Тема 1. Сущность менеджмента и эволюция его развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Сущность менеджмента и эволюция его развития



Тема 1. Сущность менеджмента и эволюция его развития

План лекции:

Понятие менеджмента

Основные виды менеджмента

Ранние теории управления

Классическая и неоклассическая теории менеджмента

Самостоятельная работа студентов:

1. Понятие управления, его классификация Кондратюк А.О.– стр. 7 – 8

Эмпирическая школа управления

3. Интегрированные подходы к управлению Иванец В.М (ОМ)– стр. 38–42

Вопрос 1.1. Понятие менеджмента

На практике используют разные понятия для определения деятельности по координации работы людей:

- «управление»

- «менеджмент»

- «администрирование»

- «руководство» и др.

Управление – наиболее общее понятие, применяется в разных сферах (технические, хозяйственные, общественные, государственные системы и др.).

Менеджмент – понятие, которое используют в основном для характеристики процессов управления хозяйственными предприятиями.

Администрирование – распространяется на управление государственными учреждениями или для определения процессов руководства деятельностью аппарата управления предприятия.

Руководство – распространяется на искусство того или иного человека (менеджера) влиять на поведение и мотивы деятельности подчиненных с целью достижения целей организации.

Ч.Бернард: «Организация – это группа людей, деятельность которых осознанно координируется для достижения общих целей».

Основные характеристики организаций:

  1. используют четыре основных вида ресурсов:

а. человеческие ресурсы

б. финансовые ресурсы

в. физические ресурсы

г. информационные ресурсы

  1. организация является открытой системой (организация может существовать только во взаимодействии со внешней средой)

3. распределение труда в организации

Менеджмент – совокупность принципов, методов, форм и средств управления, самостоятельный вид деятельности, направленный на достижение целей организации путем рационального использования материальных, человеческих и других ресурсов.

Составные части менеджмента:

1. Теория руководства включает в себя законы, закономерности, принципы и методы управления. Это теоретическая база практики управления, обеспечивает ее научными рекомендациями.

2. Искусство управления – система правил практического осуществления управленческой деятельности.

3. Практический опыт управления – приобретение практических навыков и умений в процессе управленческой деятельности, накопление лучших образцов управления.

Цель менеджмента – достижение высокой прибыльности предприятия (фирмы) за счет рациональной организации его деятельности, эффективного использования материальных финансовых и человеческих ресурсов.

Объект менеджмента – отдельные предприниматели, трудовые коллективы, которые имеют форму предприятий. объединений, ассоциаций, АО, товариществ и т.д.

Предмет менеджмента – структура организационных, управленческих и межличностных (межсистемных) отношений.

 

Вопрос 1.4. Классическая и неоклассическая теории менеджмента

Классическая теория менеджмента

Теория зародилась в 80 – 90 годах XIX века. Основоположники этой школы – Фредерик Тейлор, Лилиан и Фрэнк Гильберты, Анри Файоль, Генри Форд 1 и др.

Выделяют два направления в классической теории менеджмента: школа научного менеджмента (Ф.Тейлор) и административная школа управления (А.Файоль).

Школа научного менеджмента.

Объект исследований – производственный процесс, главный элемент которого работник.

Предмет исследований – разработка системы методов и приемов анализа рабочего времени и рабочих процессов, нормирование труда, правил подбора и обучения работников, руководство посредством психологического влияния на них, рекомендации стимулирования роста продуктивности труда.

Основные направления научного менеджмента:

  1. Рациональная организация труда.
  2. Разработка формальной структуры организации.
  3. Разработка мер по сотрудничеству руководителя и подчиненного.

Основные принципы управленческой науки Ф.Тейлора:

  1. Научное изучение каждой задачи и развитие научных методов.
  2. Тщательный подбор работников и стимулирование выполнения задач.
  3. Поддержка тесного контакта с работниками.
  4. По возможности осуществлять разделение каждой работы.

