Основные части самолета и аэродинамические особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные части самолета и аэродинамические особенности



САМОЛЕТ – летательный аппарат, опирающийся в полете на крылья и движущийся с помощью силовой установки.

Воздушный кодекс РФ дает следующее определение: Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Самолет имеет крыло, фюзеляж, силовую установку, шасси и хвостовое оперение. Самолет снабжен различным оборудованием, необходимым для выполнения того или иного назначения.

Крыло. Крылом называются сразу обе плоскости (по левую и по правую стороны борта самолета), поэтому у всех современных пассажирских лайнеров одно крыло. Во время движения самолета крыло создает подъемную тягу и обеспечивает поперечную устойчивость. Поперечная устойчивость- способность самолета восстанавливать без вмешательства летчика небольшие случайные крены.

При создании самолета крылу уделяется огромное внимание, потому что именно от крыла будет зависеть безопасность выполнения полета.

Крыло снабжено механизацией (закрылки, предкрылки, спойлеры), предназначенной для увеличения подъемной силы самолета. Механизацию выпускают летчики с помощью гидравлической системы из кабины перед взлетом или посадкой.

На крыле имеются рули (по-авиационному - элероны), подобные корабельным (не зря самолет называется воздушным судном), которые отклоняются, наклоняя самолет в нужную сторону. Обычно они отклоняются синхронно на левой и правой стороне.

Также на крыле имеются аэронавигационные огни.

На передней кромке крыла находится противообледенительная система.

 

Фюзеляж. Цельная конструкция для размещения в ней экипажа, пассажиров, багажа, груза и различного оборудования.

Силовая установка.  Два двигателя и ВСУ. Создает силу тяги, необходимую для движения самолета в воздухе и на земле.

Airbus оснащен двумя двигателями. Расположены очень низко с обеих сторон крыла. Во время взлета мощности каждого двигателя достаточно, чтобы обеспечить взлет даже в том случае, если один из двигателей откажет.

Меры предосторожности: Не подходить близко к работающим двигателям!

Вспомогательная силовая установка (ВСУ)

Расположена в хвостовой части самолета, представляет собой небольшой реактивный двигатель. Работает во время полета в аварийных ситуациях и на земле. Предназначено для обеспечения запуска двигателей, обеспечения самолета электроэнергией и кондиционирования салонов на земле, и при необходимости, в полете в аварийной ситуации.

На земле, во время работы ВСУ, запрещено открывать дверь 3R, т.к. рядом с дверью находится воздухозаборник ВСУ.

Шасси. Необходимо для  разбега самолета при взлете и пробега при посадке, а также при движении и стоянке самолета на земле. Шасси трехопорные, выпуск и уборка осуществляется с помощью гидравлической системы. В случае отказа гидравлической системы пилоты выпускают шасси вручную.

Хвостовое оперение. Предназначено для обеспечения продольной и путевой устойчивости и управляемости самолета.

Вертикальное хвостовое оперение состоит из неподвижной поверхности, называемой килем, и рулевой поверхности, называемой рулем направления.

Неподвижная часть поверхности горизонтального хвостового оперения называется стабилизатором, а подвижная часть — рулем высоты.

Airbus представляет собой моноплан (планер с одним крылом) с низкорасположенным стреловидным крылом и хвостовым оперением классической схемы.

Экипаж воздушного судна состоит из 2-х пилотов и бригады бортпроводников, состав которой зависит от типа и модификации самолета.

Технические характеристики и основные размеры самолета Airbus

тип 319 320 321
длина   37.57 44.50
размах крыла   33.91 34.10
ширина фюзеляжа   3.95  
число мест   Макс.179 Макс.220
крейсерская скорость   км/ч 840км/ч
дальность полета   2900км 5500км

Центровка - (С enter of Gravity position) – положение центра тяжести

 

Топливная система

Обеспечивает подачу топлива к силовым установкам. В крыле и центроплане расположены три топливных бака: крыльевые и центральный бак. Первым вырабатывается центральный бак, затем крыльевые баки. В каждом баке имеется по два топливных насоса. Общая максимальная вместимость баков от 12700 до 15600кг, в зависимости от модификации.

Гидравлическая система

Гидравлическая система самолета обеспечивает управление системами и механизмами, определяющими безопасность полета.

Система электроснабжения

Система предназначена для обеспечения энергией всех источников, ее потребляющих. Основными источниками являются два генератора двигателей и генератор ВСУ, которые вырабатывают переменный трехфазный ток напряжением 115 Вольт. На земле возможно подключение наземного источника электропитания.

Система кондиционирования и поддержания давления.

