Социальное обеспечение в СССР. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное обеспечение в СССР.



1. Социальное обеспечение в СССР. Первые социальные мероприятия советского правительства.

2. Особенности социальной поддержки в условиях НЭПа

3. Развитие государственного обеспечения после второй мировой войны.

 

1. Социальное обеспечение в СССР. Первые социальные мероприятия советского правительства.

Октябрьская революция внесла решительные изменения во всю традиционную структуру, практически уничтожив ее общественное и частное содержание и заменив их государственной системой социального обеспечения. После Октябрьской революции социальная помощь и социальная защита населения становится исключительно государственным делом. Главная черта социальной политики советского государства – ее всеобщность, предполагающая охват интересов и потребностей всех слоев населения. Государство стремится установить жесткий контроль за поведением отдельного гражданина, использовать социальную политику в  качестве инструмента как экономического, так и идеологического давления. Благотворительная деятельность в тот период оценивалась как «одно из средств буржуазии маскировать свой паразитизм и свою эксплуататорскую сущность посредствам лицемерной, унизительной «помощи бедным» в целях отвлечения от классовой борьбы». Все благотворительные организации, общественные и частные были переданы Советскому государству, все благотворительные заведения были преобразованы в государственные или закрыты. И молодая власть рьяно взялась за дело. Уже 13 ноября 1917 г., на шестой день своего существования, Совет Народных Комиссаров включил в число первых мероприятий и декретов Советской власти официальное  правительственное сообщение "О социальном страховании". В группу первого декрета входят: "Положение о страховании на случай безработицы", "Положение о страховании на случай болезни", "Положение о Страховом Совете", "Положение о страховом присутствии".

Народный комиссариат государственного призрения (НКГП) проводит политику упразднения существующих органов помощи с перераспределением средств и имущества на нужды, определяемые новыми государственными потребностями. Так, 19 ноября 1917 г. упразднены благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам, 1 декабря 1917 г. - Совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии, 12 января 1918 г. - Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества, 22 января 1918 г. упразднен Алексеевский Комитет, а 24 января 1918 г. - Александровский Комитет о раненых и т. д. Все благотворительные организации, общественные и частные, в том числе больницы, были переданы Советскому государству, учебные заведения преобразованы в государственные или закрыты, богадельни расформированы. Так, например, Солдатенковская бесплатная больница, построенная в 1910-1913 годах (790 кроватей), превратилась в Больницу им. С.П. Боткина, а Дом призрения им. Боевых - в общежитие для студентов Московского университета. Из благотворительных обществ было сохранено Российское общество Красного Креста (РОКК), старейшее в системе таких обществ в мире. Оно было преобразовано и подчинено государству. В таком виде оно утратило свои важнейшие функции, в том числе помощь военнопленным во время войны. Вместе с тем в 1922 году была создана коммунистическая Международная организация помощи борцам революции (МОПР), ставившая одной из своих целей оказание «моральной и материальной помощи» жертвам «фашизма, реакции и белого террора».

Вместо упраздненных ведомств в НКГП учреждались отделы, которые курировали в той или иной степени проблемы социальной помощи данной категории нуждающихся. Например, 25 января 1918 г. создается отдел призрения несовершеннолетних, еще раньше открывается отдел по охране материнства и детства и т. д. Помимо отделов при НКГП, других исполнительных и административных организациях учреждаются самостоятельные исполнительные комитеты, функция которых — помощь и поддержка определенной категории нуждающихся.

Однако целенаправленная государственная поддержка нуждающихся как средство проведения государственной социальной политики активно начинает осуществляться с апреля 1918 г., когда образуется наркомат социального обеспечения (НКСО). Государственный орган определил новую стратегию социальной помощи, исходя из задач строительства социалистического общества.

