Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Сущность менеджмента и эволюция его развития↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 1. Сущность менеджмента и эволюция его развития План лекции: Понятие менеджмента Основные виды менеджмента Ранние теории управления Классическая и неоклассическая теории менеджмента Самостоятельная работа студентов: 1. Понятие управления, его классификация Кондратюк А.О.– стр. 7 – 8 Эмпирическая школа управления 3. Интегрированные подходы к управлению Иванец В.М (ОМ)– стр. 38–42 Вопрос 1.1. Понятие менеджмента На практике используют разные понятия для определения деятельности по координации работы людей: - «управление» - «менеджмент» - «администрирование» - «руководство» и др. Управление – наиболее общее понятие, применяется в разных сферах (технические, хозяйственные, общественные, государственные системы и др.). Менеджмент – понятие, которое используют в основном для характеристики процессов управления хозяйственными предприятиями. Администрирование – распространяется на управление государственными учреждениями или для определения процессов руководства деятельностью аппарата управления предприятия. Руководство – распространяется на искусство того или иного человека (менеджера) влиять на поведение и мотивы деятельности подчиненных с целью достижения целей организации. Ч.Бернард: «Организация – это группа людей, деятельность которых осознанно координируется для достижения общих целей». Основные характеристики организаций:
а. человеческие ресурсы б. финансовые ресурсы в. физические ресурсы г. информационные ресурсы
3. распределение труда в организации Менеджмент – совокупность принципов, методов, форм и средств управления, самостоятельный вид деятельности, направленный на достижение целей организации путем рационального использования материальных, человеческих и других ресурсов. Составные части менеджмента: 1. Теория руководства включает в себя законы, закономерности, принципы и методы управления. Это теоретическая база практики управления, обеспечивает ее научными рекомендациями. 2. Искусство управления – система правил практического осуществления управленческой деятельности. 3. Практический опыт управления – приобретение практических навыков и умений в процессе управленческой деятельности, накопление лучших образцов управления. Цель менеджмента – достижение высокой прибыльности предприятия (фирмы) за счет рациональной организации его деятельности, эффективного использования материальных финансовых и человеческих ресурсов. Объект менеджмента – отдельные предприниматели, трудовые коллективы, которые имеют форму предприятий. объединений, ассоциаций, АО, товариществ и т.д. Предмет менеджмента – структура организационных, управленческих и межличностных (межсистемных) отношений.
Вопрос 1.4. Классическая и неоклассическая теории менеджмента Классическая теория менеджмента Теория зародилась в 80 – 90 годах XIX века. Основоположники этой школы – Фредерик Тейлор, Лилиан и Фрэнк Гильберты, Анри Файоль, Генри Форд 1 и др. Выделяют два направления в классической теории менеджмента: школа научного менеджмента (Ф.Тейлор) и административная школа управления (А.Файоль). Школа научного менеджмента. Объект исследований – производственный процесс, главный элемент которого работник. Предмет исследований – разработка системы методов и приемов анализа рабочего времени и рабочих процессов, нормирование труда, правил подбора и обучения работников, руководство посредством психологического влияния на них, рекомендации стимулирования роста продуктивности труда. Основные направления научного менеджмента:
Основные принципы управленческой науки Ф.Тейлора:
Достоинства научного менеджмента:
Недостатки научного менеджмента:
Общие принципы менеджмента Методы менеджмента Основные методы менеджмента 1. Организационно-правовые – создаются необходимые условия функционирования организации (формирование управленческих структур, нормирование, создание инструкций и др.) 2. Административные – активное вмешательство в деятельность людей путем их принуждения к определенному поведению в интересах организации (предусматривает минимизацию инициативы работников и возложение всей ответственности на руководителя – военизированные структуры, транспорт и др.) 3. Экономические – основаны на материальной заинтересованности работников в самостоятельном поиске оптимальных решений и ответственности за их результаты, предусматривает материальные премии и стимулируют инициативу 4. Социально-психологические – предполагают два направления на повышение трудовой активности: a. Формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе и новых отношений между руководителями и подчиненными (поддержка, уважение) b. Раскрытие личных способностей каждого работника, помощь в их совершенствовании, что приведет к повышению эффективности труда
Классификация организаций Тема 4. Планирование и стратегический менеджмент План лекции: 4.1. Сущность планирования 4.2. Виды планов Понятие и виды стратегий Самостоятельная работа студентов: Понятие и виды целей
Вопрос 4. 1. Сущность планирования Планирование – это процесс принятия конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем. План – мотивированная модель действий, созданная на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия и поставленных целей. Цели планирования: 1. Устранение отрицательного эффекта неопределенности и изменчивости среды функционирования предприятия, фирмы (подготовка к внутренним переменам). 2. Сосредоточение внимания на главных задачах, поощрение менеджеров и специалистов. 3. Стремление к экономичному функционированию предприятия, фирмы (т.е. получение максимально возможного размера прибыли в конкретной обстановке). 4. Рациональное распределение финансовых, материальных и трудовых ресурсов. 5. Облегчение контроля за деятельностью предприятия и подразделений на основе фиксированных в плане показателей деятельности. Принципы планирования: 1. Участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом (уже на ранних этапах его составления, ибо люди скорее будут выполнять, как более близкие и понятные, те задачи, которые сами себе поставили). 2. Непрерывность, в соответствии с которой планирование должно быть не единичным фактом, а постоянным процессом (в его рамках все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что сами они послужат основой составления будущих). 3. Гибкость, предполагающая возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых плановых решений в соответствии с изменившимися обстоятельствами. 4. Согласование планов в форме координации (между подразделениями одного уровня) и интеграции (между разными) необходимость чего обусловлена взаимосвязанностью всех элементов организации. 5. Экономичность, требующая, чтобы затраты на планирование были меньше получаемого в результате результата. 6. Создание необходимых материальных и организационных условий для выполнения плана.