Необходима для обеспечения жизнедеятельности и комфортных условий для людей. Система кондиционирования самолета предназначена для обогрева (охлаждения) и вентиляции кабины экипажа и пассажирского салона, а также для поддержания в гермокабине заданного давления и состава воздуха. Отбор воздуха осуществляется от силовых установок.

 

  

 


Компоновка самолета

Компоновка - взаимное расположение пассажирской кабины и вспомогательных помещений.

Палубы самолета

Самолет  имеет нижнюю и верхнюю палубы.

На нижней палубе справа по борту расположены:

· два багажно – грузовых отделения (БГО), которые состоят из небольших отсеков, где размещается багаж, груз и почта «навалом» или в контейнерах. Передний БГО вмещает 3 контейнера, задний – 4 контейнера. Каждый БГО имеет систему страховочных крепежных сеток и ограничение по размещению багажа.

Также имеется грузовой отсек BULK, который предназначен для перевозки багажа, груза «навалом», багажа экипажа, перевозки животных.

Двери БГО открываются наружу и вверх. Управляются гидравлическими и механическими замками. Открываются только снаружи.

Люк хвостового отсека BULK открывается вовнутрь и вверх с внутренней и наружной стороны механическим замком и вручную.

Две основные багажно-грузовые двери нельзя открывать, когда на ручке замка горит красная лампочка (наличие избыточного давления в гермокабине). Процедуру открытия багажников осуществляет технический персонал.

В отсеке BULK расположен красный ящик для перевозки оружия.

Все грузовые отсеки герметичны.

· Технические отсеки.

На верхней палубе расположены:

· Двери и аварийные люки на крыло;

· Кабина экипажа;

· Станции бортпроводников;

· Пассажирская кабина, состоящая из одного или двух пассажирских салонов;

· Туалетные комнаты (один в передней части слева по борту и два в хвостовой части);

· Буфетно-кухонные стойки (БКС - одна в передней части самолета и одна в хвостовой). Оборудованы всем необходимым для размещения средств обслуживания питанием и напитками пассажиров и членов экипажа;

 

 

Кабина экипажа

Кабина Аэробуса предназначена для размещения летного экипажа. Минимальное количество -2 чел.

В кабине экипажа имеется четыре кресла:

1. КВС сидит слева по борту

2. Второй пилот сидит справа по борту

3. Два откидных места для наблюдателей (инструктора или стажера)

Кресла пилотов идентичны, закреплены на рельсах и оборудованы рычагами (ручками), позволяющими перемещать кресло в направлении «вперед-назад» и «вверх-вниз».

Кресло можно отодвинуть, используя рычаг перемещения, расположенный на стороне, обращенной к середине самолета, с буквенным обозначением «Н»

Рычаг регулировки наклона спинки кресла расположен на ближайшей к борту стороне, с буквенным обозначением «recline».

Кресла пилотов имеют пять ремней безопасности:

1. 2 поясных с пряжкой

2. 1 паховый (между ног)

3. 2 плечевых

 

Плечевые ремни могут быть заблокированы при помощи рычага LOCK, расположенного за спинкой кресла.

Первое кресло для дополнительного члена экипажа в сложенном состоянии находится справа по борту при входе в кабину. Оборудовано идентичным креслу пилотов ремнем безопасности.

Второе кресло закреплено на перегородке слева за креслом КВС.

Кресла наблюдателей жестко закреплены и не двигаются.

В кабине размещено следующее аварийно-спасательное оборудование:

· Аварийный фонарь-2

· Огнетушитель HALON-1

· Аварийный топор-1

· Огнеупорные перчатки-1

· Противодымный капюшон-1

· Дымозащитные очки-4

· Стационарная кислородная система-4

· Аварийно-спасательный жилет красного цвета-1

· Спасательные канаты-4

Аварийно спасательное оборудование, расположенное в кабине экипажа, проверяют члены летного экипажа в период подготовки к рейсу.

Дверь кабины летного экипажа

Дверь оборудована: кодовым электромагнитным замком, механическим замком с ключевой вставкой и защелкой, смотровым глазком.

Дверь кабины открывается внутрь, оборудована видеокамерой.

Дверь кабины летного экипажа имеет декомпрессионную панель, которая приоткроется автоматически в случае разгерметизации для сравнения давления между кабиной экипажа и пассажирским салоном.

Декомпрессионной панелью в нижней части двери  члены экипажа могут воспользоваться, если дверь в кабину после аварийной посадки заклинило. Для открытия панели необходимо сдвинуть фиксаторы, удерживающие их, к центру двери и втащить крышку панели внутрь кабины.

