Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 11. Аудит государственной помощи.
Государственная помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям направлена на стимулирование производства сельскохозяйственной продукции и формирование устойчивого продовольственного рынка. Государственный контроль правильного исчисления и выплаты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства, а также целевого использования бюджетных средств осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Одной из форм финансового контроля использования государственной помощи, выделяемой сельскохозяйственным товаропроизводителям, является аудит. Вопросы налоговых последствий, правового, бухгалтерского оформления получения и использования государственной помощи в сельскохозяйственных организациях весьма актуальны, так как имеют определенную сложность и на практике при отражении этой информации в учете допускаются ошибки и упущения. Аудит позволяет их минимизировать и соответственно сокращать финансовые потери в хозяйствах. Целью аудита государственной помощи в сельскохозяйственных организациях является проверка достоверности бухгалтерской отчетности, установление соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации, выявление нарушений целевого использования бюджетных средств, налогообложения и своевременное их устранение. К таким нарушениям, как показывает практика аудиторских проверок, относятся: • несоблюдение законодательства; • ошибки и упущения при использовании государственных субсидий и других видов государственной помощи сельскохозяйственными товаропроизводителями; • несвоевременное документирование всех хозяйственных операций по получению и использованию государственных субсидий и других видов государственной помощи; • неправильное и необособленное отражение информации по получению и использованию государственных субсидий и других видов государственной помощи на соответствующих счетах аналитического и синтетического учета, а также в налоговом учете; • искаженные формирование и раскрытие информации о государственных субсидиях и других видах государственной помощи в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При планировании аудиторской проверки целевого использования, порядка отражения в бухгалтерском учете и отчетности государственной помощи в сельскохозяйственных организациях в программе проверки целесообразно выделить следующие основные направления: • общие вел росы и типичные нарушения использования государственной помощи; • проверка правильности документального отражения информации о получении и использовании государственной помощи в организациях агропромышленного комплекса; • проверка правильности отражения информации о получении и использовании государственной помощи в бухгалтерском учете; • проверка правильности отражения в налоговом учете использования государственной помощи; • аудит отчетности о средствах целевого финансирования. общие вопросы и типичные нарушения использования государственной помощи Государственная помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляется как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств субъектов Российской Федерации. В соответствии с 1БУ 13/2000 (п.1) государственная помощь признается как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов. Государственная помощь предоставляется коммерческим организациям в виде: субвенций; субсидий; бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество); прочих форм. Государственная помощь по финансированию сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется как на возвратной основе (приобретение техники, племенных животных по договору лизинга), так и безвозвратной основе (компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств химзащиты растений, субсидии на поддержку племенного животноводства, возмещение из федерального бюджета разницы в процентах по ставкам по льготным кредитам и др.).
В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год Правительством Российской Федерации ежегодно утверждается Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства Порядок предоставления субсидий и других видов государственной помощи на поддержку сельского хозяйства и других отраслей АПК из местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации утверждается ежегодно соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Основанием для расчета и выплаты субсидий являются фактически произведенные за отчетный период текущего финансового года расходы, на которые предоставляются субсидии, подтвержденные соответствующими первичными документами получателями субсидий Получатели субсидий ежеквартально представляют в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации справки-расчеты на выплату субсидий, а также заверенные в установленном порядке копии документов (договоры купли-продажи, счета-фактуры, платежные документы, накладные на товары и др.), подтверждающие расходы, связанные с поставкой товаров, выполнением работ и оказанием услуг. Контроль достоверности документов, подтверждающих фактические объемы произведенных получателями субсидий соответствующих затрат, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Предварительный финансовый контроль недопущения нарушений осуществляется отделениями Федерального казначейства в субъектах Российской Федерации в ходе предварительной проверки расходов, на которые предоставляются субсидии, подтвержденных соответствующими первичными документами, обеспечением подконтрольности и прозрачности операций в секторе государственного управления. Текущий и последующий финансовый контроль целевого использования бюджетных средств согласно бюджетному законодательству Российской Федерации осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальные органы Министерства финансов Российской Федерации, а также аудиторские фирмы при проведении обязательного аудита.