Достоинства научного менеджмента:

  1. Получил подтверждение тезис о значении высокой оплаты труда.
  2. Были проведены научные исследования процессов выполнения различных работ и задач.
  3. Была продемонстрирована важность отбора и обучения работников.

Недостатки научного менеджмента:

  1. Не учитывался социальный контекст работы и возрастающие потребности работников.
  2. Не признавались различия между индивидами.
  3. Менеджеры, как правило, низко оценивали уровень профессионализма рабочих и игнорировали их идеи и предложения.

Общие принципы менеджмента

Методы менеджмента

Основные методы менеджмента

1. Организационно-правовые – создаются необходимые условия функционирования организации (формирование управленческих структур, нормирование, создание инструкций и др.)

2. Административные – активное вмешательство в деятельность людей путем их принуждения к определенному поведению в интересах организации (предусматривает минимизацию инициативы работников и возложение всей ответственности на руководителя – военизированные структуры, транспорт и др.)

3. Экономические – основаны на материальной заинтересованности работников в самостоятельном поиске оптимальных решений и ответственности за их результаты, предусматривает материальные премии и стимулируют инициативу

4. Социально-психологические – предполагают два направления на повышение трудовой активности:

a. Формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе и новых отношений между руководителями и подчиненными (поддержка, уважение)

b. Раскрытие личных способностей каждого работника, помощь в их совершенствовании, что приведет к повышению эффективности труда

 

Классификация организаций

Тема 4. Планирование и стратегический менеджмент

План лекции:

4.1. Сущность планирования

4.2. Виды планов

Понятие и виды стратегий

Самостоятельная работа студентов:

Понятие и виды целей

 

Вопрос 4. 1. Сущность планирования

Планирование – это процесс принятия конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем.

План – мотивированная модель действий, созданная на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия и поставленных целей.

Цели планирования:

1. Устранение отрицательного эффекта неопределенности и изменчивости среды функционирования предприятия, фирмы (подготовка к внутренним переменам).

2. Сосредоточение внимания на главных задачах, поощрение менеджеров и специалистов.

3. Стремление к экономичному функционированию предприятия, фирмы (т.е. получение максимально возможного размера прибыли в конкретной обстановке).

4. Рациональное распределение финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

5. Облегчение контроля за деятельностью предприятия и подразделений на основе фиксированных в плане показателей деятельности.

Принципы планирования:

1. Участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом (уже на ранних этапах его составления, ибо люди скорее будут выполнять, как более близкие и понятные, те задачи, которые сами себе поставили).

2. Непрерывность, в соответствии с которой планирование должно быть не единичным фактом, а постоянным процессом (в его рамках все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что сами они послужат основой составления будущих).

3. Гибкость, предполагающая возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых плановых решений в соответствии с изменившимися обстоятельствами.

4. Согласование планов в форме координации (между подразделениями одного уровня) и интеграции (между разными) необходимость чего обусловлена взаимосвязанностью всех элементов организации.

5. Экономичность, требующая, чтобы затраты на планирование были меньше получаемого в результате результата.

6. Создание необходимых материальных и организационных условий для выполнения плана.

 

Вопрос 4.2. Виды планов

Основные типы планов:

1. Планы-цели – набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем (используется при большом горизонте планирования, поэтому исходят из непредсказуемости конкретных событий в перспективе)

2. Планы для повторяющихся действий – определяют сроки и порядок осуществления каких-либо действий в стандартных ситуациях (железнодорожное расписание). В них предусматривают «окна», которые обеспечивают свободу маневра в случае непредвиденных обстоятельств.

3. Планы для неповторяющихся действий – составляются для решения специфических проблем (программы, бюджетное поступление, распределение ресурсов).

Группы внутрихозяйственных планов:

1) Перспективные:

а. пятилетние;

б. бизнес-планы;

в. функциональные;

г. экономические.

2) Годовые:

а. план экономического и социального развития;

б. годовая производственная программа подразделения;

в. хозрасчетные годовые задания.

3) Рабочие (оперативные):

а. планы-наряды;

б. рабочие планы на отдельные периоды ответственных работ;

в. ежемесячные и ежеквартальные.