Порядок входа в кабину экипажа в штатном полете и в аварийных ситуациях обговаривается с КВС перед каждым полетом старшим бортпроводником.

В соответствии с требованием по безопасности, дверь в кабину пилотов должно быть закрыта с момента запуска основных двигателей до их выключения, кроме случаев, связанных с безопасностью полета.

Два члена экипажа (один из которых пилот) обязательно должны находиться в кабине пилотов в любое время.

Механический замок

Управление осуществляется только со стороны пилотской кабины с помощью запорного рычага.

Электромагнитный замок

При подключении электропитания к бортовой сети, элетрозамок подключается автоматически. Тумблер включения находится в кабине пилотов рядом с дверью

В случае прекращения электропитания самолета или декомпрессии электрозамок автоматически открывается.

Тумблер управления в кабине пилотов расположен на центральной верхней панели, а со стороны пассажирского салона при помощи кодовой панели.

 

Кодовая панель

Состоит из:

1. Кнопочной клавиатуры;

2. Светодиодов (красного,  зеленого).

 

Нормальный доступ:

Для запроса доступа в кабину пилотов необходимо:

1. Информировать летный экипаж по интерфону  о намерении входа в кабину.

2. Набрать установленный ПИН-КОД на кодовой панели, расположенной справа от двери и нажать кнопку «#». Прозвучит звуковой сигнал в кабине экипажа. На кодовой панели мигает зеленый индикатор;

3. Услышав характерный звуковой сигнал (щелчок) и после перехода индикатора в режим устойчивого свечения, толкнуть дверь вовнутрь.

4. Лицо, запрашивающее доступ, должно быть визуально идентифицировано летным экипажем.

 

Аварийный доступ:

После звонка по интерфону в кабину экипажа для нормального доступа и при отсутствии ответа от экипажа в течение 1 мин, остается возможность аварийного открытия, используя аварийный код.

1. Набрать АВАРИЙНЫЙ КОД на кодовой панели и кнопку «#».

2. В кабине пилотов раздается однотонный многократный звуковой сигнал и на кодовой панели будет мигать зеленый индикатор.

3. Через 30 сек. дверь открывается автоматически. Световой сигнал на кодовой панели зеленый.

4. Блокировка двери снимается только на 5 сек.

 

 

Форточки в кабине экипажа.

Форточки являются дополнительными выходами, если дверь будет заблокирована.

У рабочих мест КВС и второго пилота имеется по одной сдвижной форточке. Для открытия необходимо снять со стопора, нажав на клавишу на ручке открытия форточки, повернуть ручку на 180 градусов, сдвинуть форточку назад до упора. Эвакуация через форточки происходит с использованием аварийных канатов.

Аварийные канаты расположены над форточками кабины экипажа в специальных нишах, закрываемых крышками с надписью «EMERGENCY ESCAPE ROPE».

-Для того чтобы канат стал доступен  необходимо открыть крышку, закрывающую канат.

-Извлечь канат из ниши и выбросить в открытую форточку.

-Спуститься вниз по канату.

Примечание:  Форточки могут быть открыты только изнутри.

Пассажирская кабина

ВС Airbus узкофюзеляжный самолет с одним проходом.

Пассажирская кабина состоит из одного салона экономического класса или нескольких салонов (двух и более по классам обслуживания). Между салонами имеется стационарная или передвижная перегородка.

В салоне экономического класса кресла расположены по три слева и справа по борту.

В салоне бизнес класса кресла расположены по два в ряду слева и справа по борту. Некоторые самолеты имеют конвертируемые кресла, где ряд из трех кресел легко трансформируется в ряд из двух кресел.

В зависимости от компоновки ВС размещение кресел в районе аварийных люков может быть разным. Кресельный блок может отсутствовать, может состоять из двух кресел. При наличии кресельного блока, состоящего из трех кресел, шаг между рядами увеличен. Спинки кресел имеют фиксированное положение (не отклоняются назад и вперед).

Под каждым креслом имеется аварийно-спасательный жилет желтого цвета и металлическая рамка – ограничитель для ручной клади. Она предотвращает перемещение ручной клади вперед во время касания ВС.

Кресло для пассажира оснащено индивидуальным столиком, поясными привязными ремнями безопасности. Они прикреплены к основанию кресла и снабжены пряжкой для застегивания и регулировки длины ремня безопасности. В спинке впереди стоящего кресла находится карман с инструкцией по безопасности.

