февраля 2004 го № 75, учет государственной помощи предполагает отражение в системе счетов бухгалтерского учета cj дующих операций:

♦ принятие бюджетных средств к бухгалтерски учету;

♦ списание бюджетных средств со счета целевс финансирования;

♦ возврат средств бюджету с выделением учета видам субсидий (дотаций и компенсаций);

      ♦ учет операций по налогообложению.

Следовательно, аудиторская проверка правильно­сти отражения информации о получении и использо­вании государственной помощи в бухгалтерском уче­те должна строиться с учетом этих рекомендаций и принятого в учетной политике организации варианта учета бюджетных средств.

Так, при принятии к бухгалтерскому учету бюджетных средств как возникновение целевого финанси­рования и задолженности по этим средствам (дебет сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредитора­ми», субсчет «Расчеты по прочим операциям», кре­дит сч. 86 «Целевое финансирование») аналитичес­кие счета открываются по видам государственной по­мощи. В частности, «Субсидии федерального бюджета на производство льна и конопли», «Субсидии феде­рального бюджета на поддержку элитного семеновод­ства», «Субсидии из федерального бюджета на раз­витие животноводства» и т.п. Основанием для этой записи является уведомление казначейства о том, что эти средства выделены.

По мере фактического получения средств умень­шается задолженность, и увеличиваются суммы на счетах учета денежных средств, вложений во внеобо­ротные активы и т.п. При этом производятся записи, по дебету сч. 50, 51, 5Z, 55, 60, 07, 08,10 я др., креди­ту сч. 76, субсчет 9 «Расчеты по прочим операциям».

Если бюджетные средства признаются в бухгал­терском учете по мере фактического получения ре­сурсов (второй вариант), то с возникновением целе­вого финансирования увеличиваются счета учета де­нежных средств, вложений во внеоборотные активы и т.п.

При этом в бухгалтерском учете данные операции отражаются записью: дебет счетов 51, 52, 55, 60, 07, 08, 10 и др., кредит счета 86 «Целевое финансиро­вание». Субсчета и аналитические счета открывают­ся по видам государственной помощи, выделяемой из федерального бюджета и бюджетов субъектов Россий­ской Федерации.

Списание бюджетных средств со счета целевого финансирования относится на увеличение финансо­вых результатов организации.

В том случае, если суммы бюджетных средств были использованы на финансирование капитальных расходов, то их списание будет производиться на про­тяжении срока полезного использования внеоборот­ных активов, подлежащих согласно действующим пра­вилам амортизации, или в течение периода призна­ния расходов, связанных с выполнением условий пре­доставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам.

При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объек­тов внеоборотных активов в эксплуатацию (дебет сч. 86 «Целевое финансирование», кредит сч. 98 «Дохо­ды будущих периодов») с последующим отнесениемв течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амор­тизации на финансовые результаты организации как внереализационные доходы.

При вводе внеоборотных активов в эксплуатацию целевое финансирование со сч. 98 «Доходы будущих периодов» будет списываться на сч. 91 «Прочие до­ходы и расходы» (внереализационные доходы) в те­чение срока полезного использования актива в раз­мере начисленной амортизации одновременно с от­ражением операции по дебету сч. 20 «Основное про­изводство», 23 «Вспомогательное производство» и т.п. и кредиту сч. 02 «Амортизация основных средств».

Если по отдельным объектам, не подлежащим амортизации (скот, земля и т.п.), не представляется возможным определить период признания отдельных видов расходов, то списание бюджетных средств на приобретение этих объектов на увеличение прочих доходов производится в полной сумме при вводе этих объектов в эксплуатацию записью: дебет сч. 86 «Це­левое финансирование», кредит сч. 91 «Прочие до­ходы и расходы».

Суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов списываются в периоды признания этих расходов, на финансирование которых они пре­доставлены. При этом целевое финансирование при­знается в качестве доходов будущих периодов в мо­мент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты тру­да и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы от­четного периода. Записи при этом следующие:

дебет сч. 10, 20, 70 и др., кредит сч. 86 — поступ­ление материальных ценностей, осуществление те­кущих затрат за счет целевого бюджетного финанси­рования;

дебет сч. 20,23 и др., кредит сч. 10, 70, 69 и др. — при отпуске производственных запасов на произ­водство продукции, выполнение работ (оказание ус­луг), начислении оплаты труда и осуществлении дру­гих расходов аналогичного характера. Одновременно производится запись по дебету сч. 86 и кредиту сч. 98 с последующим отнесением (при отпуске в произ­водство) на дебет сч. 98, кредит сч. 91. Учет субси­дий (дотаций и компенсаций) также осуществляется по кредиту сч. 98 «Доходы будущих периодов», суб­счет «Доходы, полученные в счет будущих периодов» в корреспонденции со сч. 86.

В конце года целевое бюджетное финансирование относится на доходы отчетного периода при оприхо­довании продукции следующей записью: дебет сч. 98 «Доходы будущих периодов», кредит сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

Субсидии из федерального бюджета сельскохозяй­ственным организациям на поддержку элитного семе­новодства и на развитие животноводства в бухгалтер­ском учете также, как и другие виды государственной помощи, не уменьшают затраты на их производство.

Учет возвратных бюджетных средств регламен­тируется положением бухгалтерского учета «Учет займов и кредитов и затрат на их обслуживание» ПБУ 15/01, утвержденным приказом Минфина Рос­сии от 2 августа 2001 года № 60н. Кроме того, в целях отражения отраслевых особенностей учета в сельском хозяйстве, разработаны Методические рекомендации по бухгалтерскому учету государ­ственных субсидий и других видов государствен­ной помощи в сельскохозяйственных организациях (утверждены приказом Минсельхоза России от 02 февраля 2004 года № 75). -

При выделении целевых средств из федерально­го бюджета на инвестиционные кредиты и льготное кредитование сезонных затрат в сельском хозяйстве в Министерстве сельского хозяйства Российской Фе­дерации создается специальный фонд по возмеще­нию разницы в процентных ставках.

При аудите расчетов по кредитам в качестве пер­вичных документов рассматриваются: выписки банка, если проценты перечисляются с расчетного счета; платежные поручения, если проценты перечисляют­ся в другой банк; мемориальные ордера банка; кре­дитные договоры; договоры залога; договоры страхо­вания невозврата кредитов; дополнительные согла­шения к кредитным договорам и др.

Суммы полученных организацией краткосрочных (долгосрочных) кредитов отражаются в бухгалтерском учете записью: дебет сч. 50, 51, 55, 60 и т.д., кредит сч. 66, (67). Погашение кредитов в учете отражается обратной записью.

Задолженность по непогашенным кредитам в бухгалтерском балансе

 показывается с учетом причитающихся к уплате процентов на конец отчетного периода, которые под­лежат учету в составе операционных расходов (де­бет сч. 91-2, кредит сч. 66,67).

При использовании полученных кредитов для пред­варительной оплаты приобретения материально-про­изводственных запасов, работ и услуг в бухгалтерс­ком учете осуществляется запись: дебет сч. 60, 76, кредит сч. 51. Начисленные проценты учитываются: дебет сч. 60,76, кредит сч. 66, 67.

Поступление в организацию материально-произ­водственных запасов, выполнение работ и услуг от­ражается корреспонденцией: дебет сч. 10, 41, 20, 44, кредит сч. 60, 76, включая проценты за кредит.

Если организация использует инвестиционный кре­дит на приобретение или строительство внеоборот­ного актива, не предназначенного для продажи, то расходы по обслуживанию кредита (в том числе про­центы за кредит) включаются в первоначальную сто­имость этого актива (дебет сч. 08, кредит сч. 66, 67. Ввод в эксплуатацию: дебет сч. 01, кредит сч. 08). После ввода объекта в эксплуатацию и принятию ак­тива к бухгалтерскому учету все последующие расходы по обслуживанию данного кредита включаются в операционные расходы организации и учитываются по дебету счета 91-2.