С введением новой государственной политики в области социальной помощи начинает оформляться классовый подход в предоставлении различных видов помощи. Согласно положению о социальном обеспечении трудящихся, право на получение помощи со стороны государства имели лица, «источниками существования которых является собственный труд, без эксплуатации чужого». Новое законодательство устанавливало основные виды социального обеспечения, на которые могло рассчитывать трудовое население: врачебная помощь, выдача пособий и пенсий (по старости, в связи с потерей трудоспособности, беременным и роженицам). Источниками финансирования социального обеспечения являлись взносы предприятий, учреждений и других работодателей. Трудящиеся от каких-либо взносов освобождались. Несколько позднее Положение от 31 октября 1918 г. было дополнено правительственным постановлением, согласно которому все предприятия и учреждения, кроме частных работодателей, освобождались от уплаты страховых взносов. Расходы по социальному обеспечению государство полностью брало на себя.

К концу июня 1918 Наркомат Социального Обеспечения разделялся на следующие отделы: Отдел Охраны Материнства и Младенчества, в ведении которого находились родовспомогательные учреждения, убежища для матерей с детьми в послеродовой период, консультации по уходу и кормлению детей и тому подобное; Отдел Детских Домов; Отдел по обеспечению несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных деяниях (Отдел дефектных детей); Медицинский отдел, ведающий санаториями и лечебными учреждениями для широких масс населения;
Отдел пенсий и пособий и обеспечения инвалидов, вдов и стариков, причем на этот же отдел возложено оказание помощи революционным борцам, амнистированным, политическим и возвращающимся эмигрантам; Подотдел пайка. Ведающий выдачей продовольственных пайков семьям пострадавшим на войне; Отдел увечных воинов, в круг ведения которого входило долечивание, снабжение протезами, трудовая и профессиональная помощь, убежища для военно-увечных и их пенсионирование. Однако обеспечением социальной защитой населения продолжали заниматься и другие коммиссариаты, четкое разграничение обязанностей произошло только в 1920 году.

 

2.Особенности социальной поддержки в условиях НЭПа

С окончанием гражданской войны и введением новой экономической политики социальное обеспечение в Советской России вступило в новый период своего развития. Новая экономическая политика, которая начинает активно проводиться в начале 20-х гг., существенно меняет стратегию социального обеспечения. Основными направлениями деятельности НКСО на данный период являлись: обеспечение крестьянства и лиц «самостоятельного труда» в порядке обязательной взаимопомощи; кооперация инвалидов; социальное страхование рабочих; государственное обеспечение в городах семей красноармейцев.

Своего рода поворотной вехой стал декрет Совета Народных Комиссаров от 15 ноября 1921 г. "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом". В соответствии с этим декретом социальному страхованию подлежат лица, занятые наемным трудом в государственных, кооперативных, общественных, концессионных, арендных и частных предприятиях, учреждениях и хозяйствах. Страхованием пользовались работники наемного труда во всех случаях социального риска, в том числе при временной или постоянной утрате трудоспособности, безработице и др. Наряду с данными видами помощи органам НКСО вменялись другие виды деятельности: оказание «помощи жертвам контрреволюции», борьба с нищенством и проституцией, помощь при стихийных бедствиях, опека и попечительство. К категории жертв контрреволюции были причислены советские работники, политические амнистированные, политические эмигранты, политические беженцы, семьи выше обозначенных лиц. Согласно постановлению, им оказывалась помощь в «идее предоставления работы, одежды, жилья, определения детей в приюты, медицинской помощи больным, временной денежной помощи, пенсий.

