Посмотреть П. 8 ст. 2 конвенции «учреждающей воис» от 14 июля 67 года. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Посмотреть П. 8 ст. 2 конвенции «учреждающей воис» от 14 июля 67 года.



Из смысла п. 1 ст. 139 и названия раздела 5 «Исключительные права на результаты интеллектуальной деяетльности» возникает тождественность терминов ИС и исключительные права. Причем под исключительными правами понимаются имущественные права создателей творческих результатов (ст. 938, 984). Но им принадлежат и личные неимущественные права, не имеющие экономического содержания. Они принадлежат автору независимо от его имущественных прав, сохраняются за ним в случае перехода его имущественных прав к другому лицу (ч. 3 п. 1 ст. 982) и действуют бессрочно (ст. 988). Отсюда вывод: ГК трактует термин ИС узко, поскольку понятием исключительные права, личные неимущественные права авторов не охватываются. Вместе с тем, в литературе высказывается и другая точка зрения, в соответствии с которой исключительные характер носят и имущественные, и личные неимущемственные.

Объекты закреплены в ст. 980 ГК (наизусть!)

Литературная и художественная собственность и промышленная собственность. В ГК РБ в подотрасли ИС выделяют 2 института: авторское право и смежные права; право промышленной собственности. Первый охватывает нормы, регулирующие отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки и искусства и передач эфирного и кабельного вещания. Предметом регулирования права промышленной собственности являются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционные достижений, топологии интегральных микросхем и охраны нераскрытой информации, средств индивидуализации участников гражаднского оборота, товаров, работ и услуг, мест происхождения товаров и отношения, возникающие в связи недобросовестной конкуренции.

В качестве основных задач авторского права в литературе называют 2 задачи: 1) стимулирование деятельности по создании произведений литературы и искусства; 2) создание условий для широкого использования произведений в интересах общества.

Указанные задачи авторского права связанные с его принципами:

1) принцип свободы творчества (ст. 33, 51 Конституции);

2) сочетание личных интересов автора с интересами общества: автору принадлежит монопольное право на использование своего произведения, задача же норм права в том, чтобы определить разумные границы этой монополии и обеспечить в некоторых случаях свободное использование произведения заинтересованными лицами;

3) неотчуждаемость личных неимущественных прав автора;

4) свобода авторского договора;

Право промышленной собственности отличается от авторского. Если в произведения в литературе и искусства предметом охраны является объекты, отражающие их оригинальность, то в праве промышленной собственности ценность представляют сами идеи. В качестве принципов патентного права можно называть следующие:

1. принцип признания за патентнообладателем исключительного права на использования патентообладателя. Он означает, что только патентообладатель может изготавливать, применять, вводить, продавать и иным образом вводить в хоз. оборот запатентованную разработку.

2. соблюдение разумного баланса интересов патентообладателя и интересов общества. Проявляется в том, что срок действия патента ограничен определенным сроком (20 лет).

3. предоставление охраны лишь тем разработкам, которые в официальном порядке признаны патентоспособными изобретениями, полезными моделями и промышленными образцами. Если установление авторско-правовой охраны не требует соблюдение от автора каких-либо формальностей, поскольку эта охрана устанавливается автоматически, то по патентному праву соблюдение формальностей, патентование является особым условием охраны.

4. Законом признаются и охраняются права и интересы не только панетообладателей, но и действительных создателей изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Проявляется это в том, что действительным разработчиком предоставляется право запатентовать разработку. За разработчиками во всех случаях признается личные неимущественные права на созданный объект, которые являются бессрочными и непередаваемые.

 

Гл. 60 и 61 ГК; Закон от 16 мая 96 г в ред. от 11 августа 98 г. «Об авторском праве и смежных правах»; Закон от 16 декабря 2002 г. «О патентах на изобретения, полезные модели и промышленные образцы»; Закон от 13 апреля 95 г «О патентах на сорта растений; Закон «О правовой охране топологии интегральных микросхем; Закон «О товарных знаках и знаках обслуживания»; Закон «О географических указаниях».