Поступившие бюджетные средства на возмещение разницы в процентах учитываются по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» или счета 51 «Рас­четные счета», кредиту счета 86 «Целевое финанси­рование», субсчет «Бюджетные средства на возмеще­ние разницы в процентах».

Сумма погашенных кредитов и процентов отража­ется бухгалтерской записью: дебет сч. 66, 67 «Расче­ты по краткосрочным (долгосрочным) кредитам и зай­мам», кредит сч. 51 «Расчетные счета» или другие счета в банках, с которых перечислены средства. Од­новременно часть суммы от погашенных процентов коммерческому банку в пределах предоставленной государственной помощи за счет федерального бюд­жета или бюджета субъектов Российской Федерации организация агропромышленного комплекса списыва­ет на дебет сч. 86 «Целевое финансирование», суб­счет «Бюджетные средства на возмещение разницы в процентах», кредит сч. 91 «Прочие доходы и расхо­ды», субсчет 1 «Прочие доходы».

При заключении договоров со страховыми компа­ниями на страхование урожая сельскохозяйственных культур за счет собственных средств сельскохозяй­ственным товаропроизводителям компенсируется часть затрат по страхованию за счет средств феде­рального бюджета (50%), а в некоторых регионах (на­пример, в Калужской области) дополнительно (до 30%) за счет бюджетных средств субъектов РФ.

Бюджетные средства могут выделяться как сельс­кохозяйственным товаропроизводителям, так и стра­ховым компаниям, осуществляющим страхование сельскохозяйственных культур.

Соответственно, в первом случае сельскохозяй­ственные организации сами получают субсидии и пе­речисляют в полном объеме страховые взносы стра­ховым компаниям, во втором случае на основании заключенных договоров и перечисленной причитаю­щейся к уплате части страховых взносов субсидии на компенсацию затрат по страхованию сельскохозяй­ственных культур получает сама страховая компания.

В первом варианте на полную сумму начисленных платежей по страхованию посевов сельскохозяйствен­ных культур производится бухгалтерская запись: де­бет сч. 20 «Основное производство», субсчет «Рас­тениеводство», кредит сч. 76 «Расчеты с разными де­биторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по иму­щественному и личному страхованию». На сумму пе­речисленных страховой компании средств по страхо­вым платежам: дебет сч. 76 «Расчеты с разными де­биторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по иму­щественному и личному страхованию», кредит сч. 51.

На основании договоров, заключенных между стра­ховой компанией и сельскохозяйственной организа­цией на страхование сельскохозяйственных культур, копий платежных поручений об оплате страховых платежей, представленных в местные органы власти, оп­ределяется сумма субсидий конкретной сельскохозяй­ственной организации и производится перечисление на расчетный счет сельскохозяйственной организации.

 Полученные суммы субсидии сельскохозяйствен­ный товаропроизводитель учитывает по дебету сч. 51 «Расчетные счета», кредиту сч. 86 «Целевое финан­сирование», субсчет «Бюджетные субсидии на ком­пенсацию затрат по страхованию сельскохозяйствен­ных культур» одновременно с записью ее по дебету счета 86, субсчет «Бюджетные субсидии на компен­сацию затрат по страхованию сельскохозяйственных культур» и кредиту сч. 98.

В случае гибели посевов сумма причиненного ущер­ба отражается по дебету сч. 76 и кредиту сч. 20.

На сумму страховых возмещений, полученных сельскохозяйственной организацией от страховой ком­пании в соответствии с договором страхования, про­изводится запись: дебет сч. 51, кредит сч. 76.

Некомпенсируемые страховыми возмещениями суммы потерь от страховых случаев списываются с кредита сч. 76 в дебет сч. 99 «Прибыли и убытки».

На сумму полученных субсидий на компенсацию затрат по страхованию сельскохозяйственных культур производится бухгалтерская запись: дебет сч. 98, кре­дит сч. 91.