Трудовая помощь как средство борьбы против профессионального нищенства оказывается с 1919г. Организуются распределители для нищих, - в зависимости от трудоспособности они направлялись в различные типы учреждений. Так, старики и увечные распределялись в убежища, дети – в детские дома, безработные - в отделы распределения рабочей силы, а «тунеядцы – в специальные трудовые коммуны. Однако рост нищих не уменьшался, и это связано не только с тем, что многие из них были «сформированы» в предыдущий период. Просто с таким количеством нуждающихся в поддержке и защите не могли справиться формирующиеся органы социальной помощи. Кроме того, недостаточный размер социального пособия вынуждал людей «заниматься» нищенством.
К середине 20-х гг. основным объектом деятельности НКСО становится крестьянство, что связано с массовым голодом (лето 1921 г.). Тогда голодали около 30 млн. человек (умерли около 5 млн.). У молодого советского государства не хватало средств на развитие системы социальной защиты населения, так как деньги шли на военные расходы и грандиозные памятники. Люди же могли рассчитывать только на помощь государства при непредвиденных событиях личной жизни или стихийных бедствиях. По определению понятия «благотворительность» никто не имеет морального права запрещать частным благотворителям оказывать нуждающимся помощь, но эту точку зрения не разделяло советское правительство. Например, было запрещено Максиму Горькому организовывать, обращаясь к западным писателям, кампанию помощи голодающим в Поволжье в 1921 году, не разрешалось американским благотворительным организациям оказывать помощь людям продуктами и медикаментами во время голода в 1933 году. Отправлялись назад грузы собранные европейской общественностью в виде помощи. В этой отечественной реформе системы социального призрения важное место занимала революционная идея о том, что изменения социального и политического строя в ходе революции, а затем социалистического строительства якобы сами приводят к установлению социальной справедливости и всесторонней заботе о человеке. Согласно этой идеи после революции исчезает сама необходимость в особой искусственной благотворительности, которая является особым откупом господствующих классов в пользу эксплуатируемых ими трудящихся масс. Известный русский мыслитель Писарев Д.И. развивает эту же точку зрения. В своей работе «Мыслящий пролетариат» он отмечал, что «филантропия сама по себе оскорбительна для человеческого достоинства и заключает в себе глубокую несправедливость; она принуждает одного человека зависеть в своем существовании и благосостоянии от произвольного добродушия другого такого же человека; она создает нищего и благотворителя и развращает и того, и другого. Она не уничтожает ни бедности, ни праздности».

Государственным социальным обеспечением пользовались лишь те крестьяне - участники войны, инвалиды и жертвы террора военного времени, которых было невозможно обеспечить посредством крестьянской взаимопомощи или трудоустройства в артелях или кооперациях инвалидов. Декрет Совнаркома от 14 мая 1921 г. ориентировал советские органы в центре и на местах на то, что основную тяжесть заботы о социальном обеспечении нуждавшихся должно взять на себя само крестьянство путем организации общественной взаимопомощи. Тем самым государство фактически признало, что оно не в состоянии содержать все социально не обеспеченные категории крестьян за счет государственного бюджета. Поэтому приоритетным направлением в деятельности НКСО становится работа по социальному обеспечению крестьянства, организация крестьянской общественной взаимопомощи, на которую возлагались функции само обеспечения и патронажа нуждающихся. Основными формами деятельности комитетов крестьянской взаимопомощи являлись: оказание индивидуальной помощи красноармейцам, инвалидам (пособия, ссуды, трудовая помощь); социальная взаимопомощь (общественные запашки, запасные магазины, поддержка школ и больниц, изб-читален, домов для инвалидов); правовая помощь (защита интересов малоимущего слоя при взимании налогов, отпуске леса, наделении лугами).

На основе опыта деятельности крестьянских комитетов общественной взаимопомощи позднее возникла система крестьянских обществ взаимопомощи. В сентябре 1925 г. ВЦИК и Совнарком РСФСР утвердили «Положение о крестьянских обществах взаимопомощи». Положение обязывало эти общества осуществлять социальное обеспечение семей военнослужащих, инвалидов и всех беднейших слоев деревни, «содействовать» государственным органам в оборудовании, содержании и снабжении находящихся на их территории инвалидных учреждений, больниц, школ, детских домов, яслей, бесплатных столовых. Для решения данных задач частично выделялись средства от государственных органов социального обеспечения. Постепенно на смену крестьянским обществам взаимопомощи приходят кассы взаимопомощи колхозников. Их существование законодательно было закреплено постановлением ВЦИК и Совнаркома от 13 марта 1931 г. Оно утвердило Положение о кассах общественной взаимопомощи колхозников. Этим нормативным документом кассам предоставлялось право создавать дома для престарелых, оказывать финансовую и натуральную помощь при болезни, увечье, беременности.