Проверка правильности документального отражения информации о получении и использовании государственной помощи в организациях агропромышленного комплекса. Одно из направлений использования бюджетных средств коммерческими организациями — бюджетные инвестиции. Согласно ст. 80 Бюджетного кодекса (БК) РФ предоставление бюджетных инвестиций возможно только при обязательном наличии следующих документов: —технико-экономического обоснования инвестиционного проекта; —проектно-сметной документации; —плана передачи земли и сооружений; —проекта цоювора между органами исполнительной власти и юридическим лицом об участии Российской Федерации или ее субъекта в собственности субъекта инвестиций. Проекты договоров оформляются в течение двух месяцев после вступления в силу закона о бюджете. Отсутствие оформленных договоров служит основанием для блокировки расходов бюджетных средств.
Коммерческая организация может использовать бюджетные средства, полученные в качестве бюджетных кредитов на возвратной и возмездной основе. Статья 6 БК РФ определяет бюджетный кредит как форму финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе. Условия предоставления бюджетных кредитов достаточно жесткие и лишь немногим отличаются от условий выдачи кредитов коммерческими банками. Согласно ст.76 БК РФ бюджетные кредиты юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, могут предоставляться с соблюдением следующих требований: —бюджетный кредит предоставляется на основании гражданско-правового договора (ст.819-821 ГК РФ); —бюджетный кредит выдается только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату этого кредита, причем способами обеспечения исполнения обязательства могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности; —обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение финансовым органом предварительной проверки финансового состояния получателя указанного кредита; —бюджетный кредит предоставляется только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе; —бюджетные кредиты предоставляются на определенные цели ограниченному кругу субъектов в пределах установленных лимитов — все эти условия определяются законом о бюджете на очередной финансовый год. Третья возможность коммерческой организации использовать бюджетные средства — получить их в качестве финансовой помощи в форме субвенций или субсидий. Согласно ст. 6 БК РФ субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов, а субсидия — бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Если же финансовая помощь не была использована по целевому назначению или в установленные сроки, то в соответствии с п. 2 ст. 78 БК РФ эти бюджетные средства подлежат возврату в соответствующий бюджет.
В соответствии с Порядком предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства формируется пакет документов, на основании которых получатели субсидий ежеквартально представляют в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации справки-расчеты на выплату субсидий. К справкам-расчетам прилагаются копии документов, заверенные в установленном порядке и подтверждающие фактически произведенные затраты. При осуществлении проверки правильности документального отражения информации о получении и использовании государственной помощи необходимо проверить правильность ее группировки по видам и по перечню основных субсидий. В частности, из федерального бюджета на условиях долевого финансирования целевых расходов компенсируется часть затрат на приобретение минеральных удобрений, средств химической защиты растений, поддержку племенного животноводства, поддержку элитного семеноводства, производства ль и конопли и др. Федеральный бюджет совместно с бюджета! субъектов Российской Федерации в большинстве регионов выделяет средства на компенсацию части затрат на страхование сельскохозяйственных культур, льготное кредитование сезонных затрат в сельскохозяйстве. В ряде субъектов Российской Федерации, в частности в Калужской области, на основании решения органов власти из местных бюджетов осуществляется государственная поддержка кадрового потенцила в организациях агропромышленного комплеК(программ и мероприятий по развитию животноводства. Одновременно с проверкой наличия первичных документов (договоров купли-продажи, счетов-фактур платежных документов, накладных на товары и д на выплату субсидий производится проверка пот ты их оформления с целью сбора аудиторских доказательств о том, что условия предоставления государственной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям будут выполнены. Проверка правильности отражения информации о получении и использовании государственно помощи в бухгалтерском учете. В ходе аудита проверяется соблюдение принци непротиворечивости информации, то есть сальдс обороты по счетам синтетического учета должны с впадать с сальдо и оборотами аналитического уче по видам государственной помощи и в полном обт ме должны быть перенесены из регистров бухгалтс ского учета в Главную книгу и бухгалтерскую отчетность. Проверяется соответствие учета движения денежных средств по счету 86 «Целевое финансировани в журнале-ордере № 12-АПК и ведомости № 70-AI данным за отчетный период в Главной книге и са; до, соответствующим статьям баланса. В соответствии с Методическими рекомендащ ми по бухгалтерскому учету государственных суб< дий и других видов государственной помощи в ceni кохозяйственныхорганизациях, утвержденных Минсельхозом России от 2 февраля 2004 го № 75, учет государственной помощи предполагает отражение в системе счетов бухгалтерского учета cj дующих операций:
