Права авторов произведений, науки, литературы, искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Права авторов произведений, науки, литературы, искусства



1. Сущность исключительной природы авторского права. Проблемы деления авторских прав на личные неимущественные и имущественные.

2. Личные неимущественные права

3. Имущественные права авторов

4. Ограничение авторских прав. Свободное использование произведений.

5. Срок действия авторских прав

В советский период под исключительностью понимается неотчуждаемость, неоторжимость авторских прав от личности автора, недопустимость перенесения этих прав на другое лицо.

Авторские права делятся на личные неимущественные, то есть моральные и имущественные. Эта самая распространенная классификация авторских прав. В то же время эта самая спорная классификация. Это деление имеет серьезное практическое значение: личные неимущественные права – те, которые неоторжимые от авторы, не могут передаваться другим лицам.

Личные неимущественные права. Право авторства – юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта другими лицами. Это право характеризуется следующими чертами: оно неотделимо от личности, принадлежит только создателю произведения, неотчуждаемо, от него нельзя отказаться, абсолютно; действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью; в дальнейшем существует как юридический факт, с которым все должны считаться. Возможные нарушения этого права: 1) плагиат; 2) отрицание авторства того лица, которое создало произведение.

Право на авторское имя: автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевонимом), анонимно. Автор имеет право требовать указания своего имени каждый раз при создании, публичном исполнении, передаче произведения в эфир, цитировании и ином использовании произведения. Автор имеет право требовать, чтобы его авторское имя не искажалось. Это право может быть реализовано только при обнародовании произведения. Возможные нарушения права: 1) неуказание имени; 2) искажение имени; 3) неуказание источника при цитировании; 4) раскрытие псевдонима без согласия автора.

Право на защиту произведения, включая его название от всякого искажения или иное посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Раньше это право называлось правом на неприкосновенность произведения. Суть права состоит в том, что если произведение публично исполняется запрещается вносить какие-либо изменения. Существует проблема передаваемости этого права другим лицам. 2 мнения: 1) это право неотчуждаемо и поэтому автор не может разрешать пользователям вносить изменения в свои произведения; 2) это прав не так тесно связано с личность и его можно передавать.

Право на обнародование произведение и на его отзыв. Право на отзыв – это возможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения, либо, если произведение уже было обнародовано, он может отменить действия по его доведения до всеобщего сведения, публично оповестив об этом.

Право на опубликование. Признаваемая за автором возможность выпуска в свет экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения.

Имущественные права связаны с возможностью автора по использования своего произведения: 1) право на воспроизведение, то есть право на повторное придание произведению объективной формы, допускающее его восприятие 3-ими лицами. С правом воспроизведения тесно связано право доступа, которое принадлежит автором произведений изоискусства. Под ним понимается право автора требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществить право на воспроизведения своего произведения. Большинство авторов считают, что право доступа – имущественное право, но отмечают, что в нем присутствуют неимущественные моменты.

Право на распространение экземпляров произведения любым способом, в частности право на продажу экземпляров или иную передачу права собственности.

Право на прокат оригиналов произведения.

Право импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения авторских прав.

Право на публичный показ оригинала или экземпляра произведения. Это право реализуется в отношении произведений изоискусства

Право на публичное исполнение произведения. Это право реализуется в отношении музыкальных, драматических, хореаграфических, литературных произведений.

Право на передачу произведения в эфир.

Право на иное сообщение произведения для всеобщего сведения (право на передачу произведения по кабелю)

Право на перевод произведения на другой язык

Право на переделку или иную переработку произведения.

Существуют и иные права. Например, 1) право на участие в реализации архитектурного проекта (п. 2 ст. 16); 2) авторы произведения изоискусства обладают особым правом следования (правом долевого участия) (ст. 17). Суть этого права состоит в том, что в случае каждой публичной продажи предмета изоискусства, авторы должны быть переданы 5% вырученной прибыли.