В стране после войны ощущалась острая нехватка продуктов питания, одежды, промышленных товаров. Решение проблемы обеспечения населения страны продовольствием в этот период было значительно усложнено засухой. Она охватила прежде всего обширные районы Поволжья и некоторые другие регионы. Для координации действий по спасению голодающих при ВЦИКе декретом от 18 июля 1921 г. создана Центральная комиссия помощи голодающим - Помгол, наделенная чрезвычайными полномочиями. Основные задачи комиссии: выяснение размеров голода, рассмотрение ходатайств о признании голодающими отдельных губерний и уездов, изыскивание средств для борьбы с голодом и др. Большое значение имело принятие в августе 1925 г. «Положения об обеспечении в порядке социального страхования инвалидов труда и членов семейств, умерших или безвестно отсутствующих инвалидов труда» Право на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности вследствие старости получали нетрудоспособные рабочие и служащие при условии достижения возраста не менее 50 лет и наличия трудового стажа 8 лет.

Проблемами инвалидов в советской России занимались общественные организации: Всероссийский союз кооперации инвалидов (Всекоопинсоюз), Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское объединение глухонемых (ВОГ). Их основной задачей было социальное обеспечение инвалидов. Осуществлялось трудоустройство инвалидов путем организации артелей и кооперативов. Особые условия труда и организации быта инвалидов вызвали необходимость создания касс взаимопомощи. Их назначение заключалось в выполнении социально-бытовых функций по обслуживанию инвалидов: организации санаторно-курортной помощи, сети детских учреждений, предоставлении ссуды. В 1931 г. происходит изменение классификации инвалидности, она определяла степень инвалидности по «возможности-невозможности» индивида выполнять трудовые, профессиональные обязанности, кроме того, учитывалась возможность нуждающегося в самом обеспечении. На основе этой классификации можно определять степень инвалидности и предоставлять ему те или иные трудовые места.

Разработка законодательства о пенсионном обеспечении по старости как самостоятельном виде социального обеспечения стала проводиться в 1928-1932 гг. Определялся возраст для получения пенсии по старости: для мужчин — 60 лет, для женщин — 55 лет; необходимый для назначения пенсий трудовой стаж устанавливался одинаковый для мужчин и женщин - не менее 25 лет. В 30-е гг. происходит переориентация в деятельности социального обеспечения, где наряду с декларированием полного государственного обеспечения трудящихся, выдвигается тезис о «борьбе со всякого рода паразитизмом и тунеядством». Основная задача социального обеспечения в эти годы — работа по трудоустройству и обучению инвалидов.

 

3. Развитие государственного обеспечения после второй мировой войны.

Социальная помощь и защита в период Великой Отечественной войны связана с проблемами помощи семьям фронтовиков, больным и раненым, с трудоустройством инвалидов, с вопросами попечения детей-сирот и другими проблемами военного времени. С конца июня 1941 г. выпускается целый ряд указов, послуживших основой для социального обеспечения семей фронтовиков. Указом от 26 июня 1941 г. регламентируется порядок выплат  пособий семьям, в 1942 г. в указ вносятся уточнения сообразно новым условиям.

Вопросы о пособиях и льготах семьям фронтовиков в период Великой Отечественной войны поднимаются и в последующие военные годы. Так, 4 июня 1943 г. принято постановление СНК СССР «О льготах для семей военнослужащих, погибших и без вести пропавших на фронтах Отечественной войны».

Социальная помощь и социальная реабилитация раненых – следующий комплекс проблем в данный период. Большой поток раненых требовал экстренных мер не только по их эвакуации, но и по реабилитации. 8 октября 1941 г. создаются комитеты помощи по обслуживанию больных и раненых бойцов Красной Армии.

Проблемы охраны детства и попечения сирот в условиях военного времени принимают новые черты. Задача теперь состоит не только в том, чтобы открыть новые учреждения, но и в том, чтобы эвакуировать вглубь страны воспитанников детских домов.

После войны с восстановлением народного хозяйства преобразуется и административная система управления социальным обеспечением, вместо НКСО образовывается Министерство социального обеспечения.