 

 

Объекты авторского права

1. Понятие и признаки объекта

2. Отсутствие формальностей для обеспечения охраны объектов. Знак охраны авторских прав

3. Правовое значение отдельных элементов произведения

4. Виды произведений, охраняемых авторским право. Классификация таких произведений

5. Произведения, не охраняемые авторским правом.

В соответствии со ст. 5 Закона «Об авторском праве» право расрпостраняется на произведения науки, литературы и искусства, выраженные в любой объективной форме вне зависимости от назначения и достоинства произведения. Законом охраняются как обнародованные, так и необнородованные произведения. Произведения – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами в конкретной форме, допускающий возможность воспроизведения. Т. о. произведение – благо нематериальное. В связи с этим необходимо различать само произведения, имеющее нематериальную сущность и форму его воплощения.

Материальные носители произведения могут быть уникальны, но авторское право охраняет произведения именно как систему идей. Охраняет потому, что произведение возможно воспроизвести. Поэтому авторское право сохраняется при гибели материального носители при условии, что сохраняется возможность воспроизведения.

В соответствии с п. 5 ст. 192 и п. 3 ст. 6 Закона авторское право на произведения не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведения выражено. Передача права собственности на материальный объект или право владения этим объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Для того, чтобы произведения подпадало под авторско-правовую охрану оно должно удовлетворять 2 критериям: 1) иметь творческих характер; 2) быть выраженным в какой-либо объективной форме.

Чаще всего творчество определяется как деятельность человека, порождающее нечто новое и отличающее неповторимость, оригинальностью и уникальность. Показателем творчества обычно считают новизну. Новизна может выражаться в новой форме, идее и т. д. Однако в литературе высказывалась и другая точка зрения считал, что новизна – это еще 1 критерий в произведения для того, чтобы оно стало охраноспособным. В этой связи он полагал необходимым ввести признак существенной новизны.

В науке авторского права идет дискуссия о том, всякая ли объективная форма дает возможность воспроизводить произведение. Точки зрения: 1) любая форма дает возможность воспроизвести произведение; 2) воспроизводимость – это самостоятельный признак произведения; закон охраняет только такие произведения, которые выражены в такой объективной форме, которая дает возможность их воспроизвести. Устная форма дает возможность воспроизвести произведение, но это очень непросто охранять такое произведение.

В юридической литературе было высказано мнение, что одним из критериев охраноспособности произведения должна считаться его полезность. В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона авторское право распространяется на все произведения независимо от их значения и достоинства.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона авторское право порождает сам факт создания произведения. Т. о. нет необходимости в соблюдении каких-либо формальностей. Этим наше законодательство розниться в отношении других стран. Нашим авторам предоставлено право использовать знак охраны произведения. Этот знак состоит из 3 элементов: латинской буквы «с» в окружности; имя (наименование) обладателя исключительных имущественных прав; год первого опубликования произведения (п. 2 ст. 9).

Знак охраны используется для оповещения 3-их лиц о том, что они имеют дело с произведением, охраняемым авторским правом. Но если автор не снабдит книгу знаками охраны, это не значит, что его произведение не будет охраняться.

Правовое значение отдельных частей произведения. С позиции теории литературы у произведения принято выделять юридически безразличные и юридически значимые элементы. К юридически безразличным, то есть неохраняемым элементам произведения, относится тема, материал произведения, сюжетное ядро и идейное содержание. Обобщенно в теории литературы эти элементы называю содержанием. К содержанию произведения относится и название произведения, но в соответствии с п. 3 ст. 992, если название является оригинальным, то оно пользуется правовой охраной. Юридически значимые элементы произведения – это образы и язык произведения. В науке авторского права образы именуют внутренней формой произведения, а язык является его внешней формой. Язык произведения заимствован быть не может. В таком случае используется цитирование с указанием источника.