Право на вознаграждение. Касается каждого вида использованного произведения. Что понимать под вознаграждением? Ряд исследователей полагали, что авторское вознаграждения – это вознаграждение за труд, другие рассматривали его как цену за продажу произведения; третьи предлагают различать несколько форм авторского вознаграждения: 1) авторский гонорар за использовать произведения; 2) зарплату, которую получают создатели служебных произведений; 3) продажную цену произведений изоискусства. В подовляющем большинстве случаев авторское вознаграждение выплачивается автору на основании договора с пользователем. Вместе с тем, закон предусматривает 2 случая бездоговорной выплаты вознаграждения (п. 3 ст. 13, п. 3 ст. 18).

Ограничение авторских прав. Свободное использование произведения. Перечень этих изъятий закрепляется в ст, 19. Допускается без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения, но с обязательным указанием автора и источника заимствования, во-первых, цитирование произведений в объеме, оправданным целью цитирования. Во-вторых, использование отрывков из произведений в качестве иллюстрации в издания, передачах и записях учебного характера. В-третьих, воспроизведение в газетах, публичных произнесенных речей и докладов в инф. целях; 4) воспроизведение произведения по методу Брайля и другими методами для слепых; 5) воспроизведения произведений изоискусства, фотографий, которые расположены в месте, открытом для посещения, за искл. случаев когда изображение объекта является основным элементом воспроизведения; 6) воспроизведения произведений для судебного или административного производства.

Ст. 20 допускает без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения репродуцировать единичные экземпляры произведений библиотеками и архиванми, если старые утрачены или непригодны, или про запросам физических лиц, но только отдельных отрывков или статей. Репродуцировать на таких же условиях могут образовательные учреждения для учебных занятий.

В соответствии со ст. 18 допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведения произведений в единичных экземплярах физическим лицом исключительно в личных целях.


 

Авторский договор

1. Понятие АД, отграничение от смежных договоров

2. Классификация авторских договоров

3. Элементы авторского договора: стороны, предмет и объект, срок, цена, форма

4. Обязанности автора и пользователя по АД

5. Ответственность сторон

Определение АД в законе нет. Можно сформулировать след. определение: по АД автор передает или обязуется передать пользователю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами. АД представляет собой самостоятельный гражданско-правовой тип (регулируется р. 2 и 3, а также ст. 984-986 ГК). Консенсуальный, возмездный, взаимный. Вместе с тем не исключены реальные односторонние и безвозмездные договоры.

ГК упоминает договор об уступке авторских прав и договор об их передаче. Вопросы: 1) оба эти ли договора являются авторскими; 2) чем отличается уступка авторских прав от их передачи.

Ответ на 1-ый вопрос следует из анализа последующих статей закона, которые не делают различий между договором об уступке и передачи авторских прав. Отсюда вывод: и 1-ый, и 2-ой договор авторские.

Ответ на 2-ой вопрос: п. 3 ст. 984 – к договору, предусматривающему предоставление исключетильных прав в период его действия на ограниченное время применяются правила о лицензионном договоре, если иное не предусмотрено законом. Договором, по которому происходит передача имущественных прав другому лицу на весь срок их действия является договор об уступе этих прав. Т. о. в зависимости от срока, на который передаются авторских права, выделяют договоры об уступке имущественных прав и авторские лицензионные договоры.

Авторские договора необходимо разграничивать от договора подряда и трудового договора. Если стоит задачи разграничить авторский договор и ТД, то можно использовать след. критерии: 1) создано ли произведено в рамках выполнения служебного задания или нет; 2) предмет договора; даже если речь идет о творческой деятельности работника, например, штатный переводчик, то должно подразумеваться, что он выполняет трудовую функцию, а не должен достичь определенного соглашения сторон творческого результата; 3) если ТД был заключен на время выполнения определенной творческой работы, то надо принимать в расчет был ли включен такой работник в штат, обязан ли он был подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка.

От договора подряда АД можно отграничить на основе след. критериев: 1) предмет в подряде – результат обычной технической деятельности подрядчика; в АД – это результат творческой работы автора; это будет произведения науки, литературы или искусства; 2) субъектный состав- непременным участником АД является или сам автор или его законный правоприемник, например, наследник.

Классификация. В зависимости от вида произведения, по поводу которого они заключаются, выделяют АД на создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных и других произведений.