 Верховный Совет СССР 14 июля 1956 г. принимает Закон о государственных пенсиях, по которому не только расширяется круг лиц, которым предоставляются пенсии, но и самостоятельную отрасль выделяется законодательство о социальном обеспечении. Практически положено начало всеобщему государственному пенсионному обеспечению трудящихся. В январе 1961 г. изменяется положение о Министерстве социального обеспечения РСФСР, где его функции по сравнению с 1937 г. значительно расширяются. Согласно постановлению Совмина РСФСР, на Министерство возлагались следующие функции: выплата пенсий;
организация врачебно-трудовой экспертизы; трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов; материально-бытовое обслуживание пенсионеров, многодетных и одиноких матерей; предоставление протезно- ортопедической помощи. В 1964 г. принимается Закона пенсиях и пособиях членам колхозов. Тем самым в стране осуществляется всеобщее государственное пенсионное обеспечение. В сентябре 1967 года состоялся Пленум Центрального Комитета КПСС. На нем рассматривались вопросы повышения благосостояния советского народа. Был снижен пенсионный возраст для колхозников, инвалидов, жителей Крайнего Севера. Повышены пенсии инвалидам Отечественной войны. Все это улучшено материальное положение более чем пяти миллионов пенсионеров.

Материальное обеспечение социально нуждавшихся категорий населения осуществлялось на основе трех сложившихся систем: государственное социальное обеспечение, обслуживавшее военнослужащих, членов творческих союзов, учащихся и ряд других категорий граждан за счет государственных, республиканских и местных бюджетов; государственное  социальное страхование, распространявшееся на рабочих и служащих и находившееся в ведении профессиональных союзов; источником его финансирования являлись взносы предприятий, учреждений, организаций и бюджетных дотаций; социальное обеспечение колхозников, средства на которое формировались из отчислений от доходов колхозов и дотаций по государственному бюджету.

Независимо от системы, материально обеспечивавшей граждан, они были полностью освобождены от уплаты каких-либо взносов на социальное обеспечение или страхование. С завершением в основном процесса своего становления в 60-е гг. советское социальное обеспечение функционировало на таких принципах: «Социальное обеспечение в СССР организовано на социалистических принципах. Принципы организации социального обеспечения в СССР проникнуты духом социалистического гуманизма, подлинной заботой о человеке. Правом на социальное обеспечение пользуются в равной степени все народы Советского Союза. Социальное обеспечение осуществляется полностью за счет государственных и общественных средств. Трудящиеся СССР не производят никаких отчислений из своего заработка и доходов на нужды социального обеспечения. Советскую систему социально обеспечения характеризуют доступность условий обеспечения и широкий охват населения».

Отметим, что благотворительная деятельность, породив в начале нынешнего столетия социальную работу, не исчезла, а продолжала существовать наряду с ней в качестве непрофессиональной помощи нуждающимся.

Вытеснить из общественного сознания пренебрежительное отношение к прошлому, третирование достижений России, в том числе и в деле культурного строительства - обязанность современной  благотворительности. В начале 30-х годов Шаляпин Ф.И. с горечью писал: "«...все эти русские мужики, Алексеевы, Мамонтовы, Сапожниковы, Сабашниковы, Щукины - какие все это козыри в игре нации. Ну, а теперь – это кулаки, вредный элемент, подлежащий беспощадному искоренению! Я никак не могу отказаться от восхищения перед их талантами и культурными заслугами. И как обидно мне знать теперь, что они считаются врагами народа, которых надо бить". И не надо отказываться, а следует наоборот возрождать опыт предков и брать из него самые удачные способы работы, следует учиться на чужих ошибках, а не повторять их.

Отсутствие целостного взгляда на российское общество как не систему приводило к тому, что в советской историографии и социологии исследовались лишь отдельные структурные звенья (в основном рабочий класс), в то время как другим не уделялось почти никакого внимания. За весь советский период не вышло ни одной работы, посвященной феномену российской благотворительности. Но все же в Советском Союзе существовали общественные организации, которые по формальным признакам можно отнести к организациям третьего сектора, поскольку их задачей было выполнение некоторых задач, связанных с социальной работой, а так же представительством интересов некоторых социальных групп (Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество «Знание», Совет ветеранов Великой Отечественной войны). Эти организации можно охарактеризовать как корпоративные структуры, поскольку они обладали абсолютной монополией на представительство интересов определенных групп населения. С другой стороны, эти организации имели косвенное значение для выполнения социальной работы, поскольку она почти целиком выполнялась государственными учреждениями. Их социальной задачей был скорее социальный контроль и поддержание общественного порядка, так как они были созданы и полностью контролировались государством. К тому же, помимо членских взносов их основным источником финансирования было государство.

Лекция 8.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.016 с.)