Виды произведений, охраняемых авторским правом. С позиции самого общего подхода произведения делятся на произведения науки, литературы и искусства. Виды произведений названы в ст. 7 закона (в частности, литературные произведения, включая компьютерные программы).

Авторское право делит произведения на обнародованные и необнародованные и на опубликованные и неопубликованные. Опубликование может быть одним из способов обнародования, хотя обнародовать произведение можно и другими способами. В соответствии со ст. 4 закона обнародованием признается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного исполнения, публичного показа или иным способом. В отличие от этого опубликование считается выпуск в обращение экземпляров произведения с согласия автора в количестве, достаточным для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения. Разница правового статуса обнародованных и необнародованных произведений состоит в том, что 2-ые не могут использоваться без согласия автора при любых условиях; в 1-ом случае возможно использовать в определенных случаях.

Деление произведение на оригинальные (самостоятельные) и производные (зависимые). Это деление закрепляется в ст. 12 Закона. Оригинальные произведения – это такое, все охраняемые элементы которого созданы самим автором. В производном произведение заимствованные охраняемые элементы чужого произведения. Производному произведению предоставляется охрана, если оно характеризуется творческой самостоятельностью, то есть ему придана новая форма. И 2-ое условие возникновение авторских прав на такое произведение – соблюдение прав автора оригинального произведения. К производным произведения относятся переводы, переделка повествовательных произведений в драматические, аранжировки и оркестровки. Особым объектом авторского права признаются сборники и другие составные произведения. Они создаются путем творческое объединения в единое целое произведений, автором которых составитель не является. Его творческая деятельность заключается в том, что он сам собирает необходимые материал, располагает его по оригинальной схеме, комментирует, снабжает указателями. Если в сборник включаются произведения, охраняемые авторским правом, то дополнительным условием возникновения авторских прав составителя является соблюдение им прав авторов, включенных в сборник произведений (ч. 2 п. 1 ст. 11). Материалы, включенные в сборник, могут использоваться другими составителями для своей систематизации и обработки.

Среди составных произведений находятся и такие как энциклопедии, словари, периодические и продолжающие сборники народных и научных трудов, газет, журналов. Эти составные произведения имеют интересный правой режим. Дело в том, что у них нет авторов. Однако исключительное право на использование этих составных произведений в силу прямого указания закона закрепляется за издателями. (ч. 1 п. 1 ст. 11 Закона). Правовой режим сборника имеет и такой объект авторского права как база данных (ч. 2 п. 3 ст. 7).

Большое практическое значение для объема авторских правомочий и режима использования произведения оказывает признание его служебным. Понятие служебное произведение закон не раскрывает. Моменты, характерные для такого произведения, выводятся наукой из ст. 14 закона. В науке принято считать, что служебные произведения – это, во-первых, произведения, созданные в порядке служебного задания, причем при условии, что содержанием этого задания является именно создание произведения. Произведение можно трактовать как служебные, если его создание предусмотрено, например, планом работы ВУЗа.

Основные особенности правового режима служебных произведений. Во-первых, за самим автором признаются все личные неимущественные права на произведения. Вместе с тем автор не вправе запретить нанимателю обнародовать произведение. Во-вторых, исключительное право на использование произведение принадлежит нанимателю, если договором между ними не предусмотрено иное. Изучить ст. 13 (аудовизуальные произведения).

Произведения, не охраняемые авторским правом. Во-первых, это те объекты, которые не отвечают признакам произведения, потому что они не носят творческого характера. В силу этого не охраняются авторским правом расписания, справочники. В силу прямого указания закона авторское право на распространяется на идет, процессы, системы методы функционирования, концепции, принципы, открытия или просто информацию как таковые, даже если они воплощены в объективной форме. К числу неохраняемым авторским правом относятся также произведения, срок охраны которых истек. Во-вторых, официальные документы, например, законы, суд. решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы; государственная символика; произведения народного творчества, авторы которых неизвестны (п 1 ст. 8).