По второму варианту страховая компания пред­ставляет в местные органы власти договоры, заклю­ченные с сельскохозяйственными организациями на страхование сельскохозяйственных культур, и копии платежных поручений на поступившую часть страхо­вых платежей от сельскохозяйственных организаций. На основании этих документов местные органы влас­ти определяют суммы субсидий, причитающихся стра­ховой компании, и перечисляют их на счет компании.

В сельскохозяйственных организациях по этому варианту страховые платежи, подлежащие перечис­лению страховой компании, отражаются записью: де­бет сч. 20, кредит сч. 76, а при их перечислении стра­ховой компании: дебет сч. 76, кредит сч. 51.

В случае гибели посевов потери по страховым слу­чаям списываются записью: дебет сч. 76, кредит сч. 20. Сумма страховых возмещений, полученных сель­скохозяйственной организацией от страховой компа­нии в соответствии с договором страхования: дебет сч. 51, кредит сч. 76.

На сумму некомпенсируемых страховыми возме­щениями потерь производится запись: дебет сч. 99 «Прибыли и убытки», кредит сч. 76 «Расчеты с раз­ными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расче­ты по имущественному и личному страхованию».

 

Проверка правильности отражения в налоговом учете использования государственной помощи.

В ходе проверки отражения операций использова­ния государственной помощи в налоговом учете не­обходимо обращать внимание на то, как отражаетсяНДС при приобретении материальных ценностей, молодняка скота, прочего имущества, выполнении работ за счет целевых бюджетных средств. Сельско­хозяйственные организации обязаны при уплате НДС поставщикам и подрядчикам на основании выписан­ных ими счетов-фактур отражать суммы по дебету сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретен­ным ценностям» с открытием отдельного субсчета «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам, выполнен­ным работам за счет бюджетных целевых средств». При этом к возмещению из бюджета данные суммы не принимаются, а их списание производится или за счет выделенных средств целевого бюджетного фи­нансирования (дебет сч. 86), или за счет финансо­вых результатов при их полном или частичном недо­статке (дебет сч. 91) в корреспонденции со сч. 19.

Списание бюджетных средств со счета учета це­левого финансирования при приобретении материаль­ных ценностей, молодняка скота, прочего имущества производится в установленном порядке на доходы будущих периодов (дебет счета 86 (без суммы НДС), кредит счета 98) с последующим отнесением на до­ходы отчетного периода бухгалтерской записью: де­бет счета 98, кредит счета 91.

Отдельной детальной проверке подвергаются опе­рации по налогообложению полученных льготных кре­дитов. В ст. 269 НК РФ определены условия отнесе­ния начисленных процентов по кредитам и займам в целях налогообложения прибыли. В соответствии с принятым вариантом в учетной политике организации проценты по заемным средствам могут учитываться для целей налогообложения в пределах, не превыша­ющих ставки процентов по аналогичным займам, по­лученным в этом же квартале на сопоставимых усло­виях, более чем на 20% или же (по второму варианту) с применением предельной величины процентов при­знаваемых расходов, равной ставке рефинансирова­ния Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% — в иностранной валюте. Второй вари­ант используется также при отсутствии долговых обя­зательств, выданных в том же квартале на сопоста­вимых условиях.

Аудит отчетности о средствах целевого финан­сирования.

Проверка отчетности — это, в первую очередь, проверка соответствия составленных форм отчет­ности экономического субъекта, приложений к ним и пояснительной записки, всех необходимых рас­четов и т.д. законодательным и нормативным доку­ментам.

Особое внимание при аудите использования госу­дарственной помощи следует уделять качеству пред­ставленной отчетности, которая должна содержать следующую информацию:

•характер и величина бюджетных средств, при­знанных в бухгалтерском учете в отчетном году;

•назначение и величина бюджетных кредитов;

•характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономичес­кие выгоды;

•не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и свя­занные с ними условные обязательства и условные активы.

Если прочие формы государственной помощи (ока­зание консультационных услуг на безвозмездной ос­нове, предоставление гарантий, беспроцентные зай­мы или займы с пониженным процентом и др.) суще­ственны в формировании финансовых результатов деятельности организации, то они подлежат обяза­тельному раскрытию в пояснительной записке к годо­вому отчету.