В зависимости от того, является ли предметом договора уже готовое произведение или такое, которое еще необходимо создать, различают авторские договоры заказа и авторские договоры на готовое произведение. АД заказа регламентирует требования, предъявляемые к будущему произведению (тема, сюжет, объем и т. д.).

АД, которые связаны с использованием еще необнародованного произведения или произведения, которое уже доведено до всеобщего сведения.

В зависимости от того (!) становится ли приобретатель авторских прав по договору единственным их обладателем или не становится, АД делятся на договоры о передаче исключительных прав и договоры о передаче неисключительных прав (в последнем случае пользователю разрешается использовать произведение на ровне с другими лицами, которым права переданы по договору такого же уровня).

Выделяют: 1) издательский договора; 2) постановочный; 3) сценарный договор; 4) договор о депонировании рукописи; 5) договор об использовании в промышленности ДПИ; 6) договор о публичном исполнении или сообщении для всеобщего сведения.

Элементы. Субъекты: автор или его правоприемник с одной стороны; с другой стороны – пользователь. При подготовке сборников договор заключается не только с составителем, но и с авторами всех охраняемых произведений.

После смерти автора договора заключается с его наследниками, достигшими 18 лет. Если их несколько, то необходимо общее согласие.

Пользователь произведения – это специализированная организация, основной функцией которой является осуществление издательской, театрально-зрелищной и иной аналогичной деятельности. Пользователи могут быть и ИП. В любом случае пользователь должен заключать договор для использования произведения в коммерческих целях, а не для себя.

Права по авторскому договору пользователь может переуступать другим лицам, если это прямо предусмотрено договором (п. 4 ст. 26). Что касается замены автора, авторского коллектива, привлечения соавторов и т. п., то это допускается только с согласия заказчика.

Предметом АД является имущественные права, которые создатель произведения переуступает пользователю. Но есть и другая точка зрения: предметом явлется само произведение, по поводу создания и использования которого, стороны вступают в договорные отношения.

Предметом АД являются имущественные права, а объектом является само произведение, в отношении которого эти права передаются. Причем объектом договора может быть как уже существующее произведение, так и будущее, которое еще предстоит создать. Виды имущественных прав, которые передаются по договору, должны быть точно в нем названы. Те права, которые в договоре непоименованы, считаются непереданными. Кроме того предметом АД не могут быть права, неизвестный на момент заключения договора.

Целесообразно указать в договоре, исключительные или неисключительные права передаются. Однако если этого не сделано, то это не значит, что данный вопрос не решен. В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 985 права, передаваемые по лицензионному договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Допустима передача одних имущественных прав на исключительной основе, а других – на неисключительной.

В соответствии с п.1 ст. 25 не могут уступаться права на использование произведения, которые в момент заключения договора не было известно (п. 3 ст. 986).

Срок в АД имеет несколько значений. Во-первых, стороны свободны в определении срока, на который передаются права. В принципе пользователь может приобрести эти права на весь срок охраны этих прав. Договор может быть заключен и на неопределенный срок. Это прямо предусмотрено ч. 2 ст. 26 Закона. (минимальный срок действия договора – 5 лет). В АД могут быть установлены случаи досрочного прекращения его действия. Обычно также указываются сроки выполнения сторонами принятых на себя обязательств.

Цена – авторское вознаграждение. Определяется в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения. Авторское вознаграждение может определяется и в виде фиксированной суммы или иным образом. Цена определяется по свободном усмотрению сторон. При этом ставки не могут быть ниже ставок правительства за отдельные виды произведений. Но значение минимальных баз. ставок играют роль ориентира при определении ставок.

Размер авторского вознаграждения – существенное условие АД!

Договоры обычно должны заключаться в простой письменной форме, обычно это единый документ. Часто используются стандартные бланки договоров. Однако письменная форма необязательна для договоров об использовании произведений в периодической печати.

Обязанности автора и пользователя по АД. Содержание практически не регламентируется законодательством.