♦ принятие бюджетных средств к бухгалтерски учету; ♦ списание бюджетных средств со счета целевс финансирования; ♦ возврат средств бюджету с выделением учета видам субсидий (дотаций и компенсаций); ♦ учет операций по налогообложению. Следовательно, аудиторская проверка правильности отражения информации о получении и использовании государственной помощи в бухгалтерском учете должна строиться с учетом этих рекомендаций и принятого в учетной политике организации варианта учета бюджетных средств. Так, при принятии к бухгалтерскому учету бюджетных средств как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам (дебет сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по прочим операциям», кредит сч. 86 «Целевое финансирование») аналитические счета открываются по видам государственной помощи. В частности, «Субсидии федерального бюджета на производство льна и конопли», «Субсидии федерального бюджета на поддержку элитного семеноводства», «Субсидии из федерального бюджета на развитие животноводства» и т.п. Основанием для этой записи является уведомление казначейства о том, что эти средства выделены. По мере фактического получения средств уменьшается задолженность, и увеличиваются суммы на счетах учета денежных средств, вложений во внеоборотные активы и т.п. При этом производятся записи, по дебету сч. 50, 51, 5Z, 55, 60, 07, 08,10 я др., кредиту сч. 76, субсчет 9 «Расчеты по прочим операциям». Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов (второй вариант), то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, вложений во внеоборотные активы и т.п. При этом в бухгалтерском учете данные операции отражаются записью: дебет счетов 51, 52, 55, 60, 07, 08, 10 и др., кредит счета 86 «Целевое финансирование». Субсчета и аналитические счета открываются по видам государственной помощи, выделяемой из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Списание бюджетных средств со счета целевого финансирования относится на увеличение финансовых результатов организации. В том случае, если суммы бюджетных средств были использованы на финансирование капитальных расходов, то их списание будет производиться на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию (дебет сч. 86 «Целевое финансирование», кредит сч. 98 «Доходы будущих периодов») с последующим отнесениемв течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как внереализационные доходы. При вводе внеоборотных активов в эксплуатацию целевое финансирование со сч. 98 «Доходы будущих периодов» будет списываться на сч. 91 «Прочие доходы и расходы» (внереализационные доходы) в течение срока полезного использования актива в размере начисленной амортизации одновременно с отражением операции по дебету сч. 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» и т.п. и кредиту сч. 02 «Амортизация основных средств». Если по отдельным объектам, не подлежащим амортизации (скот, земля и т.п.), не представляется возможным определить период признания отдельных видов расходов, то списание бюджетных средств на приобретение этих объектов на увеличение прочих доходов производится в полной сумме при вводе этих объектов в эксплуатацию записью: дебет сч. 86 «Целевое финансирование», кредит сч. 91 «Прочие доходы и расходы». Суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов списываются в периоды признания этих расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода. Записи при этом следующие: дебет сч. 10, 20, 70 и др., кредит сч. 86 — поступление материальных ценностей, осуществление текущих затрат за счет целевого бюджетного финансирования; дебет сч. 20,23 и др., кредит сч. 10, 70, 69 и др. — при отпуске производственных запасов на производство продукции, выполнение работ (оказание услуг), начислении оплаты труда и осуществлении других расходов аналогичного характера. Одновременно производится запись по дебету сч. 86 и кредиту сч. 98 с последующим отнесением (при отпуске в производство) на дебет сч. 98, кредит сч. 91. Учет субсидий (дотаций и компенсаций) также осуществляется по кредиту сч. 