Каждое кресло имеет подлокотники. Внутренние подлокотники не зафиксированы, они поднимаются и опускаются. Боковые подлокотники зафиксированы. Исключение составляют 2-3 ряда кресел в хвостовой части самолета для перевозки носилочных больных. Чтобы поднять эти подлокотники, необходимо нажать на кнопку у основания подлокотника.

На внутренней стороне подлокотника имеется кнопка регулирования положения спинки кресла.

Над пассажирским креслом располагается пассажирская сервисная панель (PSU) и включает в себя:

· Индивидуальную вентиляцию

· Кнопку вызова бортпроводника

· Световое табло «Не курить» и «Пристегнуть ремни»

· Динамик

· Индивидуальное освещение

· Аварийный кислородный блок с масками

Багажные полки находятся по обоим бортам пассажирской кабины. Полки предназначены для хранения ручной клади пассажиров, пледов, подушек. Также на багажных полках размещены аварийно-спасательные средства. Эти полки обозначены специальной маркировкой снаружи и никакое другое оборудование или личные вещи не могут быть там размещены во избежание затруднения доступа к АСО в любой момент времени.

Багажные полки оборудованы дверцей с замком, которая открывается нажатием на замок. Каждая полка вмещает багаж определенного максимального веса, который указан на табличке.

Иллюминаторы располагаются вдоль фюзеляжа с интервалом приблизительно 51 см.

Каждый иллюминатор снабжен светофильтром (шторкой), который при открывании поднимается вверх. Светофильтры на люках у выходов на крыло открываются вниз. Светофильтры открыты во время взлета и посадки для того, чтобы можно было контролировать наружные условия.

 

 

Станции бортпроводников

Размещение бортпроводников по станциям должно обеспечивать максимальную эффективность по обеспечению безопасности пассажиров в случае возникновения аварийной ситуации.

Минимальное количество станций А319-4;

Минимальное количество станций А320-5;максимальное-6.

Минимальное количество станций А321-6; максимальное-8.

Станции А319/320 расположены в передней (у двери1L) и хвостовой частях самолета.

Станции А321 расположены в передней (у двери1L),в средней и хвостовой частях самолета.

 

Станция бортпроводника - это откидное сиденье, оборудованное поясными и плечевыми привязными ремнями безопасности и подголовником. Ремни для удобства регулируются и втягиваются в спинку кресла. Также станции включают в себя панель управления, рабочее освещение, переговорное устройство interphone. На станции расположено необходимое аварийно-спасательное оборудование (красный аварийно-спасательный жилет, аварийный фонарь, инструкции по действиям в аварийных ситуациях) и стационарное кислородное оборудование.

Предполетный контроль по чек - листу:

1. Исправность механизма фиксации и регулировки поясных и плечевых ремней

2. Наличие аварийно-спасательного жилета

3. Наличие инструкций по действиям в аварийных ситуациях.

4. Исправность аварийного фонаря.

5. Комплектность, сроки годности и исправность АСО.

 

 


Буфетно-кухонные стойки

Буфетно-кухонные стойки расположены в передней (за кабиной экипажа) и хвостовой частях самолета. Каждая кухня расположена вблизи сервисной двери для скорейшей загрузки ВС предметами обслуживания.

Они предназначены для размещения и хранения продуктов питания и напитков. Еда, напитки, мусор размещаются в съемном оборудовании, которое устанавливается и закрепляется внутри специальных отсеков. Средства обслуживания, питание и напитки загружаются на борт в бортовых тележках 1/1 «ATLAS» и 1/2 «ATLAS», стандартных контейнерах.

Они оборудованы электрокипятильниками (бойлерами, кофемейкерами), электродуховыми шкафами (oven), мусоросборниками и раковинами.

В каждой кухне имеется подача воды и электроэнергии.

Холодильники на самолете не установлены.

 

Туалеты

На самолете А319/320 3 туалета: один в передней части, два в хвостовой части самолета.

На самолете А321 4 туалета: один в передней части, ……………….

 

Все туалеты одинаковые по оформлению и размерам.

Каждый туалет оборудован:

· Унитазом

· Раковиной

· Зеркалом

· Мусоросборником

· Вентилятором

· Световым табло «Вернитесь в салон/Return to seat»

· Кнопкой вызова бортпроводника

Некоторые туалеты имеют откидные столики для пеленания грудных детей.

При закрытии туалетной двери на щеколду, загорается подсветка зеркала.

Дверь туалета, при необходимости, может быть открыта снаружи. Необходимо сдвинуть пластину, расположенную над индикатором «Vacant/Occupied».

Над дверью расположены световые табло «Туалет занят/Lavatory occupied».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.117 (0.07 с.)