Обязанности автора:

1. создать и передать пользователю произведение, которое соответствует условиям договора

2. обязан лично выполнить заказанную ему работу

3. автор должен представить заказанное ему произведение в определенный договором срок; может предоставить произведение досрочно, если в договоре не будет предусмотрено иное; произведение должно передавать в готовом виде; по соглашения сторон оно может передавать по частям. Произведение должно быть надлежаще оформлено и быть представлено в оговоренном количестве экземпляров. Сдача/приемка проивзедения офорляется обычной распиской;

4. доработка произведения по требованию заказчика (в рамках условий договора)

5. участие в подготовке произведения к использованию

6. не вправе без согласия другой стороны передавать 3-им лицам указанные в договоре произведения или часть его для использования тем же способом и в установленных договором пределах

Обязанности пользователя:

1. принять и рассмотреть представленные автором произведения. Автору должно быть направлено специальное письменное извещение об одобрении его работы. Произведение может быть откланено, если оно не соответствует условиям договора и не отвечает научным и худ. достоинствам.

2. обязан обеспечить соблюдение всех личных неимущественных прав автора, в т. ч. право на защиту репутации

3. привлечь автора к работе по подготовке произведения к использованию

4. обязанность по реальном использованию произведения

5. выплата автору вознаграждения; размер, срок и порядок выплаты определяется самими сторонами. На этот счет есть только одно предписание закона: если в договоре об издании или ином воспроизведении произведения вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы, то в договоре должен быть установлен максимальный тираж экземпляров произведения.

 

Ответственность сторон.

1. перечень мер принуждения значительно уже, чем в других гражнаско-правовых договорах, так как основные обязанности не могут быть исполнены под принуждением. Поэтому принуждение обычно разгарничивается расторжение АД, возвращением сторон в первоначальное положение, взыскание убытков и некоторыми другими мерами.

2. многие меры не могут считаться ответственностью, например, взыскание гонорара, одностороннее расторжение договора

3. ответственность автора и пользователя не совпадают между собой ни по основаниям, ни по условиям. Автор отвечает за вину, пользователь без вины, причем в полном объеме.

4. стороны могут предусматривать в договоре любые основания и формы ответственности. Наиболее типичными нарушениями авторами своих обязательств по договору являются: 1) просрочка; 2) выполнение не в соответствии с условиями договора или недобросовестно; 3) отказ автора от внесения исправлений в проивезедения; 4) нарушение обязанности лично выполнить работу; 5) нарушение исключительной лицензии и передаче произведения для использования 3-им лицам без согласия контрагента. Нарушения пользователя: 1) неиспользование; 2) нарушение целостности; 3) невыплата авторского вознаграждения; 4) утрата материального носителя


Смежные права

Римская конвенция об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и…

Институт охраны СП формировался непросто: 1) были высказаны разные мнения относительно творческих результатов артистов-исполнителей. Одни авторы считали, что в результате исполнения создается новое произведение –произведение исполнительского искусства. Они считали, что коль скоро созданные произведения носят авторский характер, то его необходимо защищать нормами авторского права; 2) никаких новых произведений не создается, но все-таки их культурных прав заслуживает обещественного признания и охраны. Для их охраны нужно создать институт смежных с авторским правом прав. Кроме этого принимался в расчет еще и тот факт, что если оценка деятельности исполнителей может быть разной, то оценка деятельности производителей фонограмм всегда одна и та же, ибо они не создают творческих результатов, а решают исключительно технические задачи.

Объектами СП являются: 1) исполнение; фонограммы, передачи организацией эфирного и кабельного вещания. Субъектами СП являются исполнители, производители фонограмм и организации передач эфирного и кабельного вещания.

Особенности СП состоят в следующем: 1) большинство из них производны и зависимы от прав создателей творческих произведений; 2) законом допускается переход конкретных правомочий от одних категорий правообладателей, который происходит автоматически при наступлении определенных юридических фактов.

Для возникновения и осуществления СП законодательств не требует соблюдения каких-либо формальностей. Вместе с тем обладатель СП может пользоваться знаком охраны: 1) латинской буквы «р» в окружности; 2) имени, наименования обладателя исключительных имущественных прав; 3) года первого опубликования фонограммы

Круг конкретных правомочий, которыми обладают носители СП уже того круга прав, которыми обладают авторы произведений При этом исполнитель имеет как личные неимущественные, так и неимущественные права, все остальные субъекты – только имущественные права.

Существенно сужены временные рамки СП.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.104 (0.032 с.)