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Доходы, полученные в счет будущих периодов» в корреспонденции со сч. 86. В конце года целевое бюджетное финансирование относится на доходы отчетного периода при оприходовании продукции следующей записью: дебет сч. 98 «Доходы будущих периодов», кредит сч. 91 «Прочие доходы и расходы». Субсидии из федерального бюджета сельскохозяйственным организациям на поддержку элитного семеноводства и на развитие животноводства в бухгалтерском учете также, как и другие виды государственной помощи, не уменьшают затраты на их производство. Учет возвратных бюджетных средств регламентируется положением бухгалтерского учета «Учет займов и кредитов и затрат на их обслуживание» ПБУ 15/01, утвержденным приказом Минфина России от 2 августа 2001 года № 60н. Кроме того, в целях отражения отраслевых особенностей учета в сельском хозяйстве, разработаны Методические рекомендации по бухгалтерскому учету государственных субсидий и других видов государственной помощи в сельскохозяйственных организациях (утверждены приказом Минсельхоза России от 02 февраля 2004 года № 75). - При выделении целевых средств из федерального бюджета на инвестиционные кредиты и льготное кредитование сезонных затрат в сельском хозяйстве в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации создается специальный фонд по возмещению разницы в процентных ставках. При аудите расчетов по кредитам в качестве первичных документов рассматриваются: выписки банка, если проценты перечисляются с расчетного счета; платежные поручения, если проценты перечисляются в другой банк; мемориальные ордера банка; кредитные договоры; договоры залога; договоры страхования невозврата кредитов; дополнительные соглашения к кредитным договорам и др. Суммы полученных организацией краткосрочных (долгосрочных) кредитов отражаются в бухгалтерском учете записью: дебет сч. 50, 51, 55, 60 и т.д., кредит сч. 66, (67). Погашение кредитов в учете отражается обратной записью. Задолженность по непогашенным кредитам в бухгалтерском балансе показывается с учетом причитающихся к уплате процентов на конец отчетного периода, которые подлежат учету в составе операционных расходов (дебет сч. 91-2, кредит сч. 66,67). При использовании полученных кредитов для предварительной оплаты приобретения материально-производственных запасов, работ и услуг в бухгалтерском учете осуществляется запись: дебет сч. 60, 76, кредит сч. 51. Начисленные проценты учитываются: дебет сч. 60,76, кредит сч. 66, 67. Поступление в организацию материально-производственных запасов, выполнение работ и услуг отражается корреспонденцией: дебет сч. 10, 41, 20, 44, кредит сч. 60, 76, включая проценты за кредит. Если организация использует инвестиционный кредит на приобретение или строительство внеоборотного актива, не предназначенного для продажи, то расходы по обслуживанию кредита (в том числе проценты за кредит) включаются в первоначальную стоимость этого актива (дебет сч. 08, кредит сч. 66, 67. Ввод в эксплуатацию: дебет сч. 01, кредит сч. 08). После ввода объекта в эксплуатацию и принятию актива к бухгалтерскому учету все последующие расходы по обслуживанию данного кредита включаются в операционные расходы организации и учитываются по дебету счета 91-2. Поступившие бюджетные средства на возмещение разницы в процентах учитываются по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» или счета 51 «Расчетные счета», кредиту счета 86 «Целевое финансирование», субсчет «Бюджетные средства на возмещение разницы в процентах». Сумма погашенных кредитов и процентов отражается бухгалтерской записью: дебет сч. 66, 67 «Расчеты по краткосрочным (долгосрочным) кредитам и займам», кредит сч. 51 «Расчетные счета» или другие счета в банках, с которых перечислены средства. Одновременно часть суммы от погашенных процентов коммерческому банку в пределах предоставленной государственной помощи за счет федерального бюджета или бюджета субъектов Российской Федерации организация агропромышленного комплекса списывает на дебет сч. 86 «Целевое финансирование», субсчет «Бюджетные средства на возмещение разницы в процентах», кредит сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы». При заключении договоров со страховыми компаниями на страхование урожая сельскохозяйственных культур за счет собственных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям компенсируется часть затрат по страхованию за счет средств федерального бюджета (50%), а в некоторых регионах (например, в Калужской области) дополнительно (до 30%) за счет бюджетных средств субъектов РФ. Бюджетные средства могут выделяться как сельскохозяйственным товаропроизводителям, так и страховым компаниям, осуществляющим страхование сельскохозяйственных культур. Соответственно, в первом случае сельскохозяйственные организации сами получают субсидии и перечисляют в полном объеме страховые взносы страховым компаниям, во втором случае на основании заключенных договоров и перечисленной причитающейся к уплате части страховых взносов субсидии на компенсацию затрат по страхованию сельскохозяйственных культур получает сама страховая компания. В первом варианте на полную сумму начисленных платежей по страхованию посевов сельскохозяйственных культур производится бухгалтерская запись: дебет сч. 20 «Основное производство», субсчет «Растениеводство», кредит сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию». На сумму перечисленных страховой компании средств по страховым платежам: дебет сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию», кредит сч. 51. На основании договоров, заключенных между страховой компанией и сельскохозяйственной организацией на страхование сельскохозяйственных культур, копий платежных поручений об оплате страховых платежей, представленных в местные органы власти, определяется сумма субсидий конкретной сельскохозяйственной организации и производится перечисление на расчетный счет сельскохозяйственной организации. Полученные суммы субсидии сельскохозяйственный товаропроизводитель учитывает по дебету сч. 51 «Расчетные счета», кредиту сч. 86 «Целевое финансирование», субсчет «Бюджетные субсидии на компенсацию затрат по страхованию сельскохозяйственных культур» одновременно с записью ее по дебету счета 86, субсчет «Бюджетные субсидии на компенсацию затрат по страхованию сельскохозяйственных культур» и кредиту сч. 98. В случае гибели посевов сумма причиненного ущерба отражается по дебету сч. 76 и кредиту сч. 20. На сумму страховых возмещений, полученных сельскохозяйственной организацией от страховой компании в соответствии с договором страхования, производится запись: дебет сч. 51, кредит сч. 76. Некомпенсируемые страховыми возмещениями суммы потерь от страховых случаев списываются с кредита сч. 76 в дебет сч. 99 «Прибыли и убытки». На сумму полученных субсидий на компенсацию затрат по страхованию сельскохозяйственных культур производится бухгалтерская запись: дебет сч. 98, кредит сч. 91. По второму варианту страховая компания представляет в местные органы власти договоры, заключенные с сельскохозяйственными организациями на страхование сельскохозяйственных культур, и копии платежных поручений на поступившую часть страховых платежей от сельскохозяйственных организаций. На основании этих документов местные органы власти определяют суммы субсидий, причитающихся страховой компании, и перечисляют их на счет компании. В сельскохозяйственных организациях по этому варианту страховые платежи, подлежащие перечислению страховой компании, отражаются записью: дебет сч. 20, кредит сч. 76, а при их перечислении страховой компании: дебет сч. 76, кредит сч. 51. В случае гибели посевов потери по страховым случаям списываются записью: дебет сч. 76, кредит сч. 20. Сумма страховых возмещений, полученных сельскохозяйственной организацией от страховой компании в соответствии с договором страхования: дебет сч. 51, кредит сч. 76. На сумму некомпенсируемых страховыми возмещениями потерь производится запись: дебет сч. 99 «Прибыли и убытки», кредит сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию».
Проверка правильности отражения в налоговом учете использования государственной помощи. В ходе проверки отражения операций использования государственной помощи в налоговом учете необходимо обращать внимание на то, как отражаетсяНДС при приобретении материальных ценностей, молодняка скота, прочего имущества, выполнении работ за счет целевых бюджетных средств. Сельскохозяйственные организации обязаны при уплате НДС поставщикам и подрядчикам на основании выписанных ими счетов-фактур отражать суммы по дебету сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» с открытием отдельного субсчета «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам, выполненным работам за счет бюджетных целевых средств». При этом к возмещению из бюджета данные суммы не принимаются, а их списание производится или за счет выделенных средств целевого бюджетного финансирования (дебет сч. 86), или за счет финансовых результатов при их полном или частичном недостатке (дебет сч. 91) в корреспонденции со сч. 19. Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования при приобретении материальных ценностей, молодняка скота, прочего имущества производится в установленном порядке на доходы будущих периодов (дебет счета 86 (без суммы НДС), кредит счета 98) с последующим отнесением на доходы отчетного периода бухгалтерской записью: дебет счета 98, кредит счета 91. Отдельной детальной проверке подвергаются операции по налогообложению полученных льготных кредитов. В ст. 269 НК РФ определены условия отнесения начисленных процентов по кредитам и займам в целях налогообложения прибыли. В соответствии с принятым вариантом в учетной политике организации проценты по заемным средствам могут учитываться для целей налогообложения в пределах, не превышающих ставки процентов по аналогичным займам, полученным в этом же квартале на сопоставимых условиях, более чем на 20% или же (по второму варианту) с применением предельной величины процентов признаваемых расходов, равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% — в иностранной валюте. Второй вариант используется также при отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях. Аудит отчетности о средствах целевого финансирования. Проверка отчетности — это, в первую очередь, проверка соответствия составленных форм отчетности экономического субъекта, приложений к ним и пояснительной записки, всех необходимых расчетов и т.