Виды планов по срокам выполнения:

  1. Долгосрочные (свыше 5 лет).
  2. Среднесрочные (от 1 до 5 лет).
  3. Краткосрочные (до 1 года).

 

Процесс контроля

Самостоятельная работа студентов:

Тема 8. Психология личности

План:

Понятие и виды коллективов

Самостоятельная работа студентов:

Понятие и сущность власти

Стили руководства

Самостоятельная работа студентов:

Сущность личного влияния

Этапы развития конфликтов

Преодоление конфликтов

Самостоятельная работа студентов:

Подготовка и принятие управленческих решений

Вопрос 13.2. Подготовка и принятие управленческих решений

Операции подготовки упр. решения:

  1. Анализ, оценка ситуации и определение проблемы (для выполнения этого необходима полная и правдивая информация);
  2. Определение цели (сложность в том, что решение может быть многоцелевым, в связи с чем производят ранжирование по уровням в виде дерева и называется такое графическое изображение «деревом целей»);
  3. Установление критериев оценки вариантов (т.е. показателей или группы показателей, при помощи которых проводится оценка разных вариантов решения).

Операции принятия упр. решения:

  1. Изготовление и анализ вариантов решения (установление разными методами определенного количества альтернативных путей решения проблемной ситуации – 3 – 7 вариантов);
  2. Выбор методов оценки вариантов, оценка и определение лучшего варианта
  3. Принятие и формирование решения (составление проекта решения, его обсуждение и формирование в виде определенных документов).

 

Функции и виды коммуникации

Барьеры коммуникаций

Самостоятельная работа студентов:

Межличностные коммуникации

Барьер восприятия.

Люди реагируют не на события, которые действительно происходят, а на то, что воспринимается как происходящее. Это связано с тем, что имеет место избирательность источников информации, избирательное внимание, искажение, запоминание. Возникают так называемые барьеры восприятия. Это:

· первое впечатление (внешность, речь, манера поведения и т. п.);

· предубеждение в отношении себя и других (недооценка или переоценка);

· стереотипы;

· эффект проекций. Человек склонен приписывать собеседнику те положительные или отрицательные черты, которые имеет сам, но которыми вряд ли обладает собеседник;

· эффект порядка. При общении с незнакомыми людьми больше доверяют и запоминают информацию, поступающую первой (вначале беседы), при общении с друзьями - информацию, поступающую последней.

Семантический барьер.

Семантический барьер возникает при вербальной форме общения (устной и письменной речи). Этот язык выработан человеком при общественно-социальном развитии.

Семантика - наука, изучающая способ использования слов и значений, передаваемых словами.

Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания. Значение используемых при общении символов выявляется через опыт и варьируется в зависимости от контекста. Это касается как отдельных слов (особенно иностранного происхождения или характеризующих личность, например порядочность), так и словосочетаний ("как можно скорее", "как только представится возможность").

Невербальные барьеры.

Невербальная форма общения - это общение с помощью языка, предоставленного человеку природой и запечатленного в жестах, интонации, мимике, позах, экспрессии движений и т. п. Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу и свидетельствуют о действительных эмоциях участников коммуникаций. Ею трудно манипулировать и трудно скрывать в любой межличностной коммуникации.

Некоторые источники утверждают, что вербальные коммуникации составляют 7% информации, звуки и интонация - 38%, жесты, пантомима - 55%.

К невербальным барьерам коммуникаций относят:

· визуальные барьеры (особенности телосложения, походка, движение рук, ног и т. д., поза и смена поз, визуальный контакт, кожные реакции, психологическая дистанция);

· акустические барьеры (интонация, тембр, темп, громкость, высота звука, речевые паузы и др.);

· тактильная чувствительность (рукопожатия, похлопывания, поцелуи и др.);

· ольфакторные барьеры (запахи).

Тема 1. Сущность менеджмента и эволюция его развития

План лекции:

Понятие менеджмента

Основные виды менеджмента

Ранние теории управления



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.176.66 (0.047 с.)