Субъекты авторского права

1. Авторы произведений. Охрана авторских прав несовершеннолетних и недееспособных авторов

2. Иностранные авторы, лица без гражданства.

3. Соавторство, условия возникновения и виды

4. Наследники, особенности наследования авторских прав

5. Иные правопреемники

Субъектов авторского права можно разделить на субъектов первоначального авторского права и субъектов производного. Основанием возникновения первоначального авторского права служит факт создания произведения, поэтому первоначальными субъектами могут быть исключительно авторы произведений, причем в качестве авторов в РБ могут выступать физические, но не юридические лица. Для статуса автора не имеет значения дееспособность лица, его возраст и т. д. Все другие субъекты – это субъекты производного авторского права. К ним можно отнести – ЮЛ, которые заключив с физическим лицом авторский договор, могут приобретать определенные права, наследники.

Иностранные авторы и лица без гражданства. Произведения белорусских авторов охраняются независимо от места их первого опубликования. На территории РБ охраняются и произведения тех авторов, которые постоянно проживают в РБ. Произведения иностранцев охраняются в РБ при условии, что они: 1) впервые опубликования на территории РБ или находятся в РБ в какой-либо объективной форме, либо пользуются охраной в соответствии с международными договорами.

Впервые в опубликованными в РБ считаются и такие произведения, которые были опубликованы на самом деле впервые за границей, но в течение ближайших 30 дней были опубликованы и в РБ.

Соавторство, условие возникновения и виды. Ключевая норма, которая регулирует режим произведений, созданных в соавторстве: авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом 2 и более лиц, принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. О соавторстве говорят тогда, когда произведение воспринимается как единое целое, как коллективное произведение, это не должно быть просто механическое соединения произведений отдельных авторов. Необходима взаимная увязка их внутренней формы и содержания. Произведение также должно быть создано совместным творческих трудом нескольких лиц, причем это должен быть не совместный процесс труда, а совместный результат труда. Вклад лиц, претендующих на соавторство, должен быть творческим.

Авторское право на коллективное произведение принадлежит всем соавторам совместно, поэтому также решаются все вопросы использования такого произведения, нужно единогласие (ч. 1 п. 2 ст. 10). Вместе с тем, соавторы могут заключить между собой соглашение, устанавливающее иной порядок осуществления авторских прав. В нем может быть предусмотрено, что осуществление авторских прав возложено на кого-либо.

Различают нераздельное и раздельное соавторство. При нераздельном соавторстве части произведения самостоятельного значения не имеют. При раздельном соавторстве произведение является единым, однако оно состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, причем известно кем из авторов сделана часть.

Практическое значение указанное деления состоит в том, что если соавторство является раздельным, то каждый из соавторов сохраняет за собой право самостоятельно распоряжаться созданной им частью произведения. При нераздельном соавторстве авторские права на произведение в целом и на любую его часть осуществляется соавторами только сообща. Нельзя говорить о соавторстве, когда создаются производные произведения.

Наследники. …. За пределами жизни автора его личные неимущественные прав сохраняются, однако как общепризнанный интерес.

Права авторов носят пожизненный характер, права наследников ограничены сроком (ст. 22). Некоторыми особенностями обладает вступление наследников в обладание авторскими правами. Как известно, наследственное преемство характеризуется универсальностью, что означает запрет на частичное принятие наследства или частичный отказ от него. Поэтому если в наследственную массу входят не только авторские права, то можно их принять вступив в фактическое владение какой-либо частью имущества. Но если наследство состоит только из авторских прав, то фактическое вступление в права наследования невозможно. Необходимо обращение в нотариальную контору за свидетельством о праве на наследство. Авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке как единое целое, не подлежащее не выделу не разделу. Наследники должны распоряжаться этими правами совместно и по взаимному согласию, а в случае спора – по решению суда. Исключение составляет только право получения гонорара. Он может делится в любой пропорции в соответствии с завещанием и соглашением.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.019 с.)