Сельскохозяйственные организации составляют годовую и квартальную бухгалтерскую отчетность по типовым формам, утвержденным приказом МФ РФ № 67 от 22 августа 2004 года, а для формирования информации о предоставленной государственной по­мощи и ее использовании разработана специализи­рованная форма (форма № 10-АПК «Отчет о сред­ствах целевого финансирования»). В данной форме подробным образом раскрывается информация о ви­дах субсидий отчетного года, включая НДС, получен­ных сельскохозяйственными товаропроизводителями.

В ходе проверки сравниваются суммы, выявлен­ные при группировке по видам субсидий из справок-расчетов, составленных и представленных сельско­хозяйственными организациями в территориальные финансовые органы, с фактическим финансировани­ем. Одновременно проверяется обоснованность сумм, отраженных в справках-расчетах, производственны­ми показателями самой организации.

В случае образования остатка средств целевого финансирования, выделенных организации, на отчет­ную дату, в бухгалтерском балансе он должен отра­жаться по статье «Доходы будущих периодов».

На основании проведенных аналитических проце­дур и собранных аудиторских доказательств аудитор формирует представление о целевом и эффективном использовании бюджетных средств и выражает свое мнение о достоверности представленной отчетности в данной организации.

В заключение следует отметить, что в рамках Про­граммы реформирования бухгалтерского учета в со­ответствии с международными стандартами финан­совой отчетности Минфином России утвержден ряд положений по бухгалтерскому учету, которые увели­чивают информационную емкость бухгалтерской от­четности о средствах целевого финансирования.

Однако утвержденные типовые формы бухгалтер­ской отчетности не в полной мере позволяют исполь­зовать их в целях государственного контроля.

Одним из существенных недостатков отчетности является отсутствие аналитических данных, характе­ризующих отклонения от сумм, заявленных организа­цией в соответствующий финансовый орган, с обосно­ванием необходимости выделения ей финансовой помощи из бюджета. Хотя рассмотрение'данной про­блемы является задачей управленческого учета.

Одна из проблем, связанных с предоставлением и использованием бюджетных средств, состоит в том, что эта помощь предоставляется, как правило, ближе к концу финансового года, хотя рассчитана она на использование в течение всего финансового года. В результате сумму, рассчитанную на 12 месяцев, орга­низация-получатель такой помощи по мере ее поступ­ления должна израсходовать за два-три месяца (в том числе в последних числах года), чтобы уложиться в сроки. К тому же организация должна израсходовать финансовую помощь строго на цели, определенные в бюджетном законодательстве, и отчитаться по уста­новленным формам.

В ряде случаев при предоставлении средств госу­дарственной помощи сельскохозяйственные органи­зации должны отчитываться не только о целевом, но и об эффективном их использовании. Поэтому поня­тие эффективности и его критерии должны быть зак­реплены в соответствующей нормативной базе и за­даны в специализированных формах отчетности, а не излагаться в свободной форме в пояснительной за­писке.

Рассмотренные в статье направления аудита го­сударственной помощи позволяют практикующим аудиторам и главным бухгалтерам сельскохозяйствен­ных организаций более качественно провести провер­ку, выявить возможные упущения и нарушения, сво­евременно устранить их и избежать административ­ных штрафов со стороны государственных конт­рольных органов.

Постановления Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2005 г. № 190 «Об установлении условий и критериев определения размера субсидий, предоставляемых из федераль­ного бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления государственной поддержки в сфере агропро­мышленного комплекса, и правил их предоставления» (Собра­ние законодательства Российской Федерации, 2005, № 15, ст. 1352) — прим ред.

См. также Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2005 г. № 755 «О внесении изменений в постановление Прави­тельства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249» — текст документа напечатан в этом номере журнала.

Формы первичных документов утверждены приказом Минсель-хоза РФ от от 7 сентября 2005 г. №165 «Об утверждении форм отчетности» — прим. ред.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.058 с.)