Вопрос 4.2. Виды планов Основные типы планов: 1. Планы-цели – набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем (используется при большом горизонте планирования, поэтому исходят из непредсказуемости конкретных событий в перспективе) 2. Планы для повторяющихся действий – определяют сроки и порядок осуществления каких-либо действий в стандартных ситуациях (железнодорожное расписание). В них предусматривают «окна», которые обеспечивают свободу маневра в случае непредвиденных обстоятельств. 3. Планы для неповторяющихся действий – составляются для решения специфических проблем (программы, бюджетное поступление, распределение ресурсов). Группы внутрихозяйственных планов: 1) Перспективные: а. пятилетние; б. бизнес-планы; в. функциональные; г. экономические. 2) Годовые: а. план экономического и социального развития; б. годовая производственная программа подразделения; в. хозрасчетные годовые задания. 3) Рабочие (оперативные): а. планы-наряды; б. рабочие планы на отдельные периоды ответственных работ; в. ежемесячные и ежеквартальные. Виды планов по срокам выполнения:
Процесс контроля Самостоятельная работа студентов: Тема 8. Психология личности План: Понятие и виды коллективов Самостоятельная работа студентов: Понятие и сущность власти Стили руководства Самостоятельная работа студентов: Сущность личного влияния Этапы развития конфликтов Преодоление конфликтов Самостоятельная работа студентов: Подготовка и принятие управленческих решений Вопрос 13.2. Подготовка и принятие управленческих решений Операции подготовки упр. решения:
Операции принятия упр. решения:
Функции и виды коммуникации Барьеры коммуникаций Самостоятельная работа студентов: Межличностные коммуникации Барьер восприятия. Люди реагируют не на события, которые действительно происходят, а на то, что воспринимается как происходящее. Это связано с тем, что имеет место избирательность источников информации, избирательное внимание, искажение, запоминание. Возникают так называемые барьеры восприятия. Это: · первое впечатление (внешность, речь, манера поведения и т. п.); · предубеждение в отношении себя и других (недооценка или переоценка); · стереотипы; · эффект проекций. Человек склонен приписывать собеседнику те положительные или отрицательные черты, которые имеет сам, но которыми вряд ли обладает собеседник; · эффект порядка. При общении с незнакомыми людьми больше доверяют и запоминают информацию, поступающую первой (вначале беседы), при общении с друзьями - информацию, поступающую последней. Семантический барьер. Семантический барьер возникает при вербальной форме общения (устной и письменной речи). Этот язык выработан человеком при общественно-социальном развитии. Семантика - наука, изучающая способ использования слов и значений, передаваемых словами. Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания. Значение используемых при общении символов выявляется через опыт и варьируется в зависимости от контекста. Это касается как отдельных слов (особенно иностранного происхождения или характеризующих личность, например порядочность), так и словосочетаний ("как можно скорее", "как только представится возможность"). Невербальные барьеры. Невербальная форма общения - это общение с помощью языка, предоставленного человеку природой и запечатленного в жестах, интонации, мимике, позах, экспрессии движений и т. п. Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу и свидетельствуют о действительных эмоциях участников коммуникаций. Ею трудно манипулировать и трудно скрывать в любой межличностной коммуникации. Некоторые источники утверждают, что вербальные коммуникации составляют 7% информации, звуки и интонация - 38%, жесты, пантомима - 55%. К невербальным барьерам коммуникаций относят: · визуальные барьеры (особенности телосложения, походка, движение рук, ног и т. д., поза и смена поз, визуальный контакт, кожные реакции, психологическая дистанция); · акустические барьеры (интонация, тембр, темп, громкость, высота звука, речевые паузы и др.); · тактильная чувствительность (рукопожатия, похлопывания, поцелуи и др.); · ольфакторные барьеры (запахи). Тема 1. Сущность менеджмента и эволюция его развития План лекции: Понятие менеджмента Основные виды менеджмента Ранние теории управления
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.194.30 (0.011 с.) |