Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1.3. Ранние теории управления

Поиск

Ранние теории управления относятся к 4 – 5 тысячелетию до н.э., когда в Самарии и Египте появились централизованные органы власти. Менеджмент существовал в той или иной мере в трех сферах человеческого общества: политической, экономической и оборонительной. Любая деятельность предусматривает наличие объекта управления (то, чем управляют) и субъекта управления (тот, кто управляет).

О менеджменте вели речь такие выдающиеся личности как Сократ, Платон, Александр Македонский и другие. Менеджмент развивался вместе с возникающими потребностями человеческого общества, однако менеджмент как наука начал зарождаться в конце XIX века.

Адам Смит, который сформулировал принцип «экономического человека», главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных потребностей, доказал, что природное желание людей улучшить свое благосостояние является настолько могучим стимулом, что если ему дать возможность действовать без препятствий, желание само способно привести общество к процветанию. Взгляды А.Смита на природу свободного предпринимательства, на роль рынка и функции государства легли в основу теории и практики менеджмента.

История менеджмента (революции менеджмента):

1) Первая революция менеджмента – «религиозно-коммерческая» - 5 век до н.э.:

а) зарождение письменности в Древнем Шумере, что привело к возникновению особенной прослойке жрецов-бизнесменов, связанных с торговыми операциями

б)  осуществление деловой переписки

в) коммерческие расчеты

г) регистрация сделок

2) Вторая революция менеджмента – «светско-административная» - 1800 г. до н.э. - время деятельности царя Хаммурапи (1792 – 1750 годы до н.э.), издавшего законы руководства государством для регулирования всех общественных отношений между разными слоями населения.

а) использование свидетелей и письменных документов для контроля

б) установление минимальной заработной платы

в) усиление ответственности за выполнение работы

3) Третья революция менеджмента – «производственно-строительная» -600 лет до н.э. - время правления Навуходоносора (605 – 562 годы до н.э.). Она была направлена на объединение государственных методов руководства:

а) контроль за деятельностью в сфере производства и строительства

б) стимулирование через зарплату

4) Четвертая революция менеджмента (XVII – XVIII века) характеризуется зарождением капитала и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Ее результатом стало

а) отделение менеджмента от собственности (капитала)

б) зарождение профессионального руководства

5) Пятая революция менеджмента – «бюрократическая» (конец XIX – начало XX веков) – ее результатами стало:

а) формирование управленческих структур (иерархии)

б) разделение управленческого труда

в) введение норм и стандартов

г) определение должностных обязанностей и ответственности менеджеров

 

Вопрос 1.4. Классическая и неоклассическая теории менеджмента

Классическая теория менеджмента

Теория зародилась в 80 – 90 годах XIX века. Основоположники этой школы – Фредерик Тейлор, Лилиан и Фрэнк Гильберты, Анри Файоль, Генри Форд 1 и др.

Выделяют два направления в классической теории менеджмента: школа научного менеджмента (Ф.Тейлор) и административная школа управления (А.Файоль).

Школа научного менеджмента.

Объект исследований – производственный процесс, главный элемент которого работник.

Предмет исследований – разработка системы методов и приемов анализа рабочего времени и рабочих процессов, нормирование труда, правил подбора и обучения работников, руководство посредством психологического влияния на них, рекомендации стимулирования роста продуктивности труда.

Основные направления научного менеджмента:

  1. Рациональная организация труда.
  2. Разработка формальной структуры организации.
  3. Разработка мер по сотрудничеству руководителя и подчиненного.

Основные принципы управленческой науки Ф.Тейлора:

  1. Научное изучение каждой задачи и развитие научных методов.
  2. Тщательный подбор работников и стимулирование выполнения задач.
  3. Поддержка тесного контакта с работниками.
  4. По возможности осуществлять разделение каждой работы.

Достоинства научного менеджмента:

  1. Получил подтверждение тезис о значении высокой оплаты труда.
  2. Были проведены научные исследования процессов выполнения различных работ и задач.
  3. Была продемонстрирована важность отбора и обучения работников.

Недостатки научного менеджмента:

  1. Не учитывался социальный контекст работы и возрастающие потребности работников.
  2. Не признавались различия между индивидами.
  3. Менеджеры, как правило, низко оценивали уровень профессионализма рабочих и игнорировали их идеи и предложения.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.133 (0.008 с.)