д. законодательным и нормативным документам. Особое внимание при аудите использования государственной помощи следует уделять качеству представленной отчетности, которая должна содержать следующую информацию: •характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году; •назначение и величина бюджетных кредитов; •характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды; •не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы. Если прочие формы государственной помощи (оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженным процентом и др.) существенны в формировании финансовых результатов деятельности организации, то они подлежат обязательному раскрытию в пояснительной записке к годовому отчету. Сельскохозяйственные организации составляют годовую и квартальную бухгалтерскую отчетность по типовым формам, утвержденным приказом МФ РФ № 67 от 22 августа 2004 года, а для формирования информации о предоставленной государственной помощи и ее использовании разработана специализированная форма (форма № 10-АПК «Отчет о средствах целевого финансирования»). В данной форме подробным образом раскрывается информация о видах субсидий отчетного года, включая НДС, полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями. В ходе проверки сравниваются суммы, выявленные при группировке по видам субсидий из справок-расчетов, составленных и представленных сельскохозяйственными организациями в территориальные финансовые органы, с фактическим финансированием. Одновременно проверяется обоснованность сумм, отраженных в справках-расчетах, производственными показателями самой организации. В случае образования остатка средств целевого финансирования, выделенных организации, на отчетную дату, в бухгалтерском балансе он должен отражаться по статье «Доходы будущих периодов». На основании проведенных аналитических процедур и собранных аудиторских доказательств аудитор формирует представление о целевом и эффективном использовании бюджетных средств и выражает свое мнение о достоверности представленной отчетности в данной организации. В заключение следует отметить, что в рамках Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности Минфином России утвержден ряд положений по бухгалтерскому учету, которые увеличивают информационную емкость бухгалтерской отчетности о средствах целевого финансирования. Однако утвержденные типовые формы бухгалтерской отчетности не в полной мере позволяют использовать их в целях государственного контроля. Одним из существенных недостатков отчетности является отсутствие аналитических данных, характеризующих отклонения от сумм, заявленных организацией в соответствующий финансовый орган, с обоснованием необходимости выделения ей финансовой помощи из бюджета. Хотя рассмотрение'данной проблемы является задачей управленческого учета. Одна из проблем, связанных с предоставлением и использованием бюджетных средств, состоит в том, что эта помощь предоставляется, как правило, ближе к концу финансового года, хотя рассчитана она на использование в течение всего финансового года. В результате сумму, рассчитанную на 12 месяцев, организация-получатель такой помощи по мере ее поступления должна израсходовать за два-три месяца (в том числе в последних числах года), чтобы уложиться в сроки. К тому же организация должна израсходовать финансовую помощь строго на цели, определенные в бюджетном законодательстве, и отчитаться по установленным формам. В ряде случаев при предоставлении средств государственной помощи сельскохозяйственные организации должны отчитываться не только о целевом, но и об эффективном их использовании. Поэтому понятие эффективности и его критерии должны быть закреплены в соответствующей нормативной базе и заданы в специализированных формах отчетности, а не излагаться в свободной форме в пояснительной записке. Рассмотренные в статье направления аудита государственной помощи позволяют практикующим аудиторам и главным бухгалтерам сельскохозяйственных организаций более качественно провести проверку, выявить возможные упущения и нарушения, своевременно устранить их и избежать административных штрафов со стороны государственных контрольных органов. Постановления Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2005 г. № 190 «Об установлении условий и критериев определения размера субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса, и правил их предоставления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 15, ст. 1352) — прим ред. См. также Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2005 г. № 755 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249» — текст документа напечатан в этом номере журнала. Формы первичных документов утверждены приказом Минсель-хоза РФ от от 7 сентября 2005 г. №165 «Об утверждении форм отчетности» — прим. ред.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.058 с.) |